Кинестетическая апраксия: признаки, причины возникновения, методы лечения

Разновидности

Кинестетическая апраксия подразделена на три основных разновидности:

  • кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия;
  • идеомоторная;
  • идеаторная.

Идеаторная кинестетическая апраксия понимается как нарушение экстракинетических энграмм памяти, в которой содержится пространственно-временной идеаторный план, определяющий путь, которому будут следовать двигательные функции, каким образом будут действовать конечности и их части, последовательность, ритм и скорость движений.

Данное расстройство провоцирует нарушения непривычных и сложных действий, в то время как обычные, самые простые действия сохраняются. Формулы действий, которые хранятся в экстракинетической памяти, направляют такие комплексные движения, применяя кинетические, тактильные и первичные визуальные способности, чтобы осуществлять эти движения. Повреждения экстракинетических энграмм либо препятствие, которое возникает в процессе их формирования, способствует разрыву и ошибкам в идеаторной концепции, а иногда и к абсолютной неспособности их реализации.

Полагается, что артикуляционная кинестетическая апраксия является следствием разрыва связи между экстракинетическим хранилищем и хранилищем кинетических энграмм, так же, как и разрыв связи с новыми тактильными, оптическими и акустическими стимулами, что способствует развитию апраксии одиночных простых моторных действий.

Общая информация

Неврологи под праксисом понимают автоматизированное выполнение однажды выученных движений. Двигательный акт выполняется «на одном дыхании» в том случае, если у человека не наблюдается патологий в зрительно-пространственной ориентировке.

Не менее важен не прекращающийся поток информации о том, как выполняются «автоматические» действия.

При апраксии нарушаются только двигательные навыки. Расстройства движения при этом отсутствуют. Человек, у которого диагностировали апраксию, утрачивает навыки самообслуживания и использования даже самых простых бытовых приборов.

Всего неврологи выделяют следующие виды нарушений двигательных навыков:

  1. Зрительно-пространственное.
  2. Эфферентное.
  3. Афферентное (кинестетическое).

Нередко диагностируются нарушения речевого праксиса. Но рассматриваются они в отдельном порядке.

1. Исследование пространственного праксиса

Пространственный праксис имеет теменно-затылочную локализацию. Это обусловлено тем, что для пространственного восприятия необходим синтез зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетического чувства. Иначе не доступны пространственные координаты действия.Пространственный праксис, являясь сложной по структуре функцией, осуществляется за счет третичной коры мозга обоих полушарий. Правое полушарие обеспечивает непосредственную ориентировку в пространстве, а левое – опосредованную словом или другими внешними опорами (логическая организация пространства) . Пространственный праксис связан с право-левой ориентировкой, конструктивной деятельностью (рисунок, бытовые действия) и другими высшими формами движений и действий, в которых принимают участие лобные доли мозга. Точнее пространственный праксис можно обозначить как синтетическую гностико-праксическую деятельность. В ней неразрывно связаны и гностические, и праксические элементы. Например, нельзя рисовать только на основе гнозиса (представления об образе рисуемого), необходимо и его праксическое (двигательное) воплощение. Многие люди хорошо представляют себе то, что хотели бы нарисовать («видят картины»), но не способны воплотить воображаемое в виде рисунка.

  1. Одноручная проба с воспроизведением положения руки сидящего напротив исследователя Врач попеременно прикасается к одноименному или противоположному глазу, уху или щеке. Больной должен повторить жест, мысленно изменяя положение руки, преодолевая тенденцию к зеркальному воспроизведению позы.

наличие пространственных ошибок

  • Импульсивность, приводящая к ошибкам;
  • Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность);
  • Патологическая инертность выполнения заданий;
  • Выраженные ошибки при воспроизведении позы;
  • Полная невозможность воспроизведения позы.
  1. Рисунок стола и куба (Лурия А.Р., 1973). Больному предлагается выполнить рисунок объемных объектов (стол, куб). Оценивается, может ли больной выполнить задание сам или ему приходится использовать образец; отмечаются искажения деталей и пропорций изображения, игнорирование сторон.
  • Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность); инертность;
  • Утеря перспективы;
  • Микрография;
  • Игнорирование стороны;
  • Дисметрия, пространственные искажения, пространственный поиск (нарушение пространственной организации действий);
  • Фрагментарная стратегия.
  1. Тест «Рисование часов».
  • Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность);
  • Микрография;
  • Нарушения целостности круга;
  • Нарушения правильного расположения цифр внутри циферблата;
  • Расположение цифр вне циферблата;
  • Воспроизведение лишь части цифр;
  • Ошибки в расположении стрелок;
  • Игнорирование стороны.

цифры в правильных местах

Что делать

Из всего вышеперечисленного понятно, что сервер с такими ошибками программ нуждается в перепрограммировании. И пользователь, столкнувшись с такими явлениями, либо обратится в отдел техподдержки, либо найдёт специалистов по ремонту компьютерной техники. А какими должны быть действия людей, заметивших похожие проявления заболевания у себя или близких родственников?

Прежде всего следует помнить, что практически все агнозии являются следствием органического поражения определённых зон мозга, следовательно, заговорами и молитвами вылечить и устранить данные явления невозможно. Всё что требуется – это вовремя обратиться к специалистам.

Что касается проявления агнозии в детском возрасте, то родители должны четко понимать, к каким последствия может привести в данной ситуации бездействие: обычно несформированность и недоразвитость гнозиса ведет к отставанию в развитии и мышления, и памяти, и эмоций, и социальной адаптации. Девиз «Всё нужно делать вовремя» особенно актуален в детском возрасте. Агнозия поддаётся коррекции, и этот факт нельзя игнорировать.

Диагностика и лечение диспраксии

Первичное обследование проводится психиатром, неврологом, офтальмологом и логопедом. Для того, чтобы понять на какой стадии развития сейчас болезнь, проводят тесты и задания.

На начальной стадии предлагаются следующие тесты:

  • Ребенку нужно одеться/раздеться.
  • Попеременная ходьба: медленно, быстро, на пятках, на цыпочках.
  • Нарисовать геометрическую фигуру, животное.
  • Коснуться правого и левого уха по очереди.
  • Глазами следить за предметом.
  • Перекрещивание ног.
  • Собрать пазл или решить головоломку.
  • Вырезать ножницами простую фигуру.
  • Беседа с лечащим врачом для понимания, на сколько сформирована речь, может ли ребенок отвечать на вопросы и поддерживать диалог.

Коррекция диспраксии подразумевает медикаментозное лечение и целый комплекс занятий со специалистами: невролог, логопед, дефектолог и физиотерапевт.

Само заболевание лечится без последствий и инвалидности. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем эффективнее окажется терапия. Когда ребенок долгое время растет с подобными речевыми расстройствами, то безусловно это отражается на дальнейшем обучении. Успеваемость падает, больному плохо дается чтение и письмо.

Клинические проявления

В клинической картине первичной диспраксии преобладают симптомы, развивающиеся в раннем возрасте. Больные не способны фиксировать взгляд на одном предмете. При этом отмечаются нарушения в циркадном ритме сон-бодрствование. На фоне двигательных нарушений замедляется физическое и моторное развитие: ребенок отстает от сверстников по росту, массе тела, пропорциям, поздно начинает ползать и ходить.

В дошкольном возрасте формируются нарушения осанки различной степени выраженности, боковое искривление позвоночника, ощущаются боли в области спины и др. Дети испытывают трудности в обучении. Возможно формирование дисграфии. Больные путают стороны и испытывают трудности в незнакомой обстановке, что связано с нарушениями ориентировки в пространстве.

Указанные симптомы приводят к повышенной раздражительности и трудностям в общении. В результате развивается тревожность и депрессивные расстройства. Ребенок предпочитает оставаться один, отдаляясь от коллектива в школе.

Клинические проявления во взрослом возрасте схожи. У пациентов нарушаются движения и речь. При этом часто выявляются симптомы первичного заболевания, например, параличи, нарушения чувствительности и др.

Особенности нарушения речи при артикуляционной диспраксии

Артикуляционная или оральная диспраксия — вариант патологии, при котором недоразвита речь. Заболевание возникает в результате нарушения тонуса артикуляционных мышц, приводящего к проблемам с усвоением и воспроизведением звуков. У детей с подобными нарушениями отличаются следующие симптомы:

  • сложные фонемы заменяются простыми;
  • в словах могут отсутствовать отдельные звуки;
  • слога в словах располагаются неправильно, а фонемы перемешиваются;
  • аграмматизм и нарушения в лексике различной степени выраженности;
  • больные плохо формируют сложные предложения и фразы.

Артикуляционная диспраксия отличается от моторной алалии и дизартрии, несмотря на то, что все три заболевания проявляются нарушениями речи.

В отличии от дизартрии, оральная диспраксия имеет следующие особенности:

  • знакомые, автоматизированные фонемы произносятся без ошибок;
  • количество и выраженность ошибок зависит от состояния пациента и окружающих условий (если человек испытывает страх или другие сильные эмоции, фонетика нарушается значительно);
  • пациенты при произношении звука стараются расположить части артикуляционного аппарата (губы, язык, небо) в правильную позу.

В отличии от моторной алалии, больные с диспраксией имеют следующие особенности:

  • лексикон развит достаточно и может немного отставать от возрастной нормы;
  • предложения и фразы построены грамматически правильно;
  • человек может оперировать словами, составлять стихотворения, пословицы и др.;
  • устное и письменное составление текстов не нарушено.

При одновременном возникновении диспраксии у детей с дизартрией или моторной алалией диагностика заболеваний существенно затруднена. У больных отмечаются выраженные дефекты во всех частях речи: грамматике, лексике и фонетике.

Лечение

Лечебные мероприятия при афферентной кинестетической апраксии в первую очередь направлены на устранение этиологического фактора. На сегодняшний день специальных терапевтических методик для эффективного избавления от этой патологии не существует. Среди наиболее эффективных лечебных мероприятий, которые способствуют достижению стойкого положительного результата, выделяют следующие:

  • назначение медикаментозных препаратов, которые способствуют нормализации кровоснабжения структур мозга, улучшению процессов доставки в мозг жизненно важных веществ;
  • постоянный контроль артериального давления, проведение мероприятий в целях его нормализации;
  • применение антихолинэстеразных медикаментов в целях повышения эффективности нейропсихологических функций;
  • восстановление пораженных зон мозга и прочих органов;
  • оперативное вмешательство (к примеру, удаление опухоли).

Лекарственные средства, воздействие которых направлено на замедление прогрессирования симптомов этой патологии, практически неэффективны в отношении рассматриваемой болезни. Терапевтические мероприятия зависят также от разновидности расстройства. Современные медики отдают предпочтение индивидуальным методикам для каждого отдельного пациента. Они могут включать: физиотерапевтические мероприятия, трудотерапию, логопедию, восстановление когнитивных процессов, устранение этиологических факторов.

Источники

  • http://VashNevrolog.ru/nervno-myshechnye-zabolevaniya/kinesteticheskaya-afferentnaya-apraksiya-vid-apraksii-lipmanna.html
  • https://www.neboleem.net/apraksija.php
  • https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/2839-apraksiya
  • https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/apraxia
  • http://fb.ru/article/458796/kinesteticheskaya-apraksiya-priznaki-prichinyi-vozniknoveniya-metodyi-lecheniya

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны  передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах.  Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве.  Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии

Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена

Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

АПРАКСИЯ

— утрата навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и др.) без выраженных признаков центрального пареза или нарушения координации движений. Возникает при поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария. При этом страдают обе половины тела.

В клинической неврологии выделяют несколько основных видов апраксии:

  • идеаторная апраксия — обусловлена утратой плана или замысла сложных действий (например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по коробку, потом достает спичку и протягивает ее ко рту). Больные не могут выполнять словесных заданий, особенно символических жестов (грозить пальцем, отдавать воинское приветствие и др.), но способны повторять, подражать действиям исследующего. Возникает при поражении надкраевой извилины теменной доли доминантного полушария (у правшей — левого) и всегда двусторонняя;
  • конструктивная апраксия – страдает, прежде всего, правильное направление действий; больным трудно конструировать целое из частей, например, сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, треугольник, квадрат). Очаг поражения расположен в угловой извилине теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства также двусторонние;
  • моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина, отличается нарушением не только спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию. Она часто односторонняя(например, при поражении мозолистого тела она может возникнуть только в верхней конечности). Больного просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок и т.д., но больной хотя и понимает задание, но не может его выполнить, проявляя полную беспомощность. Даже если показать, как это делается, все равно не может повторить движение;
  • оральная апраксия — при поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария (у правши — левого), обычно сочетаясь с моторной афферентной афазией. Больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произнесения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо;
  • лобная апраксия — при поражении лобной доли — происходит распад навыков сложных движений и программы действий с нарушением спонтанности и целенаправленности. Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или инертным и стереотипным движениям, которые он не исправляет и не замечает.

Что такое просодические компоненты в речи в логопедии

Просодика — это (в логопедии) комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи. Помимо содержания разговора, важна ее просодическая сторона.

Компоненты просодики речи в логопедии:

  • темп и ритм;
  • логическое ударение;
  • тембр;
  • интонация;
  • тон.

Нарушение просодики означает невыразительную и безэмоциональную речь

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Развитие просодической стороны речи

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром. Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции. Для развития просодики в разговоре детей используются игровые упражнения:

  • ритм и темп голоса развивает упражнение прочтения одного стишка несколько раз с разной скоростью;
  • тембр голоса развивает звукоподражание животным;
  • интонацию тренирует произнесение одного слога разными эмоциями (страх, радость, печаль).

Словесное ударение

Словесное ударение — выделение определенного, чаще всего одного слога, в слове. Слог, который оказывается под ударением всегда произносится с большим усилием и выделением в нем гласного звука. Если разобрать ударение с просодической стороны, то слог выделяется из-за удлинения времени звучания и изменения частоты тона. Ударение бывает таким:

  • динамическое;
  • музыкальное;
  • экспираторное;
  • тоновое;
  • количественное;
  • тоническое.

Говорить голосом персонажа

Развитию просодики помогает подражание голосу персонажа из мультфильма или сказки. Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

Дополнительная информация! Читая сказку и подражая героям, проводится параллель между письменной и устной речью.

Читать диалоги в книгах голосом животных развивает речь

Говорим с выражением

Грамотная речь в логопедической сфере, это не только правильно произнесенные слова, но и ее выразительность и эмоциональность. Все люди имеют разные уровни компонентов просодии, но общая экспрессивная окраска разговора у всех похожа. Для прививания просодики в разговоре, логопеды логопедические педагоги советуют делать упражнения на использование в разговоре максимально выраженной экспрессивности. Каждую эмоцию необходимо выражать максимально сильно.

Что делать, если ребенок в 3 года говорит только первые слоги слов

Просодическая сторона речи у детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют нарушения просодических компонентов. У этих детей неразборчивая без эмоциональная речь, с однотонным темпом и ритмом. Голос имеет контраст: либо слишком высокий, либо низкий. Отличительной особенностью является ослабленный речевой выдох. Ограниченные возможности здоровья ребенка с ОНР не должны стать помехой для формирования у ребенка правильно поставленной речи. Перед непосредственным прохождением программы по просодии, ребенка рекомендуется отправить на обследование, чтобы избежать обучения по неверной методике.

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Для формирования просодики у детей с дизартрией необходимо регулярно выполнять специальные логопедические упражнения. Они включают игровые, двигательные, музыкальные и речевые задания. Выполняются они не только в ДОУ, но и по приходу домой. Сначала ребенок делает зарядку, с элементами логоритмических упражнений. После проводится занятие по звукопроизношению и развитию разговорного языка. Желательно проводить занятие по методикам разных авторов. В каждой работе можно найти разные варианты упражнений, чтобы детям не было скучно.

Дополнительная информация! Занятия должны включать музыкальную распевку, для вырабатывания ритма и темпа.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР).  Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Зрительные агнозии

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector