Когнитивные функции человека

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. 

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления

А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

Внимание

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т. д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом

Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:

  1. структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т. д.);
  2. структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т. д.).

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности

Виды внимания

  1. непроизвольное, если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).
  2. произвольное, если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью.

Характеристики внимания

  • Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания.
  • Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
  • Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
  • Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.

Коммуникативные качества

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

УУД по физкультуре

Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

  • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
  • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
  • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания

Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека

Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

Технические приемы

Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу. В рамках поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний используются различные педагогические техники. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД. Математика — предмет, в котором можно использовать:

  • «Свои примеры». Обучающиеся придумывают задачи, готовят примеры по новому материалу, предлагают идеи по дальнейшему применению полученной информации.
  • «Помощь учителю». Преподаватель максимально использует обстоятельства, при которых дети могут оказать ему содействие. Например, педагог предлагает им добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к контрольной работе.

Развитие познавательных психических процессов

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др.  Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

  • цвет;
  • запах;
  • вкус;
  • тактильные ощущения.

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация;
  • абстрагизация.

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

ИЗО

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

  • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
  • Средний: схожесть частичная – отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
  • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант — самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.

Когнитивные функции и процессы

Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.

Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.

Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.

Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.

Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:

концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.

Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.

Какие виды познавательной деятельности существуют

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

  • обыденный;
  • научный;
  • художественный;
  • религиозный.

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.

Общее определение

Познавательные способности – это развитие интеллекта и процессов овладения знаниями. Они обнаруживают себя в процессе успешного решения различных задач и проблем. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний.

Познавательная деятельность человека возможна в силу того, что он обладает способностью отражать для себя в сознании реальность. Познавательные способности – это следствие как биологической, так и социальной эволюции человека. Как в младшем, так и старшем возрасте они базируются на любознательности. Это своеобразная мотивация мышления.

Умственные способности человека участвуют как в познавательной деятельности, так и в переработке информации, полученной нашим сознанием. Мышление – идеальный инструмент для этого. Познание и преобразование информации являются разными процессами, которые происходят на психическом уровне. Мышление осуществляет их взаимодействие.

Познавательные способности – процессы, отражающие и переводящие материальный в идеальный план. Когда мысль проникает в суть объекта мышления, наступает понимание.

Мотивацией к осуществлению познавательной деятельности является любознательность. Это тяга к получению новой информации. Любознательность – проявление познавательного интереса. С ее помощью происходит как спонтанное, так и упорядоченное познание мира. Не всегда подобная деятельность безопасна. Особенно это заметно в детском возрасте.

Так, например, познавательные способности детей дошкольного возраста преимущественно спонтанны. Ребенок стремится к новым объектам и способам действия, которые впоследствии он реализует, желает попасть в новое пространство. Это порой приводит к проблемам и сложностям, может быть небезопасным. Поэтому взрослые начинают запрещать для ребенка этот вид деятельности. Родители могут противоречиво реагировать на любознательность ребенка. Это налагает отпечаток на поведение малыша.

Некоторые дети будут стремиться исследовать даже опасный объект, а другие не сделают в его сторону и шагу. Родители должны удовлетворить тягу малыша к новым знаниям. Сделать это максимально безопасным, но наглядным способом. В противном случае познавательные способности либо снизятся из-за ограничивающего страха, либо перерастут в неконтролируемый процесс, когда ребенок без ведения родителей попытается сам получить интересующую информацию. В обоих случаях это негативно отразится на процессе познавания мира ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector