Перфекционист, сверхчувствительный, безразличный: почему мы такими становимся
Содержание:
- «Понимание в философии и психологии». Введение в предмет. Методология. Предмет и основные положения психологии понимания.
- Понятие в теории решения задач
- Перечень вопросов из философии и теории познания, используемых при анализе проблемы понимания.
- б) Дополнительная:
- Дети – сами по себе
- Черная кошка
- Проблемы понимания
- Понимание в философии.
- Понимание в философии
- Только вместе с другими
- Сравнимые и несравнимые понятия
- Виды понятий
- Понятие в психологии
- Перечень
- Пять ключей
«Понимание в философии и психологии». Введение в предмет. Методология. Предмет и основные положения психологии понимания.
- Введение в предмет. Характеристика предмета понимания
Цели и задачи изучения дисциплины.
Понимание – это раскрытие смысловой стороны воспринимаемой предметной реальности, явлений, процессов, поведения, событий (ниже смотри и другие определения понятия «Понимание».
В структурной организации какого-либо процесса — это также раскрытие смысловой характеристики посредством анализа его внутренних связей, элементов, частей, и их отношений, в том числе причинно-следственных. В итоге — это выявление внутренних связей и обретение ясности общей их картины, её понимание, исходя из ценностных позиций человека. С такой точки зрения механизмы понимания выступают как способы и процедуры смыслообразования.
14 стр., 6828 слов
Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей 3
… понимания в общении. Объектом исследования выступает процесс понимания других людей. Предмет исследования — проявление интуиции и эмпатии в понимании других людей … другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как «вчувствование», умение распознавать эмоции … ситуации неопределенности общения интуиция характеризуется как знание: возникает в неопределенной ситуации, субъективно …
Понятие в теории решения задач
Теория решения задач — теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту — предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи.
Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:
- Понятия образуются на основании свойств.
- Существует два основных класса свойств — внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
- При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
- Понятие в традиционном его понимании — это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
- Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.
В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.
Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации». Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.
Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.
Перечень вопросов из философии и теории познания, используемых при анализе проблемы понимания.
- Классическое определение истины: 2. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения: 3. Теория истины, полагающая истинным знанием, то, которое полезно и практически применимо: 4. Критерий истины, согласно марксизму: 5. Категория познания, выражающая то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности: 6. Уровень научного познания, фиксирующий внешние признаки вещей: 7. Уровень познания, обосновывающий внутренние признаки вещей: 8. Метод познания, предложенный Р.Декартом: 10. Произведение Ф.Бэкона, в котором изложен его метод познания. 11. Пути познания мира человеком (чувственное, раеречень циональное; для человека «принять на веру, характеристика каждого из них).
7 стр., 3362 слов
б) Дополнительная:
1. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2005.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, МОДЕК, 2010.
3. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. //Психологический журнал. 2005. Т.26, № 1, с.18-23.
4. Знаков В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1986. № 3.
5.Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении. // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
6. Куницына В.К. Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2002.-544с.
5. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. JI. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. — 480 с.
7. Мещеряков Б.Г. Лицо человеческое. Макиавеллизм: правда и ложь в повседневной жизни / Б.Г. Мещеряков, Л.В. Некрасова. // Человек: Иллюстрированный научно-популярный журнал. 2005. № 6. С. 87-95.
8. Рубинштейн С.Л. О понимании //Проблемы общей психологии. М., 1973.
9. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 (гл. 4 «Роль понимания в запоминании), (гл. 5 «Влияние запоминания на понимание»).
10.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.
11. Щербакова О. В. Когнитивная переработка комических текстов //Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Смоленск: «Универсум». 2008. — С. 208 — 213.
12.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 668с.
Дети – сами по себе
Сегодня жизнь такова, что взрослые и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов – за исключением, конечно, сна. А общаются еще меньше.
Работающие мамы могут уделить сыну или дочке 30 минут – не больше. Ни задушевных разговоров, ни обсуждения детских проблем. А вот замечания по поводу поведения ребенка, как правило, очень категоричны. Иные взрослые просто не считают нужным «опускаться» до их проблем. Вот у них лично – да, заботы серьезные, а у детей – ерунда. Только духовно слепые могут так обращаться со своими близкими. А потом в старости жалуются, что дети их забыли.
Будет настоящее живое общение – все шероховатости, ссоры, конфликты исчезнут. И тогда каждый станет спешить вечером домой, где можно просто поговорить по душам.
Черная кошка
Когда семья распадается, супруги говорят, что перестали понимать друг друга. Если расходятся коллеги по работе, то, значит, между ними пробежала черная кошка. То есть внезапно появилась неприязнь, отчуждение и даже недоброжелательность по отношению друг к другу. И вообще царит полнейшее неразумение.
Что такое понимание? Сегодня это одна острейших проблем в мире. Без этого невозможно наладить отношения ни между отдельными людьми, ни между целыми странами.
Но начнем с научного определения. Что такое понимание в философии? Это такая универсальная операция нашего мышления, которая усваивает новое содержание и включает его в систему уже устоявшихся представлений и идей. По сути — результат восприятия речи, какого-то сообщения. Сюда входят сведения, различные знания об окружающем или же внутреннем мире того или иного человека.
Так что если хотите, чтобы вас поняли с первого слова, учитесь четко выражать свои чувства и мысли.
Проблемы понимания
- Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.
- Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается её результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей её познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.
- Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.
Понимание в философии.
Изучение данного подраздела необходимо в ходе овладения студентами философских знаний с двух позиций.
Первая касается первоосновы взаимоотношений человека с окружающим миром – закономерностей теории познания, полученных при изучении Вузовского курса философии, но вновь рассматриваемых с точки зрения обоснования положений по проблеме понимания (субъект, объект, отражение мира, объективная и субъективная реальности, знание, познание мира, его активный характер и виды: чувственное, рациональное и специфически свойственное лишь человеку «принять на веру»).
Их роль в становлении целостной картины мира у человека.
Вторая позиция – изучение современных представлений по проблеме понимания: анализ представлений различных авторов (А.А.Смирнов, М.М.Бахтин, В.В.Знаков, А.А.Брудный, Г.Г. Гадамер, Хайдеггер М.) в аспекте философских подходов к проблеме понимания (в целом которые могут охарактеризовать понимание как способ бытия человека в мире).
Понимание в герменевтике, семиотике. Философские представления о системной организации и операциональной структуре проявления понимания у человека. Данная вторая позиция будет рассматриваться более подробно в структуре последующих лекций.
Понимание в философии
Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства (Г. Риккерт). Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика.
А. Брудный различал три поля понимания, в рамках которых реализуется три различных способа понимать.
В первом поле: «что есть, то и доказано». По его словам — это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, о котором некогда было сказано, что «факты — упрямая вещь». В то же время из-за того, что реальность дана человеку фрагментарно, и она изменчива, понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира.
Таким образом, первое поле понимания зачастую начинает пересекаться со вторым полем, в котором «что доказано, то и есть». Второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач.
Третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов. Латинское textus собственно и значило «связь», «соединение» или «ткань». Под текстом подразумевается связная, компактная, воспроизводимая последовательность знаков или образов, развернутая по стреле времени, выражающая некоторое содержание и обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию. Под это определение подпадают разнообразные повествовательные тексты.
Только вместе с другими
Любой успех основан на хороших отношениях дома или на работе
А если учесть, что все люди разные, то очень важно уметь установить с ними контакт. Как это сделать? Конечно, интуитивно каждый из нас чувствует, когда надо, например, промолчать или поддержать другого, как-то выручить его
То есть понять.
А вообще, что такое понимание? Определение такое. Это особое качество личности, способность постигать и осознавать мотивы поведения другого. Также умение объяснять и пропускать через свой разум и сердце то состояние, в котором находится ваш собеседник.
Наверное, каждый встречал людей, которые сразу «видят» человека в его затруднениях, стремлениях, могут быстро разглядеть его душу, посочувствовать. Жизненный опыт им подсказывает правильный ход. И это хорошо.
Однако в практической психологии есть несколько эффективных техник. Их можно освоить. Тогда и ваши контакты с другими станут более теплыми, дружественными, прочными. А рядом с однодумцами можно и горы свернуть.
Сравнимые и несравнимые понятия
Кроме того, разные понятия могут быть сравнимыми или несравнимыми. Сравнимыми считаются такие понятия, в содержании которых имеются общие признаки. Несравнимыми принято называть такие понятия, которые по своему содержанию значительно далеки друг от друга. Сравнимыми являются два понятия, которые различаются по содержанию, но совпадают полностью или частично по объему. Тождественными (равнозначными) являются понятия, объемы которых совпадают. В качестве примера мы можем рассмотреть квадрат и правильный четырехугольник или куб и правильный шестигранник; чётные числа и числа, кратные двум. Пересекающиеся – понятия, объемы которых совпадают только частично, или пересекаются. Например, прямоугольник и ромб или число, кратное 2, и число, кратное 3; месяцы третьего квартала года и летние месяцы. Одно из понятий может быть подчинено другому. Например: действительные и рациональные числа; правильный многоугольник и квадрат; тождественные преобразования и сокращение дроби; линейная функция и константа.
Понятия, пересечение объёмов которых пусто или равно нулю, называют несовместимыми понятиями. Для таких понятий характерно наличие общего рода.
Виды понятий
По объёму
По объёму понятия можно разделить на единичные, общие и пустые. В объём единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) — например, «русский писатель Антон Павлович Чехов», «столица Дании». В объём общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объём пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель», «круглый квадрат»). Объем общего понятия может быть конечным или бесконечным. Так, понятие «простое число» имеет бесконечный объем, а «простое число, меньше 20» — конечный объем (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19). Кроме того, уменьшая объем общего понятия, мы можем прийти к понятию единичному (х – простое число, 36<х<38; получим единичное понятие – число 37).
По содержанию
По содержанию понятия делят на положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные (разделительные); конкретные и абстрактные; эмпирические и теоретические.
1. Положительные понятия фиксируют наличие у предмета какого-либо признака (например, «опрятный человек»), отрицательные указывают на отсутствие этого признака у предмета («неопрятный человек»). Если отрицание «не» или «без» («бес») стало частью слова и без него это слово не употребляется («неряха»), такое понятие также считается положительным.
2. Относительное понятие обозначает предмет, существование которого подразумевает существование некоторого другого предмета («ученик» — «учитель»). Безотносительное понятие обозначает предмет, существующий вне подобной зависимости («человек», «дерево»).
3. Собирательным называется понятие, обозначающее множество однородных предметов, которое мыслится как единое целое («стая», «флот»). Собирательные понятия могут быть общими («лес») или единичными («Созвездие Волопаса»). В отличие от собирательного, несобирательное (разделительное) понятие указывает не на группу, а на отдельный предмет («дерево», «звезда»).
4. Понятие называется конкретным, если оно относится к предмету или классу предметов (например, «дом»), и абстрактным, если оно отражает свойства, признаки предмета, взятые отдельно от него самого (например, «белизна», «доброта»), или отношения между предметами (например, «равенство»).
5. Эмпирические понятия есть понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические — о ненаблюдаемых объектах. Если эмпирические понятия вырабатываются на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, то теоретические — на основе опосредованного анализа некоторого класса объектов или явлений при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.
Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики, например «электрон»; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин».
Понятие в психологии
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью ; возрастное развитие понятий и т. п.
Методы исследования понятий
Основная статья: Методы исследования понятий
В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.
В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.
Возрастное развитие понятий
Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие изменениям понимания пространства с переходом от одной возрастной стадии к другой.
Предпонятия
Основная статья: Предпонятие
Ж. Пиаже обнаружил, что на когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.
Исследование Выготского — Сахарова
Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своём классическом исследовании, пользуясь , представляющей собой модификацию , установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий.
Житейские и научные понятия
- Основная статья:
Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.
При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.
Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.
Перечень
вопросов для контрольных работ для студентов
СПО 3 курса Факультета психологии БашГУ
2014 – 2015 уч.года.
1. Понимание как познавательная и экзистенциальная проблема
2. Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании
3. Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора
4. Понимание как проблема психологии мышления
5. Психологическое исследование самопознания
6. Психологическое исследование правды, неправды, самообмана.
7. Психология понимания «вранья» и обмана.
8. Когнитивные и личностные детерминанты понимания ситуаций манипулятивного поведения
9. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения
Сравнительный анализ макиавеллизма личности у людей разных профессий
10. Понимание как междисциплинарная проблема.
11. Проблема понимания в философии.
12. Проблема понимания в психологии.
13. Проблема понимания в герменевтике.
14. Семь основных направлений исследования понимания в современной психологии. Суть каждого направления.
15.. Способы понимания в концепции А.А. Брудного.
16. Соотношение терминов: информация, знание и понимание; понимание нового и известного.
17. Понимание и объяснение как основные методы исследования в гуманитарных и естественных науках. П.П. Блонский о типах объяснения.18.. Понимание как когнитивный процесс: сходство и различие в понятиях «знание», «мышление» и «понимание».
18.. Психологические условия, необходимые для взаимопонимания.
19. Определение понятий «межличностное понимание» и «взаимопонимание».
20. Основные условия взаимопонимания в общении.
21. Эмпатия и идентификация как механизмы изменения ценностно-смысловых позиций в диалогическом общении.
22.. Социально-психологические характеристики понятий маскулинности, андрогинности и фемининности.
23..Самопознание и самопонимание: их сходство и различие, современные направления исследования.
24.. Различие в понятиях гендер и пол.
5 стр., 2201 слов
Антропология и психология будущего проблемы, поиски и решения
… РАН, 1997 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2 … жизни нашего общества. Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в …
25. Маскулинность, андрогинность и фемининность как ключевые понятия изучения гендерных психологических различий.
26.. Три основные формы понимания.
27. Психологическое исследование самопонимания и самопознания.
28. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения.
29. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии (В.А. Шеллинг, Дж. Брэнсфорд, А. Пайвио).
30. Личностное знание и понимание.
31..Психологическое исследование самопонимания в зарубежной психологии.
32. Психологическое исследование самопознания.
33.. Сравнительная характеристика взглядов на понимание В.В. Знакова и А.А. Брудного.
34. Три типа понимания в герменевтике.
35. Стадии и ступени понимания согласно А.А. Смирнову.
36. Уровни понимания для иностранных текстов.
37. Структура понимания в психологии.
38. Понимание в концепции М.М. Бахтина.
39. Эмпатия как механизм понимания в развитии межличностных отношений.
40. Особенности понимания в общении между мужчинами и женщинами.
41. Семантическое направление научного анализа понимания.
42. Понимание в структуре мышления.
43. Философско-психологическое понимание любви.
44.. Суть коммуникативного подхода изучения понимания.
Пять ключей
Однако чтобы по-настоящему глубоко понимать другого, надо знать пять важных принципов и следовать им.
1. Осмыслить и признать потенциал иного человека. Каждый родившийся имеет свои возможности и резервы — умственные, физические, бытовые. Порой он их даже и не осознает. В школе не помогли их раскрыть, родители тоже прошляпили. Но если вы начнете подходить к этому человеку, думая, что он способен на большее, лучшее, то все эти качества в нем проявятся. Ваша вера, рука помощи нужна людям, чтобы изменить свою жизнь.
2. Надо уметь слушать. Мы все вроде и много общаемся, но как-то неполно. Ты ему говоришь – а он не слышит. Не входит в твое положение. Думает о своем. От твоих проблем отмахивается. Не пытается помочь. А если бы было иначе, упали бы барьеры между людьми.
3. Не надо ставить оценки. Если кто-то всех других считает ниже себя, то собеседник ему уже неинтересен. И никакой серьезной сопричастности к нему иметь не хочет. Люди обычно сразу начинают незнакомых оценивать. И судят о них по первому впечатлению. А на это достаточно всего полминуты. Потом сложившееся мнение очень трудно изменить. Но надо постараться понять человека. Узнать его взгляды, убеждения. Именно такой путь приоткрывает, например, в новом сотруднике то, что поначалу было скрыто.
4. Всегда будьте честны и открыты. Зачем притворяться? Это только осложнит вашу жизнь. Говорите всегда правду. Допустим, вам не нравится этот человек, а вы утверждаете, что, наоборот, очень даже приглянулся. Но ваши глаза, жесты, то есть невербальное общение, выдадут вас с головой. Только искренние чувства придают смысл контактам с окружающими. Так что не бойтесь быть самим собой.
5. Помогайте другим стать лучше. Для этого надо создавать такую обстановку, в которой человек раскрепостится и сам начнет, не таясь, говорить с вами открыто, дружелюбно.
Ничего не может быть лучше хороших отношений. Это понимаешь лишь тогда, когда они испорчены. А как все вернуть обратно? Это очень проблематично.