Явление отчуждения в психологии

Понимание отчуждения в марксизме

Марксистское понимание отчуждения формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией отчуждения, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об отчуждении, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание отчуждения.

От анализа отчуждения в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К.Маркс и Ф.Энгельс перешли к изучению отчуждения в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов отчуждения в экономической сфере.

В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: отчуждение от процесса и результатов труда, отчуждение рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, отчуждение рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят отчуждение из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845–46) и особенно в экономических работах Маркса 1860–70-х гг. в качестве источников отчуждения выступают глубокие социально-экономические изменения — капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Научный фундамент анализа отчуждения был укреплён учением о товарном фетишизме, составной частью экономической теорий марксизма.

В своих работах Маркс и Энгельса раскрывают следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе:

  1. Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «…отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему…».
  2. Отчуждение условий труда от самого труда. «…Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,… общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила». Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила…».
  3. Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «…созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним».
  4. Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес «…принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности». В процессе исторического развития углубляется отчуждение эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.
  5. Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества. Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,— всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией. Отчуждение характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологического отчуждения (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты.

Понимание отчуждения как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса, об эксплуатации как «действительном проявлении» отчуждения, в марксистской трактовке социальных институтов и личности.

Литература

  • Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956;
  • Маркс К., Энгельс Ф. Капитал, Соч., 2 изд., т. 23—25;
  • Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33;
  • Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962;
  • Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сборнике: Человек, творчество, наука, М., 1967;
  • «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968;
  • Ойзерман Т. И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965;
  • Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N.Y., 1964;
  • Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N.Y., 1969;
  • Geyer R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972.

Психическое расстройство

До в начале 20-го века, психологические проблемы были упомянуты в психиатрии как состояния умственного отчуждения, подразумевая, что человек стал отделенным от себя, их причины или мира. С 1960-х отчуждение снова рассмотрели в отношении клинических состояний волнения, как правило используя широкое понятие о ‘шизофренике’ (‘разделение’) процесс, взятый из психоаналитической теории. Разделение, как говорили, произошло в рамках регулярного развития ребенка и в повседневной жизни, а также в более чрезвычайной или дисфункциональной форме в условиях, таких как шизоидная индивидуальность и шизофрения. Различное понятие отчуждения и самоотчуждения использовалось, чтобы связать внутренние шизоидные государства с заметными признаками и с внешними социально-экономическими подразделениями, обязательно не объясняя или свидетельствуя основную причинную обусловленность. R.D. Laing особенно влиял при утверждении, что неблагополучные семьи и социально-экономическое притеснение вызвали состояния отчуждения и онтологической ненадежности у людей, которых можно было считать адаптацией, но которые были диагностированы как беспорядки господствующей психиатрией и обществом. (Laing, 1959). Определенные теории, связанные с Laing и другими в то время, широко не приняты, но работа с других теоретических точек зрения иногда обращается к той же самой теме.

В связанной вене, для Иэна Паркера, психология нормализует условия социального отчуждения. В то время как это могло помочь группам людей эмансипировать себя, это служит роли репродуцирования существующих условий. (Паркер, 2007). Это представление может быть, видят как часть более широкой традиции, иногда называемой Критической психологией или Освободительной психологией, которая подчеркивает, что человек запутан в пределах социально-политической структуры, и поэтому является психологическими проблемами. Точно так же некоторые психоаналитики предполагают, что, в то время как психоанализ подчеркивает экологические причины и реакции, он также приписывает проблемы людей к внутренним конфликтам, происходящим от раннего психосоциологического развития, эффективно отделяя их от более широкого продолжающегося контекста. Slavoj Zizek (привлекающий Герберта Маркюза, Мишеля Фуко и психоанализ Жака Лакана) утверждает, что в сегодняшнем капиталистическом обществе, человек раздельно проживающий от их сам через репрессивный судебный запрет, чтобы «обладать!» Такой судебный запрет не позволяет комнату для признания отчуждения и, действительно, мог самостоятельно быть замечен как выражение отчуждения. (Zizek, 1994).

Фрэнц Фэнон, ранний писатель о постколониализме, изучил условия objectification и сильного притеснения (отсутствие автономии) полагавший привести к расстройствам психики среди колонизированного в Третьем мире (в особенности африканцы) (Фэнон, ( 1961).

Процесс ‘злостного отчуждения’ наблюдался в отношении некоторых психиатрических пациентов, особенно в судебных единицах и для людей маркировал ‘трудным’ или кому не нравится, по крайней мере, некоторый штат, который включает крах терапевтических отношений между штатом и пациентами, и который может закончить в самоубийстве пациента. Люди с долгосрочными расстройствами психики, которые, возможно, первоначально произошли от социального отчуждения, могут испытать особое социальное и экзистенциальное отчуждение в пределах своих сообществ из-за и потенциально их собственных отрицательных отношений других людей к себе и ‘странному’ поведению.

Социальная изоляция

Социальная изоляция относится к “Чувству того, чтобы быть отдельным от сообщества”. Нил и Коллас (2000: 114), подчеркивают центрированность социальной изоляции в современном мире: “В то время как социальная изоляция, как правило, испытывается как форма личного напряжения, его источники глубоко включены в общественную организацию современного мира. С увеличенной изоляцией и распылением, большая часть наших ежедневных взаимодействий с теми, кто незнакомцы нам и с кем мы испытываем недостаток в любых продолжающихся общественных отношениях. ”\

Начиная с падения Советского Союза и конца холодной войны, мигранты из Восточной Европы и развивающихся стран стекались в развитые страны в поисках лучшего уровня жизни. Это привело ко всем сообществам, становящимся искорененным: больше полностью часть их родин, но ни один не объединялся в их принятые сообщества. Литература диаспоры изображает тяжелые положения этих мигрантов, такие как Hafid Bouazza в Paravion. Senekal (2010b: 41), спорит, «Сообщества С низким доходом или религиозные меньшинства могут чувствовать себя отделенными от господствующего общества, приводя к обратным реакциям, таким как общественные беспорядки, которые произошли во французских городах в октябре 2005. Факт, что беспорядки впоследствии распространение в Бельгию, Данию, Германию, Нидерланды, Испанию, Грецию, и Швейцарию, иллюстрируют, что мало того, что эти сообщества чувствовали себя отдельными от господствующего общества, но также и что они нашли сообщество в своей изоляции; они расценили себя как родственный алкоголь».

Normlessness

Normlessness (или что Дюркгейм, называемый аномией) “, обозначает ситуацию, в которой социальные нормы, регулирующие отдельное поведение, сломались или больше не эффективные как правила для поведения”. Этот аспект относится к неспособности отождествить с доминирующими ценностями общества или скорее с тем, что, как воспринимают, является доминирующими ценностями общества. Симен (1959: 788), добавляет, что этот аспект может проявить особенно отрицательным способом, “Бесцельная ситуация может быть определена как та, в которой есть высокое предвкушение, что социально неутвержденные поведения требуются, чтобы достигать данных целей”. С этим отрицательным проявлением имеют дело подробно Кэтрин Росс и Джон Мировский в серии публикаций по недоверию, беспомощности, normlessness и преступлению.

Neal & Collas (2000: 122), пишут, “Normlessness происходит частично из условий сложности и конфликта, в котором люди становятся неясными о составе и осуществлении социальных норм. Внезапные и резкие изменения происходят в жизненных условиях, и нормы, которые обычно работают, больше могут не казаться соответствующими как рекомендации для поведения”. Это — специфический вопрос после падения Советского Союза, массовых миграций от развития до развитых стран и общего смысла разочарования, которое характеризовало 1990-е (Senekal, 2011). Традиционные ценности, которые были уже подвергнуты сомнению (особенно в течение 1960-х) были выполнены дальнейшим скептицизмом в 1990-х, приводящий к ситуации, где люди полагаются чаще на их собственное суждение, чем на учреждениях власти:» Человек не только стал более независимым от церквей, но и от других социальных институтов также. Человек может сделать более личный выбор в намного большем количестве жизненных ситуаций, чем прежде” (Хэлмен, 1998: 100). Этот выбор не обязательно «отрицателен»: исследование Хэлмена нашло, что европейцы остаются относительно консервативными нравственно, даже при том, что власть церкви и других учреждений разрушила.

История понятия

Еще древние философы, такие как Платон и Аристотель, посвящали свои труды понятию отчуждения. Эту эстафету у них перенимали следующие поколения философов, развивавшие мысли предшественников вплоть до Нового времени. Их всех объединяло то, что в их понимании отчуждение ограничивалось сферами политики и экономики, а это никак нельзя назвать исчерпывающей трактовкой данного понятия.

Постараемся разобраться в этом вопросе более детально, так как тема довольная обширная и требует углубленного изучения.

Рекомендуем: Ощущение нереальности происходящего

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Отчуждение – явление многостороннее. Оно может возникнуть в каждой сфере нашей жизни, поэтому и выделяют несколько разновидностей.

1. Отчуждение на работе. Не всем посчастливилось заниматься любимым и радостным делом: кто-то мечтал о сцене, а вынужден зарабатывать на жизнь тяжелым трудом секретарши, например. Сидя на рабочем месте «от звонка до звонка», незаинтересованно, чисто механически выполняя поручения начальства, люди проводят свое время.

С коллегами отношения такие же «механические». Люди считают, что никак не могут повлиять на рабочий процесс, поэтому не привязаны к работе. Более того, они считают время, проведенное там, потраченным впустую.

Это суровая действительность. Как не почувствовать себя одиноким и ненужным своему же государству? Чувство незащищенности, неприятный осадок в душе и неуважительное отношение способствуют отдалению.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии

3. Отчуждение людей, живущих по соседству. Как зовут ваших соседей? Хотя бы как они выглядят? Кто живет рядом с вами? Семья? Пожилая пара? Снимают квартиру студенты? Большинство людей не смогут ответить на эти вопросы. И это не ерунда, это тоже увеличивает пропасть между людьми.

4. Отчуждение от потребностей. Порой мы часто отказываем себе в удовлетворении каких-либо потребностей, что входит в привычку и, в конечном счете, эти потребности «отпадают» как рудимент.

5. Отчуждение от самого себя. Самое страшное из всего. Ты перестаешь принимать самого себя и постепенно отрываешься от своей собственной личности.

Давайте разберем аспекты отчуждения с психологической стороны:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Бессилие. « Я не могу ничего сделать», « Я не могу ни на что повлиять», «Мое решение (действие) ничего не изменит» – знакомо? Человек уверен в этом и пытается убедить окружающих людей в своей бесполезности, даже не пробуя ничего сделать.
  • Бессмысленность. «А какой в этом смысл?» – нет смысла, нет цели, нет стремления. Жизнь, которую проживают впустую, плывет по течению, окрашенная в серые краски.
  • Отсутствие норм поведения. Нагрубить? Обращаться на «ты» к незнакомому человеку? Чего только не встретишь в мире утраченных моральных ценностей.
  • Изоляция. Мир меняется, его структура тоже, вместе с этим мы оказываемся в большей изоляции, чувствуя себя одинокими.
  • Замкнутость. Мы теряем связь с окружающим миром, погружаемся в себя по тем или иным причинам, не замечая ничего вокруг.

Серьезная болезнь

Отчуждение человека – наисерьезнейшая проблема, которая может быть вызвана психическими заболеваниями, а также может и сама стать болезнью. Если человек этим болен, то сначала мир кажется далеким и покрытым туманом, а после начинается отдаление от самого себя.

Давайте попробуем выделить симптомы болезни:

  • Дереализация. Человек оказывается в родном доме, но для него все незнакомое и чужое. Мир видится будто сквозь матовое стекло, становится бесцветным, люди теряют свою значимость.
  • Деперсонализация. Собственное тело, кажется, больше не твое тело, и воспринимаешь его со стороны. Не воспринимаешь ни свои мысли, ни потребности, отделяешься от себя.
  • Отчуждение в семье. Если работа в тягость и оттуда возвращаешься, еле волоча ноги, то дома ожидаешь встретить понимание и поддержку. А там зачастую одно разочарование: взаимные претензии, упреки. Не имея возможности и желания оправдать надежды друг друга, люди становятся чужими, отдаляясь все больше и больше.
  • Отчуждение и отдых. Как часто сейчас, видя насилие, жестокость или человека, попавшего в беду, хватаются за телефон, чтобы сделать злосчастное селфи, вместо помощи? Когда окружен этим, то чувства притупляются, и ты становишься безразличным и жестоким.

Отчуждение – это болезнь. Болезнь, с которой необходимо бороться. Необходимо преодолеть пропасть, отделяющую нас от внешнего мира, от других людей.

Проблема отчуждения – одна из самых актуальных проблем современного общества. Необходимо найти способы ее решения. А начать стоит с себя самих. Помочь открыть дверь в подъезд соседке, руки которой заняты. Не пройти мимо упавшего человека, помочь ему встать. Подать в магазине с высокой полки товар низкорослому человеку.

Рекомендуем: Инфантильность — это

Быть добрее, открытее. Не забывать про человечность. Учиться сострадать.

Помощь бабушек и дедушек

Родителям может быть очень тяжело с девочками, так как они очень эмоциональны. По этой причине они тяжело переносят обиды, замечания, критику и унижения. Дедушка и бабушка могут помочь, достаточно просто оказывать внучке эмоциональную поддержку, уменьшать драматизм и быть менее критичными к девочке. То же самое касается отношения к дочери.

С мальчиками дело обстоит немного иначе. Зачастую сыновей воспитывают, как добытчиков и помощников для своих родных и близких. Соответственно, отношения с родителями для них являются первичными. Чтобы не произошло разлада в семье, бабушка и дедушка могут стремиться ладить с избранницей или супругой сына, помогать им с детьми.

Важно понимать, что если в семье и существуют периоды отчуждения, не следует допускать того, чтобы они носили постоянный характер. Несмотря на то что повзрослевшие дети могут сказать родителям о своем нежелании с ними разговаривать, статистические данные свидетельствуют об обратном

Чаще всего они дают шанс своим родителям возобновить общение и понять свои ошибки. А делать первый шаг навстречу для сближения или нет, зависит от родственников.

Все прекрасно понимают, что дети и родители любят друг друга несмотря ни на что. Но гордость, обиды и недомолвки часто мешают нам сделать действие для возобновления теплых взаимоотношений с родственниками.

Социальное включение

Социальное включение, обратное из социального отчуждения, является политикой равных возможностей, чтобы изменить обстоятельства и привычки, которые приводят (или привели), социальное отчуждение.

Всемирный банк определяет социальное включение как процесс улучшения способности, возможности, и достоинства людей, ставивших в невыгодное положение на основе их идентичности, чтобы принять участие в обществе.

Социальные министры Включения были назначены, и специальные установленные единицы, во многой юрисдикции во всем мире. Первый министр для Социального Включения был Премьер-министром Южной Австралии Майк Рэнн, который взял портфель в 2004. Основанный на Отделении Социального отчуждения Великобритании, установленном премьер-министром Тони Блэром в 1997, Рэнн установил Социальную Инициативу Включения в 2002. Это возглавлялось монсеньором Дэвидом Кэппо и обслуживалось единицей в отделе Премьер-министра и Кабинете. Кэппо сидел на Исполнительном комитете Южного австралийского Кабинета и был позже назначен Социальным комиссаром по Включению с широкими полномочиями обратиться к социальному недостатку. Кэппо разрешили бродить через агентства, данные, что у большей части социального недостатка есть многократные причины, требующие «соединенного», а не единственного ответа агентства. Инициатива вела большие инвестиции Южным австралийским правительством в стратегиях сражаться с бездомностью, включая установление Точек соприкосновения, строя высококачественные квартиры в центральной части города для «грубых спящих» бездомных, улицу к Домашней инициативе и гибкой программе изучения ICAN, разработанной, чтобы улучшить школьные ставки задержания. Это также включало основное финансирование, чтобы обновить психиатрические службы после «Усиления» Кэппо отчета, который сосредоточился на потребности в сообществе и промежуточных уровнях ухода и перестройке услуг нетрудоспособности. В 2007 австралийский премьер-министр Кевин Радд назначил Джулию Гиллард национальным первым Социальным Министром Включения.

Отношения

Одно понятие, используемое в отношении определенных отношений, является понятием родительского отчуждения, где ребенок дистанцирован от и выражает общую неприязнь к одному из их родителей (кто, возможно, развелся или отделился). Термин не применен, где есть жестокое обращение с детьми. Родительское отчуждение могло бы произойти из-за определенных влияний или от родителя или могло следовать из социальной динамики семьи в целом. Это может также быть понято с точки зрения приложения, социального и эмоционального процесса соединения между ребенком и сиделкой. Приемыши могут чувствовать себя отчужденными и от приемных родителей и от биологических родителей.

Семейное отчуждение между родителями и взрослыми детьми “приписано многим биологическим, психологическим, социальным, и структурным факторам, затрагивающим семью, включая беспорядки приложения, несовместимые ценности и верования, невыполненные ожидания, критические жизненные события и переходы, родительское отчуждение и неэффективные коммуникационные образцы”. Степень отчуждения положительно коррелировалась с уменьшенным эмоциональным функционированием в родителе, который чувствует потерю идентичности и клейма.

Отношения приложения во взрослых могут также включить чувства отчуждения. Действительно, эмоциональное отчуждение, как говорят, является распространенным способом жизни для многих, испытывают ли это как подавляющее, или не допускают в посреди социально-экономической гонки или способствует на вид несвязанным проблемам.

Сферы отчужденности

Можно выделить несколько сфер жизни человека, в которых он может проявить вышеперечисленные признаки. Во-первых, отчужденность от учебы. Порой каждому из нас приходилось видеть студента, который, отвечая на семинаре, пресным голосом рассказывает учебный материал. Или, скажем, школьник, который объясняет свою незаинтересованность предметом тем, что «это ему в жизни не пригодится». Во-вторых, в некоторых семьях может быть лишь видимость благополучия, но на самом деле нет тепла и искренности, есть только формализм и повторяющаяся монотонность. Третья сфера – это отчужденность от работы. К сожалению, это одна из основных сфер жизнедеятельности человека, которую он готов оправдать необходимостью содержать себя и свою семью. И, наконец, четвертая сфера отчужденности – от общества, в котором живет человек. Порой в эту сферу попадают, как ни странно, именно некогда активные люди, которые стремились играть значимую роль в политической или общественной жизни, но по каким-либо причинам столкнулись с равнодушием и инертностью граждан.

Что означает понятие «отчуждение имущества»?

Отчуждение имущества – это передача другому лицу различных вещей, акций, ценных бумаг. В гражданском праве даётся простое определение, отчуждением имущества является передача движимого и недвижимого объекта в собственность другому лицу.

Если смотреть на это с другой стороны, то можно сказать, что отказ от права пользования и передача вещей во временное пользование не является отчуждением имущества. Также к этой категории нельзя относить и отказ от права на интеллектуальную собственность.

Отчуждению не могут подлежать объекты интеллектуальной собственности и услуги различного вида. А вот денежные средства и вещи – это то, что отчуждается.

Право собственности может возникнуть в следующих ситуациях: обмен, покупка или изготовление вещи, дарение или наследование, присвоение найденной вещи. Права собственности могут возникать на движимое и недвижимое имущество. Перечень объектов, на которые может распространяться это право, закреплено в законе РФ. И что самое главное, этот список постоянно пополняется. Право собственности прекращается в том случае, если лицо отказывается от вещи или уничтожает её. Недвижимый объект может отчуждаться в том случае, если земельный участок изымается для государственных нужд. Также, если собственник ненадлежаще пользуется земельным участком.

Отчуждая имущество, между сторонами могут заключаться разные договора:

  • купли-продажи;
  • обмена;
  • дарения.

При оформлении первого договора объект или вещь передается покупателю после оплаты продавцу, указанной и оговорённой стоимости. Такая же история происходит и при продаже прав на имущество.

При заключении второго договора одно лицо имеет право обменять вещь на другую, более важную и стоящую для него на данный момент. В таком случае лица, участвующие в сделке, являются и покупателями и продавцами одновременно.

Ведь они обязуются передать и принять имущество или вещь, которое ранее принадлежало другому лицу.

Что касается договора дарения, то вещь передаётся одаряемому. Он ей может пользоваться безвозмездно. При этом даритель имеет полное право освободить одаряемого от имущественных обязательств одаряемого.

Стоит отметить, что отчуждение имущества может принимать форму пожертвования. Это практически то же самое, что и дарение, но только представляет собой передачу имущества для общественной цели. Если лицо не выполняет взятые на себя обязательства, то отчуждения происходит по решению суда. Лицо, которое ранее владело правом на имущество, теряет его после того, как оно передаётся другому лицу. Так как последний сразу же принимает это имущество и у него возникает законное право собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector