Кто такой нейропсихолог?

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

зеркально пишет;
пропускает буквы;
переставляет части слов при письме;
имеет проблемы с переключением;
плохо концентрирует внимание;
не любит рисовать;
запинается, быстро утомляется;
присутствуют тики или навязчивые движения;
рассеян;
имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии» Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений» Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Детский нейропсихолог

Что лечит детский нейропсихолог?

Нейропсихология – направление психологии, изучающее взаимосвязь функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.

Детский нейропсихолог – психолог, который занимается диагностикой и коррекцией восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения у детей.

Нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности психических функций у ребенка, определяет сферы, которые недостаточно развиты и составляет индивидуальную программу, направленную на развитие проблемных зон.

Когда необходима консультация детского нейропсихолога

Ребенок неусидчивый, трудно концентрирует внимание;
Ребенок плохо усваивает и запоминает учебный материал;
У ребенка имеются нарушения моторики;
Ребенок гиперактивный или наоборот слишком медлительный;
Ребенку поставлен диагноз ЗПР, ЗПРР, СДВГ, ММД;
Ребенок невнимательный, легко отвлекается и ему трудно сосредоточиться;
Ребенок пропускает буквы в словах или пишет зеркально;
Ребенок отстает в развитии от сверстников;
У ребенка имеется задержка речи или другие речевые нарушения;
Консультация нейропсихолога также полезна при подготовке к школе. Специалист поможет определить особенности развития ребенка и предупредить проблемы в обучение, если к ним есть предпосылки.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить нарушения в развитии психических функций ребенка, которые приводят к трудностям в обучении. Неврологические нарушения или незрелость структур мозга могут привести к нарушениям познавательной сферы и поведения у ребенка.

Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие познавательной сферы ребенка. Коррекция происходит на основе развития сильных сторон психики ребенка, которые выявляются в процессе диагностики. Нейрокоррекционная программа строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка в игровой форме.

Нейропсихологическая коррекция наиболее эффективна для детей в возрасте от 4 до 11 лет, когда формируются структуры головного мозга. Если вовремя не обратиться за помощью, то закрепившиеся нарушения будут создавать трудности в обучении и общении, что повлечет за собой эмоциональные проблемы. В дальнейшем это с большой вероятностью приведет к тому, что эти детские несформированные функции станут частью личности во взрослом возрасте. Своевременное обращение к детскому нейропсихологу – залог развития здоровой психики ребенка.

Детский нейропсихолог в Москве

Психологический центр Грани Сознания предоставляет услуги частных нейропсихологов и психологов в Москве. Наши специалисты имеют необходимую профессиональную подготовку и большой опыт работы с детьми.

Прием ведет Волкова Валерия Викторовна – детский нейропсихолог, клинический психолог, опытный специалист в области нейропсихологической коррекции.

Выезд детского нейропсихолога на дом по Москве и Московской области

Также в нашем центре предусмотрена услуга – выезд нейропсихолога на дом. В некоторых ситуациях родителям удобно вызвать специалиста к себе домой.

Психолог приедет в заранее обговоренное удобное для Вас время, проведет диагностику и проконсультирует по поводу дальнейших занятий с ребенком.

Особой подготовки к визиту нейропсихолога не требуется. Однако родителям необходимо позаботиться о комфортном месте для занятий со специалистом, в случае, когда он приезжает на дом. Ребенку стоит рассказать о том, что к нему приедет специалист пообщаться, что он предложит выполнить упражнения, покажет картинки. Не стоит настраивать ребенка, что его будут оценивать и что ему необходимо выполнить все правильно и без ошибок.

Записаться на прием к детскому нейропсихологу или вызвать специалиста на дом Вы можете ежедневно с 10 до 22 часов по телефону +7(499)391-47-07.

Прием детского нейропсихолога ведется по адресу: Столешников переулок, д. 7, стр. 3, м. Чеховская, м. Охотный ряд.

Прием детского нейропсихолога осуществляется только по предварительной записи

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения. Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя. Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение

Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран

Оплата труда

Зарплата на 17.08.2020

Россия 18000—50000 ₽

Москва 20000—120000 ₽

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Что это такое, что изучает?

Нейропсихология – это современная наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его личность и поведение и может ответить на следующие вопросы:

  • как именно мозг участвует в осуществлении разных психических процессов?
  • как травмы и нарушения в развитии мозга влияют на психику?
  • как развивается мозг?
  • каковы нейропсихологические особенности детского возраста?
  • как нейропсихология может помочь ребёнку расти здоровым и умным?

Ответом на последний вопрос является современный метод нейропсихологической коррекции и реабилитации. Если ребёнок в своём развитии столкнулся с трудностями (родовая травма, болезни раннего возраста, операции под общим наркозом, травмы головного мозга и т.д.), то коррекционные занятия помогут ему справиться с их последствиями, которые могут проявляться как:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • задержка речевого развития (ЗРР) и другие нарушения речи (здесь нейропсихолог обязательно работает совместно с логопедом);дви
  • гательные трудности (нарушения крупной и мелкой моторики);
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения памяти, внимания и логического мышления и т. д.

Если ребенок не справляется с учёбой в школе или детском саду, плохо пишет, читает и считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, — эти трудности также могут объясняться его нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но школа – учреждение массовое, там ко всем детям относятся одинаково. Поэтому часто оказывается, что современному ребёнку нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.

Во многих случаях наилучшие результаты обеспечивает комплексный подход – совместная работа нейропсихологов, логопедов, психотерапевтов. Вместе они помогают ребёнку решить весь спектр его проблем, преодолеть не только нейропсихологические, но и эмоциональные, поведенческие трудности: нежелание учиться, проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми, плохое поведение в классе, тревожность, страхи и многое другое.

Психотерапевт

Если же у вас произошел системный сбой в психике, появились суицидальные мысли, фобии и панические атаки, то пора записываться к психотерапевту. Стоит сразу уточнить: визит к этому специалисту не делает вас душевнобольным. Психотерапевт — это, как правило, врач-психиатр, который освоил методы немедикаментозного лечения (или клинический психолог, специально обучавшийся одному из направлений психотерапии, — в России это четко не регламентируется). Иными словами, психотерапевты тоже не лечат больных — они работают с пограничными состояниями вроде тяжелой депрессии, навязчивых ощущений и неврозов

Для психолога важно решить ту проблему, с которой клиент к нему пришел, для психотерапевта — помочь клиенту отыскать первопричину своего расстройства и выстроить адекватную защиту. В своей работе он может использовать как психологические методы вроде игровой терапии, наблюдения и беседы, так и специфические приемы, например гипноз

Зачастую психотерапевты, имеющие дипломы врачей, назначают клиентам медикаментозное лечение, но лишь за тем, чтобы временно облегчить душевное состояние человека. Постепенно клиент, благодаря качественной работе специалиста, прекращает прием таблеток.

Психотерапевт — удовольствие недешевое. Прием специалиста с высшим медицинским образованием, участвующий в заграничных конференциях и регулярно проходящий супервизию (психотерапевтические беседы с более опытным наставником, во время которых специалист рассказывает о прогрессе пациентов и своих методах работы), в среднем стоит 6—10 тысяч рублей за час. Но нужно понимать, что часть этих денег психотерапевт потратит на супервизию и взносы в международные ассоциации, поэтому такие цены на высококлассных специалистов оправданы (а вот более высокая стоимость уже вызывает вопросы). Другое дело, что к этим психотерапевтам очень сложно попасть — их контактов нет в Интернете, к ним невозможно записаться через больницу, только по рекомендации. Своей очереди можно ждать несколько месяцев.

Менее титулованный специалист обойдется вам в среднем в 3 тысячи рублей за час (выпускники с радостью возьмутся за тысячу—полторы). Если же такая сумма может серьезно ударить по вашему бюджету (что не удивительно, поскольку к психотерапевту многие ходят годами, раз или два в неделю), то всегда можно обратиться в специальные службы, например Московскую службу психологической помощи населению. Здесь в свободное от частной практики время серьезные специалисты совершенно бесплатно оказывают помощь всем москвичам, жителям Московской области и студентам (остальным придется заплатить 1300 рублей за час беседы в Скайпе). Но специалисты считают, что при возможности за психотерапевта все-таки стоит платить. Во-первых, так вам проще оценить собственный вклад в борьбу с проблемой, а во-вторых, так вы перестанете пропускать занятия — практически все психотерапевты отказываются возвращать деньги за пропущенную встречу, тем самым мотивируя людей стабильно посещать их кабинет.

Психотерапевты, специализирующиеся на психоанализе Фрейда, называются психоаналитиками. Их подготовка ведется несколько лет и увенчивается разрешением на работу, выданным одной из европейских ассоциаций. К сожалению, именно в России высок риск столкнуться с шарлатанами в этой области, поэтому всегда внимательно проверяйте документы вашего специалиста, читайте отзывы о нем и следите за ходом беседы — профессионал никогда не пообещает вам решение проблемы за одно занятие, никогда не допустит оценочных суждений и не станет давать житейских советов.

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции

Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться

Личность.

Каждый из нас осмысливает жизнь по-своему, и этот смысл опосредован процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.

Нейрохимия только приступила к изучению многообразных химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.

Задние отделы лобных долей особенно тесно связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Методика проведения

1. Клиническая беседа. Нейропсихолог оценивает возможность установления и поддержания контакта с больным, определяет ясность/помрачение сознания, параметры психической активности (заторможенность, истощаемость), уточняет жалобы. Стандартизированный опрос позволяет исследовать ориентировку в пространстве, времени и собственной личности. Состояние эмоциональной сферы описывается по характеру общения пациента в течение всего обследования.

2. Выполнение нейропсихологических проб. Непосредственно нейропсихологическое обследование включает несколько блоков:

  • Латеральная организация функций. Пациенты выполняет задания, позволяющие установить наличие и характер мануальной, зрительной и слухоречевой асимметрии психических функций (ведущая рука, нога, глаз, ухо).
  • Двигательные функции. Оценка развития/сохранности движений выполняется с помощью исследования реципрокной координации, праксиса позы и пальцев рук, динамического праксиса, пробы на пространственную организацию движений.
  • Гнозис. Функция опознания стимулов разной модальности определяется пробами на предметный, акустический, соматосенсорный и зрительнопространственный гнозис, на слухомоторную координацию.
  • Речь. Исследуется спонтанная речь в диалоге и во время описания картинок. Проводятся проба называния изображений предметов, озвучивания числовых рядов (автоматизированная речь), тест на понимание логико-грамматической структуры предложения.
  • Память. Мнестические функции исследуются заданиями на запоминание слов, рассказа, зрительных объектов. Анализируется непосредственное и отсроченное запоминание.
  • Интеллект. Используются тесты на интерпретацию смысла рассказа и сюжетной картины, установление аналогий, решение арифметических задач, понимание смысла пословиц. Оценивается функция письма, чтения и счета.

3. Анализ результатов. Нейропсихологическое обследование завершается выделением синдромов нарушения ВПФ, составлением заключения. Количество, характер ошибок фиксируются в протоколе. Проводится синдромальный анализ. В заключении формулируется синдром, указывается локализация мозгового поражения, описываются особенности мозговой организации ВПФ.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Нейропсихологическое обследование необходимо для составления программы нейропсихологической коррекции, а в отдельных случаях для решения вопроса о целесообразности хирургического вмешательства. Пациенту назначается консультация нейропсихолога, в ходе которой специалист рассказывает о полученных результатах и формирует мотивацию к дальнейшему лечению. Нейропсихологическая коррекция проводится курсами с периодическим контролем динамики.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша. Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам. Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Сенсомоторная коррекция.

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

«Обкалывание» малыша.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность

При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Психика ребенка и нейропсихология

Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребенка

Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребенка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребенка посредством подробного анализа его мозговых особенностей

Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.

Почему родители, которых беспокоит поведение ребенка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребенка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребенок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector