Кто такой гедонист?

В чем суть гедонизма?

Обычно жизнь каждого среднестатистического человека выглядит как чередование работы и отдыха, разбавленное другими дополнительными делами и занятиями. Иногда постоянная работа и бытовые проблемы сильно утомляют, и человеку просто хочется бросить все и отправиться навстречу развлечениям и вечному отдыху.

Каждый из нас мечтает о таком длительном отпуске, во время которого не нужно будет волноваться по пустякам, а просто отдыхать и получать удовольствие от жизни. Вы, наверное, скажете, что такое бывает только в сказках. А вот и нет! Существует даже специальное определение для такой категории людей – их называют гедонистами.

Гедонист – это человек, для которого важнейшей ценностью в жизни есть его собственное удовольствие, он всячески угождает себе, выполняет любую свою прихоть, аргументируя это тем, что это – смысл его жизни. Также такие люди всевозможными способами пытаются избежать страданий, а также тех вещей и ситуаций, которые приводят к плохому настроению или самочувствию.

Такая позиция – не нова, а зародилась она много веков назад, еще в далеком 400 году до нашей эры, в эпоху существования древней Греции. Именно отсюда берет свое начало гедонизм.

Его основателем считают философа Аристиппа Киренского, который заложил основы учения такой жизненной позиции. Его преемники и последователи такую вседозволенность аргументировали своими жизненными позициями и взглядами. Они также избегали и критиковали социальные законы, считая их условностями, которых следует избегать, так как они только мешают человеку жить, как говорится, «на полную».

Однако другие древние философы довольно критически относились к такой человеческой прихоти и слепому желанию постоянно получать удовольствие. Ведь иногда оно может граничить с умом и адекватным социальным поведением и некоторыми общепринятыми нормами.

В результате критики, гедонистические взгляды были несколько изменены, особенно под руководством древнегреческого мыслителя Эпикура. Он настаивал на том, что удовольствие нужно, однако достигать его надо только в том случае, когда такое благо пойдет на пользу – например, на развитие человеческой личности, не умаляя при этом достоинство человека и не затрагивая при этом чистоты его души.

Популярен ли гедонизм в наше время? И есть ли среди нас гедонисты?

Конечно, в современном мире возможно все

Морально-этические нормы всегда меняются, а очень часто их вообще не берут во внимание. К счастью, гедонистов сейчас не так уж и много, однако они все же есть

Обычно они ни в чем себе не отказывают, и соглашаются на все те вещи, которые могут получить.

Обычно современный гедонист любит побаловать себя разнообразной едой и напитками, развлечениями и путешествиями, не отказывается от курения табака и не только, употребления алкоголя, также он раскованный в сексуальных делах. Он может менять партнеров как перчатки и не испытывать мук совести.

На самом деле современного гедониста встретить в реальной жизни не так легко, однако возможно. Обычно это – золотая молодежь, мажоры, которые имеют достаточно финансовых возможностей и поддержку среди властных структур. Благодаря этому они могут безнаказанно устраивать свои аморальные праздника. К сожалению, такие люди не умеют вовремя остановиться и идут до конца.

Конечно, долго жить по таким принципам, когда хочется бездумно получать свою порцию удовольствия, не обращая внимание на вредность определенного действия и его нравственность – не удается практически никому. Ведь принципы гедонизма – это априори утопия

И, к сожалению, множество людей попадаются на этот крючок.

Конечно, есть категория людей, которые позволяют себе лишь определенные виды удовольствия, но это также скорее выглядят на отклонение от нормы и серьезное психическое заболевание, чем простое человеческое желание быть счастливым.

Гедонизм – что это?

В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути. А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости. Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.

Гедонизм в психологии

Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в социальной психологии стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:

  • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
  • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей. Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла. Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.

Гедонизм в философии

Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным. При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья. По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, душевный покой и умеренность в употреблении любых благ.

Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий. Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма. Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.

Философская трактовка

Аристипп, являющийся родоначальником гедонизма, говорил о том, что душа каждого человека обладает двойственным характером: отчасти — это удовольствие, как проявление мягкости и нежности, а с другой стороны — отчаяние и боль в качестве резкости и грубости.

Так, Аристипп считал, что истинное счастье зависит от получения настоящего наслаждения от собственной жизни и избегания всевозможных неприятных ситуаций, другими словами — боли. Аристипп думал, что настоящее удовольствие реально получить именно при помощи физических вещей, то есть ощущаемых. К примеру, гедонист получает удовольствие от изысканных блюд и напитков, комфортной и красивой одежды, интимной близости с противоположным полом, горячего душа и прочих прелестей жизни.

А вот наслаждениям духовного уровня, получаемым, к примеру, от просмотра интересного шоу, посещения культурного мероприятия, прослушивания любимой музыки, наблюдения живописного пейзажа, Аристипп отдавал второстепенную роль, хотя, разумеется, признавал их довольно-таки значимыми.

Рассуждая о философии гедонизма, стоит непременно упомянуть такого знаменитого мыслителя, как Эпикур. Несмотря на то что он вовсе не являлся ярым защитником этого учения, во многом его научные воззрения похожи на этику гедонизма. Мировоззрение Эпикура именуется эвдемонизмом и определяет удовольствие как принцип успешной жизни. А главной целью эвдемонизма, по мнению философа, является окончательное избавление человека от боли, мучений и несчастья, а не только простое получение удовольствия.

Высочайшего удовлетворения, по утверждению Эпикура, можно достичь, полностью избавившись от всевозможных страданий и боли. То есть стать по-настоящему счастливым можно, если освободиться от разных тревог и ненужного беспокойства, а также в меру пользуясь земными благами.

В XVIII веке, когда царила эпоха абсолютизма, гедонизм стал важным жизненным принципом, которого старались придерживаться все аристократы того времени. Больше всего гедонистическим направлением прониклись французы этой эпохи. Но стоит сказать, что само понятие гедонизма в этот период ограничивалось по большей части стремлением получать самые простые удовольствия: физические наслаждения, которые зачастую воспринимались как безнравственность.

Возрождение многостороннего философского понятия «гедонизм» произошло уже в XIX столетии благодаря английскому юристу и мыслителю Джереми Бентам. Популярным Бентам стал за счет своей идеи утилитаризма. Это этическо-философское направление строится на нескольких главных постулатах:

  • смысл инициативности человека заключается в обретении истинного удовольствия и избавлении от всяческих мук;
  • наиболее важным критерием оценки любых явлений становится полезность самого человека и его труда для всего общества;
  • основной критерий нравственности — ориентир на обретение чувства счастья для максимального числа людей;
  • основным звеном развития человечества является постоянная тяга к увеличению пользы путем достижения гармонии общественных и личных интересов каждого человека индивидуально.

Другими словами, Джереми Бентам утверждал, что каждый человек должен обладать своеобразным «гедонистическим расчетом» даже в быту.

Примечания

  1. Gramlich L, Zeman M, Sharma AM. Chapter 25 // Evidence-Based Gastroenterology and Hepatology. Edited by JWD McDonald, AK Burroughs, BG Feagan, MB Fennerty. — 3rd. — John Wiley & Sons, 2011. — ISBN 978-1-4443-4780-7.
  2. Pinel, John P.J. Biopsychology. — 7th. — Pearson/Allyn and Bacon, 2009. — ISBN 020554892X.
  3. Reid, C. Targeting the opioid system: an effective therapy for obesity? in Anti-Obesity Drug Discovery and Development, Volume 1. Edited by Atta-ur-Rahman, MI Choudhary, pp. 186-199. — Bentham Science Publishers, 2011. — ISBN 978-1-60805-163-2.
  4. Malnutrition // Dictionary of Biological Psychology / Philip Winn. — Taylor & Francis, 2004. — P. 957–958. — ISBN 978-0-203-29884-8.
  5. ↑ Theim KR, Brown JD, Juarascio AS, Malcom RR, et al. Relations of hedonic hunger and behavioral change to weight loss among adults in a behavioral weight loss program utilizing meal-replacement products. Behav Modif. 2013; 37(6): 790-805.

Виды гедонизма

В зависимости от внутренней организации личности, привитых ценностей и окружения гедонистические убеждения могут развиваться в двух направлениях. Возвышенный гедонизм будет пропагандировать идеи красоты и развития, чувственной окрашенности и совершенства. В таких проявлениях для личности первичен не столько интим, как половой акт в несколько минут для сброса напряжения, а прелюдия, восточные учения и разговоры с партнёром на всех этапах. Многое может играть обстановка и сопровождающие звуки. Это же касается еды, т.е. тут не будет стремления к обжорству, но будет уделяться много внимания пище, чтобы она была качественной, здоровой, специально приготовленной, такие люди всегда будут вкусно есть, пробовать новые экзотические сочетания и баловать себя не столько килограммами дешёвой еды, сколько порциями деликатесов.

Большое внимание в возвышенном гедонизме уделяется впечатлениям, поэтому тут часты путешествия, прогулки по красивым местам, различные хобби, связанные с искусством. Личность всегда направлена на развитие и ищет много нюансов в новых впечатлениях, некоторые способны испытывать оргазмические ощущения от мелодии или картины и естественно это требует определённого развития, чувствования, понимания и толкования

Насыщенность жизни для таких личностей понимается через эмоциональную сторону, они идут на психотерапию, чтобы улучшить качество, тонкость понимания, а не только когда жизнь трещит по швам от кризиса или эмоционального пика.

Низменный гедонизм проявляется совершенно иначе и держится больше на биологических потребностях человека. Качественные категории возвышенного гедонизма тут измеряются количеством, хотя могут касаться той же сферы – от еды требуется, чтобы стол ломился, а холодильник не закрывался, чтобы желудок был переполнен, при этом её качество или вкусовые моменты становятся далеко не на первое место. В интимной жизни место больше занимает похоть, которой всё равно с кем, где и как, упор делается не на различные удовольствия чувственного спектра и погружение в этот мир, а быстрое удовлетворение потребностей.

Низший гедонизм способен толкать людей на антисоциальные поступки, тогда как возвышенный развивает личность. Вообще, чем больше наслаждений находится в простом спектре, тем ближе личность по своему существованию к животным – это всё ещё гедонизм, но уже очень близко к личностному разложению.

Правило 2 Угорите по дисциплине

Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).

Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.

Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.

Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.

Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.

Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа — Аристипп и Эпикур.

Философ Аристипп

Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.

Философ Эпикур

Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы

Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.

Правило 1 Вам нужен здоровый пессимизм

Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.

Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.

Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?

Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.

Кто такой гедонист?

Простыми словами — это человек, который считает высшей ценностью своей жизни получение ежедневных удовольствий, он далек от общественной жизни, легко рвет родственные и социальные связи, быстро теряет интерес к работе и семье.

Он может легко нарушить любые этические и нравственные нормы, постоянно испытывает «голод» по наслаждениям, а их дефицит вызывает у него развитие стрессовых состояний и неврозов. Гедонисты не любят общественных нагрузок, долговых обязательств и любых ограничений их свободы.

Однако, умеренные проявления гедонизма позволяют людям получать максимальное удовольствие от жизни и увлечений, отгораживаться от негатива, происходящего в мире, быть оптимистами и любить жизнь.

То есть, именно ограничения в получении удовольствий делают их притягательными и приятными, а также не дают им полностью «завладеть» жизнью человека, оставляя место для его интеллектуального и социального развития.
Видео:

https://youtube.com/watch?v=tStFXI3RZtg

Кто такие гедонисты и что такое гедонизм?

Наше общество так устроено, что редко кто может назвать себя абсолютно счастливым человеком, всегда находится повод для недовольства, будь то материальные блага, неудовлетворяющая работа, проблемы со здоровьем или в отношениях с близкими.

А люди, умеющие наслаждаться жизнью и уметь быть счастливыми в любых условиях, как правило, становятся париями.

Так вот, гедонист – человек, умеющий брать от жизни все и, в некоторых случаях, делиться удовольствиями с другими, ведь его главная цель – получение наслаждений и чувства счастья.

История зарождения гедонизма

Гедонизм, как учение, считающее высшим благом получение удовольствия от жизни, был сформулирован древнегреческим философом Аристиппом. Другой античный философ Эпикур считал, что удовольствие является итогом успешной жизни и полагал, что достигается оно через освобождение от беспокойства.

Философ Генри Сидгвик разделял гедонизм на два вида – психологический и этический.

  1. Психологический гедонизмхарактерен для людей, стремящихся преумножить собственное удовольствие и избегнуть при этом страданий.
  2. Этический гедонизм отличается тем, что человек стремится к эгоистическому удовлетворению (гедонический эгоизм), или кроме собственных удовлетворять и потребности окружающих (универсальный гедонизм).

Таким образом, гедонизм представляет собой целую систему убеждений и ценностей, ставящих целью получение наивысшего наслаждения, не одномоментного, а постоянного. Казалось бы, к этому стремится каждый человек в социуме, однако методы, применяемые гедонистами отнюдь не для всех приемлемы.

https://youtube.com/watch?v=S6hcTJuaXdw

Способы получения наслаждения, используемые гедонистами

Гедонисты уверены, что их цель стоят попрания норм морали и этики. Мнение и комфорт окружающих их редко интересует. Итак, гедонисты используют в основном для получения наслаждения:

  • алкогольные напитки;
  • секс;
  • пищу;
  • разнообразные развлечения;
  • друзей и семью;
  • славу и признание;
  • работу.

Также они умеют наслаждаться созерцанием окружающего мира, путешествиями, организацией различных мероприятий.

Что мешает быть гедонистом?

Психологи считают, что только сам человек способен оценивать свое состояние, и оценка эта будет состоять из того, что он ожидает от жизни и как относится к различным ситуациям, происходящим с ним. Так, один может максимально наслаждаться омлетом, в то время как другому нужно посетить дорогой ресторан и в особой атмосфере насладиться изысками кулинарного мастерства. При этом удовольствие оба получат равное.

Гедонистом можно назвать того, кто в собственном сознании имеет свою градацию счастья и реализует себя, оглядываясь на неё. При этом гедонист свято уверен, что сам строит свое счастье.

Такие люди стараются постоянно достигать большего, ведь осознают, что используя для кратковременного наслаждения наркотические вещества или алкоголь, впоследствии от этого пострадают сами. Поэтому стараются получать удовольствие, не вредя окружающим.

Страхи гедонистов

Больше всего гедонистов страшат обязательства. Они абсолютно равнодушны к тому, что «должны что-то делать во имя чего-то». Все что делается из-под палки и не доставляет удовольствие, по мнению гедониста бесполезно и приводит его в ужас.

Гедонистам нельзя навязывать свое мнение и настаивать на чем-либо, он должен делать все сам, в охотку, иначе результат будет отрицательным, а эмоции – исключительно негативными.

Большинству людей сложно принять гедонистов такими, какими они есть, для этого нужно понять их мировоззрение. Гедонисты могут приносить огромную пользу обществу, живя в соответствии со своими убеждениями.

Как бы то ни было, но люди, способные находить повод быть счастливыми, достойны уважения, ведь основное условие развития общества – получение позитивных эмоций, являющихся одной из движущих сил прогресса.

Принципы гедонизма

Чётко прописанных принципов, которые подлежат исповедованию каждым гедонистом, нет, так как эта концепция является индивидуальной и личностно ориентированной. Но вместе с этим есть определённые черты, развив которые человек приближается к постоянному получению удовольствия. Первое – это количество наших ожиданий от реальности, и чем они выше, тем более несчастны оказываются люди, поскольку слишком красивые картинки редко оправдываются. На негативных ожиданиях контраст происходит ярче и приятнее, ведь когда вы ожидаете провести все выходные в работе и внезапно отчёт сдавать не надо, то радость от таких банальных выходных увеличивается, точно также, как и когда вас подвозит друг в метель – просто сидеть в салоне машины не представляет радости, но на фоне того, что можно было идти километр по сугробам это очень радует. Таким образом, можно работать со своей психикой, не наделяя большим позитивом, то, что только ожидается или планировать мероприятия, гарантированно радующие вас.

Гедонисты постоянно следят за процессами, приносящими счастье, и чтобы его уровень не падал или ищут варианты, радующие постоянно своим процессом (прогулки, поездки, приготовление пищи) или чередуют их. Даже самый вкусный торт перестанет приносить удовольствие, если оставит только его в качестве еды, самый любимый человек превратится в ненавидимого, если сузить круг общения до него одного. Это касается всего, поэтому у гедонистов есть чёткий принцип не переборщить с частотой какого-то удовольствия, дабы не снизить интенсивность, а также стремиться к постоянному поиску новых источников, более сложных многогранных. Даже радость от безделья присутствует только после продуктивного труда, а не после четвёртого дня проведенного в постели с сериальчиками и пиццей.

Острота ощущений приходит в умении наслаждаться и сочетать различные моменты. Выпить залпом элитный алкоголь, не оценив вкуса где-то в подворотне – это не про гедонизм, сколько бы ни стоила бутылка. Либо посвящайте это время и обстановку, выберите свободный вечер, поставьте исключительную музыку, усядьтесь в любимом кресле, либо выберите момент. Бокал шампанского натощак на берегу моря, с рюкзаком только приехав, может быть большим наслаждением, чем это же шампанское в самом дорогом ресторане, вечернем платье и в дурной компании. Наслаждение оно в деталях и принцип гедонизма сводится не к шаблонам, преподносимых рекламой удовольствий, а в том, чтобы найти своё.

Гедонизм и современность

В традиционных обществах имелся недостаток ресурсов, и гедонизм не получил широкого распространения. Даже в Древней Греции, где была изобретена эта концепция, она подвергалась осмыслению и часто рассматривалась философски, а не как примитивный призыв к увеличению потребления удовольствий — см. различные ответвления в учении киренаиков.

В до- и индустриальном обществе удовольствия ограничивались этикой по принципу «делу — время, потехе — час». Затем сформировалась протестантская этика, которая провозглашала рациональное использование богатства как признака религиозной избранности, а не источника получения удовольствий. Наличие даже значительного капитала не означало возможности имманентной праздности.

Однако современный мир в развитых странах не испытывает недостатка ресурсов, а общественная либеральная этика положительно относится к росту потребления. Когда эта тенденция только намечалась, Герберт Маркузе счёл основной чертой современного ему общества утверждение нарциссизма, а Эрих Фромм — становление радикального гедонизма. При этом нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса и усиляя друг друга на фоне массовой культуры, нивелирующей значение ценностей, отличных от материальных и от получения примитивных удовольствий животного уровня.

Некогда возникшие в античности теории этического релятивизма и гедонистического аморализма в современности ведут к обесцениванию в социуме общих ценностей как таковых. Индивидуализм ложно понимается как безусловное самооправдание «свободы самовыражения», в чём бы она не заключалась, лишь бы не попадала под юридический запрет. В античности подобный кризис не возник, так как этика получила дальнейшее развитие параллельно со становлением наук и логики как таковой. В современности это может соответствовать культуре, которая основана на почитании науки, развития и т.д. Однако в современности потакание примитивному гедонизму является бизнесом, от фастфуда и до порнографии, причём ситуация постоянно ухудшается.

Более того: если в современном социуме Запада можно увидеть признаки пресыщения потребительством и идеалами либерализма, то большинство менее развитых стран, подключённые к общему глобальному рынку, только начинают «входить во вкус». При этом рекламно-развлекательная машина действует на всём информационном пространстве, что в современности облегчено наличием интернета. Таким образом, даже если население стран Запада пресытится потреблением ради потребления, это будет компенсировано разрастающимся внедрением общества удовольствия как самоцели во всем остальном мире: «маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невозможно» (при сохранении либерализма).

Примечания

  1. Кучковский П. В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 973-980.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
  3. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
  4. Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology (англ.)русск. : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
  5. Berridge K. C., Robinson T. E. What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews (англ.)русск. : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
  6. Smith K. S., Berridge K. C. Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
  7. Friston K. The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2010. — Vol. 11. — P. 127—138.
  8. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
  9. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  10. Pearce, David.  (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013.
  11.  (англ.). Дата обращения 16 июля 2013.
  12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
  13. Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2015. — С. 103-110.
  14. Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №2. — С. 34-37.
  15. Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2015. — № 5. — С. 193-195.
  16. Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №2. — С. 35-38.

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист – это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик – это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector