Морфологический анализ (изобретательство)

Содержание метода

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода.

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. Возможно исследование одновременно по нескольким признакам.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализа получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке — 4…7 узлов, при работе на компьютере — в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем — для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупненно-обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты. Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

  • интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;
  • конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

А11

В этом задании нужно определить лексическое значение многозначного слова. Обратись к контексту, в котором слово употреблено. При толковании поможет как общая тема текста, так и ближайший контекст слова.

Потренируйся.

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.

А8 Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?

1) не покрывалась

2) не покрывалась морем

3) которая не покрывалась морем

4) которая не покрывалась

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложненное

2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное

4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

А10 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

1) 2        2) 3        3) 4          4) 5

А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.

1) неровности

2) уступы

3) сооружение в виде ряда ступеней

4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.

А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) инструменты исполняют (предложение 2)

2) наблюдать (предложение 5)

3) можно наблюдать (предложение5)

4) появится кривая (предложение 6)

А9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложненное

2) сложное бессоюзное

3) сложносочиненное

4) сложноподчиненное

А10 Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.

1) 5         2) 2         3) 6           4) 4

А11 Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.

1) то, что дает начало чему-либо

2) естественный выход подземных вод на поверхность

3) тот, кто сообщает какие-либо сведения

4) первый момент какого-либо явления Ответы: А8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
1) 4
2) 3
А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.
1) 1
2) 4
А10. Части речи.
1) 4
2) 3
А11. Лексическое значение слова.
1) 4
2) 4

Рекомендуем:

Предпосылки

Фриден сформулировал семь основных предпосылок морфологического анализа, артикулирующих концептуализацию самого понятия политической идеологии.

  1. Политическая идеология является типичной формой политического мышления.
  2. Политическое мышление при этом охватывает не только профессиональную сферу, но всё социальное взаимодействие.
  3. Идеологии должны анализироваться как комбинации различных политических идей и понятий.
  4. Морфологический анализ сконцентрирован на микро-структурах, составляющих идеологии, и их изменчивости (англ. fluidity).
  5. Идеологии рассматриваются как «дискурсивные соревнования за контроль над публичным политическим языком».
  6. Анализ идеологий основывается на исследовании политического дискурса как совокупности текстуальных, аудиальных, символических и визуальных проявлений человеческого самовыражения.
  7. Доступ к политическому мышлению, а также всем конкретным политическим идеям возможен только как доступ к идеологиям.

Основой морфологического анализа, таким образом, является деконтестация (англ. decontestation) — процесс установления отдельным элементам политического дискурса в соответствие содержания политических понятий и постоянного оспаривания подобных связей. Эта идея стала развитием концепции сущностно оспариваемых понятий — для Фридена принципиальным вопросом, определяющим политическое мышления, становится не то, как в тех или иных идеологиях определяются абстрактные идеи (например, социальное равенство), а то, как они между собой взаимосвязаны.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

Разработанная карта позволяет продуктивно
работать над текстами в соответствии с основными идеями технологии
критического мышления. Это эффективный инструмент для продуктивной
работы в технологии критического мышления

Обычно технологические карты касаются работы с одним текстом. В представленной карте учитывается анализ нескольких текстов.

Читать статью ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология устного опроса

Устный опрос всегда являлся “узким местом”
в образовательных технологиях. Показаны эффективные приёмы организации
этой формы контроля знаний.

Читать статью КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки)

Презентацию выполнила студентка ЯГПУ им. К. Д. Ушинского9662 группы Бурчалова Мария

Слайд 2

Текст слайда:

Традиционно под морфологией в науке понимается изучение состава и структуры некой системы.Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Слайд 3

Текст слайда:

Автор метода: Фриц Цвикки (Zwicky, Fritz) (1898–1974), швейцарский астроном и физик. Работал в Калифорнийском технологическом институте (Пасадена, США). Цвикки был главным научным консультантом фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» (Азуза, шт. Калифорния). Ему принадлежат 50 патентов, в основном в области ракетной техники; Цвикки изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей.

Слайд 4

Текст слайда:

Суть метода заключается в построении матрицы (таблицы, ящика), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указанны все возможные варианты реализации этих элементов. Варьируя всеми известными вариантами реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Манипуляция — родная сестра творчества!Не следует путать метод морфологического ящика и морфологическую таблицу. Как и следует из названия, метод морфологического ящика– это метод, а морфологическая таблица– способ представления морфологического ящика.

Слайд 5

Текст слайда:

Этапы метода морфологического ящика (по рекомендациям Цвикки):

Точно сформулировать проблему, подлежащую решению.Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы.Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемыВсе решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнутыВыбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств)

Слайд 6

Текст слайда:

Пример:

Например, необходимо предложить новую эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу — снегохода.Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к снегоходу как транспортному средству морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А — двигатель, Б — движитель, В — опора кабины, Г — управление, Д — обеспечение заднего хода и т. п.Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств. Так, двигатели: А1 — внутреннего сгорания, А2 — газовая турбина, А3 — электродвигатель, А4 — реактивный двигатель т.д.;движители: Б1 — воздушный винт, Б2 — гусеницы, Б3 — лыжи, Б4 — снегомёт, Б5 — шнеки и т. д.;опора кабины: В1 — опора кабины на снег, В2 — на двигатель, В3 — на движитель и т. д.;

Слайд 7

Текст слайда:

По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются наиболее существенные параметры.Например, для снегохода матрица будет иметь вид:(А1 А2 А3 А4)(Б1 Б2 Б3 Б4 Б5)(В1 В2 В3)Возможные сочетания: А1, Б3, В2, или А1, Б2, В3, или А2, Б1, В2 и т. д. Общее количество сочетаний в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях. В нашем примере: 4*5*3 = 60.Матрица — символическая форма описания решений. Она дает представление о всех возможных конструктивных схемах снегохода путём фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи. Рассматривая разные сочетания этих элементов, можно получить большое сочетание всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных. Так, морфологическая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений.

Литература

  • Freeden M. Political concepts and ideological morphology // Journal of Political Philosophy. — 1994. — Т. 2, № 2. — С. 140-164.
  • Freeden M. The Morphological Analysis of Ideology / Freeden M., Sargent L.T., Stears M.. — The Oxford Handbook of Political Ideologies. — Oxford University Press, 2013. — P. 115-137.
  • McKenzie I. Political Ideologies: An introduction / Eccleshall R., Finlayson A., Georghegan V., Kenny M., Lloyd M., MacKenzie I., Wilford R.. — London: Routledge, 2013. — P. 1-16. — 252 p.
  • Finlayson A. Rhetoric and the political theory of ideologies // Political Studies. — 2012. — Т. 60, № 4. — P. 751-767.
  • Матвиенко Р.А. Морфологический подход к анализу идеологий // Власть. — 2015. — № 11. — С. 126-129.

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова, рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри предложения. Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения. Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие глагол, признак деятельности наречие, качество предмета прилагательное.

Существует стандартный план морфологического разбора. Чтобы без ошибок сделать разбор слова как часть русской речи, строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос.
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные, а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа ее параметров.

1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.

2. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора).

3. Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной шкалы.

4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем, какой из вариантов предпочтительнее.

Пример. Решение задачи выбора профессии (или специальности) после окончания школы методом морфологического анализа. Допустим, ученика интересуют три профессии: 1) инженер-авиаконструктор, 2) наладчик ЭВМ, 3) водитель грузовика на междугородных рейсах. Эти номера вариантов профессий запишем в морфологическую матрицу (см. с. 40). В каждой профессии есть свои достоинства и недостатки. Какую из них выбрать?

Для решения задачи выберем наиболее значимые (для данного ученика) параметры и запишем их в морфологическую матрицу. Мы выбрали пять параметров, но их число может быть намного больше.

Во второй колонке запишем шкалу значимости (балл), по которой будем оценивать параметры. Необходимо отметить, что каждый из приведенных в примере параметров имеет разную значимость для разных людей. Поэтому при самостоятельном заполнении таблицы значения параметров будут различными.

В нашем примере наиболее значимый параметр — величина зарплаты, на втором месте — престижность и на третьем — возможность заниматься творческой работой. Остальные параметры оцениваются по более низким шкалам.

Наиболее значимые параметры Значимость параметра,балл Варианты профессий
1.Зарплата 100 80 95 100
2.Престижность 90 85 80 60
3.Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью 100 100 70 30
4.Режим работы 80 60 60 80
5.Возможность смены мест,путешевствия 50 20 30 50
Итого 345 335 320

В пределах выбранных шкал экспертно оцениваем все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определяем, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.

Применение. Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач.

Недостаток метода — обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший. Кроме этого, морфологический анализ не позволяет определить, все ли возможные варианты рассмотрены.

Морфологический (типологический) анализ, морфологические (типовые) признаки (параметры), морфологический ящик (матрица), экспертные оценки.

Практическая работа.

С помощью морфологического анализа составьте таблицу значимых параметров для:

  • выбора подходящей профессии из 3—4 наиболее привлекательных;
  • изготовления какого-либо изделия (табурет, галстук).

Критика

Сам Фриден указывал на то, что морфологический подход во многом пересекается с другими влиятельными направлениями, предлагающими своё понимание идеологий, а именно: историей понятий Райнхарта Козеллека, постструктурализмом и дискурс-анализом, но при этом абстрагировал свои разработки от марксизма с его экономическим детерминизмом и уверенностью в неизбежной ложности идеологического сознания и от аналитической политической теории, сводившей к работе в рамках моральной философии.

Алан Финлэйсонruen провёл сравнительный анализ концепции Фридена (объект исследования в которой — понятие) с теорией дискурса Лакло — Муфф, где ключевым объектом исследования является означающее, отметив, что их объединяет уверенность в том, что «основы идеологии являются … семиотическими, а не поведенческими». При этом исследователь отмечает, что недостающим объектом исследования, который бы мог связать внутреннюю структуру идеологий со внешним миром политических акторов и политического действия, являются риторические споры (англ. argument).

Литература

  • Одрин В. М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. — Киев: Наукова думка, 1977.
  • F. Zwicky, Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969.
  • J.C. Jones, Design Methods. Wiley, 1981.
  • R.U. Ayres, Technological Forecasting and Long-Time Planning. McGraw-Hill, 1969.
  • Mark Sh. Levin, Composite Systems Decisions, Springer, 2006.
  • Mark Sh. Levin, Combinatorial Engineering of Decomposable Systems, Kluwer, 1998.
  • Mark Sh. Levin, Modular System Design and Evaluation. Springer, 2015.
  • М.Ш. Левин, Технология поддержки решений для модульных систем. Электр. книга. 341 С., 2013.

Г. С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 3-е изд., дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — с.240.

Структура идеологий

Морфологический подход очерчивает основные структурные компоненты любой идеологии. Во-первых, по уровню организации выделяют микро-компоненты, концепты и макро-концептуальные конкатенации. Во-вторых, по ригидности и скорости изменения значения понятий Фриден предложил выделять основные (core), смежные (adjacent) и периферийные (peripheral) компоненты. Таким образом, идеология определяется через свою морфологию, т.е. набор тех или иных концепций на разных уровнях.

Например, концепция свободы является основной для либерализма: одновременно и связывающей прочие концепты воедино, и определяющей эту идеологию как таковую, права человека — смежной, а национализм находится на периферии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector