6 мнемонических техник, которые помогут запоминать всё и сразу
Содержание:
- Что такое мнемотехника?
- Создание систем опорных образов
- Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
- Приёмы наглядности
- Еще по теме Мнемотехника:
- Мнемотехника
- Опять Мнемотехника
- Семинары для фотографов, видеографов, операторов, художников
- Интересует опыт обучавшихся на курсах от unium
- мой первый комп на работе был почти таким
- Способности у детей, нижним топиком навеяно
- Психолог.
- Падежи как запомнить легче?
- Не можем запомнить цвета
- Мнемонические правила
- курсы рисунка. Москва. для новичков
- мнемотехника
- Азбука Морзе
- Занимательная логика- книга
- Мнемотехника
- Четыре принципа работы с образами
- Примеры
- Приёмы мнемотехники
- Что это такое?
- Методы
- Ассоциативный принцип мышления
- Обучение по возрастным группам
- Советы, как добиться результата
Что такое мнемотехника?
В современном мире людям нужно уметь запоминать большой объем информации. Сегодня для этого разработаны разные техники, среди которых можно выделить мнемотехнику. Она включает простые упражнения доступные даже детям. Мнемотехника – это совокупность разных приемов, с помощью которых можно легче запоминать большие объемы информации. Главным является понимание базовых принципов, их использование на практике и постоянное совершенствование. Тренировки можно начинать в любом возрасте, успех зависит напрямую от потраченного времени и сил. Заниматься можно самостоятельно.
Мнемотехника для развития памяти выделяет следующие направления:
- народное;
- классическое;
- педагогическое;
- цирковое;
- спортивное.
Создание систем опорных образов
Путем комбинирования описанных выше способов запоминания последовательности можно создавать систему опорных образов. Если вы ее будете применять, то она должна быть создана заранее. И предварительно ее требуется тщательно закрепить так, как описано выше. В принципе, они и сами хорошо закрепятся в памяти, если вы будете их использовать. Согласно пирамиде усвоения знаний 90% информации запоминается через действия. То есть, если мы что-то делаем с полученными знаниями, они наименьше забываются.
Вообще, вся мнемотехника, и системы опорных образов в частности, нужны для того, чтобы использовали информацию, пусть и в символической форме. Именно за счет этого и обеспечивается почти стопроцентное КПД.
Рассмотрим несколько способов формирования систем опорных образов:
- Самая простая система опорных образов – объекты, которые выделяются методом Цицерона. Помните, мы приводили в качестве примера остановку, цветочный ларек, два перехода? У вас могут быть свои образы, которые попадаются на дороге. Рекомендуется создать 100 образов, если вам приходится активно запоминать информацию. Но для начала достаточно 10-15.
- Метод Цицерона + выделение частей образа. Второе понятие вам незнакомо, но мы его уже рассматривали сегодня. Выделение частей образа – это пример с крышечкой от сока, которую мы приводили. Здесь последовательность действий проста. Сначала выделяем нужное количество образов по методу Цицерона, а потом в каждом из них находим еще по пять деталей, которые также можно использовать в качестве опорных. Например, представляем открытый холодильник. В таком случае, части будут следующие – дверь, верхняя, средняя, нижняя полки, морозильник. Если вы методом Цицерона выделили 100 объектов, то таким образом можно создать систему из 500 опорных образов.
- Все, описанное выше, плюс короткая цепочка из 5 произвольных образов, соединенных с каждым из опорных методов «Цепочка». В таком случае получается 12500 опорных образов, которые можно использовать для запоминания информации. Фактически у вас появляется внутренняя файловая система в голове.
Советуем подходить к созданию системы опорных образов творчески. Например, всю систему можно разделить на три блока. Первый используется для демонстрации фокусов с памятью, второй – для запоминания точной информации, которая может пригодиться в быту (телефонные номера, например), а третья – для запоминания учебного материала.
После того, как будет записана информация на опорном образе, новую записывать нельзя.
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).
Приёмы наглядности
При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
- «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
- «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
- «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
- «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
- «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
- «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
- «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.
Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.
- Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
- Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
- Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.
Правила использования приёмов мнемотехники
Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение
Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:
- предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
- не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
- сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
- не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
- помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.
Еще по теме Мнемотехника:
Мнемотехника
Мнемотехника. Всем привет! Хотела бы знать ваше отношение к мнемотехнике .Кто занимается или занимался с детками по этой методике, ваши отзывы.
Опять Мнемотехника
Также есть занятия по мнемотехнике с использованием элементов мет. Зайцева. Написала много, но мне кажется не очень понятно .Так на словах трудно объяснить…
Семинары для фотографов, видеографов, операторов, художников
И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике …
Интересует опыт обучавшихся на курсах от unium
Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике (повышение скорости чтения, улучшение памяти). Кто-нибудь учился?
мой первый комп на работе был почти таким
Советуем прочитать: орз без признаков простуды. мнемотехника на практике примеры. Популярные обсуждения в 2013 году.
Способности у детей, нижним топиком навеяно
А так старший — самбо, мнемотехника, цифровая фотография, гитара, средняя — танцы, рисование, гитара, поделки из бересты, бисероплетение, младшая — гимнастика, лепка из глины…
Психолог.
что делают? например — развитие слухового внимания при доминирующим зрительном и наоборот развитие объёма памяти, обучение мнемотехники помощь медлительным детям…
Падежи как запомнить легче?
Мнемотехника. …Велел Тащить Пеленку» в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный запомнить какую-нибудь…
Не можем запомнить цвета
Мнемотехника. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра…
Мнемонические правила
Две недели пыталась вспомнить, как назывались занятия у ребенка в дет. саду. Чего только не придумали — и логика и риторика. Вспомнила — мнемотехника !
курсы рисунка. Москва. для новичков
И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике …
мнемотехника
мнемотехника. Помогите. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье Кто-нибудь знает что-то о мнемотехнике ? Поделитесь опытом,плиз.Что это за зверь и…
Азбука Морзе
Мнемотехника. Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе — Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром И чем раньше, тем лучше.
Занимательная логика- книга
Мнемотехника — один из способов развития памяти. Помощь школьникам в запоминании информации. Чего только не придумали — и логика и риторика.
Мнемотехника
Мнемотехника. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Много слышала о мнемотехнике. Подскажите: 1.где об этом можно пичитать более подробно.
02.03.2008Обновлено 19.05.2014
Четыре принципа работы с образами
Речь об использовании образов зашла не просто так, ведь это основной объект, с которым работает мнемоника, в таком виде информация шифруется, именно в формате образов она храниться в долгосрочной памяти, и после расшифровки может быть использована в любое время в необходимом виде. Как уже было написано, для каждого работают индивидуальные типы образного материала, однако существует четыре основных правила, которые по наблюдениям психологов, значительно влияют на действенность запоминания.
Объем
Имеется в виду трехмерность воображаемого объекта, не плоская картинка, но максимально приближенный к реальности предмет или живое существо. В своем воображении вы сможете развернуть такой образ, посмотреть со всех сторон, придать ему движение и т.д. Эффективность таких объектов гораздо выше и они намного лучше откладываются в памяти. Даже если предмет плоский, скажем лист бумаги, психологи рекомендуют представить его не с фронтальной стороны, возможно под определенным углом, придать ему изгибы, чтобы можно было ощутить его объем.
Полноцветность
По данным психологов-исследователей, значительная часть людей представляют объекты в черно-белом спектре, и это вполне нормально. Однако, для ощущения большей реалистичности создаваемого образа, необходимо совершенно точно иметь представление о цвете и фактуре объекта. Лучше не довольствоваться базовыми цветами, но более точно определить оттенок и насыщенность
Для чего это нужно? Для того, чтобы мозг посчитал эту информацию важной и лучше запомнил
Детализация
Как и в случае с цветом, мелкие детали очень важны для эффективности используемого метода. Объект ни в коем случае не должен иметь неопределенных характеристик, так званых «пробелов» в информации. Помните, что словесная информация очень хорошо забывается, в то время как реалистичный образ может храниться на протяжении всей жизни.
Размер
Как раз этот параметр работает совсем наоборот. Нам не нужно поддерживать реальное соотношение размеров, так как при этом обязательно что-то будет теряться из виду. Представляемые объекты должны быть приблизительно одинакового размера, хотя в реальной жизни разница может быть колоссальной. Принято считать, что удобно работать с предметами, которые легко помещаются в руке.
Примеры
Русский язык
Предлоги
о, об:
- Если «й» закрался в слог,
- То тогда мы пишем «об».
- Если гласный пред тобой,
- Пишем «о» само — собой.
- Перед гласным пишут «об»,
- Об этом знаю точно.
- А перед согласным пишут «о»,
- Скажу вам даже ночью.
Глаголы
Исключения второго спряжения:
- Ко второму же спряженью
- Отнесём мы, без сомненья,
- Все глаголы, что на -ить,
- Исключенья: брить, стелить.
- И ещё: смотреть, обидеть,
- Слышать, видеть, ненавидеть,
- Гнать, дышать, держать, вертеть
- И зависеть и терпеть.[неавторитетный источник?]
Астрономия
π⋅107{\displaystyle \pi \cdot 10^{7}} — для запоминания приблизительного числа секунд в году (константа, важная в астрономии).
Порядок планет в солнечной системе
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (Позже Плутон был исключён из списка планет и ныне относится к карликовым планетам).
Математика
Русский вариант до 16-го знака после запятой (e = 2,7182818284590452…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника — 45, 90, 45). Далее следует двойка, которую вы получите, если не знаете числа e.
Двойное векторное произведение
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,
- a→,b→,c→=b→(a→⋅c→)−c→(a→⋅b→),{\displaystyle \left\right]={\vec {b}}\left({\vec {a}}\cdot {\vec {c}}\right)-{\vec {c}}\left({\vec {a}}\cdot {\vec {b}}\right),}
которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб».
Английский язык
Правило OPSHACOM[источник?]
Используется для запоминания каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед описываемым ими существительным.
- OP (OPinion) — общее (абстрактное) мнение о предмете: lovely (милый), excellent (великолепный)
- SH (SHape) — геометрическое описание предмета: big (большой), round (круглый)
- A (Age) — указание на возраст: young (молодой), ancient (древний)
- C (Colour) — цвет предмета: yellow (желтый), blue (синий)
- O (Origin) — происхождение предмета: British (британский), Chinese (китайский)
- M (Material) — материал, из которого предмет изготовлен: steel (стальной), liquid (жидкий)
Пример: Nice big new black Italian leather jacket (букв. «Отличная большая новая чёрная итальянская кожаная куртка»).
Приёмы мнемотехники
Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.
По начальным буквам
С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.
Рифмы
Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.
Созвучия
Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».
Визуализация
Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.
Пространственное воображение
Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.
Зрительная память
Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.
Цифровые алгоритмы
Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.
Что это такое?
Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта. В зависимости от сложности, упражнения рассчитаны для детей 3-4 лет, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний момент существуют модификации данной обучающей системы, которые могут применяться и для взрослых людей.
Воспитатели, учителя и педагоги, используя методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников и учащихся:
- улучшение навыков самоконтроля, повышение усидчивости и степени концентрации ребёнка на задании;
- эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;
- достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;
- тренировка навыков обобщения информации;
- развитие творческого мышления у детей;
- обучение навыкам формулировки устного ответа.
Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составлять простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.
В детских садах дети осваивают мнемотехнику, посещая кружок или занятия в подготовительной группе. Нередко проект развивающей программы дошкольного учреждения включает в себя занятия по методике во всех возрастных группах детского сада.
Методы
Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.
Цифро-буквенный алфавит
Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.
Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.
Буквенно-цифровой код
Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.
Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:
- 0 — м/н;
- 1 — г/ж;
- 2 — д/т;
- 3 — к/х;
- 4 — ч/щ;
- 5 — п/б;
- 6 — ш/л;
- 7 — с/з;
- 8 — в/ф;
- 9 — р/ц.
Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.
В мнемотехнике также используются другие методы:
- Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
- Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
- Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
- Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).
Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.
Ассоциативный принцип мышления
Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.
Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.
В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.
Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.
Обучение по возрастным группам
По мнению большинства специалистов, изучающих детское развитие, начинать первые занятия по мнемонике с малышами можно в возрасте примерно трёх лет. На этом этапе ребёнок только учится говорить, поскольку его словарный запас всё ещё не выходит за рамки повседневных понятий.
Так, выучив слово «осень», трёхлетний малыш может не понимать его значения и вовсе забыть его за год, но простая картинка (их называют мнемоквадратами) с изображением жёлтого листа или дерева с пожелтевшей кроной уже станет для него чёткой ассоциацией, которая улучшит запоминание и не позволит ошибиться при определении текущего времени года.
К 4–5 годам мозг ребёнка развит достаточно, чтобы переходить к мнемодорожкам – тем же картинкам, которые поделены на три-четыре последовательных изображения и описывают понятие с разных сторон. Так, мнемодорожка может последовательно показывать пожелтевшее дерево, жёлтый лист и клин улетающих птиц. Даже если всё это показано схематично, такие подсказки позволяют малышу добыть из глубин своей памяти то, что он уже знает, но слегка подзабыл.
Размытое понятие осени становится более осмысленным, ребёнок уже готов дать типично детское определение этой поре года, которое может показаться наивным и не совсем точным, однако, всё же указывает на чёткое понимание происходящего.
Примерно с возраста 6 лет можно давать малышам для обучения мнемотаблицы. Это те же мнемодорожки, только здесь картинок ещё больше, они могут идти в два ряда и зачастую передают не только какое-то одно понятие, но и целый сюжет, пусть и небольшой. Задача педагогов на этом этапе развития – провести обучение рассказыванию, когда ребёнок пересказывает сюжет любимой детской книги или учит стих. Здесь объём запоминаемой информации уже довольно значителен, потому ребёнку придётся подключать ассоциативный ряд, чтобы правильно подать сюжет. Заодно тренируется и манера речи, правильность изложения.
В дальнейшем такие пиктограммы могут служить даже пособием по безопасности жизнедеятельности или особенностям поведения в разных местах. Примером развития мнемоники и её использования во взрослом возрасте являются те же дорожные знаки, а также инструкции на некоторых товарах, подаваемые в виде простых картинок.
Собственно, мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы и являются основными приёмами обучения детей – важно лишь выстроить их в правильном порядке
Советы, как добиться результата
Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт
Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете
Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.
Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника – что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.
И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:
Выбор метода
Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему. Выбор картинок и связей
В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать
Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.
Занятия мнемотехникой увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.
При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.