Аргументы из жизни и литературы на тему “что такое любознательность”

Война

Война — это череда потерь и лишений, в которой нет победителей. Все одинаково страдают от нанесенных ран, и те, кто дожили до триумфа, получают больше всего увечий, порой даже не совместимых с мирной жизнью. Раскрыть это понятие подробнее помогут аргументы из литературы и другие формулировки:

  • Столкновение народов, ведомых политическими амбициями государств.
  • Противоборство людей, раздираемых и обманутых враждой.
  • Противостояние армий, опьяненных агрессией и политической пропагандой.
  • Ужасное историческое событие, в котором все участники являются жертвами.
  • Бои без правил, в которых погибают даже заложники битвы — женщины и дети на оккупированных территориях.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна проявляла любознательность в своих ежедневных занятиях, поэтому ей удалось обогатить свой внутренний мир. Она много читала и обращалась даже к такой литературе, которая занимала полки Евгения Онегина — то есть к политическим и экономическим трудам. Это помогло Татьяне освоиться в высшем свете и занять достойное место рядом с высокопоставленным супругом.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Варенька Доброселова утешалась чтением качественной литературы. Своей любознательностью она заразила Макара Девушкина, который смог существенно улучшить навыки письма благодаря полезному чтению. Оба героя только выиграли от прикосновения к искусству и стали глубже чувствовать жизнь. Любовь к знаниям поспособствовала их развитию.
  3. В рассказе А.П. Чехова «Невеста» главная героиня была от природы трудолюбива и любознательна, поэтому ее не устраивала жизнь в захолустье, где люди ее социального положения не работали и жили в праздности. Ей предстояло замужество, которое освобождало ее от необходимости развиваться. Надежда предпочла рискнуть своим благополучием, чтобы вырваться из удушливой атмосферы бездействия. Тяга к знаниям помогла ей изменить свою судьбу к лучшему.
  4. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» любознательность героя граничила с любопытством, поэтому приносила скорее неприятности, чем открытия. Так, Григорий напал на след контрабандистов и едва не погиб, когда они попытались избавиться от опасного свидетеля. В финале главы «Тамань» он корит себя за то, что разрушил жизнь шайки и вынудил ее скрыться из родных мест.
  5. В повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» главный герой любил открывать для себя новые места и искал новых знакомств, поэтому он, будучи сыном судьи, не побрезговал гулять среди развалин и общаться с нищими детьми. Эта любознательность проложила ему дорогу к настоящей дружбе. Только помогая Марусе и Вале, он познал жизнь и стал смотреть на нее другими глазами. Эти знания и навыки стали началом его осознанного разговора с отцом, которого он раньше не понимал. Значит, любознательность не только расширяет кругозор, но и делает человека более востребованным и интересным собеседником.
  6. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Кулигин является единственным человеком в городе, который интересуется научными обоснованиями естественных явлений и инновациями. Он понимает, что причитания и суеверия не помогут спасти город от грозы и пожаров, поэтому настаивает на сооружении громоотвода. Только его стремление к знаниям противостоит разгулу стихии, только оно спасет Калинов от бедствий. Как видно, любознательность нельзя недооценивать.
  7. В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является единственным человеком, который может помочь России развиться и стать лучше. Почему? Потому что его любознательность мотивирует искать решения для злободневных задач. Только он хочет и может бороться с проблемами отечества. Значит, тяга к знаниям — это непременное качество умного и деятельного человека, которого влекут к себе полезные открытия, необходимые для совершенствования страны.

Афоризмы

  1. «Любознательность создает ученых и поэтов», –  утверждал французский писатель и литературный критик Анатоль Франс. По его мнению, именно любознательность рождает новых ученых и поэтов, потому что она толкает их за знаниями и открытиями.
  2. «Любoзнaтeльнocть – oдин из вceгдaшниx вepныx пpизнaкoв энepгичнoгo yмa», – утверждал   английский литературный критик Сэмюэл Джoнcoн. По его мнению, любознательность указывает на человека с энергичным умом, готового размышлять, рассуждать, обдумывать. Без любознательности ум становится ленивым, не способным вмещать и перерабатывать новую информацию.
  3. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее», – писал Анатоль Франс, французский критик и писатель. Он говорил об искусстве обучения. По его мнению, главный секрет заключается в том, чтобы суметь сначала пробудить в душах учеников любознательность, а затем эту любознательность удовлетворить, вложив в головы воспитанников новые знания.
  4. «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим», – говорил древнегреческий философ Сократ. По мнению мудреца, если человек любознательный, то он не будет бездействовать, а постарается достичь новых знаний, получить новый опыт, благодаря чему прослывет среди людей многознающим.
  5. Французский поэт и драматург Поль Клодель  утверждал: «Кто многим увлекается, многое приобретает». Он хотел подчеркнуть, что человек, который многим увлекается, который хочет много знать и уметь, приобретает многое: знания, опыт, талант.
  6. «Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – все равно, что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги», – говорил американский исследователь и писатель Мэнли Палмер Холл. По его мнению, каждый человек рожден для того, чтобы постигать тайны окружающего мира, узнавать его, открывать мир с новых сторон. Человек же, который не стремится понять смысл жизни, похож на человека, расхаживающего по огромной богатой библиотеке, но не проявляющего никакого к ним интереса.
  7. «Чтобы переваривать знания, нужно их поглощать с аппетитом», – утверждал французский писатель и критик Анатоль Франс. Он сравнивал получение и усвоение знаний с поглощением пищи. Только тогда пища доставляет нам наслаждение, когда мы ее поглощаем с аппетитом, так и знания только тогда усваиваются и приносят пользу, когда то, что мы изучаем, нам интересно.
  8. «Познание начинается с удивления», – говорил  древнегреческий философ Аристотель. По мнению мыслителя, истоком любого познания является удивление. Удивление  подталкивает человека к наблюдениям, исследованиям, экспериментам, то есть к получению новых знаний.
  9. «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает», – писал русский историк, профессор Василий Ключевский. Он считал, что жизнь дает богатый опыт и знания только тому, кто ее изучает, кто пытается узнать все ее тайны и секреты, понять ее устройство.
  10.  «Один из ceкpeтoв жизни cocтoит в тoм, чтoбы нe дaть yгacнyть oгню нaшeй любoзнaтeльнocти», – писал американский экономист Эдвapд Фeлпc о секретах жизни. По его мнению, один из них заключается в том, чтобы сохранить огонь любознательности, так как она является движущей силой к знаниям, открытиям, великим свершениям.
  11.  «В душе огонь и жажда знаний – вот ключ к успеху всяких начинаний», – говорит Джулиана Вильсон, автор многих крылатых выражений, философских изречений. Она считает, что ключ к успеху – это огонь любознательности и жажда новых знаний. Как ключ открывает замок, так и знания и любознательность приносят успех тем, кто обладает этими качествами.

Сравнение

Начнем с того, что первое рассматриваемое нами качество считается врожденным. Любопытство присуще не только человеку, но и животным. Это нецеленаправленная потребность в познании окружающей действительности. Так, появившийся на свет малыш демонстрирует бесконтрольный интерес к новым вещам. Он осматривает и ощупывает их, пробует на вкус, пытается найти предметам самое разнообразное применение. Тогда как подросший ребенок тяготеет к знаниям и освоению различных областей. Он начинает посещать кружки и секции, читать книги, смотреть научные передачи и т. д. Все это – проявление любознательности. Таким образом, под данным понятием подразумевается целенаправленная потребность в овладении новой информацией. При этом человек отдает себе отчет в том, зачем он хочет получить те или иные сведения. Из всего вышеизложенного следует вывод, что главное отличие любопытства от любознательности заключается в целенаправленности.

К слову сказать, праздный интерес к новостям и сплетням таит в себе негативный смысл. Ведь зачастую под любопытством понимается желание знать все обо всех. Многие люди без особой надобности влезают в чужие дела, подвергают их обсуждению, плетут интриги. Все это является разрушительными сторонами любопытства. Тогда как любознательность носит лишь созидательный характер. Она подогревается не эмоциональной захваченностью, а рациональным стремлением к расширению кругозора.

Сделать вывод, в чем разница между любопытством и любознательностью, поможет сравнительная таблица.

Любопытство Любознательность
Присуще как человеку, так и животным Считается отличительной чертой человека
Врожденное качество Проявляется по мере взросления
Имеет неконтролируемый характер Выступает целенаправленной деятельностью
Может носить разрушительный оттенок Ориентирована лишь на созидание
Подогревается эмоциональной захваченностью Имеет под собой сугубо рациональное зерно

Воображение

Воображение — это развитая фантазия, которая помогает человеку рисовать мысленные картины, столь же правдоподобные, как и реальность. Данное свойство идет на пользу не только творческим людям, но и каждому из нас, ведь выдумки и оригинальные затеи украшают жизнь. Вот пример подобного сочинения. Значение слова «воображение» можно описать так:

  • Умение строить воздушные замки, поразительные по красоте и правдоподобию.
  • Мир грез, куда человек удаляется от суеты и порочности мира;
  • Движущая сила динамичного внутреннего мира, который развивается по законам фантазии.
  • Стремление к созданию миражей и иллюзий.
  • Творческие способности, определяющие дальнейшую судьбу творчески одаренной личности.

Высказывания о любознательности

Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение

Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Безучастность, безразличность

Любознательность

Дотошность, чрезмерное любопытство

Крылатые выражения о любознательности

Происхождение. Роман-биография Чарльза Дарвина
Петр I

Чем же отличаются
друг от друга любопытство и любознательность
?

На самом деле, это разные качества личности. Причем, одно из них может плавно перейти в другое. Например, может быть так — человек, казалось бы, из праздного любопытства
выяснял информацию о чем либо, то в последующем она может оказаться для него интересной, полезной и нужной.

И напротив, любознательность
незаметно для самого человека может перейти границы, вот тогда и рождается любопытство. То есть человек начинает выискивать ту информацию, которая ему совсем ни к чему. Здесь необходимо осознавать и понимать свои действия, чаще контролируя себя и задавая вопросы:

«Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»

Давайте попробуем развести эти два понятия. Так как многие путают их и считают одинаковыми.

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.

Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).

Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Самые маленькие и любознательные

Наиболее любознательными можно назвать детей

Что означает любознательность, они могут еще и не знать, но с вниманием выслушают, если вы расскажете. Это качество у малышей проявляется с самого рождения

Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Когда ребенок уже умеет говорить, любознательность проявляется у него в форме вопросов. Недаром психологами выделен период времени под названием «почемучка». Вопрос «почему?» волнует детей в возрасте от 4 лет больше всего и говорит о таком качестве, как любознательность. Значение слова или ответа на вопрос ребенку может быть еще не понятным, но его обязательно нужно озвучивать. Не стоит игнорировать речь маленького «почемучки», ведь он стремится к знаниям. Не получая ответы на свои вопросы, со временем малыш перестает их задавать и интересоваться чем-либо.

Известно, что характер закладывается с детства. Любознательность как качество также необходимо прививать с детства. Приучайте ребенка читать, смотреть познавательные программы и видео. Не ругайте за то, что он что-то разбирает или ломает

Узнать, как работает и устроен предмет, — это очень важно и интересно

Аргументы из жизни

История знает немало открытий, которые  были сделаны благодаря любознательности их открывателей. Такие люди были во все времена. 

  1. Даже маленьким детям известно имя М.В. Ломоносова, великого русского ученого, основателя Московского государственного университета, человека всесторонне развитого и талантливого. Им сделаны открытия в области физики, химии, литературы, языкознания, астрономии и географии. Его труды внесли большой вклад в русскую науку. Мало кто задумывается, что путь к этим открытиям начался с детского любопытства. Родившись в семье поморского крестьянина-рыбака, он не желал продолжить дело своего отца, а стремился к знаниям. Он научился читать и писать, изучил «Арифметику» Л.Ф.Магницкого  и «Грамматику» М.Г. Смотрицкого. Поступая в Навигационную школу в Москве, куда он дошел пешком, Ломоносов знал эти учебники наизусть. Его пытливый ум не желал останавливаться на достигнутом, а пополнялся новой информацией. За усердие, старание, особые знания его отправили учиться сначала в Петербург, а потом и заграницу к лучшим ученым того времени. Его интерес к знаниям, любознательность поистине были огромными. Вернувшись в Россию, он  служит российской науке, отмечая постоянно, что нужно воспитывать своих ученых, потому что чужеземцы никогда не будут стараться ради чужой славы.
  2. Читая о жизни и творчестве  М.Горького, каждый раз удивляюсь, насколько любознательным человеком он был. Такой вывод я сделала по некоторым фактам из его биографии, которыми сейчас хочу поделиться с Вами. Во-первых, у него был огромный интерес к книгам,  чтению. Он знал, что чтение расширяет кругозор, обогащает ум новыми знаниями, позволяет открывать новое. Поэтому читать он готов был постоянно.  Мать, выйдя замуж второй раз, забрала мальчика от дедушки с бабушкой и отдала в начальное училище учиться. Поп его невзлюбил, так как у него не было учебника священной истории, и Горький купил учебник на деньги, которые нашел дома в одной из книг, а кроме учебника еще приобрел сказки Г.Х. Андерсена. В подмастерьях он тоже не упускал случая почитать книги, и на пароходе, где он служил,  тоже читал. Во-вторых, в автобиографической трилогии он рассказывает о том, как с дедушкой учил буквы. Он их запомнил сразу, грамота далась ему легко. Мальчику хотелось выучить  всю азбуку, чтобы иметь возможность читать. О дедушке он вспоминал как о человеке черством, жестоком, но был благодарен за то, что тот однажды решил достать азбуку и усадить внука за стол.  Желание поэкспериментировать довело его однажды до того, что он решил окунуть в чан с краской бабушкину праздничную скатерть. За испорченную вещь дедушка его сильно избил, но желание экспериментировать это не убило.

Гиганты мысли

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Гениальные люди стали таковыми лишь потому, что были очень любознательными. Они изучали науки, читали и очень много беседовали с такими же талантливыми людьми.

К примеру, Томас Эдисон не понаслышке знал, что означает слово любознательность, ведь он и сам был таковым. У него был свой специфический, можно даже сказать, гениальный взгляд на мир. Он очень много читал произведения Томаса Пейна и стремился узнать как можно больше интересной информации. Самое интересное, что этот талантливый человек был глухим, и это его даже радовало, ведь его никогда не отвлекали пустыми разговорами.

Леонардо Да Винчи также был весьма любознательным. Многие говорили, что он не мог насытиться наукой и знаниями. Учитель Леонардо то и дело жаловался на то, что ребенок задает слишком каверзные вопросы, на который тот не может ответить. Итальянский ученый говорил, что Curiosita (с итал. «любознательность») присутствует в каждом с самого детства, и во чтобы-то ни стало её необходимо развивать. Да Винчи всю свою сознательную жизнь изучал предметы и людей, и именно поэтому он был таким талантливым.

Любознательный Альберт Эйнштейн также не является исключением. Он всегда познавал мир, открывал для себя новые горизонты, изучал самые различные науки и стремился узнать как можно больше. Его пытливый ум не давал ему покоя. Разве мог бы нелюбознательный человек открыть для мира целую науку — физику? Конечно, его образованность, пытливость и гениальность помогли стать известнейшим физиком-теоретиком.

Сознательность

Сознательность — это благоразумие, которое человек проявляет в делах и словах. Такие люди прекрасно понимают, что они должны совершить, чего от них ждут. Они преданы выбранному направлению в жизни и живут осмысленно. У них есть цель, к которой они движутся. Определение понятия «сознательность» может быть и таким:

  • Умение в полной мере понять мир и окружение.
  • Ощущение своего нравственного долга и готовность следовать ему.
  • Осмысленность бытия человеческого, которая позволяет нам идти к поставленной цели и придерживаться определенных убеждений.
  • Система ценностей, сформированная в рамках социального, этнического или индивидуального мировозрения.
  • Принципиальность, руководящая всеми поступками человека.

Новые исследования ученых

Исследования показали, что в среднем открытость человека к новым знаниям неуклонно снижается с возрастом. Вместе с тем усиливается аппатия. Многие считают, что им достаточно тех знаний, которые они получили в молодости.

В течение многих лет исследователи психического здоровья отмечали это возрастное падение любопытства. В одной из статей журнала Neuroscience & Biobehavioral Reviews за 2018 год были опубликованы доказательства того, что любознательность в пожилом возрасте защищает от когнитивного и физического старения.

Пожилые люди, которые интересуются новым, заняты тем или иным видом интеллектуального труда лучше справляются с тестами на проверку памяти и других когнитивных способностей. Авторы этого исследования отмечают, что любопытство активизирует области мозга, которые вовлечены в когнитивные процессы высокого уровня.

Чтобы стать счастливее, испытайте новые ощущения: попробуйте новый вид спорта

Замок из песка, шалаш на дереве – для детей это значит гораздо большее, чем игра

Предприимчивая мама сделала съедобный песок. Идею поддержали

Исследования показали, что у людей любого возраста высокий и постоянный уровень любознательности связан с психическим благополучием и удовлетворенностью жизнью. А это значит, что любознательные люди не страдают от депрессии.

Эксперты все больше находят доказательств того, что любознательность – это секрет счастливой и полноценной жизни. «Если рассматривать фундаментальную основу, а именно то, что люди, как правило, хотят от жизни: прочные социальные отношения, счастье и достижение целей – все это тесно связано с любознательностью и стремлением узнавать что-то новое», – говорит Тодд Кашдан, профессор психологии в Университете Джорджа Мейсона.

Целеустремленность

Целеустремленность — это умение покорять поставленную планку и достигать вершин успеха в выбранной сфере деятельности. Данное качество характеризует лидера, способного повести людей за собой. Такие люди всегда добиваются своего и становятся примерами для подражания. Значение слова «целеустремленность» может быть истолковано иначе:

  • Упорство в реализации мечты.
  • Стойкость и постоянство на пути к достижению успеха.
  • Настойчивость в создании своего будущего.
  • Качество, позволяющее добиться желаемого, несмотря на препятствия.
  • Свойство сильных натур, которое помогает им преодолевать трудности на дороге к очередному достижению.

Раннее развитие

Пиаже, один из самых влиятельных исследователей когнитивного развития, считал, что дети и дети постоянно пытаются придать смысл своей реальности и это способствует их интеллектуальному развитию. По его теории, дети развивают гипотезы, проводят эксперименты и корректируют гипотезы в соответствии с тем, что наблюдают. Он был первым, кто качественно и полно задокументировал действия детей и проинтерпретировал их как системные, рассчитаны усилия протестировать и узнать собственное окружение.

Обще признано определение любознательности у детей отсутствует. Большинство исследований любознательности фокусировались на взрослых, а типично используемые методы самозвитування не могут быть применены при изучении любознательности у детей. Любознательность считается признаком взрослого человека, а у детей — зародышевой чертой их взгляда на мир.

Исследовательская же поведение часто наблюдается у детей и ассоциируется с их развитием любознательности. Несколько исследований изучают детскую любознательность путем простого наблюдения за их взаимодействием с новыми и знакомыми игрушками.

Было найдено связь между ощущением тревожности у детей и их любознательностью. В одном из исследований с участием 111-летних детей было найдено отрицательную корреляцию между любознательностью и психологической неприспособленностью, то есть дети, которые больше нервничают в классе, были менее любознательны. Кроме того, определенные аспекты обучения в классе зависят от любопытства, а следовательно могут испытывать влияние нервозности.

Некоторые ученые основывать исследования любознательности у детей на том, отдают они предпочтение сложном / неизвестном, другие — отдают предпочтение новому.

Исследователи также изучали связь между реакцией ребенка на сюрприз и любознательностью. Было выдвинуто предположение, что когда дети сталкиваются с неуверенностью, они мотивируются познавать дальше. Ученые предполагают, что реакция детей на то, что их ожидания не оправдались, более побуждать детей к любознательности, чем презентация нового или сложного объекта.

Существует распространенное убеждение, что детская любознательность страдает под влиянием стандартов формальной (школьной) образования. «Дети — прирожденные ученые. От первого мячика, который они подбрасывают, к наблюдению за муравьем, что несет крошку хлеба, дети используют научные средства -ентузиазм, гипотезы, тесты, выводы-для раскрытия тайн мира. Но каким-то образом школьники и студенты теряют то, что когда-то было для них естественным. ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector