Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях

Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

«Цветочный магазин»

Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

«Свеча»

Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

«Певец»

Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

Психологические на развитие голоса

Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм

При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен

Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

Метод Стрельниковой

Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

«Ладошки»

При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

«Погончики»

Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

«Насос»

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ

Для развития речи нужно не только тренировать язык

Чтобы увеличить буквенный охват, важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
  • «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
  • «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
  • «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.

Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком

Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее

Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.

Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи

Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.

С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи

При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного

Когда ребенку удастся совладать с устной речью, пора переходить к письменной. Например, узнать, как научиться писать без ошибок.

Развиваем слух

Фонематическим (речевым) слухом называется способность к правильному распознаванию звуков. Как развивать слух? Спрятавшись за ширму, попробуйте постучать поочередно предметами из металла, стекла или дерева. Ребёнок должен угадать, чем именно вы стучите — стаканом, деревянной либо металлической ложкой и т. п.

Попробуйте сымитировать звуки, которые издают птицы или животные, или найдите соответствующие аудиозаписи. Пусть малыш угадывает, кто именно из зверюшек его «приветствует».

Попробуйте такое упражнение: малыш закрывает глаза (ещё интереснее, если использовать настоящую повязку), а вы с небольшим колокольчиком перемещаетесь в разные углы комнаты. Задача ребенка — не глядя угадать по звуку, где именно вы находитесь.

Ещё вариант — рычание мотора. Детям следует определить, мотоцикл это, трактор или автомобиль. Можно поиграть в игру «Светофор», для этого следует заранее подготовить аудиозапись с шумами, характерными для оживленного уличного движения. Слыша гудки различных видов транспорта, шум толпы и т. п., ребёнок называет то, что происходит на улице. Это способствует развитию его слухового внимания.

Артикуляционная гимнастика для женщин

Всем женщинам очень важно оставаться как можно дольше молодыми и красивыми. Специальная артикуляционная гимнастика поможет убрать второй подбородок, разгладить кожу и укрепить мышцы рта, щек, лба и носа.1

Упражнения для рта. Надавить пальцами на уголки рта и вытянуть губы, как будто дуя на кипяток.2. Упражнения для щек. Придавить указательными пальцами носогубные складки и начать петь «И-и-и».3. Упражнения для скул. Нужно вдохнуть воздух и закрыть рот. После этого выдыхать его толчками поочередно — через левый угол, через правый угол рта.4. Упражнения для лба. Сомкнуть пальцы рук и положить их на лоб. Пальцы плотно прижать, а брови стараться поднять как можно выше. При этом нужно произносить «А».5. Упражнения для носа. Большими пальцами рук зажать крылья носа, а затем раздуть их.6. Упражнения для улучшения кровообращения. Поворачивать голову влево-вправо несколько раз, а затем опустить на грудь. Повторить упражнение несколько раз.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Занятия с логопедом по возрастам

Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития». Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:

Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:

  • принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
  • принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
  • принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
  • принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
  • принцип наглядности.

Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
  • Активизацию речевой деятельности:
  • вызывание звуков, звукоподражаний;
  • формирование первых форм слов;
  • Формирование фразовой речи:
  • развитие простых просьб-фраз;
  • формирование двусловных предложений;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • Формирование общих речевых навыков:
  • воспитание плавного выдоха;
  • работа над силой голоса (громко-тихо);
  • Развитие мелкой моторики:
  • игры с бусами, крупами;
  • пальчиковые игры.

Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды дея­тельности.

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
  • Активизацию речевой деятельности:
  • расширение и ак­тивизация предметного и глагольного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фразовой речи:
  • формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • закрепление произношения гласных звуков;
  • формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
  • Расширение общих речевых навыков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • при помощи предметов, игрушек;
  • улучшение координации пальцев с помощью упражнений.

Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:

  • Формирование представлений об окружающем мире;
  • Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
  • Развитие грамматического строя речи:
  • уточнение грамматических категорий и понятий;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения
  • Развитие фразовой речи:
  • обучение ведению диалогов;
  • формирование навыков пересказа;
  • развитие навыков собственного рассказывания;
  • Развитие фонематических процессов:
  • активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения.

Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.

При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:

  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение активного и пассивного словарей;
  • развитие связной речи.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи

Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки — в том числе и звук Р — определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Упражнения

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу

Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа

Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно

Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс

Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Упражнения для логопедической гимнастики

Существует большое разнообразие тренировок для развития речи. Но их можно также придумывать самостоятельно – играйте, веселитесь, и хорошее настроение вместе с полученным результатом не заставят себя ждать. В логопедической практике применяют следующие игры для тренировки языка:

  1. Улыбка – является основой каждого из следующих действий. Для него потребуется губы удерживать в широкой улыбке, при этом зубы должны быть сомкнуты.
  2. Слоненок. Губы надо сомкнуть в трубочку и со всех сил тянуться вперед в течение 5–10 секунд.
  3. Лопата. Расслабленный язык вытягиваем между зубов, при этом к ним не прижимаясь. Остаемся в таком положении 10–15 секунд.
  4. Змея. Положение, как и в прошлом упражнении, но язык нужно держать в напряжении, изображая змею в течение 10 секунд.
  5. Грибок. Прием хорошо растягивает короткую уздечку. Как бы прикрепляем язык к небу и держим его в напряжении 10 секунд.

После освоения статических приемов, рекомендуется переходить к подвижным. К ним относят:

  1. Улыбка с сомкнутыми зубами. Под счет ребенку нужно немного размокнуть зубы, то есть приоткрыть рот. Повторить действие необходимо 10–15 раз.
  2. Вправо-влево. Рот приоткрыт, язык двигается с одного угла к другому.
  3. Мяч. Поочередно нужно упираться языком в щеки, стараясь попадать в одну и ту же точку. Родители могут помогать ребенку, толкая щеки, и тем самым превращая данные действия в веселое времяпрепровождение.
  4. Чистим зубы. При сомкнутых зубах необходимо проводить по ним языком влево-вправо. Затем размыкаем зубы, и делаем аналогичные движения на наружной поверхности.
  5. Качели. Краем языка надо упереться в небо сначала за верхними зубами, а потом за нижними. Во время выполнения рот должен быть полуоткрыт.
  6. Лошадка. Нужно воспроизводить звук цоканья.

Только логопед поможет подобрать правильный комплекс действий.

Бывает, что крохе скучно выполнять тренировки, и не всегда помогает даже игровая форма. В таком случае можно использовать сладости. Например, втянуть мармелад в виде трубочки как макароны, или же зафиксировать тонкое печенье под носом, изображая усы. Так же на помощь может прийти пособие в картинках, которое способно заинтересовать малыша.

Если у малыша при длительном выполнении всех действий не возникает точности, плавности в движениях речевых органов, то это может говорить о том, что техника выполнения была неверной, или же проблема гораздо серьезнее, чем предполагалось изначально. В каждом из случаев обязательна дополнительная консультация логопеда.

Правильная и красивая речь – это прекрасный дар. Родителям необходимо уделять время и поддерживать ребенка в его развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector