Критический анализ статьи: «a wave-particle delayed-choice experiment with a single-photon state» (j. baldzuhn, e. mohler and w. martienssen)
Содержание:
- План анализа
- Принципы
- Обсуждение
- Литературный
- Методы
- Варианты эксперимента с кратным отложенным выбором
- Требования к рецензии
- Объем текста
- Анализ исследования
- Стиль написания текста
- Принципы
- Критический анализ в философии
- Зачем нужно анализировать научную статью и какие моменты нельзя пропустить
- Полезные советы
- Третий этап работы: определяем структуру
- Что такое?
План анализа
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий
На что обратить внимание
1.
Авторство, место публикации.
Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
2.
Актуальность.
Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
Давность опубликования статьи.
3.
Новизна.
4.
Жанр.
Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
Целостность структуры статьи.
5.
Качество обзора литературы.
Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме.
6.
Репрезентативность фактов.
Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
опросов;
результатов экспериментов;
отчетов об испытаниях;
экспертных мнений;
документально или официально подтвержденных сведений и т. д.
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.
7.
Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования.
Дает ли новые знания?
Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
Проводилась ли апробация?
8.
Обоснованность выводов.
Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?
Принципы
Принципы критического анализа во многом зависят от его вида. Еще на заре истории данного типа изучения объектов и материалов использовался интуитивный принцип (или «внутреннее озарение»). Это абстрактный подход, заключающийся в открытии новых теоретических, эмпирических законов, обосновании новых явлений, задач и понятий действительности. Минусом такого принципа анализа является неубедительность, возможность вариантов, неподтвержденность предположений.
В критическом анализе дискурса часто применяется социально-ориентированный принцип. Целью его, как правило, становятся явления и трансформации, происходящие в обществе. К таковым относятся иммиграция, расовая дискриминация, национальный геноцид, экстремизм. Объектом исследования выступают, разумеется, тематические тексты и их влияние на социальное мышление. Также такой подход к изучению помогает найти и изобразить истинную картину и донести ее до социума, чтобы избежать путаницы читателя в недемократических дискурсах.
Для этого же вида критического анализа применим и когнитивно-ориентированный принцип. Он был широко освещен Т.А. ван Дейком и основан на психологических особенностях построения и подачи материала (текстов-дискурсов). Данный принцип широко применяется в анализе новостей (СМИ)
Помимо этого, внимание аналитика должно быть направлено на нарративную (последовательную, взаимосвязанную) оценку событий, знаковые системы речевого общения (метафоры, коллективные символы)
Принцип историзма чаще всего применяется в научных и литературных исследованиях. Он основывается на изучении развития определенного явления или объекта в пространстве и времени. Однако это довольно абстрактная характеристика. На практике это происходит немного глубже и глобальнее. Например, за основу берется жанр или прием (литературное понятие) – это цель исследования. Затем происходит сбор материалов, касающихся темы (когнитивные составляющие). На третьем этапе можно приступить к изучению и фильтрации информации. Главным моментом здесь является хронология, эволюция явления в определенном временном отрезке. Только после такой оценки можно приступать к заключениям, гипотезам и прогнозам.
Принцип ключевых понятий является одним из самых ранних в критическом анализе. Наиболее часто он встречается в художественной критике (работы Аристотеля, Лессинга, В.Г. Белинского). Условно его можно обозначить шкалой измерений и сопоставлений. Создание системы понятий помогает буквально разложить текст на структурные составляющие, проследить их взаимодействие и взаимосвязь, а также выявить значение одного компонента для другого. Как правило, данный принцип является обязательным, но второстепенным, так как любое исследование опирается на понятийный аппарат независимо от цели его применения.
В ходе любого критического анализа могут присутствовать разные принципы рассмотрения проблемы. Иногда происходит синтез двух и более. В таком случае один является доминирующим, а другие – вспомогательными. Так, принцип исторпизма часто сочетается с принципом ключевых понятий, а интуитивный подкрепляется когнитивно-ориентированным и т.д.
Обсуждение
Главные результаты этой статьи, полученные в режиме отложенного выбора и представленные на рис.4 и 7, показывают хорошем совпадение с сопровождающими контрольными измерениями, которые приняты за эквивалент эксперимента нормального выбора. Авторы делают обоснованное заключение, что нет никаких существенных отличий между экспериментами с нормальным выбором и с отложенным выбором поведения частица-волна. Выводы справедливы при переключении от выбора корпускулярного к выбору волнового поведения частицы, а также обратного выбора.
Авторы делают заключение, что этот результат соответствует предсказаниям квантовой оптики, и не может быть объяснен в рамках классической оптики. После того, как единичный фотон вошел в интерферометр Маха-Цендера, чтобы интерферировать согласно его фазовой информации, настройка интерферометра может быть переключена в режим регистрации информации о траектории или наоборот. Решение, какие свойства проявит фотон — волновые или корпускулярные, окончательно принимается лишь в момент, когда фотон обнаружен :
«The decision whether the photon shows up wave-like or particlelike appearance is brought to a close only at the moment when the photon is detected» .
Так как активация ячейки Покельса происходит лишь с вероятностью 36%, фотон в интерферометре «не знает», будет он вовлечен в эксперимент с отложенным выбором или нет, и любое дополнительное влияние периодической рабочей договоренности с фотоном может быть исключено.
После рассмотрения основных положений рассматриваемой статьи приступим к критическому анализу выводов, сделанных ее авторами.
Литературный
Текстуально-ориентированным можно назвать и литературно-критический анализ. Разница с дискурсом заключается лишь в расстановке ключевых элементов. Первый (описанный выше) вид акцент делает на формальную сторону текста, а второй – на содержательную.
Литературный критический анализ происходит по классическому алгоритму. Ключевыми пунктами для интерпретации в нем являются: сюжет, место и время действия, персонажи, тема, идея и личная точка зрения. С этой позиции можно выделить три уровня исследования:
- Тематический репертуар (содержательная сторона).
- Когнитивный (способ изображения, повествование, жанр).
- Лингвистический (языковые средства, благодаря которым создается когнитивный аспект).
При критическом анализе следует соблюдать иерархию. Первый и третий уровни являются эксплицитными категориями (воплощенными материально). Что же касается когнитивного уровня, то он определяется по двум предыдущим. Безусловно, каждый из ярусов может представлять отдельное исследование. Однако при детальном рассмотрении между ними установлена прочная взаимосвязь, элементы каждого уровня будут присутствовать в соседних.
Необходимость данного вида критического анализа, помимо личностного формирования и освоения навыков критического мышления, заключается в социальной потребности различать эстетически ценные произведения в потоке посредственных.
Важный момент! Литературно-критический анализ – это не изложение художественного текста, а анализ его содержательных компонентов и возможное соотнесение с действительностью.
Методы
Метод критического анализа подразумевает способ достижения цели. Он может быть дедуктивным и индуктивным. В первом случае анализ ситуации развивается от общего к частному. То есть сначала исследователь выдвигает гипотезу, либо аксиому. Затем от общего утверждения ход мысли направлен к следствию, или теореме. Это частное звено. Самым простым примером такого метода может быть следующее:
- Человек смертен.
- Моцарт – человек.
- Вывод: Моцарт смертен.
В противовес дедукции создан индуктивный метод. Здесь критический анализ развивается, наоборот, от частного к общему. Путь к заключению выстраивается не с помощью логики, а, скорее, через определенные психологические, математические или фактические представления. Различают полную и неполную индукцию.
При первом варианте анализ направлен на доказательство утверждения для минимального числа частностей, которые исчерпывают все вероятности. Другой вариант ведет наблюдение за отдельными случаями-следствиями и сводит их к общему выводу (гипотезе, причине), требующему доказательств. Причина и следствие – это главные элементы, на которые опирается критический анализ. Пример индуктивного метода можно наблюдать в серии детективных рассказов К. Дойла о «Шерлоке Холмсе». Хотя сам автор ошибочно называет метод сыщика дедукцией:
- У человека N есть яд.
- Человек N путается в показаниях.
- У человека N нет алиби на момент преступления.
- Следовательно, человек N является убийцей.
Основоположник прагматизма Ч. С. Пирс рассматривал и третий вид рассуждений как метод критического анализа – абдукцию. Иными словами, это познавательное принятие гипотез, используемое для открытия теоретических законов. Сначала все понятия абстрактны, не подтверждены опытом. Путь к заключению идет через систему предположений (гипотез), проверяющейся логическими выводами:
- Посылка: Люди смертны.
- Заключение: Моцарт смертен.
- Следовательно, Моцарт – человек (пропущенное звено).
Варианты эксперимента с кратным отложенным выбором
Рассмотрим вариант эксперимента с двойным отложенным выбором (double delayed-choice experiment). Экспериментальная установка на основе рис.1 показана на рис.8. Добавим к использованной в эксперименте ячейке Покельса P1 еще одну ячейку P2.
Рис.8 Эксперимент с двойным отложенным выбором
Рассмотрим три этапа эксперимента.
1. До входа фотона в интерферометр ячейки выключены. Будет наблюдаться волновое поведение фотона (интерференция), поскольку обе полуволны проходят без вращения поляризации. Фотон будет расщеплен делителем BS1 на два потока – две волны, движущиеся по часовой и против часовой стрелки. Если ячейки Покельса P1 и P2 не будут включаться, то на выходе из интерферометра эти две волны будут интерферировать, и фотон будет зарегистрирован только датчиком D2. Таким образом, в этом варианте фотону предписано волновое поведение внутри интерферометра, и он прошел через него обоими возможными путями.
2. Если сразу же после того, как фотон прошел через делитель луча BS1, включается ячейка Р1, то становится доступной информация о траектории фотона. Интерференция нарушается. Очевидно, что до момента включения ячейки фотон «не знает», будет ли доступна информация о его траектории, поэтому можно считать, что он как и в рассмотренной статье проходит расщепитель луча BS1, разделившись на две полуволны и двигаясь по часовой и против часовой стрелки. В момент, когда включается первая ячейка Р1, фотону предписывается изменить свое поведение с волнового на корпускулярное (на выходе будут равновероятно регистрироваться фотоны обоими датчиками D1 и D2). Но фотон, как мы предположили, до этого момента двигался по двум траекториям одновременно как волна. Что же произошло в этот момент? Если фотон «переключился» на корпускулярное поведение (это и есть момент принятия решения о демонстрации своей природы, хотя регистрации еще нет), то возможны два варианта:
— фотон «случайно» двигался по часовой стрелке, поэтому он просто продолжил свой путь, повернув при этом направление своей поляризации. Тогда что же «двигалось» против часовой стрелки и куда «оно» подевалось, поскольку при корпускулярном поведении фотон должен двигаться лишь по одной траектории, а изначально мы предположили, что двигались две полуволны?
— фотон «случайно» двигался против часовой стрелки. Видимо, он также продолжит свое движение. Но тогда что произошло при включении ячейки Р1? На что эта ячейка оказала влияние и куда «оно» подевалось?
3. Если далее сразу же после того, как фотон проходит и ячейку Р1, включается ячейка Р2, то информация о траектории фотона вновь становится недоступной (квантовое стирание). Интерференция вновь должна наблюдаться (фотоны регистрируются только датчиком D2). В этом случае также возможны два варианта:
— фотон двигался по часовой стрелке, и в момент прохода через вторую ячейку Р2 фотон вновь превращается в полуволну, и вновь должна появиться такая же полуволна фотона, движущаяся против часовой стрелки. То есть в этот момент времени во втором канале из ниоткуда вновь появляется вторая полуволна.
— фотон двигался против часовой стрелке. Что же произошло в момент включения ячейки Р2? В этом канале фотон должен был отсутствовать и ячейке вроде бы не на кого оказывать влияние. Тем не менее фотон превращается в полуволну, а на выходе ячейки Р2 тоже появляется такая же полуволна.
Итак, в одной из возможных картин процесса можно увидеть, что на интервале между включением ячейки Р1 и ячейки Р2 в канале, в котором фотон может двигаться против часовой стрелки, происходит сначала исчезновение «отрезка» волны, затем его повторное появление.
За все время движения фотона нам достоверно известно его поведение: волновое или корпускулярное. Это поведение мы можем произвольно изменять. Наши действия делают предопределенным поведение фотона к моменту будущей регистрации, его природа однозначно задается. Регистрация фотона лишь подтверждает известную экспериментатору информацию о поведении фотона. Поведение фотона в прошлом становится противоречивым, означающим, что фотон проявлял «не ту» природу, которая должна быть продемонстрирована им в момент будущей регистрации. Следовательно, изменения в настройке установки влияют определенно и однозначно на будущее поведение фотона и неопределенно изменяют наши представления о его прошлом поведении.
Можно заметить, что в рассмотренном эксперименте с двойным отложенным выбором наиболее приемлемой картиной является такая: при распространении (движении) фотон демонстрирует (проявляет) волновую природу, а в момент регистрации — корпускулярную.
Требования к рецензии
По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.
Содержание и стиль
Рецензия на статью должна включать:
- Тезисный анализ ее содержания.
- Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
- Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
- Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
- Обоснованную критику недостатков статьи.
- Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.
В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.
В рецензии на статью недопустимы:
- Банальный пересказ текста.
- Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
- Отклонения от стандартов научного стиля речи.
- Высказывания от первого лица.
Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.
При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:
- в статье автора…;
- значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
- автор пишет о проблеме…;
- изучив статью…;
- в рецензируемой работе…;
- работа посвящена актуальной теме…;
- в статье подробно раскрыта проблема…;
- автор высказал неординарную точку зрения на…;
- в статье на первый план выдвинуто…;
- автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
- автор проявил умение анализировать…;
- работа проведена на высоком научном уровне…;
- точка зрения автора подкреплена…;
- статья – пример глубокой проработки темы…;
- написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
- в статье автор точно расставляет акценты на…
- безусловная заслуга автора состоит в…;
- автор изучил большой объем фактического материала…;
- статью отличает доказательность…;
- из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
- утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
- автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
- автор статьи углубляет наше представление о…;
- выводы работы убедительно подтверждаются…;
- к недостаткам статьи следует отнести…
Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью
В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.
План
В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:
- Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
- Актуальность темы.
- Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
- Оценка значимости проведенного исследования.
- Недостатки работы.
- Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.
Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.
Объем текста
Еще один важный вопрос заключается в том, какой аналитическая статья должна быть по своему объему. Особых рекомендаций по этому поводу нет. Сначала напишите работу и не считайте слов и букв. Сделайте развернутый, интересный текст.
Потом автору нужно встать на место читателя. Поставьте перед собой вопрос – прочитали бы вы свою статью до конца? Текст может быть длинным, но захватывающим. В том случае, если вы заметили в работе некоторые фрагменты, от которых ослабевает интерес, тогда нужно их заменить, или вовсе убрать.
Объем написанного текста, по сути, не так важен, как информация, которую он несет. Оформляйте работу подзаголовками и списками, чтобы для читателя информация легче воспринималась.
И не забывайте про собственное мнение — публицистический жанр подразумевает аргументы и размышления по тематике вопроса.
Анализ исследования
Критический анализ исследования присущ научной сфере деятельности человека. Для формирования индивидуального аргументированного мнения по поводу определенной проблемы необходима корректная постановка задач и их решение. Именно этим и занимается данный вид анализа. Исследовательская работа предполагает целый комплекс мероприятий и во многом перекликается с критическим дискурсом.
Так, на подготовительном этапе происходит сбор материала, изучение авторитетных источников, формирование концепции (построения) направления развития мысли и фильтрация важных информационных элементов. Необходимо помнить, что целью такой работы посредством критического анализа является получение нового знания, а не обобщение уже имеющихся истин.
Критический анализ исследования имеет следующую структуру (или план):
- цель;
- проблемы и основные вопросы;
- факты и информация;
- интерпретация и выводы;
- концепция, теория, идеи;
- гипотезы;
- следствия;
- собственное мнение, точка зрения.
Для научной статьи правила анализа могут быть иными. Здесь нередко оценке подвергается сам источник, убедительность аргументации его автора, выявление несоответствий, противоречий или нарушений логики.
Стиль написания текста
Аналитические статьи делаются довольно просто, если определиться со стилем написания. Например, если предстоит написать работу, которая далее будет публиковаться в научно-популярном журнале, тогда подойдет легкий слог. Самое главное – опирайтесь на целевую аудиторию.
Газеты и журналы просто кричат о том, что им нужны яркие, интересные заголовки. Использование узкоспециализированных терминов возможно, но обязательно потом расшифруйте, что вы имели ввиду. В обратном случае читатель просто отложит вашу работу в сторону и найдет другую статью, более понятную для него.
Если аналитические статьи делают для научного журнала, то это более серьезная работа. Такие тексты читают только специалисты в своем деле. Если не разбираетесь в тематике, то даже не беритесь за подобные работы. Текст должен быть составлен грамотно, содержать термины по специализации и полезную информацию. Что касается заголовка для данного вида текста, то тут «кричащим» его делать не стоит. Человек, который возьмет в руки научный журнал, хочет фактов. Поэтому заголовок должен четко отражать суть статьи, а текст раскрывать проблему.
Принципы
Принципы критического анализа во многом зависят от его вида. Еще на заре истории данного типа изучения объектов и материалов использовался интуитивный принцип (или «внутреннее озарение»). Это абстрактный подход, заключающийся в открытии новых теоретических, эмпирических законов, обосновании новых явлений, задач и понятий действительности. Минусом такого принципа анализа является неубедительность, возможность вариантов, неподтвержденность предположений.
В критическом анализе дискурса часто применяется социально-ориентированный принцип. Целью его, как правило, становятся явления и трансформации, происходящие в обществе. К таковым относятся иммиграция, расовая дискриминация, национальный геноцид, экстремизм. Объектом исследования выступают, разумеется, тематические тексты и их влияние на социальное мышление. Также такой подход к изучению помогает найти и изобразить истинную картину и донести ее до социума, чтобы избежать путаницы читателя в недемократических дискурсах.
Для этого же вида критического анализа применим и когнитивно-ориентированный принцип. Он был широко освещен Т.А. ван Дейком и основан на психологических особенностях построения и подачи материала (текстов-дискурсов). Данный принцип широко применяется в анализе новостей (СМИ)
Помимо этого, внимание аналитика должно быть направлено на нарративную (последовательную, взаимосвязанную) оценку событий, знаковые системы речевого общения (метафоры, коллективные символы)
Принцип историзма чаще всего применяется в научных и литературных исследованиях. Он основывается на изучении развития определенного явления или объекта в пространстве и времени. Однако это довольно абстрактная характеристика. На практике это происходит немного глубже и глобальнее. Например, за основу берется жанр или прием (литературное понятие) – это цель исследования. Затем происходит сбор материалов, касающихся темы (когнитивные составляющие). На третьем этапе можно приступить к изучению и фильтрации информации. Главным моментом здесь является хронология, эволюция явления в определенном временном отрезке. Только после такой оценки можно приступать к заключениям, гипотезам и прогнозам.
Принцип ключевых понятий является одним из самых ранних в критическом анализе. Наиболее часто он встречается в художественной критике (работы Аристотеля, Лессинга, В.Г. Белинского). Условно его можно обозначить шкалой измерений и сопоставлений. Создание системы понятий помогает буквально разложить текст на структурные составляющие, проследить их взаимодействие и взаимосвязь, а также выявить значение одного компонента для другого. Как правило, данный принцип является обязательным, но второстепенным, так как любое исследование опирается на понятийный аппарат независимо от цели его применения.
В ходе любого критического анализа могут присутствовать разные принципы рассмотрения проблемы. Иногда происходит синтез двух и более. В таком случае один является доминирующим, а другие – вспомогательными. Так, принцип исторпизма часто сочетается с принципом ключевых понятий, а интуитивный подкрепляется когнитивно-ориентированным и т.д.
Критический анализ в философии
Философия — применение критической мысли и является дисциплинированной практикой обработки проблемы теории/практики. В философских контекстах, таких как закон или академики, критический анализ больше всего под влиянием использования Кантом термина, чтобы означать рефлексивную экспертизу законности и пределы способности человека или ряда философских требований. Это было расширено в современной философии, чтобы означать систематическое расследование условий и последствий понятия, теории, дисциплины или подхода и/или попытаться понять ограничения и законность этого. Критическая перспектива, в этом смысле, является противоположностью догматической. Кант написал:
: Мы имеем дело с понятием категорически…, если мы рассматриваем его, как содержится в соответствии с другой концепцией объекта, который составляет принцип причины, и определите его в соответствии с этим. Но мы имеем дело с ним просто критически, если мы рассматриваем его только в отношении наших познавательных способностей и следовательно к субъективным условиям размышления его, не обязываясь решать что-нибудь о его объекте.
Более поздние мыслители, такие как Гегель использовали слово ‘критический анализ’ более широким способом, чем значение слова Канта, чтобы означать систематическое расследование пределов доктрины или набора понятий. Это справочное расширение вело, например, к формулировке идеи социального критического анализа, того, который возник после того, как теоретическая работа Карла Маркса очертила в его Вкладе в Критический анализ Политической экономии (1859), который был критическим анализом тогда текущих моделей экономической теории и думал о том времени. Дальнейший критический анализ может тогда быть применен после факта, при помощи полного критического анализа как основание для нового аргумента. Идея критического анализа элементная к юридической, эстетической, и литературной теории и таким методам, такой как в анализе и оценке писем такого как иллюстрированная, музыкальная, или расширила текстовые работы.
Зачем нужно анализировать научную статью и какие моменты нельзя пропустить
Цель аналитической оценки исследовательской работы, написанной другим автором, состоит в определении применимости изложенных в ней гипотез, теорий, вычислений для собственных разработок. Любая наука – это процесс поиска и применения актуальных сведений для создания новых знаний. Поэтому специализированные журналы – незаменимый источник информации, с помощью которого ученые обмениваются результатами собственных поисков.
Анализ – это способ исследования путем изучения структурных элементов того или иного явления, процесса, предмета. Научная публикация обязательно должна быть логично структурированной. В связи с этим она поддается аналитическому разбору и оценке.
Методика анализа научной статьи может разниться в зависимости от ее тематической направленности. Например, исследование, опубликованное в физико-математическом издании, разбирается иначе, чем в журнале с гуманитарным направлением. Но существуют и общие принципы, которым нужно обязательно следовать.
План анализа научной статьи составляется с учетом следующих ключевых элементов:
1.
Формальные характеристики научного издания
В исследовательском мире особую роль играет авторитетность того или иного журнала. Она определяется разными факторами:
традиционная популярность (есть имена, пользующиеся непререкаемым авторитетом);
цитируемость, показывающая, что издание публикует актуальные исследования;
строгое рецензирование (обеспечивает отбор качественных статей);
тематическая направленность (чем она уже, тем вероятнее нахождение действительно полезного содержания для читателя).
2.
Автор
Известный в своей сфере ученый вызывает больше доверия и заинтересованности
Также нужно обратить внимание на то, какое научное заведение или университет представляет автор. Если статья написана в рамках какого-то гранта, это ей придает дополнительную ценность, ведь тема, представленная автором, прошла обоснование и конкурсный отбор.
3.
Аннотация
Перед основным материалом обязательно должны излагаться основные тезисы, гипотеза
Аннотация помогает читателю предварительно определиться с тем, будет ли текст полезен, интересен.
4.
Актуальность и новизна
Большинство журналов требуют от авторов отдельно выделять эти пункты в теле статьи
Читателю исследовательской работы важно изначально понять, какие проблемы она решает. Кроме того, исследовательская ценность состоит в том, чтобы такие решения имели методологическую новизну, новаторский подход, уникальную точку зрения на востребованную проблематику.
5.
Стилистическое соответствие
С первых строк читатель должен убедиться в том, что автор является серьезным специалистом в своем направлении
Необходимо соответствие строгим критериям стиля, терминологической четкости и целостности текста. Написать ценную научную работу может только человек, владеющий соответствующими навыками.
6.
Последовательность изложения
Научный текст обязательно имеет четкую структуру и логику изложения. Сформулированную в начале гипотезу необходимо всесторонне рассмотреть, используя строго определенные методы и источники. В завершение делаются обоснованные выводы.
7.
Качество использованной литературы
Еще перед чтением основного тела статьи обязательно откройте список использованной литературы. Это должны быть авторитетные и тематически подходящие тексты. Кроме того, одним из первых пунктов в самой статье является детальный разбор того, на какие предшествующие исследования опирается автор.
8.
Детально описанная методология
Без этого пункта изложенный материал утрачивает основательность и ценность. Только строго определенный метод дает ученому право выстраивать теорию и делать выводы.
9.
Фактическая, экспериментальная составляющая
Данные экспериментов, социологических опросов, наукометрических изысканий излагаются корректно и в рамках принятой терминологии. Специалисту в соответствующей сфере они должны быть понятны и удобны для восприятия.
10.
Ценность и обоснованность выводов
Заключительная часть текста излагается с учетом проведенного исследования. Выводы соотносятся с описанной ранее новизной, актуальностью, целевой направленностью.
При анализе также необходимо учитывать конкретный вид статьи. Например, аналитический обзор в социально-философской тематике будет сильно отличаться от изложения результатов экспериментов в прикладной инженерии.
Полезные советы
Если решились взять за написание статьи публицистического жанра, то берите только ту тему, в которой разбираетесь, по которой у вас есть что сказать. Личное мнение автора – обязательная часть текста.
Делайте текст структурированным и приятным для чтения
Работа должна привлекать внимание визуально. Для этого используются подзаголовки, списки.
В зависимости от того, где будет опубликована статья, поработайте с заголовком
Для целевой аудитории научного журнала – только факты, для газет – интрига.
Желательно, чтобы статьи сопровождалась тематическими иллюстрациями. Так человеку будет гораздо приятнее ее читать.
Перед тем, как опубликовать работу, несколько раз пересмотрите ее самостоятельно, определите, интересна ли она для вас. Переделайте неудачные фрагменты, если такие есть.
Используйте в работе как можно больше фактов из разных источников по выбранной тематике. Чем больше информации вы учтете при написании, тем интереснее получится статья.
Третий этап работы: определяем структуру
Когда вся имеющаяся информация систематизирована, можно приступать к определению структуры будущей статьи. Она зависит от многих факторов. В том числе от количества доказательств тезиса, самой темы и многого другого. Чтобы было понятно, как должна выглядеть аналитическая статья, пример «скелета» ее структуры представлен ниже.
Примерная структура построения текста:
Вводная часть, в которой вы должны объяснить, почему ваша тема актуальна на сегодняшний день
Кроме того, именно тут важно сформулировать вопрос, рассматриваемый в вашей статье.
Основная часть. В данной главе должен быть собран весь аналитический материал
Должны быть рассмотрены несколько точек зрения по теме, высказано ваше личное мнение.
Заключительная часть должна быть одновременно информативной и лаконичной. Добиться этого не так просто. Но, самое главное — это передать все сделанные выводы по теме в этой главе. Необходимо также оценить результат своего исследования и рассказать, чего удалось добиться, получилось ли раскрыть тему.
После того, как структура составлена, уже можно приступать к написанию самого текста. Четко следуйте плану — тогда работа будет легко восприниматься целевой аудиторией. Возможно, что в процессе написания у вас могут возникнуть еще несколько интересных идей. Это нестрашно — можете дополнить ими свою работу.
Что такое?
Понятие «критический анализ» появилось гораздо позже, чем сама его практика. Еще древние философы Аристотель, Сократ пользовались его принципами в своих трудах, исследованиях. Общим классическим определением критического анализа можно назвать оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность. При интерпретации анализируемого материала необходим честный и непредвзятый подход. Поэтому главными критериями здесь выступают объективность и всестороннее рассмотрение.