Анализ страницы вконтакте

Исходные данные

Под темой принято понимать информационную составляющую предложения, которая уже известна читателю или слушателю или о которой можно легко догадаться с помощью несложных логических построений. Для лучшего уяснения этого понятия следует привести несколько примеров. В предложении «Твой друг — отличный педагог» словосочетание, стоящее в самом начале является его темой.

То есть предполагается, что слушатель знает о ком идет речь. Словосочетание «твой друг»- тема этой фразы. Она не обязательно должна быть хорошо известна. Но в любом случае предполагается, что тема легко усваивается и поэтому не требует дополнительных разъяснений. Это своеобразная отправная точка высказывания. На ней основывается весь дальнейший ход рассуждений. Стоит заметить, что в статье рассматривается именно актуальное членение простого предложения.

Слово – фраза – предложение – текст – культура

Актуальное и грамматическое членение предложения подразумевают, что практически язык имеет две стороны – во-первых, смысловую нагрузку, то есть логическую структуру, во-вторых – фактическое отображение, то есть синтаксическую структуру. Это в одинаковой степени относится к элементам разного уровня – к отдельным словам, фразам, фразовым оборотам, предложениям, контексту предложений, к тексту в целом и к его контексту. Первостепенное значение имеет смысловая нагрузка – ибо очевидно, что, по большому счету, это единственная цель языка. Однако фактическое отображение не может существовать отдельно, так как, в свою очередь, его единственная цель – обеспечить корректную и недвусмысленную передачу смысловой нагрузки. Самый известный пример? «Казнить нельзя помиловать». В английском варианте он может звучать так: «Execution is unacceptable then obviation» («Execution, is unacceptable then obviation», «Execution is unacceptable then, obviation»). Для правильного понимания этого указания нужно определить, являются ли актуальными членами группа «казнить», «нельзя помиловать» или группа «казнить нельзя», «помиловать».

В данной ситуации сделать заключение невозможно без синтаксических указаний на то – то есть без запятой или любого другого знака препинания. Это справедливо для существующего порядка слов, однако если бы предложение выглядело как «казнить помиловать нельзя», соответствующий вывод возможно было бы сделать, исходя из их расположения. Тогда «казнить» было бы прямым указанием, а «помиловать нельзя» — отдельным утверждением, потому как исчезла бы двузначность положения слова «нельзя».

Инверсии, идиомы и инверсии как идиомы

Мысль, которую должно передать наше высказывание, всегда концентрируется в определенной точке

Актуальное членение предложения призвано распознать, что эта точка является пиком и на ней должно акцентироваться внимание. Если акцент расставлен неправильно, может возникнуть недопонимание или ошибочное понимание идеи

Конечно, в языке существуют определенные грамматические правила, тем не менее, они описывают только общие принципы образования конструкций и используются для шаблонного построения. Когда дело касается логической расстановки акцентов, часто мы бываем вынуждены изменить структуру высказывания, даже если это противоречит законам образования. И многие из таких синтаксических отхождений от нормы приобрели статус «официальных». То есть они закрепились в языке, и активно используются в нормативной речи. Подобные явления имеют место, когда они освобождают автора от прибегания к более сложным и чрезмерно громоздким конструкциям, и когда цель в достаточной мере обосновывает средства. В результате речь обогащается выразительностью и становится более разнообразной.

Некоторые идиомические обороты невозможно было бы передать в рамках стандартного оперирования членами предложений. Например, актуальное членение предложения в английском учитывает такое явление, как инверсия членов предложения. В зависимости от ожидаемого эффекта она достигается разными способами. В общем смысле инверсия означает перемещение членов на несвойственное им место. Как правило, участниками инверсий становятся подлежащее и сказуемое. Их обычный порядок таков – подлежащее, затем сказуемое, затем дополнение и обстоятельство. На самом деле вопросительные конструкции также являются инверсиями в некотором смысле: часть сказуемого переносится вперед подлежащего. Как правило, переносится несмысловая его часть, которая может быть выражена модальным или вспомогательным глаголом

Инверсия здесь служит все той же цели – сделать смысловое ударение на конкретном слове (группе слов), обратить внимание читателя/слушателя к определенной детали высказывания, показать, что это предложение отличается от утверждения. Просто эти превращения настолько давно существуют, настолько естественно вошли в использование и настолько повсеместно применяются, что мы уже не относимся к ним как к чему-то из ряда вон выходящему

Простой способ

Некоторые читатели наверняка захотят узнать, как можно точно определить тему и рему?

Проще всего это сделать, если задать к предложению вопрос.

Лучше всего рассмотреть этот способ на примере фразы «Папа вернулся из командировки». К ней возможно задать три разных вопроса, в зависимости от ситуации. Если спросить: «Кто вернулся из командировки?», то «папа» будет являться ремой. Соответственно, словосочетание «вернулся из командировки» войдет в состав темы. Если же вопрос звучит: «Откуда вернулся папа?», то слова «из командировки» будут ремой. «Папа» в данном случае — это тема.

Можно заметить, что слова, вошедшие в состав вопроса — это и есть тема предложения, а те из них, что не были упомянуты в нем, являются ремой. В разговорной речи обе составные части могут быть обозначены интонацией. Поэтому иногда можно проводить и анализ отдельной фразы. Тем более, если слушающий достаточно хорошо знаком с ситуацией. В письменном тексте, чтобы обозначить границы темы и ремы, часто требуется прочитать не одно предложение, а отрывок, позволяющий уяснить суть проблемы. Например, для того чтобы понять смысл высказывания «Они уже улетели на юг», достаточно ознакомиться с одним предыдущим предложением текста: «На озере сейчас нельзя увидеть уток».

В некоторых случаях, чтобы избежать путаницы, в письменном тексте возможно употребление предложений только с объективным порядком слов.

Актуальное членение предложения

Актуальное членение предложения — смысловое членение предложения, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания. Наиболее существенным свойством предложения является его способность выступать в качестве основного средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном его членении, при котором в каждом предложении выделяется данное и новое.  Предложение — это не только грамматически организованное единство, но и коммуникативная единица. Мы знаем, что предложение может члениться грамматически, н-р, на члены предложения. Если существует иерархия грамматическая (главные и второстепенные члены), то должна существовать иерархия содержательная. 

Анализ диалогической речи привел языковедов к мысли, что существует более значимая и менее значимая информация в определенных условиях коммуникации. Эти наблюдения привели к пониманию мыслительного, содержательного членения предложения.  Каждое предложение с точки зрения актуальности его содержания можно разделить на две части: известное и новое, ради чего строится, используется то или иное высказывание. Каждое предложение можно рассматривать как ответ на потенциальный вопрос. Та часть предложения, которая служит ответом на этот потенциальный вопрос, и является тем новым, основным, ради чего произносится определенное высказывание. 

Н-р.» Что я делал вчера?»  Я І гулял в лесу/вчера.  Я, вчера — известное. Гулял в лесу — новое. Актуальное членение предложения — это установление определенной иерархии компонентов предложения с точки зрения той смысловой нагрузки, которую эти компоненты несут в процессе коммуникации. 

Термин актуальное членение предложения принадлежит чешскому лингвисту В.Матезиусу. Он утверждал (в 20-30-х г.г

ХХ в.), что всякое высказывание с точки зрения важности информации можно разделить на два блока:

  1. То, что является исходным, данным, известным.
  2. То, ради чего строится все предложение, то, что обладает наибольшей информативной нагрузкой.

 В. Матезиус, разрабатывавший этот вопрос, так определяет рассматриваемое понятие:

Таким образом, актуальное членение предложения исходит из движения мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому; первое обычно заключено в начальной части предложения, второе — в его конечной части. Возможность другого расположения элементов высказывания выдвигает важный вопрос об обычном порядке слова в предложении и отступлениях от него. Например, в предложении Очередная встреча на первенство страны по футболу состоялась в Тбилиси исходной точкой (основой) является Очередная встреча на первенство страны по футболу состоялась, а ядром высказывания — в Тбилиси (на него падает логическое ударение).

При другом порядке слов получается иное актуальное членение: В Тбилиси (основа высказывания) состоялась очередная встреча на первенство страны по футболу (ядро высказывания); или: В Тбилиси состоялась (основа высказывания) очередная встреча на первенство страны по футболу (ядро высказывания)

Вопросам актуального членения предложения уделяется в настоящее время большое внимание и в советском языкознании (cм., например: Распопов И. П. Актуальное членение предложения)

Учение об актуальном членении предложения возникло в 20-30 г.г. ХХ в. в Чехословакии. У нас разрабатывают теорию актуального членения К.Г.Крушельницкая, И. П.Распопов, И.И.Ковтунова, В.Г.Адмони и мн.др.  Существуют различные термины для обозначения данного и нового:

  1. Тема и рема (И.И.Ковтунова);
  2. Данное и новое (школьный курс, К.Г.Крушельницкая);
  3. Основа и ядро высказывания (В. Матезиус);
  4. Основа и предицируемая часть (И. П. Распопов);
  5. Пресуппозиция и фокус (Н.Хомский) и др.

В рамках актуального членения предложения развивается теория функциональной перспективы высказывания. Эта теория исходит из того, что языковая коммуникация представляет собой динамическое явление.  Я.Фирбас в 1956 г. ввел термин коммуникативный динамизм, обозначая им по сути процесс развертывания передаваемой информации.

Основная информация

ID

163726042

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id163726042

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Ккерап

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Ачпр

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

скрыта или не указана

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

«Средства связи»

Кроме темы и ремы существуют также элементы, которые нужны для их логической связи между собой. Они являются своеобразным «мостом» от известного к новому. Их принято называть элементами перехода. По отношению к теме и реме они играют второстепенную роль. Данные элементы легко заменить синонимами, или в некоторых случаях вообще опустить.

Так, в предложении «Он является отличным футболистом» слово «является»- это и есть элемент перехода.

«Он»- лицо, о котором сообщается некая информация. Поэтому тему высказывания можно назвать этим местоимением. «Отличный футболист»- характеристика, которую дает данному человеку автор. Значит, в этом словосочетании заключена рема всего предложения. Глагол (переход) «является» можно пропустить. В этом случае в письменном варианте предложения вместо него должно появиться тире.

Противоположности

Почему в названии данной статьи уточняется, что речь идет не просто о членении предложений, а именно об актуальном? Потому что существует еще и его синтаксический или грамматический вид. Такой разбор предложений проходят на уроках русского языка в средней школе. Поэтому о нем имеет представление практически каждый человек, за исключением детей младшего возраста. При таком членении слова в предложении рассматриваются в зависимости от своих грамматических, или лучше сказать формальных, функций: кто или что? — подлежащее, что делает? — сказуемое и так далее. Такие же вопросы присущи и частям предложения при актуальном членении.

Так, тему можно выявить, задав вопрос: «Кто?» или «Что?», а рему — «Что об этом знает или думает автор?». Порядок слов в предложении в русском языке считается достаточно свободным, поэтому и его составные части в обоих случаях могут изменять свое положение.

Но, несмотря на схожесть, тема далеко не всегда совпадает с подлежащим, а рема — со сказуемым.

Чтобы убедиться в верности этого, следует рассмотреть пример.

Вот ситуация: школьный библиотекарь хочет узнать, верно ли он отметил, что именно этот мальчик взял книгу.

Он задает вопрос «Володя взял книгу?». С точки зрения синтаксиса это предложение является стандартным. На первом месте стоит подлежащее (Володя), на втором — сказуемое (взял). Но если проанализировать его согласно с темой данной статьи, то окажется, что составляющие предложения находятся в обратном, то есть субъективном, порядке. В этом случае словосочетание «взял книгу» можно назвать темой, а имя Володя — ремой. На данном примере также видно, что синтаксический разбор предложения можно произвести в любом случае, даже если оно дано вне какого-либо контекста.

Однако выделить актуальные составляющие, не зная ситуации, в которой оно было употреблено, не получится.

Противоположности

Почему в названии данной статьи уточняется, что речь идет не просто о членении предложений, а именно об актуальном? Потому что существует еще и его синтаксический или грамматический вид. Такой разбор предложений проходят на уроках русского языка в средней школе. Поэтому о нем имеет представление практически каждый человек, за исключением детей младшего возраста. При таком членении слова в предложении рассматриваются в зависимости от своих грамматических, или лучше сказать формальных, функций: кто или что? — подлежащее, что делает? — сказуемое и так далее. Такие же вопросы присущи и частям предложения при актуальном членении.

Так, тему можно выявить, задав вопрос: «Кто?» или «Что?», а рему — «Что об этом знает или думает автор?». Порядок слов в предложении в русском языке считается достаточно свободным, поэтому и его составные части в обоих случаях могут изменять свое положение.

Но, несмотря на схожесть, тема далеко не всегда совпадает с подлежащим, а рема — со сказуемым.

Чтобы убедиться в верности этого, следует рассмотреть пример.

Вот ситуация: школьный библиотекарь хочет узнать, верно ли он отметил, что именно этот мальчик взял книгу.

Он задает вопрос «Володя взял книгу?». С точки зрения синтаксиса это предложение является стандартным. На первом месте стоит подлежащее (Володя), на втором — сказуемое (взял). Но если проанализировать его согласно с темой данной статьи, то окажется, что составляющие предложения находятся в обратном, то есть субъективном, порядке. В этом случае словосочетание «взял книгу» можно назвать темой, а имя Володя — ремой. На данном примере также видно, что синтаксический разбор предложения можно произвести в любом случае, даже если оно дано вне какого-либо контекста.

Однако выделить актуальные составляющие, не зная ситуации, в которой оно было употреблено, не получится.

Средства выражения актуального членения предложения

Порядок слов имеет большое значение, но только в литературном языке, то есть в печатном тексте. Это объясняется следующей психологической особенностью: люди автоматически воспринимают в качестве темы одно или несколько слов, стоящих в начале высказывания, если только интонация говорящего не указывает на другой вариант.

В разговорной речи данное правило, часто не действует. Это объясняется именно наличием в разговоре интонации. Так называется изменение высоты произносимых звуков. Тема обычно выделяется повышением тона.

Другое соседство — это логическое ударение, оно подобно тому, что присутствует в каждом слове, но является более сильным. С его помощью обозначается рема. Если в нее входит больше одного слова, то ударение падает на самое последнее из них.

В устной речи порядок слов и интонация существуют не обособленно, а в тесной связи. Они дополняют друг друга. Часто при использовании инверсии (обратного порядка) появляется более яркая, подчеркнутая интонация для пояснения его логического значения.

Впервые понятие об актуальном членении предложения появилось в трудах ученых из Пражского университета в тридцатые годы двадцатого века. Сегодня эту тему продолжают разрабатывать специалисты из разных стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector