11 новейших областей науки, о которых важно знать

Научное познание. Парадигма

Научное познание управляется конкретными нормами и идеалами научной деятельности, в которые включены некие подходы, установки, принципы, выработанные учеными на определенных стадиях развития научной действительности. Они меняются с течением времени, как, к примеру, произошел переход от понимания физики Исааком Ньютоном к взглядам Альберта Эйнштейна. Комплекс норм и идеалов научного познания, превалирующих на конкретной стадии развития, называется «стиль научного мышления».

Историк науки из США Т.Кун работал над анализом характера, с которым развивались научные знания. Он конкретизировал периоды, во время которых наука имеет постепенное развитие, факты накапливаются посредством множества доказанных теорий в границах ранее возникших теорий. Это некое состояние науки, развитие которой базируется на установленных в научном кругу нормах, установках и правилах, Кун детерминировал как парадигму.

Пока разные виды наук получают новые витки развития в пределах конкретной парадигмы, происходит накопление фактов, которые выходят за границы уже имеющихся теорий. Наступает момент, когда необходимо изменить базис научного знания, методологические установки, принципы для объяснения новообретенных фактов. Таким образом, происходит изменение научной парадигмы, что Кун именует научной революцией.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

↑ Функции науки

Функция Характеристика
культурно-мировоззренческая Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительная Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
прогностическая Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
социальная Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
производственная Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В
основе их различия лежат определенные
типы отношения объекта и субъекта в
естественных и социально-гуманитарных
науках

В первых присутствует четкое
отделение объекта от субъекта, иногда
доведенное до абсолютного; при этом все
внимание исследователя сосредоточенно
на объекте. В социальных и гуманитарных
науках такое разделение принципиально
невозможно, поскольку в них субъект и
объект слиты воедино в одном предмете.
Проблемы подобных взаимоотношений
исследовались английским писателем и
ученым Ч

Сноу.

Предметная
область науки включает:

·
систему знаний о природе — естествознание
(естественные науки);

·
систему знаний о позитивно значимых
ценностях бытия человека, социальных
слоев, государства, человечества
(гуманитарные науки).

Естественные
науки являются составной частью
естественнонаучной культуры, а
гуманитарные соответственно гуманитарной
культуры.

Естественнонаучная
культура

это: совокупный исторический объем
знания о природе и обществе; объем знания
о конкретных видах и сферах бытия,
который в сокращенно-концентрированной
форме актуализирован и доступен
изложению;усвоенное человеком содержание
накопленного и актуализированного
знания о природе и обществе.

Гуманитарная
культура

это: совокупный исторический объем
знания философии, религиоведения,
юриспруденции, этики, искусствознания,
педагогики, литературоведения и других
наук;системообразующие ценности
гуманитарного знания (гуманизм, идеалы
красоты, совершенства, свободы, добра
и т. п.).

Специфика
естественнонаучной культуры:
знания
о природе отличаются высокой степенью
объективности и достоверности
(истинности). Кроме того, это глубоко
специализированное знание.

Специфика
гуманитарной культуры:
системообразующие
ценности гуманитарного знания определяются
и активизируются исходя из принадлежности
индивида к определенной социальной
группе. Проблема истинности решается
с учетом знания об объекте и оценки
полезности этого знания познающим или
потребляющим субъектом. При этом не
исключается возможность толкований,
противоречащих реальным свойствам
объектов, насыщенность теми или иными
идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь
естественнонаучной и гуманитарной
культур заключается в следующем:
имеют
общую культурную основу, являются
основополагающими элементами единой
системы знаний;представляют собой
высшую форму человеческих знаний;
взаимно координируют в историко-культурном
процессе; стимулируют появление новых
междисциплинарных отраслей знания на
стыках естественных и гуманитарных
наук.

Человек
является основным звеном связи всех
наук

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, — зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли — ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию
.

Понятие экономической науки

Эта сфера деятельности человека связана с производством, выработкой, обменом и потреблением продукции. Кроме того, экономическая наука исследует комплекс взаимоотношений, которые складываются в ее рамках между людьми. Данное направление позволяет объяснить успешное развитие производства в том или другом государстве. Экономическая наука включает в себя несколько дисциплин. В качестве фундаментального (базового) направления выступает теория. К основным дисциплинам относят также финансы и кредит, экономику труда, ценообразование и прочие. Существуют также конкретные и отраслевые направления. К ним, в частности, относят сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство и другие. В рамках экономической науки выделяют также информационно-аналитические (моделирование, статистика) и исторические дисциплины.

Чем фундаментальная наука отличается от прикладной

На протяжении всего исторического развития человек постоянно находится в поиске. Он подталкивает людей к использованию разных методов и форм познания окружающего мира. Наука является одним из таких средств, так как позволяет познать законы природы и существования.

Отношение к фундаментальным знаниям, как к привилегированным, сохранилось еще со Средневековья, и они символизировали статус умственного труда, каким занимались монахи и высшие сословия.

К физическому труду они обращались только по мере необходимости, а в античный период он вообще считался уделом рабов. Изначально в сферу исследований входило естествознание.

А прикладные изыскания характерны для середины 20 века, поэтому принято деление науки на прикладную и фундаментальную. Первая оказывает влияние на наш образ жизни, а вторая на наш образ мыслей.

Фундаментальную науку часто называют еще академической, так как она получает свое основное развитие в академиях и в университетах. Отсюда очевидно, что фундаментальные исследования отличаются от прикладных главным образом государственным источником финансирования.

Название отраслевых наук говорит само за себя, потому что они финансируются промышленностью. Но также есть и другие отличия фундаментальной и прикладной наук. К другим отличиям можно отнести такие:

  1. Главная функция академического познания гносеологическая, то есть познавательная, которая вытекает из собственных проблем.
  2. Фундаментальной науке характерно чисто теоретическое направление, а прикладные исследования имеют практическую составляющую.
  3. Академические знания могут быть объяснены как исследования, расширяющие уже существующую базу. В отраслевой науке же намечаются исследования, способствующие реализации насущных проблем.
  4. По применению фундаментальные исследования более универсальны, тогда как прикладные привязаны к определенной задаче, решение которой вызвано потребностями.
  5. В основную задачу фундаментальных исследований включено развитие научных знаний и прогнозов, в то время как в прикладных изысканиях делается на развитие техники не без помощи фундаментальных исследований.
  6. Главная цель, преследуемая фундаментальными исследованиями добавить долю знаний к уже имеющейся базе, а прикладная научная деятельность нацелена не на открытия, а на поиск решения насущной проблемы, то есть что-то изобрести.
  7. Академические и прикладные научные знания различаются методологией и направлением исследований, имея различные подходы и отображение социальной реальности

Между двумя составными частями научного направления отсутствует ярко выраженная граница, так как такое разделение относительное, и оно по сей день оспаривается некоторыми исследователями.

Не совсем оправдан и подход, когда новые знания относят к фундаментальной науке, а для прикладных исследований отводят участь их практического применения. Здесь явно просматривается подмена результата и цели.

Так как нередко новые познания достаются вследствие прикладных исследований, а открытие новых технологий вытекает из фундаментальных знаний. Разные точки зрения решения этой проблемы характеризуются следующим:

  1. Несмотря на фундаментальные истоки, современные научные знания все больше склоняются к прикладной области, доля которой выше 80%.
  2. В 20 веке определяющим направлением получения знаний стало не стремление к познанию истины и любознательность, а прикладная ценность, то есть познание деятельности в мире.
  3. Приоритет отраслевых познаний и исследований естественно наблюдается, но утверждение, что они преобладают беспочвенно.
  4. Фундаментальная наука и прикладная не могут поглотить одна другую, так как отношениям между ними присущ диалектический характер.
  5. Исследование данной проблемы зависит от предметной и уровневой структуры развития научных знаний, существования их видов, целевой ориентации и др.

В конечном итоге фундаментальная и прикладная наука различаются своим соотношением в конкретно-исторических условиях и практически не поддаются калькуляции.

Так, доля фундаментальных исследований, наряду с социальной поддержкой, медициной, культурой, содержанием армии в строках бюджета государства во многом определяют лицо общества.

С

  • Садоводство
  • Санскритология
  • Сахариметрия
  • Свекловодство
  • Светометрия
  • Светофизиология
  • Свиноводство
  • Седиментология
  • Сейсмогеология
  • Сейсмография
  • Сейсмокардиография
  • Сейсмология
  • Сейсмометрия
  • Сексология
  • Сексопатология
  • Селекция
  • Селенография
  • Селенология
  • Семасиология
  • Семеноводство
  • Семитология
  • Сенситометрия
  • Сербистика
  • Серология
  • Сигиллография
  • Симметрия
  • Симптоматология
  • Синдесмология
  • Синология
  • Синэкология
  • Систематика
  • Сифилидология
  • Склерометрия
  • Скотоводство
  • Славистика
  • Собаководство
  • Соболеводство
  • Советология
  • Соматология
  • Соматометрия
  • Сомнология
  • Социолингвистика
  • Социология
  • Спектрометрия
  • Спектросенситометрия
  • Спектрофотография
  • Спектрофотометрия
  • Спелеология
  • Спирометрия
  • Спланхнология
  • Статистика
  • Статистическая физика
  • Статмология
  • Стеганография
  • Стеклография
  • Стенография
  • Стереография
  • Стереометрия
  • Стереорентгенография
  • Стереофотограмметрия
  • Стереофотография
  • Стетография
  • Стехиометрия
  • Стихология
  • Стоматология
  • Страноведение
  • Стратиграфия
  • Супрамолекулярная химия
  • Сурдология
  • Сфигмография

Нейропаразитология

Euhaplorchis californiensis

Если вы знаете о токсоплазмах, в основном живущих в представителях семейства кошачьих, но способных обитать и в других теплокровных, в том числе в людях и крысах, то вы знаете и о нейропаразитологии. Тот факт, что у этих жутких паразитов есть теперь своя собственная научная дисциплина, показывает, насколько они распространены в природе.

Микропаразиты обычно изменяют поведение носителя в соответствии с нуждами своей репродуктивной стратегии. Часто в процессе участвует и третья сторона. Например, Euhaplorchis californiensis заставляет рыб выпрыгивать из воды, чтобы болотные птицы могли поймать их и съесть. Волосяные черви живут внутри кузнечиков, и когда настаёт время покинуть своих носителей, они выпускают в кровь насекомых целый коктейль из химических веществ, вынуждающий кузнечиков покончить жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А волосяные черви спокойно уплывают от мёртвых «хозяев».

Компоненты

В качестве объекта исследования понимают поле приложения навыков и сил ученых. В рамках одного направления может быть несколько таких площадок. Они формируют связанное логически существо, а также цель изучения. Объектом может стать любой непознанный феномен, ранее неизвестный, либо его фрагмент, который предполагается изучить. Чтобы охарактеризовать понятие метода науки, стоит привести простой пример. Зачастую ученые применяют предварительное разделение чего-либо неисследованного на логически обоснованные сегменты явления. Такое деление выступает в качестве вполне самостоятельного научного метода. Целью работы данной сферы деятельности считается получение исчерпывающих и точных знаний обо всем, что окружает человека. Понятие предмета науки предусматривает использование теоретического абстрагирования. В результате него ученые выделяют те либо другие стороны и закономерности в развитии и функционировании исследуемого объекта.

Мета-науки

Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.

Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.

Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.

И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.

Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.

Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.

Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.

Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.

С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.

Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.

Разделы физики

Макроскопическая физика

Макроскопическая физика изучает явления и законы привычного мира, где размеры тел сопоставимы с размерами человека.

  • Механика

    • Классическая механика
    • Релятивистская механика
    • Механика сплошных сред

      • Гидродинамика
      • Акустика
      • Механика твёрдого тела
  • Термодинамика

    Неравновесная термодинамика

  • Оптика

    • Физическая оптика
    • Кристаллооптика
    • Молекулярная оптика
    • Нелинейная оптика
  • Электродинамика

    • Электродинамика сплошных сред
    • Магнитогидродинамика
    • Электрогидродинамика

Микроскопическая физика

Схематическое изображение атома лития

Микроскопическая физика исследует «микромир», где размеры тел во много раз меньше размеров человека.

  • Атомная физика
  • Статистическая физика

    • Статистическая механика
    • Статистическая теория поля
    • Физическая кинетика
    • Квантовая статистика
  • Физика конденсированных сред

    • Физика твёрдого тела
    • Физика жидкостей
    • Физика атомов и молекул
    • Физика наноструктур
  • Квантовая физика

    • Квантовая механика
    • Квантовая теория поля
    • Квантовая электродинамика
    • Квантовая хромодинамика
    • Теория струн
  • Ядерная физика

    Физика гиперядер

  • Физика высоких энергий
  • Физика элементарных частиц

Разделы физики на стыке наук

  • Агрофизика
  • Акустооптика
  • Астрофизика
  • Биофизика
  • Вычислительная физика
  • Гидрофизика
  • Геофизика

    • Петрофизика
    • Сейсмология
    • Тектонофизика
    • Геофизическая гидродинамика
  • Космология
  • Математическая физика
  • Материаловедение

    Кристаллография

  • Медицинская физика
  • Метрология
  • Радиофизика

    • Квантовая радиофизика
    • Статистическая радиофизика
  • Техническая физика
  • Теория колебаний
  • Теория динамических систем
  • Химическая физика
  • Физика атмосферы
  • Физика плазмы
  • Физическая химия

Понятие методологии науки

В традиционном представлении это учение о способах и процедурах, посредством которых выполняется исследовательская деятельность. Понятие методологии науки имеет и прикладной смысл. С этой стороны речь идет о системе, взаимосвязанной совокупности, комплексе подходов и принципов исследовательской деятельности. На них ученый опирается в процессе получения, разработки знаний внутри определенной дисциплины – химии, физики, биологии и прочих. В качестве основной задачи методологии выступает обеспечение эвристической познавательной формы посредством системы строго выверенных, прошедших апробацию приемов, способов, принципов, норм и правил.

Так, для достижения результата в процессе исследовательской деятельности (к примеру, в сфере правоведения) ученый должен владеть «секретом» приема и иметь эвристическую технологию мышления. Крайне необходимо научиться существующим методам, поскольку далеко не у каждого исследователя получится создать свой собственный, оригинальный способ получения знаний с перспективой использования его в дальнейшем последователями. В связи с этим основная часть ученых примыкает к уже имеющимся направлениям. Исследователи применяют проверенные и утвержденные методологические приемы при достижении результатов.

Рекомбинантная меметика

Эта область науки только зарождается, однако уже сейчас ясно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёные получат лучшее понимание всей человеческой ноосферы (совокупности всей известной людям информации) и того, как распространение информации влияет на практически все аспекты человеческой жизни.

Подобно рекомбинантной ДНК, где различные генетические последовательности собираются вместе, чтобы создать нечто новое, рекомбинантная меметика изучает, каким образом мемы — идеи, передающиеся от человека к человеку — могут быть скорректированы и объединены с другими мемами и мемеплексами — устоявшимися комплексами взаимосвязанных мемов. Это может оказаться полезным в «социально-терапевтических» целях, например, борьбы с распространением радикальных и экстремистских идеологий.

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

А

  • Автобиография
  • Автография
  • Автолитография
  • Автометрия
  • Авторадиография
  • Агиография
  • Агиология
  • Аграфия
  • Агробиология
  • Агроклиматология
  • Агрометеорология
  • Агрономия
  • Агрохимия
  • Акарология
  • Акваметрия
  • Аксонометрия
  • Актинометрия
  • Акустика
  • Акцентология
  • Албанистика
  • Алгебра
  • Алкалиметрия
  • Алкоголиметрия
  • Аллергология
  • Аллометрия
  • Альгология
  • Альграфия
  • Альтиметрия
  • Американистика
  • Ампелография
  • Ампелология
  • Амперометрия
  • Аналитическая химия
  • Аналогия
  • Анатомия растений
  • Анатомия
  • Ангиография
  • Ангиология
  • Андрология
  • Анемометрия
  • Анестезиология
  • Антология
  • Антропография
  • Антропология
  • Антропометрия
  • Антропоморфология
  • Апология
  • Арабистика
  • Арахнология
  • Аргентометрия
  • Ареография
  • Ареометрия
  • Артериология
  • Артрология
  • Археография
  • Археология
  • Архивоведение
  • Асимметрия
  • Аскорбинометрия
  • Ассириология
  • Астробиология
  • Астрогеография
  • Астрогеология
  • Астродинамика
  • Астроколориметрия
  • Астрометрия
  • Астрономия
  • Астроспектрофотометрия
  • Астрофизика
  • Астрофотография
  • Астрофотометрия
  • Астрохимия
  • Атомная физика
  • Аудиология
  • Аудиометрия
  • Африканистика
  • Ацидиметрия
  • Аэрография
  • Аэроклиматология
  • Аэрология
  • Аэрометрия
  • Аэронавтика
  • Аэрофотограмметрия
  • Аэрофотография
  • Аэрофототопография

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Непосредственное знание

Основная статья: Интуиция

Непосредственное знание — это продукт интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной формой познания мира человеком. В основе — сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
обязанность ученого — обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Проблема оснований науки

До недавнего времени ученые, исследовательские институты и государственные учреждения полагались исключительно на систему саморегулирования, основанную на общих этических принципах и общепринятых исследовательских практиках, чтобы обеспечить целостность в процессе исследований. Среди основных принципов, которыми руководствуются ученые, можно отметить уважение к целостности знаний, коллегиальность, честность, объективность и открытость. Эти принципы работают в фундаментальных элементах научного метода, таких как формулирование гипотезы, разработка эксперимента для проверки гипотезы, сбор и интерпретация данных. Кроме того, более конкретные принципы, характерные для определенных дисциплин, влияют на:

  • методы наблюдения;
  • приобретение, хранение, управление и обмен данными;
  • передачу научных знаний и информации;
  • обучение молодых ученых.

Как применяются эти принципы, значительно варьируется среди нескольких научных дисциплин, различных исследовательских организаций и отдельных исследователей.

Основные и конкретные принципы, которыми руководствуются методы научных исследований, существуют главным образом в неписаном кодексе этики. Они являются научным основанием Академии наук и любого другого научного учреждения. В настоящее время существует множество неофициальных и формальных практик и процедур в академической исследовательской среде. Тех, которые базируются на фундаментальных принципах.

↑ Понятие «наука»

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания 

Основная продукция: понятия, законы, теории.

Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом — духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама научная деятельность);
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

В заключение

В общем смысле понятие предмета науки включает в себя разнообразные цели, описания, предсказания и объяснения процессов. Исследования могут осуществляться как непосредственно опытным путем или с помощью наблюдений и анализа, так и с использованием моделирования явлений. Появление науки в древности было обусловлено потребностями практики. Данная сфера деятельности стала складываться примерно в период 16-17 столетий. В процессе исторического развития наука трансформировалась в один из важнейших социальных институтов, обладающих существенным влиянием на все общественные стороны и культуру человека в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector