Как писать сочинение по картине: этапы работы
Содержание:
Как работать над сочинением
1. Тема сочинения
Обсудите вместе с ребенком тему сочинения и определите:
- о чем писать в сочинении (о чем нужно рассказать обязательно, а какие детали можно обойти стороной);
- какие события описывать и как это сделать интереснее;
- какая эмоциональная окраска должна быть у сочинения.
Например, у вас тема: «Мой домашний любимец»:
- представляем своего питомца: как его зовут, его порода, как он выглядит, какой у него характер;
- выбираете несколько интересных событий в вашей общей жизни (забавных или печальных): что именно случилось, как повел себя ваш питомец в этой ситуации, что с ним произошло в результате;
- описываете, как вы относитесь к животному: какие эмоции он у вас вызывает, почему вы его любите и т.д.
2. Собираем материал для сочинения
Материал сочинения – это те события, которые вы собираетесь описывать. В сочинении, обычно, не ограничиваются несколькими словами, поэтому подумайте, как интереснее можно написать о произошедшем:
добавляем больше прилагательных (смелый щенок, отважный друг, несчастный котенок, мокнущий под дождем);
добавляем интересные сравнения (в этот момент щенок был похож на отважного льва; хвостик котенка дрожал на ветру, как шелковая ленточка);
находим много синонимов (слова со схожим смысловым значением) для существительных и глаголов, которые употребляем: мне нравится – я восхищен; сражаться – биться, спасать – выручать; питомец – домашний любимец и т.д.);
добавляем красок окружающей действительности (в тот момент, когда щенок бросился в воду, грянул гром, сверкнула молния, и все вокруг озарилось каким-то волшебным светом).
Сначала, для простоты, вы можете написать свою историю, используя обычные слова без описательных характеристик, а потом, что называется, «нарастить мясо» на скелет, придумав яркие прилагательные и причастия к каждому существительному.
3. Составляем план сочинения
План сочинения – нужен для того, чтобы иметь возможность последовательно изложить свои мысли и не запутаться. План нужен обязательно, чтобы избежать хаоса повествования (ни в коем случае не пропускайте этап его составления). Обычно, план содержит следующие основные пункты:
- вступление (здесь рассказываем о том, почему выбрали именно эту тему, чем она вас привлекает, или о чем именно будет ваше сочинение);
- основная часть (здесь непосредственно излагаются все события, о которых вы хотите рассказать, т.е. дается основная канва вашего рассказа);
- заключение (здесь мы подводим итоги того, что написали в основной части, рассуждаем и высказываем личное мнение о произошедшем).
4. Непосредственная работа над сочинением
Работа над сочинением – сначала лучше написать сочинение на черновике, затем следует внимательно прочитать (лучше несколько раз), откорректировать, исправить ошибки, сделать каждое предложение красивым, обогатив его дополнительными сравнениями и описаниями.
Например, обычное предложение
может выглядеть следующим образом:
Будет замечательно, если на следующий день у вас появится возможность еще раз проверить написанное. Это очень полезно — просматривать сочинения «свежим глазом». Сразу видны любые недочеты, а ошибки прямо «бросаются в глаза» сами.
Алгоритм написания текста сочинения по русскому языку
Для успешного написания сочинения требуется работать, не отвлекаясь на посторонние факторы
Все внимание должно быть сконцентрировано на работе над текстом. Весь ход создания текста можно поделить на этапы, но некоторые моменты необходимо сделать сразу – внимательно вчитаться в предоставленную информацию, выделить в ней основные пункты, которые станут основой плана, записать план и по нему создать черновой вариант сочинения.
Если сочинение требует самостоятельной формулировки темы, то на этом этапе следует максимально сосредоточиться, так как успешность дальнейшей работы может быть перечеркнута ошибочным изложением темы
Именно отталкиваясь от идеи в теме, ученик создает дальнейший текст.
По сформулированной теме необходимо сделать наброски – подобрать подходящие произведения, вспомнить требуемые данные из творческого пути писателя, соответствующие тематике цитаты.
По теме необходимо выделить все проблемы и подумать, какая из них будет главной.
Необходимо заранее представлять, как будет раскрываться тема и производиться анализ проблемы
Ученик должен коротко, в 3-5 предложениях высказать свое мнение.
Пишущий должен по пунктам указать то, что хочет выразить в своем тексте, примерно в 15 предложениях.
Теперь следует перечитать свой черновик, чтобы не упустить что-либо важное.
На следующем этапе нужно составить план, не забывая о важных компонентах сочинения – вступительном слове, центральной части, указании своего мнения и мнения автора, приведении доказательств, подведении итогов.
Далее требуется набросать окончательный вариант текста, логично и последовательно формулируя свои мысли.
Следует вдумчиво прочитать черновой вариант, сделать поправки в нужных местах, исправить ошибки, логические несоответствия.
Текст нужно аккуратно переписать, строго следуя всем пунктам черновика, чтобы не пропустить что-нибудь важное.
Теперь можно отвлечься на другую работу, чтобы потом вернуться к сочинению и прочитать его еще раз – после перерыва в работе легче найти недочеты в тексте.
Вышеперечисленные указания и алгоритм работы помогут ученикам создавать грамотно оформленные, логически связанные сочинения с полным раскрытием темы.
Этап 5. Пишем сочинение
После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.
Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика
Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок)
Можно предложить следующий прием:
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?
Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.
Варианты вступлений:
Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы «Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»):
- Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
- Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
- Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
- Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
- Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).
То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.
А начинать лучше с… заключения. Здесь работает «правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.
В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.
Особенности сочинения
Сочинение – это маленькая жизнь, которую ребенок проживает внутри себя и переносит на бумагу. Чтобы правильно ответить на вопрос, как научить писать сочинение малыша, необходимо понимать, что жанровые особенности текста будут зависеть только от характера ребенка, его индивидуальных особенностей мышления и степени одаренности. Описание будет отражать отношение человека к теме в приятном ему жанровом виде, на выходе образуя очень интересный рассказ.
Какие виды сочинений бывают?
Школьные виды сочинений делятся на 3 группы:
- Описание. В 1 классе детей учат писать сочинение, которое может быть простейшим описанием картинки, героя или какого-либо предмета. Смысл в том, чтобы ребенок научился совершать переход от частного к общему и понял, как правильно использовать художественно-изобразительные средства языка.
- Рассуждение. Сочинение в рассудительной форме писать сложнее всего. Такой рассказ требуется максимальной сосредоточенности. Ребенок должен иметь глубокие знания и проанализировав тему, вынести что-то свое. Такое сочинение состоит из основной идеи (тезиса), приведенных автором аргументов и вывода.
- Повествование. Сочинение такого вида учит ребенка описывать события или действия. Малыш должен соблюдать строгую последовательность: завязка, кульминация, развязка. Повествовательные сочинения начинают писать во 2-ом классе.
Из чего состоит сочинение?
Какие части сочинения обязательно должны присутствовать:
- Вступление. Этот пункт вводный, он задает настроение и погружает читателя в суть темы.
- Основная нить сюжета. Здесь раскрывается идея, и приводятся доказательства ее существования.
- Заключение. Этап подводит итог и выражает частное мнение.
База аргументов
Во-вторых, нужно заранее собрать базу аргументов.
Когда до итогового сочинения остались считанные дни, а вы не прочитали ни одного произведения, можно прибегнуть к небольшой хитрости: подобрать аргументы из небольших рассказов. Их чтение занимает немного времени, зато вы без труда прокомментируете любую тему.
Мы рекомендуем вам прочитать рассказы А.П. Чехова: они небольшие по объему, но довольно интересные для аргументации. Чтение одного рассказа занимает не более часа. Рекомендуем следующие произведения А. П. Чехова:
– «Злоумышленник»: Денис Григорьев откручивал от рельсов гайки, необходимые ему для рыбалки. Мужчина не осознавал, что тем самым он может стать виновником смерти пассажиров поезда.
– «На мельнице»: Мельник Алексей Бирюков неуважительно ведет себя с матерью. Старушка пришла к нему за материальной помощью, принесла гостинец – пряник, который мужчина побрезговал взять. Достав набитый купюрами кошелек, он достал оттуда двугривенный и протянул матери. Старушка, опустив голову, поплелась домой.
– «Спать хочется»: Тринадцатилетняя девочка Варька вынуждена работать на хозяев. Кроме работы по дому ей приходится смотреть за их маленьким ребенком, который постоянно плачет. Варька не спит уже который день, она теряет рассудок. В одну из бессонных ночей девочка душит ребенка, который мешает ей спать.
– «Хамелеон»: Полицейский надзиратель Очумелов пытается разобраться в деле мастера Хрюкина, которого укусила собака. В зависимости от того, кому принадлежит собака (генералу или другому человеку) Очумелов меняет свое решение, словно хамелеон подстраивается под ситуацию.
– «Дама с собачкой»: Гуров знакомится в Ялте с Анной Сергеевной. Между ними завязываются далеко не дружеские отношения. Но дома обоих ждут семьи, но их браки не дают им счастья. Поэтом они продолжают встречаться после возвращения с курорта.
Виды сочинений
Чрезвычайно важным фактором в вопросе, как правильно писать сочинение, является необходимость четкого понимания его вида. Именно от этого зависит тип изложения, специфика употребляемых слов, а также величина самого текста.
Как правило, школьная программа предусматривает следующую градацию жанров и стилей:
Сочинения на литературоведческую тему
Эти произведения считаются самыми сложными, так как они предусматривают:
- анализ литературного труда писателя;
- внедрение литературно-исторической составляющей;
- проявление мировоззрения писателя не прямо, а опосредствованно.
- Сочинения на свободную тему
Также довольно непростое направление, предусматривающее наличие обширной литературной эрудиции у автора. Задача юного писателя – высказать свою мысль, последовательно изложить аргументы, корректно оперируя правильно подобранными фактами.
Если говорить о литературных жанрах, то тогда обычно школьники пишут такие произведения:
- Сочинение-описание природы, картины, человека и прочее, где очень важен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.
- Сочинение-повествование, предусматривающее четкое и последовательное изложение в повествовательном ключе с обязательным соблюдением норм для всех частей;
- Сочинение-рассуждение — самое сложное для юных авторов, так как они обязаны найти убедительные аргументы и сделать грамотные выводы к заданному тезису.
В завершении следовало бы отметить следующее. Важным аспектом в построении красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать о том, что он видел, где был, и что чувствует. Поэтому почаще просите школьника рассказать о прочитанной книге, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии или путешествии. В процессе разговора ненавязчиво исправляйте его недочеты в говорении, корректируйте речь, задавайте наводящие вопросы. Через какой-то период времени вы обязательно заметите, как его речь будет постепенно исправляться. А это значит, что написание сочинений станет для вашего ребенка обычным, а потом и довольно легким делом.
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как научить ребенка правильно писать сочинение?
Если вас мучает вопрос, как ребенку научиться писать сочинение, то вам необходимо соблюдать следующие важные правила:
- Ни при каких обстоятельствах не пишите сочинение за учащегося. Пожалев ребенка, вы отберете у него возможность воспитать в себе ответственную, уверенную личность.
- Расскажите подробно как составить план и зачем он нужен.
- Как правильно научить ребенка писать сочинение – заставить его сначала написать текст на черновике. Когда все корректировки будут внесены, а ошибки исправлены, сочинение можно переписывать в чистовик.
- Читайте больше книг вместе с учеником. Просите ребенка высказывать свое мнение о произведении.
- Не разрешайте списывать работы с готовых источников, которыми сейчас забиты магазинные полки.
Как правильно писать сочинение-рассуждение?
Чтобы объяснить, как научиться писать сочинение рассуждение, необходимо уложить в голове следующую структуру содержания:
Вступительная часть. В этой главе ребенок раскрывает собственное понимание темы и сразу отвечает на поставленный вопрос согласием или отрицанием.
Основная часть. Здесь необходимо подтвердить свое суждение, подкрепив его несколькими аргументами. Примерами могут служить жизненные ситуации и вовсе не обязательно раскрывать литературные истории.
Заключение. В конце сочинения ребенок должен написать вывод, сформированный в ходе размышления
Важно помнить, что заключительный пункт обобщает информацию и не должен ей противоречить.
Как правильно писать сочинение-описание?
Чтобы узнать, как научить ребенка писать сочинение по картине, необходимо запомнить его структуру:
Вступление такого сочинения обязательно должно содержать несколько предложений об авторе: в каком жанре выполнено полотно, имя художника, годы жизни.
Основная часть обязательно повествует о следующих моментах: изображение переднего и заднего плана, описание мелких деталей, особенности восприятия картины в целом и палитры.
В заключении пишется вывод – понравилась или не понравилась картина, какие моменты стоит отметить
Важно чтобы вывод обобщал весь материал.
Как писать сочинение-повествование?
Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку, и каков план у повествования:
- Первым пунктом идет вступление. Ребенок должен описать, где разворачиваются события и обозначить время, когда эти события происходили.
- Начало, развитие событий и завязка основной линии. Эти пункты самые содержательные.
- Кульминация – интересный и напряженный момент, описывающий сюжет.
- Развязка. Здесь автор распутывает сюжетную линию, и дает читателю возможность выдохнуть.
- Заключение. Ребенок делает выводы и заканчивает свое сочинение.
Как писать сочинение-миниатюру?
Вопрос – как правильно писать сочинение по литературе чаще задают родители, но ведь приходится писать детям
Поэтому важно объяснить малышу, как правильно написать мини-сочинение. В таком тексте обязательно должен быть сформулирован основной тезис – краткое изложение главной мысли
Например, ребенок пишет миниатюру о том, как он провел летние каникулы. Тезис определен, остается только описать действия, отвечающие на главный вопрос.
Возрастные особенности
Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту
Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.