Сочинение (этапы работы, рекомендации)

Содержание:

Как избежать ошибок

Тот, кто предупрежден, вооружен. Стоит перечитать известные эссе по литературе, примеры которых будут образцом для подражания. Свобода жанра подразумевает неограниченное творчество, но недочеты в речи сведут полет мысли на нет.

1. Проверяем все. И не только правописание. Читать нужно вслух, для того чтобы лучше понять. Если речь споткнулась – значит, встретился неудачный оборот, и его нужно заменить. Не должно быть никаких двусмысленных выражений.

2. Доказываем умело. Мысль эссе должна быть яркой, и не менее интересными должны быть иллюстрации, подтверждающие ее. Именно тусклость и неубедительность аргументов снижают уровень работы.

3. Убираем лишнее. Характерной ошибкой бывает очень длинное вступление или подробный пересказ произведения, взятого как довод. Многословие разжижает мысль. Эссе должно быть сконцентрированным около одной идеи. А лишние подробности и отвлечения обедняют ее.

4. Говорим кратко. Подготовка к эссе по литературе заключается и в том, чтобы научиться писать короткими предложениями (это не значит, что только простыми и односложными по мысли). Длинная синтаксическая конструкция не дает эффекта эмоциональности, мешает абзацному членению. Стоит воспользоваться бессоюзными и неполными предложениями.

5. Пишем понятно. Не нужно в эссе показывать свою научную эрудицию. Текст предназначается читателю-другу, поэтому в нем не должно быть никаких непонятных слов, требующих обращения к словарям или энциклопедиям.

Советы – как писать сочинение

Как научиться красиво писать сочинения – применить следующие полезные советы:

  1. Внимательно ознакомьтесь со всеми темами и выберите ту, что приглянулась вам.
  2. Подберите эпиграф, и тщательно продумайте план сочинения.
  3. Мысленно определитесь, какие аспекты будут затронуты в вашей работе, как вы сможете подкрепить информацию и какие доказательства использовать.
  4. На черновике набросайте идейную схему и постарайтесь описать основные моменты.
  5. Выпишите несколько цитат или ссылки на эпизоды, подтверждающие вашу правоту.
  6. Определитесь со стилем.
  7. Напишите вступление и заключение, а после еще раз проанализируйте тему сочинения и соотнесите представленную информацию.
  8. Набросайте основной текст и еще раз сверьтесь с темой.
  9. Напишите обобщающее заключение и внимательно перечитайте сочинение, начиная с конца.
  10. Проверьте текст на наличие стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправьте их при необходимости.

Как писать сочинение – план

Как научиться хорошо писать сочинения – на первом этапе необходимо выстроить правильную логическую цепь. В этом нелегком деле вам поможет план. План позволяет собрать каркас будущего сочинения, определить основные мысли, содержание и последовательность действий. Составление плана разбивает текст на фрагменты и после можно двигаться постепенно, структурируя мысли. Фрагмент – это текст длиной в один или несколько абзацев.

Задаваясь вопросом – как научиться писать сочинение по русскому языку, важно понимать особенности составления плана, потому что этот пункт является самым важным. Лучше всего прописывать позиции в виде словосочетаний

Такое краткое описание даст возможность осветить мысль, но полностью ее не раскроет. Вопросы в плане также имеют место быть и даже приветствуются. Запомните простую истину – план – это информационное содержание сочинения, через которое «просматривается» суть.

Работа над сочинением

В младших классах педагоги стараются максимально развивать речь школьников, и для этого дети пишут сочинение. Возможность правильно выстроить предложения и перенести информацию на бумагу самостоятельно, совершенствует умственные способности ребенка. Такой сложный вид деятельности как сочинение – это фундамент, при наличии которого крохе будет проще учиться и достигать лучших результатов.

Существует система упражнений, которая наглядно объясняет, как научить ребенка писать сочинение:

  1. Составление простых предложений. Школьник учится правильно располагать слова в предложении и чувствовать его границы.
  2. Составление нескольких предложений по обобщенной теме.
  3. Сбор фрагментированного текста в единый смысловой контейнер.
  4. Описание сюжетных картинок.
  5. Ответы на вопросы по одной теме (устно).
  6. Устные пересказы.

Ошибки в сочинениях

Часто преподаватели находят ошибки детей в сочинениях и снижают оценки. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо проверять текст на наличие орфографических ошибок. Поиск стоит начинать с конца, так вы не будете отвлекаться на суть и сможете увидеть где пропустили букву или написали слово неправильно. После орфографии проверяется пунктуация, знаки препинания. Сочинение необходимо вычитывать несколько раз и очень внимательно. Взрослый человек может четко знать, как научить ребенка писать сочинение, но, если малыш будет невнимателен, то педагог не оценит его труд.

Часто допускаемые ошибки:

  • повторение слов;
  • отсутствие речевой связи между абзацами;
  • нарушение логичности изложения из-за перестановки смысловых частей сочинения;
  • искажение фактов.

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

Автор повествует о…
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Писатель обращает наше внимание …
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о …
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело …
Этому герою/поступку автор противопоставляет …
Писатель осуждает …
Он ставит нам в пример …
Автор подчеркивает …
Автор утверждает …

Пишем сочинение правильно:

Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.

Вступительная часть

     Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

     Допустим, пишется сочинение на тему «Природа родного края». Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

Содержательная часть

      Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.

     Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

Заключительная часть

     В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой «Ё»!

Как писать школьные сочинения:

Как написать сочинение рассуждение? — Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например «Мое любимое время года», «Наша планета — Наш дом» и т.п.

Как написать небольшое сочинение в виде эссе? — Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события

Главная особенность эссе — свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.

Как написать сочинение по картине художника? — Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения
Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.

Как подготовить сообщение на заданную тему? — Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.

Как написать сочинение на лингвистическую тему? — Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К
Паустовский».

Как написать сравнительную характеристику двух героев? — В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев

Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.

Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? — Сочинение на ЕГЭ — значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

В самом слове «сочинение» кроется суть. То есть ученик должен составить текст на определённую тему.

Когда пишешь сочинение-описание, то стоит включить внутреннего Паустовского и красочно описать предмет, состояние или пейзаж. Сочинение-повествование — будь готов создать мини-рассказ из разряда «Как я провёл лето».

Если речь идёт о сочинении-рассуждении, то попробуй представить себя журналистом, который доказывает свою точку зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

Учитель предлагает тезис (предложение) для раздумий. С ним нужно согласиться (либо нет) и отстоять свою позицию. Доказывать точку зрения необходимо по определённой схеме (строению текста):

  1. Вступление = тезис, основная мысль, которую нужно доказать.
  2. Основная часть = доказательства тезиса (аргументы).
  3. Вывод = обобщить вышесказанное.

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Смотри пример.

Вступление в сочинении-рассуждении

Это отправная точка твоих рассуждений

Ты можешь говорить об актуальности темы, её важности для общества. Если уместно, сделай экскурс в историю, приведи примеры из книг, журналов, научных исследований, загляни в творчество автора произведения и так далее

В общем, дай понять, согласен ли ты с тезисом, по которому пишешь сочинение, и подготовь почву для аргументов в основной части.

Например: «Первое слово, которое чаще произносит ребёнок — „мама“. Первый человек, к которому бегут с радостью или с горем — мама. От неё зависит то, как видит мир подрастающий ребёнок и кем он станет в будущем. Поэтому я в большой степени согласен с автором строк „Мир держится на ласке матерей“. Хотя во всём есть свои нюансы…»

Основная часть в сочинении-рассуждении

В этой части необходимо доказать свою точку зрения, убедить чтеца в правильности своих суждений. Здесь не стесняйся (но и не переборщи) употреблять вводные слова и словосочетания: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь и так далее.

Можешь связывать предложения при помощи конструкций: «Достаточно привести такой пример…», «Подтверждением сказанному может служить тот факт, что…», «Предположим…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…» и подобные.

Для доказательств используй личный опыт, примеры из литературы и жизни, данные статистики, мнение авторитетных персон и так далее. Желательно, чтобы основная часть сочинения составляла ⅔ всего объёма работы.

Например: «Я согласен с утверждением, ведь также безгранично люблю свою маму и желаю ей самого лучшего. Знаю, что никогда не найду человека, который будет так бескорыстно любить меня. Благодаря той атмосфере, которую создают мамы в семье, мы увереннее идём в этот огромный мир и несём в него то, что она воспитала в нас.

Об этом писали и продолжают писать тысячи поэтов. Они превозносят материнскую любовь, ласку, руки, сердце. В идеале должно быть именно так в каждой семье. Но если брать глобально, то, к сожалению, не все матери готовы делиться лаской с детьми и вообще воспитывать их.

Я говорю о тех случаях, когда сыновей и дочерей оставляют в детских домах, или чего хуже — в урнах. Когда …»

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

В заключении тебе нужно красиво и чётко подытожить все свои рассуждения

Объяснить, насколько важна поднятая тема для общества или почему люди должны обратить на неё внимание. Опиши свои впечатления, связанные с произведением, цитатой или темой в двух-пяти предложениях

Например: «Я хочу, чтобы мир держался на ласке матерей. На всём том нравственном, что они воспитывают в нас. Ведь добро порождает добро. И чем больше будет счастливых семей и детей, тем лучше станет окружение, в котором мы живём…»

Надеемся, ты разобрался, как следует писать сочинение-рассуждение и доказывать свою точку зрения. Не бойся посмотреть примеры в интернете. Однако подчистую списывать всё же не стоит.

Тебе, как взрослому человеку и будущему специалисту, пригодится навык отстаивать своё мнение, умение логически и творчески мыслить, убедительно говорить. Больше тренируйся, и у тебя всё получится!

Из чего же состоит сочинение-рассуждение?

Структура сочинения-рассуждения

Как в любом сочинении, в эссе выделяются три части: введение, основная часть и заключение. Каждая из них имеет своё определённое предназначение, выполняет свою роль.

Вступление нужно, чтобы читатель приготовился воспринимать следующий далее текст. Здесь нужно отметить, насколько актуальна на сегодня эта тема, можно задать несколько вопросов, на которые ответ будет дан в следующих частях сочинения. Эти вопросы должны настраивать читателя на размышления, заставлять искать ответы. Нужно обязательно указать, насколько данная тема палемистична. Здесь очень даже приветствуется использование разных ярких фраз для зачина.

После вступления следует основная часть. Именно она содержит основные аргументы в пользу того или иного мнения. При этом они должны быть между собой чётко связаны, а их общее количество не должно превышать 3-5.

В заключении вы должны сказать, к каким выводам можно прийти, исходя из того, что написано в основной части. В его начале должна стоять фраза, которая как бы подводит итог, такая, как, например, «Таким образом, автор даёт читателям понять, что…», «Подводя итог, сказанному, хочется ещё раз сказать, что…» и другие. Здесь не должно быть повторного перечисления того, что уже было ранее в тексте, так как вывод – это своего рода квинтессенция, «сгусток» самой ценной информации, которая только есть в данном тексте.

Если вы здесь что-то для себя открыли, используйте слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и так далее, чтобы перечислить свои открытия. Также в нём ни в коем случае не должно быть окончательных выводов. Вы являетесь здесь исследователем, выдвигаете гипотезу с подбором доказательств для неё, но категоричности здесь быть не должно. Вам надо сподвигнуть читателя на чтение произведения (если вы всё-таки основываетесь на каком-то конкретном произведении).

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Кратко последовательность изложена в инструкции к заданию. Чтобы работа соответствовала основным критериям оценивания, надо:

  • сформулировать одну из проблем, поднятых автором;
  • прокомментировать ее, проиллюстрировав примерами из текста с выявлением связи между ними;
  • сформулировать позицию автора;
  • выразить и обосновать собственное отношение к ней.

По композиции сочинение представляет собой рассуждение, следовательно, в нем должны быть тезис, аргументы и вывод. Последний не указан в инструкции, но логика написания и проверки требует краткой концовки: это предусмотрено критерием К5.

Категорически запрещается использовать для подготовки шаблоны и клише, размещенные в сети ранее 2019 года: до этого предусматривалась такая часть, как аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Просто выбросить ее из старых образцов невозможно: она не удалена, а заменена отношением к позиции автора.

Что такое вступление и какую роль оно играет в сочинении

Сочинение состоит из трёх основных частей: вступление (формулировка проблемы, высказывание позиции), доказательство (размышления), вывод.

Вступление содержит главную мысль сочинения

Самое важное здесь – вступление, так как там содержится главная мысль, которую впоследствии вы будете доказывать или опровергать. Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод

Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод.

Как формулируется главная мысль:

главная мысль – это проблема, поднятая в каком-то тексте, высказывании и т.д.. Проблема – это конфликт. У конфликта всегда есть минимум две стороны. Нужно найти, что чему противопоставляется. Но помните, что не обязательно это будет два отдельных человека или группы людей, конфликт может быть с самим собой или вообще между какими-то явлениями природы

Ищите скрытые смыслы, только не заходите слишком далеко;
обращайте внимание на мелочи. Многие не могут выделить проблему, если идёт описание природы

Переносите характеристики природы на людей. «Хмурое небо» — хмурый человек. И сразу всё встаёт на свои места;
проблемы делятся на два типа: человек-общество, человек-природа. Первый более популярен, сюда входят любовные конфликты, конфликты из-за власти, проблемы одиночества, непринятия и т.д.. Во втором типе человек чувствует себя царём мира и восстаёт против природы в плохом смысле, губит её.

Проблема может таиться в любом высказывании главного героя, в любом его поступке, в каком-то событии.

Как начать сочинение?

Сочинение приходится писать всем школьникам независимо от их пристрастий к наукам. Этот вид изложения своих мыслей — один из необходимых навыков грамотного современного человека. Поэтому каждый ученик умеет писать сочинение.

Сочинение, как правило, состоит из:

  • вступления,
  • основной части (раскрытии темы),
  • заключения.

Чтобы всему сочинению задать нужный тон, надо знать, как начать сочинение.

В зависимости от заданного объема всей работы, вступление должно занимать 10-15% сочинения. В нем нужно подвести читающего к основной мысли и к необходимости о ней поговорить, порассуждать. Именно сочинение-рассуждение выпускникам предлагают написать на ЕГЭ. Рассмотрим, как начать сочинение ЕГЭ.

Делать это надо быстро, потому что время написания в этом случае ограничено. Преодолеваем страх перед работой, сосредотачиваемся и выбираем один из способов начала сочинения.

Способы начать сочинение

  • Краткие сведения об авторе произведения являются универсальным началом любого сочинения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Можно начать вступление с перечисления слов-синонимов основного понятия, характеризующего тему работы. Например: «Внутренний мир человека, честность и искренность – вот основные понятия, вложенные Экзюпери во все его рассказы, но в «Маленьком принце» они нашли самое яркое свое воплощение». Таким образом, Вы уже подошли к теме сочинения.
  • Один из сильных способов, как можно начать сочинение, — задать в нем один или несколько риторических вопросов. Так можно начать рассуждения о чем угодно, на любую тему. «Что мешает человеку быть честным с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства?» Такое вступление подойдет к очень многим произведениям.
  • Еще один вариант, как начать сочинение-рассуждение, — изложить именно свои мысли по заданной теме. Запомните фразу: «Я часто думал о том, что …» Вот так и начинайте писать. Вернемся к «Маленькому принцу». Начало будет таким: «Я часто думал о том, когда же ребенок уходит из детства и начинает жить понятиями взрослых? В каком возрасте? Почему он совсем забывает о том, как рассуждал о взрослых понятиях? Экзюпери на эту тему написал повесть, где ответил на все эти вопросы, и мои мысли совпали с его мыслями». И далее уже очень легко переходим к произведению. Это очень красивый способ начала сочинения. Он соответствует сразу нескольким требованиям сочинения-размышления ЕГЭ. Это выражение собственного мнения ученика, аргументация ученика, комментарии ученика.

Шаблоны вступительных фраз

Если Вам совсем сложно подойти творчески к вопросу вступления в тему сочинения, то можно выучить несколько шаблонных фраз. Например: «В повести Лермонтов предлагает задуматься о том, что в обществе очень много лишних людей». Фамилию автора и тему меняете на любые другие, но начало уже положено! «В этом маленьком рассказе автор поднял очень большую проблему…» — так же подставляете фамилию автора и тему. «Существует мнение, что любовь быстро проходит, но в произведениях Бунина мы видим, что это чувство вечно» — далее можно рассуждать и о рассказах, и об авторе.

Задав нужное настроение всей работе во вступлении, Вы уже можете приступать к написанию основной части. Подробно об этом можно прочитать здесь «Как правильно писать сочинение?»

С этими советами Вы уже не будете сильно волноваться и думать, как начать писать сочинение.

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Что же самое главное …?

Требования к оформлению сочинений

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

I      Вступление.

II    Основная часть.

III  Заключение.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Признаки хорошего вступления и основные ошибки

Есть три признака, по которым можно отличить хорошее вступление от плохого — КЧГ (некоторые запоминают как «кочерга»).

Краткость, четкость, грамотность — признаки хорошего вступления

Всегда держите в голове эти характеристики:

  • краткость. Вступление должно состоять из 3-5 предложений;
  • чёткость. Чётко обозначьте проблему, во вступлении лить воду не надо;
  • грамотность. В сочинении в целом, а во вступлении особенно не используйте конструкции, в которых не уверены. Чтобы точно убедиться в том, что вы не совершите ошибку, лучше использовать клише.

Теперь, в противовес тому, как «надо делать», рассмотрим основные ошибки. За что обычно снижают баллы на сочинении:

  • неправильное выделение проблемы. Прежде чем взяться за написание, обдумайте то, о чём будете писать. Перенесите эту проблему в реальность, примерьте её на себя. Часто при написании сочинения люди спешат поскорее закончить и выделяют неверную проблему, чем перечёркивают всю дальнейшую работу. Если идёт описание природы, это не значит, что конфликт — человек-природа. Смотрите внимательно, скорее всего вместо природы вы должны представлять лирического героя;
  • выделение сразу нескольких проблем. Выберите одну проблему, доказывать сразу несколько позиций не только очень сложно, но и совершенно не нужно;
  • несоответствие доказательства вступлению. Так же часто встречается такое: выделил проблему верно, а пока доказывал, забыл, что доказываешь, и начинаешь писать полную ерунду, вместо того чтобы вернуться к началу, ведь это займёт лишнее время. Перечитывайте ваш текст полностью (особенно вступление) в процессе написания сочинения как можно чаще;
  • общие фразы без конкретной формулировки. Бывает люди долго бьются над красивым началом, придумывают интересный оборот речи и в итоге забывают про то, что главная задача вступления – обозначить проблему, и мысль остаётся незаконченной;
  • соединение вступления и доказательства.

Во вступлении должна быть только формулировка проблемы. Не надо там указывать произведения или события, на которые вы будете ссылаться в доказательстве, только если тема не предполагает размышления над одним конкретным произведением.

Начало сочинения по литературе, или Прием лирического вступления

Использовать данный прием, с одной стороны, просто, с другой — сложно. Суть его сводится к тому, что автор сочинения упоминает личный или чужой опыт и связывает его с темой работы.

Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.

Вывод

Тема сочинения определяет цель, стилистику, жанр и форму работы. Выбирать рекомендуется тему, в которой автор разбирается, которая ему интересна.

Свободные темы часто бывают у нетрадиционных жанров сочинения (эссе, сочинение в форме дневниковой записи и тд). Такую тему рекомендуется выбирать, когда автор точно знает, что хочет сказать, его мысли подкреплены аргументами. у него есть новый взгляд на тему.

Можно заранее подготовиться к сочинению по заданной теме (если знаете, на какую тему хотите писать), подобрав подходящие источники, и выписав цитаты, которые потом можно будет использовать в тексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector