Компьютерная зависимость у детей и взрослых: советы психолога, как избавиться

ВВЕДЕНИЕ

Зависимость от Интернета сегодня многими ставится уже в один ряд с алкогольной и наркотической зависимостями. Все же в отношении последних специалисты сформулировали алгоритмы действий, позволяющих не только осознать возникшую проблему теми, кто оказался под ее влиянием, но и начать бороться с ней. В случае с интернет-зависимостью у детей все по-другому. Пока взрослые убеждаются в том, что подмена мира реального миром виртуальным в жизни ребенка является болезнью, требующей вмешательства для исцеления, сами дети, оказывается, осознают уже появившуюся у них зависимость от Интернета.

Интернет-зависимость осознается подростками сегодня как факт, ставший результатом когда-то неосознанных действий взрослых, обрадованных возможностью отвлечь ребенка чем-то для высвобождения собственного свободного времени. И кому, как ни взрослым пора задуматься над тем, с каких простых действий стоит начать, какими событиями пора наполнить жизнь детей, чтобы помочь последним справиться с возникшей зависимостью.

Актуальность выбранной темы обусловлена высоким уровнем подверженности подростков влиянию внешних факторов. На современном этапе развития отмечается постоянный рост аудитории сети интернет, в основном за счет подростков и юношей.  Зачастую постоянное желание, но невозможность войти в сеть Интернет имеет негативные последствия на психику (скука, апатия, грусть и прочие негативные расстройства). Так же актуальность данной темы обуславливает и отсутствие глубоких и емких исследований в данной сфере.

Гипотезу работы можно сформулировать следующим образом:  зависимость от Интернета оказывает воздействие на изменение и преобразование личности подростков, так как именно в подростковом возрасте происходит формирование личности.

Целью данной работы является исследование психологических аспектов влияния использования сети Интернет на личность подроста, возможному появлению  Интернет-зависимости.

Исходя из поставленной цели в рамках данной работы были решены следующие задачи:

— изучение понятия «интернет», его «патологического использования»;

— анализ основных аспектов Интернет-зависимости;

— выявление причин возникновения зависимости от Интернета;

— исследование психологических особенностей подростка;

— определение причин формирования зависимости от Интернета у подростков;

— анализ воздействия Интернет-зависимости на формирование личности подростка;

— изучение направлений профилактики Интернет-зависимости.

Объектом исследования в данной работе выступает интернет-зависимость.

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие понятия Интернет-зависимости, причины ее возникновения и влияние Интернета на психологическое состояние подростка.

Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей

Рекомендации по борьбе с компьютерной зависимостью включают следующее:

— проводить как можно больше времени с малышом, интересоваться его жизнью;

— прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечениям, не имеющих ничего общего с компьютером;

— культивировать в семье спорт, творчество;

— не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо учить малыша развлекаться другими различными способами;

— знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако без формирования компьютерной культуры;

— договариваться с малышом о четком регламенте работы за компьютером

Важно быть последовательным, и не уменьшать и не увеличивать оговоренное время;. — необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— в случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то очень сложно будет отучить свое чадо от компьютера. Малыш никогда не будет слышать слова. Он видит только поступки взрослых и если увлеченные родители — творческие люди, то у малыша стать таким же будет больше шансов;

— необходимо, чтобы малыш понимал, что компьютеры необходимы взрослым для работы, поэтому родители могут долго сидеть за компьютером;

— взрослым необходимо не препятствовать общению ребенка с друзьями вне дома;

— важно прививать вкус малышам к логическим, развивающим играм и играть вместе;

— не следует торопиться покупать малышу личный компьютер.

Компьютерная зависимость у детей — как с ней бороться? Не существует универсального рецепта в борьбе с зависимостью. Каждая зависимость имеет свою историю, с множеством участников (друзья, семья, одноклассники). С зависимостью очень сложно справиться, но это вполне реально.

Компьютерная зависимость у детей — рекомендации психолога:

— во-первых, следует признать существование проблемы и необходимость с ней бороться;

— признать проблему следует всей семье;

— нужно подготовиться к трудной, долгой, терпеливой работе;

— нельзя читать ребенку нравоучения, вызывать чувство вины, унижать его;

— необходимо менять деятельность чада, приветствовать его любые успехи;

— уделять достаточное внимание малышу;

— отличать внимание от контроля, а также давления;

— при необходимости следует обращаться за помощью к психотерапевту, который увидит ситуацию со стороны; выявит проблему, которая привела к зависимости, и начнет работать именно с этой причиной;

— следует проявлять искренний интерес к малышу, интересоваться тем, что ему нравится. Пусть это будет даже компьютерная игра, но малыш поймет, что родителям на самом деле интересно, чем он живет и увлекается, а значит, интересен и он сам;

— взрослым следует установить непринужденные, доверительные отношения с ребенком;

— нельзя выбрасывать компьютер ребенка, от этого он станет еще злее;

— взрослым следует дозировать работу на компьютере и предварительно об этом договариваться.

Лечение компьютерной зависимости у детей осуществляет психотерапевт. Обращаться к нему следует в том случае, когда интернет-зависимость стала психическим расстройством.

Компьютерная зависимость у детей 12 лет нуждается в ограничении пребывании за монитором до 2-х часов в сутки, детям от 5 лет накладывается ограничение до 30 минут.

Лечение компьютерной зависимости у детей это трудный и долгий процесс, требующий участия родителей, а также самого ребенка. Необходимо осознать, что пустота, образовавшаяся в жизни ребенка после отказа от компьютерных игр, немедленно должна заполняться.

Для большинства семей это одно из тяжелых условий, когда родители вынуждены долго дома работать за компьютером. От компьютерной зависимости важнейшей мерой в спасении может выступить собственный пример. Если мама или папа часами будут проводить время в интернете, то и малыш будет попадать под такое же влияние.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как избавиться от игровой зависимости?

Лечение игровой зависимости у детей проходит весьма успешно, если пресечь ее в самом начале. Появляется шанс самостоятельно «вернуться» в реальный мир.

В других случаях избавление от зависимости будет проходить с посторонней помощью, а именно: через консультирование у психолога. Особенно запущенные стадии заболевания подвергаются медикаментозному лечению, но строго под контролем врача в клинике.

Эффективные методы борьбы с игровой зависимостью у детей:

  • Полное исполнение рекомендаций и советов психолога
  • Групповые занятия с психотерапевтом
  • Воздействие с помощью гипноза
  • Стресс-терапия

Хочу отметить, что победить игровую зависимость проще, если не допустить ее развития. Лучшие способы профилактики:

  • Увлечение ребенка различными хобби (спорт, рисование, изучение иностранных языков)
  • Совместное времяпрепровождение в кругу семьи (походы на развлекательные мероприятия, просмотры познавательных фильмов, отдых на природе)
  • Личный пример. Если родители сами «не вылазят» из компьютера или телефона, то и ребенок будет считать это нормой
  • Контролируйте качество игр. Если вы и позволяете ребенку играть, то пусть это будут развивающие и познавательные программы и приложения

Если вы подозреваете у своего ребенка зависимость от компьютерных игр или социальных сетей, предложите ему пройти следующий тест.

Уважаемые родители! Погружайтесь в мир своих детей, не заменяйте свое присутствие телефоном или планшетом. В дошкольном возрасте очень легко впасть в игровую зависимость и отучить ребенка от нее в школьном возрасте гораздо тяжелее. Помните, что жестокие компьютерные игры пробуждают агрессию в ваших детях! Если ребенок будет все время чем-то занят и будет испытывать к этому настоящий интерес, вам не придется бороться с различного рода зависимостями.

С уважением Екатерина!

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты

Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру

Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Причины компьютерной зависимости у детей

Компьютеры сопровождают малышей всегда, даже успокоить становится простым делом, если включить простую игру или мультик и ребенок сразу затихает. Зачастую малыш видит, как за компьютером сидят мама и папа, а бывает, и спорят, кто его займет. Таким образом, компьютер для крохи становится объектом вожделения, а затем превращается в предмет, без которого очень сложно обойтись. Ведь, где можно найти любимые мультики или забавные картинки? Конечно в интернете. В школе также давно уже перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер является помощником, однако может сослужить и негативную службу, превратив полезное общение в зависимость.

Малыш познает новый мир, общаясь с компьютером. Этот мир предстает для него таким понятным, предсказуемым и он по щелчку получает почти все, что захочет. И наступает такой момент, когда виртуальный мир становится более желанным, чем реальный.

Причины возникновения компьютерной зависимости связывают с пересиживанием за компьютером, увлеченностью графикой, сюжетами, мультиками. Компьютер позволяет малышу осуществлять все свои желания, например, агрессивным личностям в игре можно убивать и избивать людей.

На первоначальном этапе зависимости отмечается стадия легкой увлеченности компьютером, без особой настойчивой необходимости играть. Потом наблюдается переход в стадию увлеченности, когда фиксируется настойчивая потребность в игре и пребывании за компьютером. Малыш изо всех сил старается предпринять активные действия в осуществлении этого. Стадия зависимости характеризуется ощутимыми изменениями личности. Изменяются потребности детской личности, и игра уже полностью заменяет реальный мир. Игра становится необходимостью, превращаясь в наркотик. Отмечается еще такая стадия, как привязанность, когда потребность в игре насыщается, и спадает интерес.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

Поскольку компьютер обладает способностью к хранению и обработке значительных объемов абсолютно разнородной информации, он оказывается притягательным для большинства людей. И если даже взрослые часто не в состоянии противостоять своему желанию эту информацию потребить, то, что же говорить о подростках, которые изначально готовы к впитыванию массовых ее объемов и стремятся к этому, попадая на крючок «компьютерной зависимости» – чумы современности.

В силу уязвимости не до конца оформившейся психики, именно подростки оказываются наиболее подвержены этому новому заболеванию.

Выделяется ряд симптомов компьютерной зависимости у подростков:

  • ребенок подвержен колебаниям настроения, а его восприятие реального мира искажено и преломляется сквозь призму виртуальности;
  • игра приходит на замену пищи и отдыха, подлинного, не виртуального общения с друзьями;
  • становятся нормой раздражительность и замкнутость, агрессия и уход от имеющихся повседневных обязанностей;
  • учеба и гигиена смещаются на второй, а чаще на последний план;
  • лишь игра и ее результаты становятся причиной эмоциональных всплесков, имеющих значение;
  • уход от контактов с друзьями с полным поглощением игрой, утеря к способности самоконтроля;
  • прекращение реакции на родительские увещевания, раздражение вплоть до истерик при блокировании доступа к компьютеру;
  • на физическом уровне наблюдается появление постоянных головных болей и болей в спине, сухости слизистой оболочки глаз, снижения веса.

Что же оказывается причиной подверженности разрушающему влиянию виртуальной реальности, а особенно зависимости от результатов он-лайн игр? Прежде всего – азарт, порождаемый виртуальными успехами, которых в настоящей жизни так не хватает для целеустремленного к ним продвижения.

Он-лайн игры обычно ролевые, с созданием персонажа «под себя», такого, каким бы хотел быть. А если этот персонаж под управлением игрока приходит к победам, то эти победы естественным образом воспринимаются как собственные и становится совсем неважным, что они касаются исключительно виртуального пространства, будучи на самом деле, лишь имитацией успехов и побед.

Профилактика и лечение

Способы и принципы избавления от интернетомани такие же, как и от пристрастия к компьютерным играм. Любая киберзависимость – это следствие внутриличностных и межличностных проблем. Вот почему ее нельзя
вылечить независимо от воли подростка. Настрой на преодоление опасной привычки и сознательные усилия со стороны самого человека просто необходимы. 

Модно сейчас стало устраивать встречи он-лайн, обучения и т. п. Существуют центры поддержки интернет- зависимых людей он-лайн. Все это напоминает службы «телефонов доверия», но, как показывает практика, имеет достаточно низкий коэффициент полезного действия.

Ведь в чем заключаются первые шаги по выводу человека из любой зависимости? Прежде всего в выводе его из психотравмирующей ситуации. В нашем случае – в выведении «пострадавшего» из виртуального мира, а уж потом оказании ему дальнейшей помощи, которую следует начинать с постепенного изменения мыслительных установок и поведенческих стереотипов. Это довольно длительный процесс, что легче не допустить попадания подростка в интернет-зависимость, чем потом заниматься вытаскиванием его оттуда.

Можно попытаться поучаствовать в заседаниях клубов анонимных алкоголиков или наркоманов или создать по их типу клубы интернет-зависимых подростков. Но здесь возникают две проблемы. Первая – кто будет создавать, и вторая – кто будет ходить? Подростки? Или их родители? Да и много ли тех родителей? А кто будет все это оплачивать в наш свободный от всех обязательств век?

В отличие от алкоголиков и наркоманов, где необходимо полностью отречься от употребления соответствующих веществ, при интернет-зависимости не нужно этого делать. Необходимо научиться умеренно и управляемо пользоваться Интернетом, потихонечку ограничивая себя по времени и задачам. Со временем подросток сможет контролировать свои действия и время нахождения в Интернете. Для этого возьмите на вооружение следующие правила:

Правило первое. Не отклоняться от поставленной перед собой целью работы в Интернете ни на шаг. Запретить себе просто бродить по сайтам развлекательного характера. Если вы еще на них не были, походите, посмотрите, засеките время нахождения там и после этого проанализируйте результаты. Овчинка выделки не стоит.

Правило второе. Входя в Интернет, не нужно отвлекаться на различные рекламы, сомнительные ссылки на что-либо, постоянно возникающие картинки и т. д. Четко следуйте своим задачам, в противном случае несколько лишних часов нахождения в Интернете можете смело вычеркивать из вашей жизни.

Правило третье. Никогда не заходите на сайты с оккультно-мистическим содержанием. Современные нетрадиционные религиозные организации (религиозные секты) могут настолько увлечь подростка, что потом его будет практически невозможно освободить от этой зависимости.

Не стоит также заходить на сайты, где можно найти материал по терроризму. Некоторым подросткам, ради интереса, может захотеться изготовить отравляющее или взрывчатое вещество, потом попробовать его в действии. Заканчиваются эти и подобные им эксперименты в лучшем случае большим тюремным сроком. В худшем – можно остаться калекой или расстаться с жизнью.

Правило четвертое. Ограждайте себя от сайтов, где пропагандируется порнография, киберсекс и выложены съемки сцен насилия.
Конечно, можно поставить фильтры, отсекающие доступ к подобным сайтам. Или ввести пароль на пользование Интернетом. Но нет гарантии, что подросток не преодолеет ваши ухищрения, да и у одноклассников таких фильтров и паролей, скорее всего, не будет. 

И еще. Родители, не нужно считать, что нахождение подростка в Интернете дает вам возможность заниматься своими делами. Через непродолжительное время вы будете проклинать то время, когда не замечали, или вас устраивало, что подросток не отходит от компьютера.
Психология подростка такова, что он будет специально мешать родителям, чтобы они получали удовольствие от того, что он замолчал и занялся «своими» делами. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector