Госпитализм
Содержание:
- Симптомы и признаки
- Диагностика и лечение
- Терапия синдрома
- Госпитализм
- Младенчик у новорожденных: мнение традиционной медицины
- Причины
- Причины госпитализма
- Эти условия выполняются в больницах для новорожденных?
- Чем опасен госпитализм
- Патогенез
- Госпитализм: лечение
- Описание симптомов так называемого младенчика у детей
Симптомы и признаки
Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.
Синдром госпитализма у детей
У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:
- недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
- недержание мочи и кала;
- задержка речевого развития;
- задержка двигательного развития;
- эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
- навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
- рахит;
- отставание в физическом развитии;
- низкий уровень адаптации;
- отставание в освоении своего тела, языка;
- болезненность;
- вялость;
- апатичность;
- бледность;
- пассивность;
- истощение;
- плохой аппетит;
- проблемы со сном;
- лихорадка;
- сонливость;
- гипотонус мышц;
- отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).
Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.
Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).
Синдром госпитализма у взрослых и пожилых
Характерны следующие проявления:
- социальная дезадаптация;
- потеря интереса к работе и труду как таковому;
- ослабление профессиональных навыков;
- оскудение круга общения, снижение качества контактов;
- обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
- потеря аппетита;
- снижение иммунитета;
- снижение адаптационных возможностей;
- флегматичность;
- оскудение мимики;
- замедленная моторика;
- когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
- беспечность;
- малоподвижность;
- монотонность.
У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.
Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда. Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров. Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).
При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):
- Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
- Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
- Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
- Смешанный вариант.
Диагностика и лечение
Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:
- Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
- Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
- Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
- Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
- Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.
После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение
Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок
Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.
Схема лечения больных детей с госпитализмом:
- Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
- Возвращение маленького пациента в семью.
- Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
- Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
- Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
- Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
- Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
- Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
- Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.
Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.
Терапия синдрома
Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником
Устранить синдром госпитализма у взрослых и детей можно путем проведения ряда действий, рекомендованных лечащим врачом. Лечение детей и взрослых имеет существенные отличия
Поэтому в ходе составления курса терапии врач обращает внимание на возраст пациента
Младенцы должны начинать лечение госпитализма с первых признаков его развития. Заболевание, которое проявляется в раннем возрасте, представляет большую опасность для здоровья ребенка
Поэтому важно не медлить с лечением
Вернуть ребенка к привычной жизни помогает создание здоровой обстановки в доме. Родители должны всячески окружать малыша заботой, интересоваться его развитием и желаниями. Также требуется психологическая поддержка со стороны специалиста.
Медики рекомендуют маленьким пациентам с госпитализмом постепенно расширять круг общения, находить новых друзей. Этот вариант терапии идеален для детей, которые находятся в приютах.
Если ребенок вынужден находиться в стационаре, то следует обеспечить ему возможность регулярно видеться с близкими людьми. Посещения должны быть частыми и продолжительными, если не имеется серьезных противопоказаний. Благодаря этому симптомы заболевания начинают угасать.
В основе лечения ребенка от госпитализма находится психолого-педагогическая коррекция, которая должна иметь систематическую направленность
Психологу необходимо постоянно заниматься с пациентом, доверять ему выполнение заданий, которые помогают тренировать память, мышление и внимание. В результате такой работы можно добиться формирования у ребенка благоприятного эмоционального состояния
Он избавляется от тревог и переживаний, связанных с нахождением в стационаре.
В тяжелых случаях синдрома госпитализма пациенту может потребоваться медикаментозная терапия. Детям назначаются лекарственные средства, действие которых направлено на улучшение эмоциональной стабильности ребенка и стимуляцию развития познавательных функций. Дополнительно осуществляется лечение, которое позволяет подавить развитие соматических патологий, требующих, чтобы пациент находился в стенах медицинского учреждения.
Если от госпитализма страдает взрослый человек, то в первую очередь его терапия будет направлена на устранение основного заболевания, из-за которого он оказался в стационаре. После этого больному рекомендованы консультации грамотного психотерапевта, который поможет ему выявить причину своих беспокойств и благополучно с ней справиться.
Пациенту обязательно должна обеспечиваться забота и внимание со стороны близких людей. Без такой поддержки он будет долго добиваться выздоровления.. https://www.youtube.com/embed/TpywlIRL780
Госпитализм
Исследование последствий недостатка заботы и внимания для развития ребенка начались с наблюдений за младенцами в приютах американским психоаналитиком Рене Шпицем в 40-х годах прошлого столетия. В основном, это были приюты, в которых содержались дети, разлученные с матерями, преступившими закон.
В те времена в приютах США к младенцам относились следующим образом: «Няня берет ребенка на руки только для того, чтобы накормить его, сохраняя при этом полное равнодушие, характерное для тех, кто формально заботится о чужом ребенке».
Такое поведение нянь не считалось ужасным в те времена. Под влиянием бихевиоризма Комитет Соединенных штатов по делам детей в 1938 г
принял позицию : «Обращайтесь с ними словно с маленькими взрослыми, одевайте их, купайте, проявляя внимание и заботу. Если Вам так хочется, целуйте один раз в день в лобик.» Детей воспитывали по жесткой схеме, кормили по часам, матерям советовали не «портить» ребенка, отказаться от «сюсюканья», проявлять объективную доброту и строгость, не обнимать детей, не целовать их, не держать на руках
Считалось, что благодаря такому отношению, «малыши получат первый урок формирования характера».
Вот как Шпиц описывает поведение младенцев, депривация которых была столь значительна, что у них развилось состояние более тяжелое, чем анаклитическая депрессия, названное им синдромом госпитализма:
«После кормления грудью в среднем в течение первых трех месяцев младенцы (в общей сложности 91 ребенок) были затем разлучены с матерями на период от шести месяцев до года. Соответственно, их возраст составлял от девяти месяцев до полутора лет.
Обычно они лежали на спине; в активном состоянии они совершали странные движения пальцами. Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. Они могли ухватиться за свою одежду, и, как при навязчивом хватании, были неспособны ослабить хватку, тянули за одежду, совершая причудливые волнообразные движения. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдающих явлениями госпитализма. Аутоэротических действий, включая сосание большого пальца, практически не было. Подобного рода действия, если они вообще имели место, наблюдались на ранних стадиях депривации. На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство.
Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. Было вполне очевидно, что эти дети с возмущением реагировали на беспокойство, доставляемое приближением любого человека. Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение человека. Чем дольше продолжалась депривация, тем более ослабленной оказывалась убывающая энергия и тем более непосредственным был отказ от контактов. Этот отказ имел один постоянный элемент: вращение головы вокруг сагиттальной оси, напоминающее покачивание головой взрослого человека, у которого оно означает «нет». На ранних стадиях это могло сопровождаться криком, особенно если наблюдатель не уходил. На крик, как правило, переходил в тонкое завывание и начинался сразу при приближении, сопровождаясь вращением головой; на самых поздних стадиях завывание сменялось хныканьем.
»
(“Психоанализ раннего детского возраста”. Рене Шпиц)
Я привел такой большой фрагмент текста, чтобы читатель мог увидеть, как депривация лишает младенца условий для развития. При прогрессировании депривации эти дети не могли чувствовать ничего, кроме , несмотря на то, что возраст некоторых из них доходил до полутора лет. Отсутствие постоянного физического и эмоционального контакта с матерью или лицом ее замещающим не дало этим младенцам выйти за рамки всепоглощающей , вызванной травмой рождения. Их постоянным состоянием было оцепенение, которое сменялось паникой при приближении чужого человека, и возвращалось вновь, когда они оказывались наедине с собой.
Младенчик у новорожденных: мнение традиционной медицины
Что касается традиционной медицины, то объясняется все довольно просто. Все что происходит, это не что иное, как судороги. Они могут быть фебрильными, то есть те, которые вызваны высокой температурой. Очень часто, при температуре 39 градусов, состояние ребенка меняется, и на фоне высокой температуры возникают судороги.
Симптомы:
- Ребенка может выкручивать, и наблюдаются неконтролируемые спазмы конечностей. Довольно часто это бывает при холодной горячке, когда руки и ноги малыша холодные, но при этом температура тела очень высокая.
- Почему же так происходит? Дело в том, что нервная система у ребенка существенно отличается от взрослой. Его мозг очень чувствителен к жидкости, и поэтому при высокой температуре организм пытается запасаться жидкостью, для того чтобы не было обезвоживания.
- Именно поэтому может возникать отек мозга, в связи с чем и появляются фебрильные судороги. Как быть, если у ребенка на фоне судорог нет температуры? Действительно ли это младенчик, и почему врачи традиционной медицины не борются с данным заболеванием?
- Если внимательно отнестись к данному недугу, а точнее к его проявлению, то есть непосредственно к судорогам, то чаще всего они появляются из-за того, что ребенок очень сильно испугался, или его нервная система нестабильна.
- Чаще всего это может быть вызвано испугом, или постоянными скандалами в семье, сильным шумом, гулом. Дело в том, что нервная система ребенка очень чувствительная, подвержена разнообразным вмешательством. И действительно маленькие дети очень ярко реагируют на шум, пусть даже не очень громкий.
Причины
Госпитализм развивается у лиц, испытывающих недостаток чувственного, эмоционального и интеллектуального взаимодействия с матерью или иным лицом, к которому у него сформировалась привязанность. Пусковой механизм патологии – отсутствие родительского тепла, любви и заботы. Разлука с матерью становится для ребенка страшной трагедией, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Госпитализм — удел не только сирот, но и детей из полных семей, где с малых лет становится актуальной проблема одиночества. Малыши сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.
Феномен госпитализма представляет собой совокупность психосоматических расстройств, возникающих у детей и взрослых по разным причинам.
Причины развития детского госпитализма:
- Отсутствие близкого человека рядом. Дети, вынужденные долгое время лечиться в стационарных условиях или проживать в приюте, интернате, детском доме, страдают от дефицита общения с родными и близкими. Они не чувствуют любви, заботы и понимания.
- Холодность или равнодушие матери. Обычно женщины, не интересующиеся своим ребенком и не любящие его, страдают алкоголизмом, наркоманией, психической болезнью. Отстраненность матери может быть результатом нежелательной беременности или индивидуальных особенностей личности, например, замкнутости. Таких женщин полностью поглощает работа. Многие современные женщины по натуре карьеристки. Они ставят на первое место материальное благополучие семьи.
В интернатах, детских домах и подобных учреждениях госпитализм развивается в результате обедненного психологического климата, дефицита внимания и эмоций со стороны персонала. Больные дети испытывают эмоциональную недостаточность и становятся пассивными. У них не развиваются элементарные навыки и умения.
Заболеть госпитализмом рискуют малыши с ослабленным здоровьем и недостаточными адаптационными возможностями. К факторам риска относятся хронические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.
Пожилые и одинокие лица особенно остро нуждаются в общении и внимании. Когда человек остается наедине со своими проблемами, его психика не выдерживает. Без поддержки близких в таких случаях не обойтись. Несмотря на надлежащий уход в больницах и домах для престарелых, они остро ощущают недостаток любви и внимания. У взрослых причиной госпитального синдрома также является долгое пребывание в местах отбывания лишения свободы — различных видах исправительных учреждений.
В основе патогенеза госпитализма лежит полная или частичная депривация. Это явление обозначает неудовлетворение потребности в общении, тепле, ласке. При полной изоляции человека и лишении его общения развивается тяжелая форма госпитализма – синдром Маугли. Частичная депривация или сепарация представляет собой длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении без матери. Она приводит к задержке в психоэмоциональном развитии – позднему формированию комплекса оживления и заинтересованности окружающими предметами.
Причины госпитализма
Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.
В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.
Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях
Например, где родители заняты построением карьеры.
Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:
- длительная изоляция в медицинском учреждении;
- дефицит общения с семьей, родными, близкими;
- пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).
К факторам риска относится следующее:
- наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
- пожилой возраст;
- жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
- жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
- младенческий и детский возраст;
- пребывание в пансионате, оздоровительном центре.
Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения. Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой. Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.
Эти условия выполняются в больницах для новорожденных?
На этот вопрос нельзя ответить одним предложением. Однако личная забота часто неадекватна из-за недостаточного количества медсестер.
Личная забота включает много; это не ограничивается ванной с утра, сменой подгузников и кормлением с установленными интервалами. Каждый младенец должен быть взят на руки, его следует держать до завершения кормления. Все дети должны получать адекватную возможность для упражнений на конечности. Все это требует постоянного внимания.
Узнать больше Причины и способы лечения астенического синдрома
Неправильный уход за новорожденными менее распространен в больницах, чем неадекватный уход. Отсутствие эффективной сестринской помощи является одной из важных причин госпитализма. Когда медсестры некомпетентны или безразличны.
Вентиляция пространства является еще одним фактором при больничном уходе за больными детьми. Гигиена и уход могут быть идеальными, кормление лучшим, но, если детей в палате слишком много, госпитализм почти наверняка появится.
Однако большого пространства недостаточно; оно бесполезно, если нет вентиляции. Дети в больницах будут продолжать погибать, пока не получат щедрое количество каждого из трех великих условий развития – ухода, контакта и воздуха.
Как было
Когда изобрели микроскоп, Джонас Сальк обнаружил пенициллин, врачи знали, что истинной причиной большинства болезней являются микробы, но у них не было эффективных лекарств. Лучшее, что могли сделать, это изолировать людей, которые болели.
Чтобы микробы не распространялись, изолировали пациентов, хорошо кормили и надеялись, что естественная иммунная система спасет их. Но был неожиданный побочный эффект.
Детей держали в палате на протяжении нескольких дней. Их единственным человеческим контактом были медсестры, которые приносили еду. Детям даже не разрешалось иметь игрушки, опасаясь, что те содержат скрытые микробы. Через несколько дней многие дети перестали есть и медленно угасли.
Врачи не имели понятия, что с этим делать, так как это произошло в больницах, назвали причину смертей – «госпитализм».
Сегодня трудно поверить, что специалисты могут пропустить что-то настолько очевидное. Люди не просто хотят внимания. Это настоящие биологическая потребность, чем моложе человек, тем больше урона госпитальный синдром принесет мозгу, когда потребность не удовлетворена.
Психолог Гарри Харлоу на примере приматов, убедил многих – людям нужна любовь, чтобы жить. Ожидание того, что дети будут успешно развиваться, когда лишены человеческого контакта, имеют трагически фатальные последствия. Так же вредно для взрослых игнорирование эмоций из-за страха выглядеть «слабыми».
Чем опасен госпитализм
Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.
Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время. Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами. К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.
Патогенез
Этиопатогенетические механизмы этого психологического состояния очень сложны. Современные психиатры и криминологи безуспешно пытаются определить основные факторы, приводящие к развитию подобных изменений в поведении людей.
Стокгольмский синдром развивается:
- Когда заложники понимают, что похитителям небезразлична их жизнь.
- Когда жертвам дается возможность реализовывать свои желания.
- Когда появляется психофизическая привязанность к агрессору.
- Когда пленные начинают радовать своих похитителей и испытывать от них своего рода зависимость.
Обстоятельства, при которых возникает патология:
- Террористические акты с захватом заложников,
- Взятие военных в плен во время боевых действий,
- Лишение свободы в исправительных учреждениях,
- Формирование социально-политических группировок и обособленных религиозных объединений,
- Рреализация некоторых национальных обрядов,
- Похищение людей,
- Вспышки семейного насилия.
Стокгольмский синдром протекает в несколько стадий:
- Развитие позитивных эмоций у жертвы в отношении агрессора,
- Ненависть, злость и агрессия у террористов к представителям власти,
- Развитие положительных чувств у бандитов к пленным.
Блюстители порядка во время штурма или ведения переговоров поощряют развитие у жертвы первых двух стадий патологии. Это необходимо для наступления третьей стадии, при которой возникает взаимная симпатия между сторонами. Подобные процессы позволяют увеличить шансы заложников на выживание.
Госпитализм: лечение
Госпитализм при лечении в различных возрастных когортах очень разнится, а поскольку проявления и первопричины у них довольно таки разные, то и пути разрешения данной психологической проблемы разные
Важно своевременно провести диагностические мероприятия и начать адекватное, максимально эффективное психологически направленное лечение, особенно важно это у малышей, ведь процент смертности среди детей наиболее высокий
Лечение синдрома госпитализма включает следующие мероприятия:
— У детей: педагогическая систематизированная коррекция, работа с психологом до устранения всех признаков госпитализма, обогащение окружения ребенка, интенсификация элементов общения сверстниками (у дошколят) и взрослыми. Если госпитализм возник на фоне стационарно проводимого лечения, то требуется в скорейшие сроки вернуть маленького пациента домой, в семейное лоно, а особенно и первоочередно к матери или к человеку, который ее заменяет, или организовать совместное круглосуточное нахождение с мамой вместе.
— У взрослых: устранение причины (вылечивание основного причинного заболевания, из-за которого попал человек на больничную койку или при хронизации, по возможности желательно лечится амбулаторно, под присмотром близких (по возможности) родственников с коррекцией лечащим врачом. Длительное проведение реабилитации со специалистом — психотерапевтом, при возникновении таковой необходимости – с психиатром, желательно избегая психиатрических стационаров, поскольку такие терапевтические действия могут вести к противоположно обратному результату, спровоцировав новые предпосылки для прогрессирования заболевания.
Описание симптомов так называемого младенчика у детей
Подобные припадки чаще возникают во время сна. К числу признаков относится и бледность кожи, и искажение черт лица. Глаза у малыша закатываются, слизистая оболочка губ синеет- конечности сведены судорогами, иногда сопровождаемыми рвотой. В тяжелых случаях припадки часто сменяются один за другим, дыхание у ребенка становится тяжелым, на губах может появиться пена, происходит непроизвольное испражнение, и утверждают, что все может завершиться смертельным исходом.
Для быстрой нормализации состояния ребенка при младенческом или как любят говорить младенчике у детей, профилактику этих судорог следует создать вокруг ребенка обстановку полного покоя. Должна быть тишина и приглушенный свет, нахождение лишних людей в детской нежелательно.
Если судороги по причине высокой температуры – срочно вызывайте врача или скорую помощь. До их приезда прикладывайте ко лбу ребенка влажное полотенце- ребенка следует раздеть, укрыть простыней и время от времени смачивать ему прохладной водой разные области тела — спинку, руки, ноги, грудь
После завершения судорог нужно сделать ребенку клизмочку из кипяченой воды комнатной температуры с несколькими каплями столового уксуса (только не эссенции). Это нужно для того, чтобы не допустить повторных припадков.
Малышу, у которого часто возникают судороги, необходимо ежедневно давать рыбий жир.
При простудах и повышении температуры детям, у которых наблюдались судороги, дают внутрь настой травы фиалки опушенной (она же младенческая или сердечная трава). Для приготовления средства берут до трех граммов сушеного и измельченного сырья, заливают стаканом теплой кипяченой воды и настаивают в закрытой посуде пару часов, затем фильтруют. В первые три года жизни дают внутрь по чайной ложке трижды в день.
Еще почитать: На Какие Сутки Приходит Молоко После Родов
Кроме того ребенку от судорог, рекомендуют пить в период простудных заболеваний настой травы гвоздики пышной. Для приготовления средства: около четырех граммов высушенного сырья, размолотого в порошок, заваривают стаканом кипятка и настаивают в закрытой посуде четверть часа, затем фильтруют, и дают по чайной ложке трижды в день перед приемом пищи.