Краткая история «улучшения» людей и человеческой породы. евгеника до и после нацистов

Евгеника в России и СССР

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г. «Наследственный гений» Фрэнсиса Гальтона был переведен сорока годами раньше, и новые идеи западной медицины и биологии постепенно овладевали умами в конце XIX – начале ХХ вв., как и теория эволюции Дарвина, о которой много спорили.

Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма. Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали решающим периодом для молодых исследователей. Новый режим был уверен, что ему удастся улучшить условия человеческой жизни, благодаря научному прогрессу. Материализм и марксистская научность ни в чем не противоречили евгеническому идеалу.

В ноябре 1920 г. было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал Кольцов. В том же году начал выходить «Русский евгенический журнал»; он выходил три раза в год до начала 1930-х гг. В этом журнале поднимались те же темы, которыми занимались западные евгеники: демография, преступность, стерилизация, анализ наследственности душевных и нервных заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных психозов), эпилепсии, алкоголизма, сифилиса и склонности к насилию, практическая организация статистического и антропологического анализа и т.д.

Вскоре ученые раскололись. Одни, как например Кольцов, не стеснялись публиковать статьи о «высшем разуме» членов партии и необходимости передачи ими этого «высшего разума» многочисленному потомству. Другие, как Филипченко, который впервые был исключен из евгенического движения в 1926 г., настаивали на изучении генеалогии буржуазной элиты старого режима.

В середине 20-х гг. новое поколение ученых-марксистов (Волоцкий, Серебровский) вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей. В 1923 г. Волоцкий опубликовал книгу «Поднятие жизненных сил расы», в которой он призывал Советскую Россию срочно принять программу стерилизации. Его предложение было враждебно встречено некоторыми учеными, объединившимися вокруг Филипченко в Ленинграде. В конечном счете, не моральные, а демографические аргументы заставили советские власти отказаться от стерилизации, в стране смертность превысила рождаемость, так что евгенические меры были не ко времени.

В 1926 г. генетик А.С. Серебровский основал вместе с Соломоном Левитом «Бюро человеческого здоровья и наследственности». С этой целью Серебровский предлагал создать банк спермы и развернуть широкую программу искусственного осеменения: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперед».

Но евгеническая программа натолкнулась на первую пятилетку (1929 – 1933), когда у власти укрепился Сталин. Это была эпоха сплошной индустриализации и коллективизации страны, первых политических процессов, голода, опеки над наукой и дискредитации буржуазных специалистов. Евгеническое общество было распущено в 1930 г.

В «Большой советской энциклопедии» в 1931 г. евгеника названа «буржуазной наукой», подозреваемой в «фашизме». Евгеническое общество исчезло, уступив место «Лаборатории расовых исследований», основанной в Москве в марте 1931 г. Эта лаборатория наметила ряд исследовательских программ совместно с немецкими учеными, которые посылали свои экспедиции в Закавказье. Примечательный факт: в марте 1933 г. гитлеровский режим разрешил продолжить германо-советское сотрудничество, одобренное в апреле и советским Наркомздравом. Лишь в 1938 г. немцы отозвали своих ученых. Помимо этого союза двух режимов в области расологии советская евгеника пережила сталинские реформы, изменив название. Она стала «медицинской генетикой».

Пример для Гитлера

Еще активнее в жизнь внедрялся другой способ негативной евгеники — стерилизация. Первый закон о принудительной стерилизации приняли еще в 1907 году в штате Индиана; со временем аналогичные поправки в свое законодательство внесли еще 32 штата. В некоторых штатах закон действовал вплоть до 1970-х годов; за это время в США успели принудительно стерилизовать более 60 000 человек (треть — в Калифорнии, где были особенно суровые законы).

Впрочем, сторонникам евгеники и этих мер казалось недостаточно: «Если бы в Соединенных Штатах эти законы применялись бы в большей мере, в течение столетия наши тюрьмы, сумасшедшие дома и психиатрические клиники были бы полностью очищены», — высказывался на этот счет один из участников конгресса по вопросам евгеники в Нью-Йорке.

Кто подвергался принудительной стерилизации? Изначально — люди, страдающие психическими заболеваниями (даже если не было никаких доказательств, что они передаются по наследству), слабоумные и люди с физическими недостатками — слепые, глухие, эпилептики.

«Слабоумие» тоже оценивали очень вольно. Так, в Северной Каролине стерилизовали всех, чей IQ был ниже 70. При этом IQ-тесты были крайне неточными и иногда включали, например, задания на эрудицию — так что в «слабоумных» легко записывали необразованных бедняков.

Власти всё чаще рассматривали стерилизацию как отличный способ не дать размножаться беднейшим слоям населения. Бедных женщин (как правило, из этнических меньшинств) иногда стерилизовали не просто без «медицинских показаний», но даже без их ведома.

Женщина из племени навахо рассказывает: однажды у нее заболел живот, и она пришла в местную клинику «для коренных народов». Врачи сказали, что ей нужно срочно вырезать аппендицит, и дали подписать какие-то бумаги — она думала, что это согласие на операцию. Аппендицит ей действительно вырезали, но заодно стерилизовали. Узнала она об этом только через несколько лет, когда обратилась к врачу после безуспешных попыток забеременеть.

Это была : таким же образом в одном из городов штата Миссисипи в 1960-х стерилизовали 60% темнокожих женщин, обращавшихся в местный госпиталь. Но и этим негативная евгеника не ограничивалась.

Некоторые энтузиасты ратовали даже за запреты союзов между бедняками. Что уж говорить про межрасовые браки, если в 1920-х сам президент страны Калвин Кулидж заявлял, что «нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими».

Может быть интересно

Собственно, нацистская Германия училась именно у США. Еще в первой половине 1930-х американские ученые активно сотрудничали с коллегами из Третьего рейха, а Фонд Рокфеллера финансировал немецкие евгенические программы (в том числе ту, в которой принимал участие доктор Менгеле — накануне своей карьеры в Аушвице). Вернувшись в 1934 году из поездки в Германию, один из американских евгенистов с гордостью хвастался коллегам, что «наша работа играет значительную роль в формировании образа мыслей группы интеллектуалов, стоящих за Гитлером».

Исторический аспект

Древний мир и средние века

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так, в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: «Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие… Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных».

В VI в до н. э. древнегреческий поэт Феогнид писал: «Мы ищем быков, ослов и жеребцов хороших статей и верим в то, что от хорошего будет хорошее. И вместе с тем хороший человек не остерегается брака с порочной дочерью порочного родителя… Так не удивляйся ухудшению стати нашего народа из-за того, что хорошее смешивается с низменным».

Плутарх утверждал, что в Спарте детей, признанных неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, живьём сбрасывали в пропасть. Долгое время историческая наука принимала на веру это утверждение, но никаких доказательств тому, кроме свидетельств Плутарха, найдено не было. В 2007 году греческие археологи опровергли этот миф.

Платон в своем труде «Государство» писал, что не следует растить детей с дефектами или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин, с тем чтобы они оставляли высококачественное потомство.

Схожие идеи выдвигал и Аристотель, считавший, что государство должно всячески способствовать увеличению количества индивидов, относимых к высшим типам.

Существование подобных концепций в эпоху Возрождения подтверждается строкой Шекспира в «Буре» (акт IV, сцена I), следующим образом описывающей Калибана: «Дьявол, прирожденный дьявол, на чью природу воспитание никак не может повлиять.» (A devil, a born devil, on whose nature Nurture can never stick). С тех пор в англоязычном мире дискуссия о роли наследственности и социальных факторов в формировании личности получила символическое обозначение Nature versus Nurture.

У народов Крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как не способных выжить в суровых условиях тундры.

Классовое разделение британского общества на основе наследственности по Гальтону

Рождение понятия «евгеника»

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», ).

В 1883 году Гальтон ввёл понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». В том же году им было основано Общество евгенического образования, ставшее первым в мире евгеническим обществом.

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».
Первоначально перед евгеникой ставились гуманные цели (борьба с наследственными заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т. п.). Евгеника была поддержана современными Гальтону научными кругами и стала академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах и университетах.

Мозг преступников, университетская библиотека штата Пенсильвания, 1920-е годы

Факторы случайности и изоляции.

Случайные изменения генных частот и эффект изоляции не имеют в наше время существенного значения, так как заметны только в малых популяциях, где даже вредный ген может случайно распространиться, а благоприятный элиминироваться. В малых популяциях наблюдается также более близкая степень родства между вступающими в брак. Сам по себе такой инбридинг не меняет частоты генов, но увеличивает пропорцию гомозигот, вследствие чего рецессивные гены оказываются полем действия отбора. Инбридинг не приносит вреда, если линия не имеет вредных рецессивных генов. Начиная со средних веков происходит слияние малых популяций в большие; наряду с этим миграционные процессы, приобретшие в 20 в. невиданный размах, ведут к смешению разнообразных популяций. В результате значительная часть рецессивных генов перешла в гетерозиготное состояние и не испытывает давления отбора, а потому может значительно увеличивать свою частоту.

Создав общественную среду, человечество невольно сгладило жесткость естественного отбора. Цена, которую нам в конечном счете придется заплатить за успехи современной медицины, – это увеличение частоты ряда неблагоприятных генов, чье действие мы научились смягчать. Многие тысячи больных сахарным диабетом, ранее обреченных на смерть в детстве, теперь спасены инсулином, могут вести сравнительно нормальную жизнь и передать своим потомкам гены, ответственные за это заболевание. Близорукость тоже не является в наши дни существенным для жизни недостатком. Наверное, никто не хотел бы восстановить обратную картину, но медицина сама постоянно увеличивает бремя, которое ей приходится нести.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.

Конвенция о биомедицине и правах человека[править]

Страны — члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых и не только стран), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека года.
Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

  1. В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
  2. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы, по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997

  • Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, ) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
  • Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО,
  • Декларация о клонировании человека, ООН,
  • Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации ( года, с последней редакцией года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

Критика

Обозреватель Музыкальной газеты отрицательно воспринял пластинку и отметил, что музыканты ничего нового на «Евгенике» не продемонстрировали. «Вся музыка на альбоме создана в том стиле, к которому коллектив двигался с начала своего рождения, и хватает сил насладиться только некоторыми аранжировками, владением музыкальными инструментами и профессионализмом, выхоложенным и бесполезным…»

Алексей Мажаев из Intermedia дал положительную оценку диску и заявил, что новый альбом «Браво» — это возвращение без ухода и доказательство жизнеспособности подувядшей было группы и просто крепкая профессиональная работа. По мнению Мажаева, лучшими номерами на альбоме являются «Я вернусь», «Любовь не горит» и потрясающе красивый трек «Неспящие». Рецензент отметил, что эксперимент с Евгением Хавтаном в роли вокалиста удался на славу, так как наиболее интересно смотрятся композиции, спетые именно Хавтаном. «Представленные на пластинке новинки свидетельствуют о мучительном поиске Браво своего места в воцарившемся мире рокопопса. Песни «На шелковом парашюте», «Незнакомка», «С днем рождения» и «Не с тобой» напоминают «бравистам» со стажем о благословенных временах Валерия Сюткина, хотя эти композиции недотягивают до уровня классических произведений «Московский бит» и «Стиляги из Москвы».

В популярной культуре

  • Биопанк — направление в научной фантастике
  • Роман «Город Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы
  • Повесть «Собачье сердце» (1925) Михаила Булгакова
  • Роман «О дивный новый мир» (1932) О. Хаксли
  • Роман «Там, за гранью» (1942) Роберт Хайнлайн
  • Роман «Достаточно времени для любви или жизни Лазаруса Лонга» (1973) Роберт Хайнлайн
  • Повести «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Волны гасят ветер» (1984) А. и Б. Стругацких
  • Бене Джессерит — организация во вселенной Дюны (с 1965) Фрэнка Герберта

    Квизац Хадерах — мужчина, способный заглядывать в генетическую память предков

  • Роман «Схизматрица» (1985) Брюса Стерлинга; Шейперы — антагонисты Механистов (киборгов)
  • Цивилизация цикла «Сага о Форкосиганах» (с 1987) Лоис Макмастер Буджолд
  • Цикл книг «Хроники полукровок» (известный также как «Эльфийская дилогия»; с 1991) Андрэ Нортон
  • Роман «Выбраковка» (1999) Олега Дивова
  • Роман «Геном» (1999) Сергея Лукьяненко
  • Роман «Девочка в стекле» (2005) Джеффри Форда
  • Роман «Из Нового Света» (2008) Юсукэ Киси
  • Роман — компьютерная игра «Квест» (2009) Б. Акунина
  • Вселенная BattleTech (с 1984)
  • «Тран. Создатель чудовищ» Джордж Роберт Кинг
  • «Новый Вавилон» — социальная фантастика Игоря Миста
  • Джэффри Сэкетт, «Клеймо оборотня»
  • Сериал «Доктор Кто» (1963..1989)
    • 4 сезон, 4 и 5 серии (План сонтаранцев; Отравленное небо)
    • 4 сезон, 6 серия (Дочь Доктора)
    • 4 сезон, 12 и 13 серии (Украденная Земля; Конец Путешествия)
    • специальные рождественский (25 декабря 2009) и новогодний (1 января 2010) выпуски (Конец Времени)
    • 6 сезон, 5 и 6 серии (Мятежная плоть; Почти люди)
  • Звёздный путь: оригинальный сериал; Сезон 1. Серия 22 (1967)
  • Сериал «Секретные материалы

    1 сезон, 11 серия (Ева)

    » (1993..2002)

  • Фильм «Гаттака» (1997)
  • Аниме-сериал Звёздный герб (Seikai no Monshou, Seikai no Senki) (1999)
  • Фильм «Багровые реки» (2000)
  • Сериал CSI: Место преступления — Лас-Вегас (с 2000)
  • Сериал «Темный ангел» (2000—2002)
  • Фильм Бессмертные: Война миров; корпорация «Евгеника» (2004)
  • Фильм «Остров» Майкла Бея (2005)
  • Фильм «Идиократия» (2006)
  • Фильм «Новый человек» (2007) Клауса Хярё
  • Сериал «Расследование Мёрдока» 3 сезон 8 серия «Будущее не совершенно» (2010)
  • Фильм «Химера» режиссёра Винченцо Натали (2010)
  • Роман «Проект Феникс» Франк Тилье
  • Фильм Стартрек: Возмездие (2013)
  • Фильм Столетний старик, который вылез в окно и исчез (2013)
  • Сериал «Больница Никербокер» (2015)
  • Сериал «Черное Зеркало» (2011) 3 сезон 5 серия «Люди против огня»
  • Компьютерная игра «STASIS» (2015)
  • Компьютерная игра «CAYNE» (2017)
  • Компьютерная игра «Fallout 4» (2015)
  • Сериал «Sпарта» (2018)
  • Сериал «Тёмное дитя» (Orphan Black) (2013)
  • Фильм «Дитя робота» (I Am Mother) (2019)

Евгения и гигиенизм

Евгеника состояла из ряда мер, направленных на улучшение генетического качества населения.

Основная цель состояла в том, чтобы гарантировать, что люди, считающиеся «ограниченными» (такие как люди с ограниченными возможностями, наследственные проблемы со здоровьем, заразные заболевания и другие расы, кроме белой расы), не воспроизводят, чтобы гарантировать, что население было сформировано из людей, считающихся превосходящими, более умными и с физическими характеристиками, которые считались «желательными».

С учетом этой цели были приняты некоторые меры, такие как стерилизация лиц, считающихся «ограниченными», потому что гигиенисты считали, что они не достойны передачи наследственности, браков между белыми людьми и людьми других рас и т. Д.

Гигиена, в свою очередь, была направлена ​​на улучшение здоровья населения посредством мер, которые защищали изменения в социальных моделях и определенное поведение самых бедных слоев населения.

Появление гигиенизма произошло после размышлений врачей и санитариев о постоянной проблеме эпидемических вспышек таких заболеваний, как туберкулез и желтая лихорадка.

Некоторые из мер, защищаемых гигиенизмом, были:

  • Водоподготовка.
  • Заземление луж.
  • Размещение кладбищ и бойни в отдаленных районах города.
  • Регулирование минимальной высоты потолков в жилых помещениях для обеспечения достаточной вентиляции.
  • Рекомендации по периодической уборке жилья.
  • Создание социальных служб, ориентирующихся на жилищные условия.

Точка соприкосновения евгеники и гигиены

Как меры, принятые евгенистами, так и гигиенистами, в конечном итоге породили большую волну предрассудков и сегрегации по отношению к определенной части населения.

С евгеникой чернокожие, иммигранты, гомосексуалисты и люди с серьезными проблемами со здоровьем стали считаться неполноценными.

Гигиена, с другой стороны, принесла большие предубеждения против более бедного населения, потому что большие эпидемии, которые опустошали население, были приписаны их плохим условиям жизни.

Разница между евгеникой и гигиеной

Несмотря на то, что в качестве общей точки зрения существуют предубеждения, возникающие в отношении части населения, евгеника и гигиена имеют в качестве основного различия меры, используемые каждым для достижения своих соответствующих целей. Считается, что в некотором роде оба искали сохранение привилегированных слоев общества.

В то время как евгеника обосновывала свои основы, основываясь на генетическом охвате (наследственность хорошей генетики гарантировала бы существование / сохранение расы, считающейся превосходящей), гигиенизм основывал свои меры на здоровье (изменение социальных привычек и гигиены, главным образом слоев). беднее улучшит здоровье).

Советская евгеника: секс отдельно, дети отдельно

Советскую Россию мода на евгенику тоже не обошла: в 1920 году в Москве открылось Русское евгеническое общество. Его создатель — профессор Николай Кольцов, легендарный биолог, основатель Института экспериментальной биологии, один из пионеров русской генетики. Свои взгляды на вопрос он изложил в статье «Улучшение человеческой породы»:

Кольцов добавлял, что это, пожалуй, единственный путь как-то облагородить человеческую природу: к идеалистическим идеям улучшить человека через повышение его культурного уровня он относился довольно скептически. (Конечно, такие взгляды шли вразрез с теорией исторического материализма и ее главным принципом «бытие определяет сознание» — что вскоре станет лишним поводом для разгрома советской генетики, а с ней за компанию и евгеники.)

Правда, Кольцов признавал, что на практике реализовать «антропотехнию» проблематично:

Зато проект такой реализации вскоре предложил другой советский генетик, Александр Серебровский. В статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» (1929) он критиковал евгенические идеи западных коллег за излишнюю мягкость:

В советском же государстве зачатие должно происходить только в результате искусственного осеменения спермой лучших производителей. При этом Серебровский не отрицал любви, сексуального влечения и прочих иррациональных проявлений человеческой природы: просто, писал он, всё это должно быть отделено от деторождения. Пусть влюбленные сколько угодно занимаются сексом в свое удовольствие, это их личное дело; а вот дети — дело общественное, и тут нельзя полагаться на случай.

Технологии, резонно замечал Серебровский, уже есть и многократно опробованы в животноводстве. Всего-то и надо — разрушить в мужчинах дурацкое буржуазное желание воспитывать только своих детей, а в женщинах — мещанский предрассудок «рожать от любимого человека»:

По меркам 1920-х идея не выглядела слишком радикально. Так, еще за три года до статьи Серебровского популярный поэт и драматург С. Третьяков опубликовал пьесу «Хочу ребенка» с очень «евгеническим» сюжетом (ее собирался ставить Мейерхольд, но процесс затянулся, а потом и евгеника, и сам Мейерхольд оказались в опале).

Почему русские надеются на авось?

Под «авось» всегда подразумевалась надежда на Бога. Русские очень суеверны, поэтому просто так говорить «вот когда прорастет пшеница» нельзя, ведь можно сглазить. А присказка «авось» подразумевает «даст Бог».

Пользовались словом и дворяне. Вот Иван Тургенев пишет в письме: «Авось Бог поможет мне выехать отсюда в пятницу — и авось я Вас увижу в субботу». Нет никаких непреодолимых обстоятельств, почему он не может выехать в пятницу и приехать в пункт назначения в субботу, но он как бы защищает свои слова от сглаза. Он как бы говорит «даст бог доеду», «даст бог жив буду».

Кстати, помните знаменитые советские сумки-авоськи? Их прославляют за практичный и красивый дизайн, а сейчас они вновь популярны из-за тренда на отказ от пластиковых пакетов. Но на самом деле слово «авоська» в народе было шутливым. С этими сумками люди ходили на базары в надежде что-то раздобыть. «Авось-ка я что-нибудь в ней принесу», — пошутил в монологе советский юморист Аркадий Райкин. Русские просто любят приманивать удачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector