Особенности истории становления психологии

Содержание:

Ведущая функция психики – отражение воздействия окружающей действительности.

Она осуществляется через ряд базовых функций:

− регуляторная (обеспечивает возможность произвольно, т.е. волевым образом реагировать в ответ на раздражители из внешней среды, помогает человеку принимать решения, достигать заданных целей);

− коммуникативная (общение позволяет людям взаимодействовать, осуществлять сложную совместную деятельность, передавать опыт и знания из поколения в поколение, общение делает возможным формирование межличностных отношений);

5 стр., 2212 слов

Взгляд А.И. Сины на психику человека

… , но и ее подсознательные уровни, такие как: воля, интуиция, сон и ряд других психических свойств и состояний. Проблема генезиса души … психический мир. Оно служит как оживотворяющее и деятельное начало. Оно включает в себя не только сознательные и животные пласты психики человека … И. Сины на психику человека ВАЛИЕВ Т.С. Проблема души, или психологии человека занимает центральное место …

− познавательная (выполняет осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром);

− когнитивная (способность человека оперировать полученными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания);

− конативная (задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека: «Разделяй и властвуй», «Отбирай и распределяй», «Я начальник − ты дурак», «Что твое, то мое», «Мне − вершки, тебе − корешки»);

− эмотивная (любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма);

− креативная (психические новообразования личности, осуществляемые по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения).

К. Юнг

Карл Густав Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление — аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Предмет и методы истории психологии

Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику, которые рассматриваются в разрезе различных подходов к пониманию психической реальности. Предмет истории психологии отличается от предмета психологии, поэтому их необходимо разграничивать. Предметом психологии как науки служат факты, механизмы и закономерности психической жизни. На протяжении многих столетий психология фактически являлась одним из разделов философии. После выделения психологии в качестве отдельной науки в конце XIX – начале XX вв. она сохранила связь с философией, временами ослабевавшую, временами усиливавшуюся. Кроме того, на психологию оказали влияние достижения естествознания, медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусствоведения, математики, логики, языкознания. По этой причине в истории психологии анализируется взаимодействие данной науки с другими науками, но приоритет имеет связь психологии с философией и естествознанием.

Методы, используемые в истории психологии, существенно отличаются от методов общей психологии. Если основными методами в психологии являются наблюдение, тестирование и эксперимент, то в истории психологии используются историко-генетический метод, историко-функциональный метод, биографический и автобиографический метод, метод систематизации психологических высказываний, метод интервьюирования и др. В последние десятилетия в истории психологии получают распространение методы категориального анализа. Основной метод истории психологии — теоретическая реконструкция, при использовании которой научные системы прошлого и программы получения, обоснования и систематизации психологических знаний описываются и критически анализируются в соотнесении с достижениями современной психологии . Значимость анализа научных ссылок в целях изучения состояния и развития психологических исследований ограничена, так как частота цитирования зависит не только от объективной ценности научной публикации, но и от ряда иных обстоятельств. Например, о российской психологии за рубежом мало что известно по причине языковых барьеров. Таким образом, анализ научных ссылок может применяться в истории психологии лишь в сочетании с другими методами.

Учение о душе в неоплатонизме (Плотин).

Проблема внутреннего мира в поздней античности (Аврелий, Августин).

Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин. Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена. Другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру.

У индивидуальной души Плотин выделил еще одно направление – обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Эта способность субъекта получила название рефлексии.

Выделяя рефлексию как одно из направлений деятельности души, Плотин в ту отдаленную эпоху не мог, конечно, и представить индивидуальную душу самодостаточным источником своих внутренних образов и действий. Она для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.

Августин: христианское раннесредневековое мировоззрение

Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум).

Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

11.Опытный подход в психологических взглядах Авиценны и Аверроэса

Абу Али ибн Сину(в латинской транскрипции –Авиценну).

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды

Важное значение придавалось воспитанию

Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Авиценны включала предположения о возможности управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально.

Поводом для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты. Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души

Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, а при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем

Первый из них связан с наличием некоторой несовместимости чувственных и разумных проявлений души. Вторым аргументом в пользу независимости мышления от тела служило положение о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, а при мышлении мы такой усталости и утомления не замечаем.

Третье положение состоит в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно снижаются и слабеют.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология.

В наиболее развитом виде у Авиценны представлена психофизиология чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Все ощущения характеризуются тремя основными признаками: чувственным тоном, интенсивностью и длительностью.

Авиценна считал возможным через воздействие на аффективную сферу управлять поступками и деятельностью человека в целом, формировать его «натуру».

Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит социальному окружению, поскольку характер взаимоотношений человека с другими людьми накладывает отпечаток на содержание и общий строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливают в итоге поведение человека, его общее душевное и физическое состояние.

Изучением функций глаза занимался ученый Аверроэс.Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Рассмотрение глаза как оптического прибора несло с собой новое понимание природы психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления, что способствовало преодолению телеологической интерпретации психики.

Опыты, проведенные арабскими учеными, показали, что нет необходимости объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления света в физической среде. Это был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам природы и другие психические явления.

Идеалистическое учение Платона о душе, познании, чувствах. Сократическая беседа

Платон назвал процесс мышления, не получивший внешнего выражения в диалоге, как диалог внутренний. В основе всего, по мнению Платона, лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе как своеобразный замысел. Всякое существо, вещь, свойство, ценности бытия (истина, благо, прекрасное и пр.) существуют только потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и пр.).

В полной мере идеи доступны только богу, а человек может лишь стараться постичь их мир разумом. Миру идей противостоит мир материй (бесформенного небытия, по Платону).

Мировая душа является посредником между этими двумя мирами. Мир-это живое существо, душа которого окутывает его. Мировая душа одушевляет звезды, планеты. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, но потом переселяется в тело человека и теряет гармоничность. Поэтому задача человека — вернуть гармонию посредством познания. Строго говоря, по его мнению, мы не познаем, а вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Разум направляет человеческую душу, при правильном направлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе она не успевает «очиститься» и может переселиться в растения и животные. Душа ,по Платону, бессмертна. Раз цель души -постижение идеи, следовательно, она подобна идее. В составе души Платон выделял: ум (местонахождение в голове), аффективное (страстное, эмоциональное начало, располагающееся в груди) и вожделения (живут в печени).

Выделяя в душе части и функции, Платон создал миф о вознице, управляющем колесницей, запряженной двумя лошадьми -дикой, рвущейся и породистой, покладистой. Возница символизирует разумную часть души, кони -два типа мотивов: низшие и высшие. Разум призван согласовывать эти два мотива, испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в изучение души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и управлении поведением человека. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда

«Сократический» метод — это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской «иронией». Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Основная задача «сократического» метода — найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.1.»индукция» — это отыскание общего в частных добродетелях путем их  анализа и сравнения 2. «определение» — это установление родов и видов, их соотношения.

Общая характеристика особенностей психологических знаний в античности. Представления и душе философов Милетской школы.

Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир. Но основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя попытки объяснить не предпринимаются. Быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений.

4 стр., 1886 слов

Взгляды различных философов о душе

… процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; имея внутреннюю энергию, её можно считать причиной движения живых … реферат можно считать актуальным. 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ Душа от (лат. anima) – определение, выражавшее исторически меняющиеся взгляды на психику, внутренний мир человека и животных …

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

Идеалистическая система Фомы Аквинского

Фома Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному).

Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения.. 

Иерархический шаблон Аквинский распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду – от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая).

Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции выступило как опора модернизированной и теологической психологии.

Работа души рисуется Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Психология в России, СССР, странах Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии

Дореволюционный период

Основные школы и направления:

  • Челпанов и традиции интроспективной психологии
  • Рефлексология и реактоголия: Павлов и Бехтерев
  • Петербургская школа Лазурского
  • Начало марксистской психологии: Корнилов, Блонский, Басов, Рубинштейн, Костюк.

Советская психология в 1920-х — начале 1940-х годов

Основная статья: Советская психология в 1920-1930 годах

Выготский и Культурно-историческая психология

Деятельностный подход: Леонтьев и Рубинштейн

  • 1931 — отъезд Леонтьева и группы сотрудников и учеников Выготского в Харьков, основание Харьковской психологической школы.
  • 1940 — опубликована книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (книге присуждена государственная Сталинская премия в 1942 году).

Советская психология во время войны (1941—1945)

  • 1 октября 1942 года создана кафедра психологии на философском факультете Московского университета — первая в истории университета кафедра психологии.
  • 1943 год — создана Академия педагогических наук РСФСР.
  • 1944 год — 11 марта произошло выделение из МГУ Института психологии и передача его в ведение Академии педагогических наук РСФСР.
  • 1945 год — в Институте философии АН СССР создан Сектор Психологии — первая психологическая лаборатория в системе Академии наук.
  •  — в выступлении на Совещании по психологии П. Я. Гальперин дал первое изложение своей концепции психики как ориентировочной деятельности предмета психологии, метода формирования психических функций как нового метода психологического исследования.
  •  — начал издаваться журнал «Вопросы психологии». Первый редактор А. А. Смирнов.
  •  — учреждено Общество психологов при АПН РСФСР.
  •  — I съезд Общества психологов (Москва); организована первая отечественная лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б. Ф. Ломовым.
  •  — присуждение Ленинской премии А. Н. Леонтьеву за книгу «Проблемы развития психики».
  •  — организация факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector