25 кадр — это что такое? суть, эффект, влияние 25-го кадра на человека

Вымысел или реальность?

Что же скрывается за данным явлением? Реальность это или вымысел? Существует ли реклама с двадцать пятым кадром? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы собрали известные факты. К примеру, Содружество американских психологов провело собственное исследование. В результате наблюдения за людьми специалисты сделали выводы: на вопрос о том, как влияет 25-й кадр на человека, можно ответить одним словом – никак. Официальное опровержение данного феномена вышло в 1958 году. Исследованиями занимались не только психологи. Студент из Нью-Йорка по фамилии Роджерс, исследуя двадцать пятый кадр, направился в тот кинотеатр, где по утверждениям Вайкери проходил эксперимент. Парня ждали невероятные открытия: директор заявил, что в стенах этого кинотеатра никогда не проводилось никаких исследований. А после того как студент увидел площадь кинозалов и количество сеансов, он понял: заявленное Джеймсом Вайкери число испытуемых просто не поместилось бы за один сезон в небольшом кинотеатре. Кстати, спустя 5 лет бизнесмен признался, что никаких исследований не проводил, а все данные попросту сфабриковал.

В кино

  • В сюжете фильма «Бойцовский клуб» упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом: работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, не заметившей пошлости на уровне сознания; также кадр с изображением мужского полового органа вставлен в конец фильма. В начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
  • В одном из эпизодов телесериала «Коломбо» убийца использует 25 кадр для того, чтобы заставить жертву оказаться в том месте, где преступник её и поджидал. Позднее лейтенант Коломбо, ознакомившись с этой технологией, воспользовался ей для воздействия на подозреваемого: лейтенант знал только район тайника с орудием преступления (изменителем калибра), но не знал конкретного места, а потому вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. Убийца при просмотре этого фильма по непонятной для себя причине занервничал, вышел из кинозала и проверил тайник, около которого его уже ждали полицейские.
  • В сериале «Вавилон-5» организация телепатов Пси-корпус использует технологию 25 кадра для увеличения доверия к ней со стороны зрителей рекламы. В 15 серии 2 эпизода, «А теперь — слово» («And now for a word»), выполненной в виде новостной передачи, присутствуют рекламные вставки. В рекламе Пси-корпуса видны мелькающие на экране слова «The Psi Corps is your friend. Trust the Corps» (Пси-корпус — твой друг. Доверяй Корпусу). При монтаже серии длительность этих кадров была сознательно увеличена в 2.5 раза, чтобы соответствовать американским правовым актам в области телевидения, поэтому текст можно прочитать, даже не ожидая его появления. Однако, во Франции, в соответствии с законодательством, эти кадры были вообще вырезаны из трансляции.

Где встречается[править]

Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Если причины, по которым видео вызывает неадекватную реакцию, не описаны или заключаются не в посторонних кадрах — это меметика. Сюда — примеры именно эффектов, вызванных лишними кадрами.

Фольклор и его использованиеправить

Бесчисленные конспирологические теории, согласно которым, Они используют эффект для навязывания человечеству определенных идей — и не менее бесчисленные коммерческие продукты, «использующие» эффект во благо (от борьбы с зависимостями до изучения языков). В наше время, в связи с повышением общей компьютерной грамотности населения, уже не так популярны, но в начале нулевых (и ранее) лезли изо всех щелей.

Литератураправить

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

— Каждая отдельная картинка участвует в создании целого… Люди видят, прости, не какую-то отдельную картинку, они видят нечто общее, что возникает на экране, когда отдельные картинки прокручиваются одной лентой на высокой скорости.

— А что может произойти, — медленно выговорил Достабль, — если, скажем, в клик затесалась какая-нибудь одна картинка из другого материала?
— Хороший вопрос, — ответил Бригадир. — Именно это у нас случилось, когда мы клеили «Грозу из Троллевой долины». Один из моих учеников взял да и вклеил туда одну — всего одну! — картинку из «Золотой лихорадки». Что, думаешь, произошло? Наутро мы не могли думать ни о чем другом, кроме как о золоте, и никто не мог взять в толк, почему это происходит. Нам как будто вставили эту мысль в черепные коробки, только забыли спросить у нас разрешения. Ну, я, само собой, проучил парня, когда все открылось, но я бы ни в жизнь не понял, в чем дело, если б не прокрутил клик на очень медленной скорости.

— «Движущиеся картинки»
  • «Бойцовский клуб» Паланика. Тайлер Дерден любил, работая киномехаником, вставлять двадцать пятым кадром в детские фильмы изображения большого эрегированного члена. Дети в зале плакали. Ужас у холодильника

    В фильме упоминается, что сеансы ночные. Как это дети оказались на ночных сеансах? Если взглянуть на финальный твист, становится ясно, что ужасу у холодильника браться неоткуда.

    : у ребёнка это не вызовет никакой реакции, если он не жертва шотакота.

  • Евгений Лукин, «Двадцать пятая». Двадцать пятая строка, страшная штука благодаря привычке людей будущего к скорочтению. На стариков, из-за их привычки читать по старинке слово к слову и строчку к строчке, не действует.

Телесериалыправить

  • The IT Crowd — в показываемом Джен мотивационном (?) ролике несколько кадров с полуголым Дугласом во фривольных позах.
  • «Секретные материалы» в 3 эпизоде 2 сезона Малдер утверждал, что «некоторые магазины для предотвращения краж вставляют послания для подсознания, а русские используют продвинутую технологию энцефалографии для контроля за поведением», когда попав под опыление инсектицидами, стал видеть указания к действию в телевизоре.
  • Коломбо — убийца выманил жертву при помощи этого кадра, вызвав жажду после соленой икры.

Мультсериалыправить

В сотом эпизоде мультсериала MLP: FiM был момент, когда на долю секунды показали фотографию людей в лошадиных масках.

История возникновения 25-го кадра.

Ещё очень много лет назад человечеству было известно, что 97 % нашей психической деятельности, происходит на уровне подсознания. А подсознание не только оказывает влияние на нашу память, но и диктует нам, что делать. Поэтому его изучение учёные первой половины 20 века считали одним важнейших направлений. Исследовать особенности человеческого подсознания с помощью кино впервые пришло в голову немецкому учёному Франку в 1918 году. Однако недостаточное оснащение кинотехникой не позволило ему это сделать, и его опыты было решено перенести на более поздний срок. Позже о них и вовсе забыли.
Самые знаменитые первые опыты с применением 25-го кадра были осуществлены 1957 году Джеймсом Вайкери в кинотеатре города Нью-Джерси. Тогда, во время показа фильма 25-ым кадром показывались слова «кока-кола» и «ешьте попкорн». Эксперимент показал блестящий результат: продажа кока-колы в буфете кинотеатра после просмотра фильма увеличилась на 17%, попкорна на 50%. Правда затем, под давлением спецслужб США, которые параллельно также занимались подобными экспериментами, ему пришлось заявить, что результаты экспериментов, подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Однако крупными компаниями-монополистами метод продолжал применяться, но спустя пару лет всплеск интереса к 25-му кадру стал угасать, так как его использование стало строго ограничено, а в некоторых штатах полностью запрещено в областях коммерческой и политической рекламы. Как это работало на заре исследований? Для осуществления действия 25-го кадра должно быть 2 кинопроектора. Один из них показывал фильм в обычном режиме, но в момент смены 24 кадра объектив чем-либо закрывался и происходила перемотка на 1 кадр назад, другой в то же время проецирует «25-й кадр» на экран.

25-й кадр приобрёл «второе рождение» только с развитием телевидения во второй половине XX века. В большинство передач тогда, да собственно как и сейчас телевизионщики вставляли 25-й кадр, причём за час эфира в передаче могло появляться от 3 до 6 «25-х кадров», а длительность их достигала от 2 до 10 минут. В самом 25-м кадре зрителю обычно демонстрировались различные товары и услуги, которые предлагалось тут же купить. Те или иные производители нередко платили большие деньги руководству телеканалов за возможность попасть в 25-й кадр в наивыгоднейшее для них время дня. Так, престижнее всего считалось эфирное время в прайм-тайм — с 18 до 21 часов, когда большинство зрителей уже вернулось с работы, и жаждало промывки мозгов 25-м кадром. Во время 25-го кадра телевизионщики часто увеличивали громкость эфира, чтобы каждый зритель мог без проблем воспринимать информацию. Изображение в 25-м кадре отличалось яркостью цветов, скоростью подачи информацией, целевой направленностью. Для съёмок 25-х кадров на телевидении приглашались самые известные режиссёры.
Однако такая тщательная и сложная подготовка всё равно не приводила к незаметности — зритель замечал любое появление 25-го кадра посреди передачи и старался переключать канал каждый раз, когда начинался 25-й кадр. Широкая общественность начала протестовать против засилья 25-го кадра на телевидении и призывала ограничить его в детских передачах, новостях, запретить использование в них человеческих образов и ограничить сроки показа с 23 до 7 часов. Наконец, был выпущен законопроект, ограничивающий максимальное время показа 25-го кадра: 4 минуты, включая телевизионные анонсы. На самом же деле для достижения большего эффекта длительность и яркость «25 кадра» должны быть наоборот занижены, по сравнению с основными кадрами фильма. Если же это не соблюдается, человек вполне способен заметить наличие «чужеродного» кадра. В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. А вообще, заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю.

История

Опыты Джеймса Викери

В 1957 году Джеймс Викери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Викери, повысилась на 17 %, а попкорна — на 50 %. Затем Джеймс Викери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Викери придумал этим импульсам иное применение.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Викери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Викери устроил несколько демонстраций, которые, однако, не привели к желаемому результату

Испытуемые не ощущали особого желания исполнять внушаемые им команды.

В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Викери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, но получил отказ.

Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка, приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Викери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Викери, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель, кроме того, директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.

Многие учёные пытались повторить эксперимент Викери. Так, в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.

А в 1962 году сам Викери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был попросту сфабрикован.

Поздние исследования

Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, на порядок превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.

Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.

Компания BBC также провела эксперимент в целях проверки данного феномена. Эксперты подтвердили, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.

Что такое эффект 25 кадра?

Так что же представляет собой эффект 25 кадра? И как вообще появилась идея о его использовании? В свое время была выдвинута теория, что человеческий глаз не воспринимает больше, чем 25 кадров в секунду. Если за этот промежуток времени демонстрируется большее их количество, то показанная информация (изображения или надписи) будет откладываться непосредственно в подсознание и влиять на поступки и поведение людей.

История этого явления началась в конце 50-х годов прошлого века в Америке. Некий Джеймс Вайкери заявил, что изобрел новый вид рекламы, которая действует на подсознание и заставляет людей покупать необходимый товар. Доказательством такого влияния был проведенный им эксперимент в кинотеатре, когда во время показа фильма была продемонстрирована пленка, в которой был вмонтирован 25 кадр. На нем был призыв покупать кока-колу и попкорн. По его словам, в те дни, когда демонстрировался этот фильм, процент продажи этих товаров значительно возрос. Люди, занимающиеся рекламой, сильно заинтересовались новым изобретением Вайкери.

Однако его эксперимент вызвал взрыв негодования и возмущений. Люди не желали, чтобы производилось воздействие на их подсознание с какой бы то ни было целью. Было проведено расследование, и Вайкери попросили повторно провести свой эксперимент, чтобы подтвердить его достоверность. Но ему так и не суждено было произойти во второй раз. Постоянно возникали какие-то препятствия, то не работало оборудование, то не было подходящего помещения, то людей было недостаточно. Через год тщетных попыток повторить эксперимент, ученые, занимающиеся данным вопросом, попросили Вайкери предоставить данные и отчет о его первом опыте испытания 25-го кадра. Но он отказался.

Спустя небольшой промежуток времени выяснилось, что эксперимент был сфабрикован, а результаты выдуманы для того, чтобы заинтересовать рекламщиков и заработать денег.

Несколько раз ученые делали попытки повторить эксперимент Вайкери, вставляя лишний кадр с текстом в транслируемую по телевидению видеозапись. Однако никто из зрителей не почувствовал желаемого эффекта и было объявлено, что результаты не подтвердились.

А как на самом деле

Во-первых, автор не даёт ни одной ссылки на источники, подтверждающие его слова. Во-вторых, человеческий мозг действительно способен усваивать субсенсорную информацию. Но дело в том, что она останется неосознаваемой. Человек неспособен извлечь из своей памяти то, что проникло туда в обход его сознания.

В обычных условиях бессознательное так и остаётся бессознательным. Поэтому утверждения рекламы о чудесных свойствах памяти в плане усвоения огромных массивов данных в обход критического восприятия являются полуправдой. В рекламе идёт речь об усвоении слов на уровне узнавания. То есть когда человеку покажут эти слова, он их узнает и скажет: «Да, я их уже видел», но он вряд ли сможет рассказать об их значении.

Да и сама идея измерения знания иностранного языка в количестве выученных слов – это не только странно, но и глупо. Ведь знание языка определяется не ощущением узнаваемости слов, а способностью понимать речь, а также писать, читать и разговаривать на иностранном языке.

Подсознание – лучший сообщник в манипулировании человеком

Эксперименты с подсознанием по методу Джеймса Вайкери, может и были ошибочными, но в одном он оказался абсолютно прав: воздействие на психику человека — возможно, и с помощью использования различных подпороговых стимулов легко заставить людей совершать определенные действия. Ярким примером такого влияния, помимо того, каким стал эффект 25 кадра, является регулирование массового поведения известными диктаторами XX века, такими, как Гитлер или Сталин.

Опыты с подсознанием проводились и в 70-е годы XX века на Западе и в СССР. В то время было создано множество лабораторий, в которых проводились эксперименты с целью поиска эффективных техник сублиминального воздействия. Постоянное давление оказывается на подсознание человека и сегодня. В чем оно заключается?

Можно выделить такие аспекты, как:

-влияние рекламы и СМИ;

-влияние общественного мнения;

-влияние родительских установок;

-частные случаи манипулирования поведением человека.

Реклама и ее воздействие на психику человека

Методы воздействия рекламы на психику человека изучаются и по сей день. Создавая теорию о том, как работает 25 кадр, Джеймс Вайкери не ушел далеко от истины. Он верно отметил, что используя определенные приемы скрытого воздействия, можно заставить человека покупать какой-либо продукт. Рекламные компании сегодня нашли множество способов влиять на выбор потребителей.

 

Приемы подпорогового воздействия на психику человека достаточно многочисленны, но наиболее часто используемые в рекламе это:

  • Многократное повторение. Например, рекламный ролик по телевизору или в интернете повторяется снова и снова. В результате человек начинает воспринимать рекламируемый продукт как знакомый, а привычному люди обычно доверяют больше.
  • Размещение рекламы в «надежных» печатных изданиях. Если человек доверяет тому, что написано в конкретной газете, поскольку раньше информация в ней всегда была правдивой, то, вероятнее всего, он поверит и рекламе, которая появится на страницах такого издания.
  • Рекламные кампании, в которых задействованы звезды известные персоны. Этим людям мы уже подсознательно доверяем, потому что они успешны, всегда хорошо выглядят и имеют то, чего так не хватает нам. И тут уже наше подсознание проецирует наши желания и стремления на определенный продукт.

25-й кадр в Покемонах[править]

Распространён также миф об использовании 25-го кадра в сериале «Покемоны». 38-я серия получила особенную известность из-за того, что 685 японских детей в возрасте от 3 лет и старше были госпитализированы после её просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Зафиксировано также обращение нескольких лиц, достигших 20-летнего возраста Число пострадавших несколько возросло после частичного повтора сцены из мультфильма в новостях, однако точное их число не было установлено. Это происшествие получило в японской прессе название «Шок от Покемонов». 16 декабря 1997 года в 18:30 по японскому стандартному времени была показана серия «Компьютерный воин Поригон», которую транслировали более 37-ми телестанций по всей стране. «Покемоны» имели самый высокий рейтинг среди всех остальных программ в своём таймслоте: мультфильм смотрели приблизительно в 4,6 миллионах домов. По сюжету серии главные герои оказываются внутри компьютера, где им предстоит уничтожить вирус. Приблизительно на двадцатой минуте Пикачу применяет одну из своих атак, анимация которой представляет собой взрыв с яркими красными и синими вспышками. Такие взрывы встречались и во многих других мультфильмах, однако этот отличался особенной интенсивностью и яркостью; вспышки мерцали с частотой примерно 12 Гц и в продолжение 4 секунд занимали практически весь экран, а потом в течение 2 секунд — весь экран целиком.

После этой сцены дети стали жаловаться на нечёткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту. Для нескольких человек последствия оказались ещё более тяжёлыми: у них случились судороги и конвульсии, они жаловались на слепоту и теряли сознание, 685 детей были госпитализированы. Полиция допросила продюсеров сериала, распространители видеокассет по всей стране убрали его из магазинов, а министерство здравоохранения собралось на внеочередное совещание и обсудило вопрос с врачами и специалистами. Комиссию по расследованию инцидента возглавил профессор медицинского колледжа в Сайтаме Тосио Ямаути.

Было установлено, что причиной судорог стала так называемая светочувствительная эпилепсия, которая была спровоцирована яркими цветными вспышками; у большинства пострадавших, которые раньше не реагировали на мерцание, болезнь впервые проявила себя именно во время просмотра «Покемонов», а маленькие квартиры и большие телеэкраны усугубили реакцию. 38-я серия «Покемонов» более не демонстрировалась ни в одной стране. В США компания 4Kids Entertainment перемонтировала её, чтобы замедлить мерцание вспышек, но так и не показала по телевидению. Чтобы заставить общество поскорее забыть об инциденте, создатели аниме убрали упоминания о покемоне Поригоне и его эволюционных вариантах из всех последующих серий. Для предупреждения подобных случаев для производителей телепрограмм были установлены жёсткие медицинские ограничения по частоте мерцаний. Тем не менее, американские исследователи утверждали, что лишь малая часть пострадавших действительно страдала от светочувствительной эпилепсии.

Теоретически подобное сочетание могло встретиться в любой другой телепрограмме. Однако несмотря на объяснения специалистов, в прессе появились публикации, содержавшие резкую критику как самого сериала, так и японской мультипликации в целом. Виктор Чибрикин из Института химической физики РАН утверждал, что в Японии были проведены испытания новейшего оружия массового поражения, воздействующего на естественные электромагнитные колебания мозга. Заведующий сектором психокоррекции Московской медицинской академии к.м.н. Игорь Смирнов заявлял, что, работая с фрагментом серии, вызвавшей судороги, обнаружил в ней «смутное подобие какого-то иероглифа». В итоге создателей мультсериала начали обвинять в использовании 25-го кадра.

Впоследствии выяснилось, что у 5—10 % всех зрителей (что явно недостаточно для массового воздействия) проявились лёгкие симптомы недомогания, которые, однако, не потребовали госпитализации. О проблемах сообщили более 12 000 детей, однако исследователи скептически отнеслись к их показаниям и склонились к мнению, что столь большое число пострадавших объяснялось уже не непосредственным влиянием мультфильма, а массовой истерией вокруг него.

Закон

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Скрытая реклама») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале. С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН.

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра

  • Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
  • Аналогичные обвинения в 2007 году звучали в отношении партии «Единая Россия» во время кампании по выборам в Государственную Думу РФ пятого созыва. Якобы призывы голосовать за данную партию появлялись на экранах во время её предвыборных акций. По результатам выборов партия получила 70% (315 из 450) мандатов в Государственной Думе. Официально обвинения против партии так и не были выдвинуты.
  • После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон».

Принцип действия

Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человек

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно, «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.

В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза).

Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.

Эксперимент Джеймса Вайкери по воздействию на психику человека

Психика человека, как и вопрос о многогранности сознания и о существовании, помимо его разумной части, других форм были изучены многими психологами и физиологами мира, и до сих пор все, что связано с ними, вызывает живой интерес научного сообщества. В середине же XX века главным направлением в этой области стал поиск способов сублиминального (подпорогового, т. е. неосознаваемого самим участником эксперимента) воздействия на психику человека.

Эксперимент с воздействием на подсознание Джеймса Вайкери был одним из самых известных в этой области. Автор исследования высказал предположение о том, что подпороговое воздействие на психику человека можно оказывать при помощи информации, содержащейся на 25 кадре видеопленки. Основывалось оно на том, что при показе кинофильма кадры меняются с частотой 24 элемента в секунду, поскольку зрение человека не способно различать более быструю их смену, но мозг способен.

25 кадр в кинопленке, согласно эксперименту Вайкери, содержал рекламную информацию, а конкретно, слоган: «Голодны? Ешьте попкорн!» — и название торговой марки — Coca-Cola. Таким образом, частота кадров 25 единиц предполагала наличие 24 кадров с эпизодами фильма, которые зрители могли разглядеть, и одного, остававшегося за гранью их восприятия, но отображаемого на подсознательном уровне.

 

Как 25 кадр влияет на психику человека? – что бы разрешить этот вопрос, Вайкери в течение всего лета демонстрировал посетителям кинотеатров Нью-Джерси фильмы, содержащие подобную завуалированную информацию, а затем проанализировал результаты статистики по покупке этих двух видов продуктов. По его заявлению, продажа попкорна, благодаря такой рекламе, повысилась на 50%, а кока-колы — на 17%.

*Такой феноменальный успех позволил Джеймсу Вайкери открыть собственное агентство по использованию скрытой в 25 кадре рекламы, но уже в 1958 году его теория была научно опровергнута Американской психологической ассоциацией, и позже Вайкери пришлось признать, что результаты его эксперимента были сфабрикованы. Но заявление о возможности скрытого воздействия на психику человека подобным образом до сих пор продолжает будоражить умы людей, поэтому изучение 25 кадра продолжается и в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector