Что такое дисциплина и как ей научиться?

Правило

Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Правописание суффиксов -н-,-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пишем НН:

  • в полных причастиях: брошенный, скошенный, преданный (кем?), крашенный (известью), печённый (в золе),
  • а прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: врождённый, данный, заржавленный, преданный (кому?), уверенный. Исключения: конченый человек, назвАный брат, посажёный отец, Прощёное воскресенье. НО (если сохраняется прямое значение глагола, то НН): конченная работа, нАзванная книга, посАженное дерево, прощённый отцом,
  • суффиксы -ова/нн-(-ёва/нн-): организованный (организ+ова+нн+ый), циклёванный, балованный, газированный, ненадёванный,
  • если в полной форме прилагательных НН, то и в кратких формах НН (кроме кратких прилагательных мужского рода): девушка воспитанна (воспитанная), студенты дисциплинированны (дисциплинированные). НО:  юноша воспитан, образован.

Пишем -Н-:

  • в суффиксах прилагательных -ен-(-ён-), -н-, образованных от глаголов несовершенного вида (нет суффиксов -ова-/-ёва-): бешенный, жаренный, солёный, варёный,  кованый, клёваный, жёваный. Исключения: желанный, медленный, невиданный, негаданный, нежданный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, обещанный, священный,
  • в сложных словах, обозначающих высокую степень качества: читанный-перечитаный, глаженый-переглаженый, стираный-перестираный, хоженый-перехоженый.
  • в кратких причастиях: брошен, решена, сказано, прочитаны.

Важно!

В полных причастиях всегда пишется -НН-, а кратких -Н-. В прилагательных же возможно написание -НН- и -Н- как в полной, так и в кратких формах.

Разъясним отличия причастия и прилагательного:

  • причастие обозначает действие, а прилагательное — качество: группа организована (т.е. создана), группа организзованная (т.е. дисциплинированная).
  • причастия могут иметь зависимое слово, поддерживающее значение действия, прилагательное из не имеет: кованный кузнецами сундук — кованый сундук.

Правописание гласных «и», «ы» после «ц»

Звук «ц» только твердый.

После «ц» буква «ы» пишется в следующих случаях:

  1. В окончаниях слов (гонцы, ножницы, отцы, беженцы, вереницы, столицы, бледнолицый, куцый) и в суффиксе -ын (сестрицын подарок, птицын, синицыным);
  2. В словах цыган, цыпленок, цыкать, на цыпочках, цыц и образованных от них словах, например: цыганский табор, на цыпочках, цыплячье счастье;
  3. В суффиксах прилагательных и фамилиях на -цын (Голицын, Лисицын, Курицын, но: Ельцин).

В остальных случаях (в корневых морфемах и словах на -ция) после буквы «ц» пишется «и», например: цивилизация, традиция, цинк, панцирь, цитата, цинга, цирюльник, циферблат.

Понятие виктимность

Виктимность это стремление постоянно чувствовать себя жертвой обстоятельств или окружающих. В психологии виктимизация это осознанное стремление подставить себя «под удар», чтобы потом наслаждаться страданием. Основные особенности этой патологии:

  • человек постоянно попадает в неприятные ситуации;
  • эти ситуации могут быть самыми разнообразными: от стихийного бедствия и техногенной катастрофы до крупного семейного или рабочего конфликта;
  • личность, желающая играть роль жертвы, намеренно провоцирует окружающих на агрессивное поведение;
  • человек желает во всем подчиняться кому-либо и целенаправленно ищет себе «хозяина», «господина».

Виктимность в ее крайне извращенной форме проявляется как мазохизм – стремление причинять себе вред и терпеть боль, причиняемую окружающими.

Виктимность как социально-психологическое явление

Виктимность это в психологии и социальных науках многогранное явление, имеющее социальный подтекст. Такое поведение часто характерно для неуверенных в себе девушек (женщин), которые росли в неблагополучных семьях и страдали от детских и юношеских комплексов. Разумеется, они не знают, что это такое виктимность, но испытывают явное удовольствие от того, что попадают в неприятные ситуации.

Как социально-психологическое явление этот феномен на данный момент недостаточно изучен. Однако установлена четкая закономерность: чем моложе человек, тем больше у него тяга к жертвенному поведению. Поэтому такое расстройство часто отмечается у подростков, постоянно попадающих в плохие компании и поддающихся дурному влиянию более сильных сверстников.

Такое состояние часто возникает у детей, страдающих от сильной опеки родителей. Если родители внушают ребенку, что он ничего не может сделать самостоятельно, подросток так и будет покорно «плыть по течению», слушаясь тех, кто сильнее морально и физически. Это очень опасно, поскольку именно такие представители молодежи чаще всего попадают в компании, нарушающие закон. Для коррекции состояния рекомендуется своевременное обращение к психологу или психотерапевту. Самостоятельно справиться с синдромом вечной жертвы вряд ли получится, потому что для этого человек должен полностью изменить свой тип мышления.

Интересно. «Вечного страдальца» часто называют крылатым выражением «козел отпущения». Этот термин имеет ветхозаветные корни: по большим праздникам иудеи приносили в жертву козла и считали, что на него переходят все грехи еврейского народа.

Виктимность может проявиться в любом возрасте, при любых условиях

Подкрепляйте свои правила действиями

Когда я только начала свою преподавательскую деятельность, некоторые мои ученики были только на пять лет младше меня. И я понимала, что должна подкреплять свои правила действиями, если хочу завоевать их уважение. Они должны твердо знать, что мое “да” означает “да”, а “нет” – “нет”. Только так я могла добиться в классе какой-то дисциплины.

Этот принцип справедлив и в отношении детей. Когда вы говорите ребенку, что уйдете с ним из парка, если он ударит другого ребенка, то так и поступайте, если он кого-то ударит. Если вы предупредили сына, что не позволите ему смотреть телевизор, если он не застелет свою кровать, то так и делайте в случае его непослушания. Наши дети должны знать, что мы держим свое слово (даже когда это трудно сделать).

Тем не менее, хочу отметить следующее: вы должны руководствоваться мотивом показать ребенку последствия его непослушания – только этим. Если вы в действительности хотите уйти из парка, чтобы посмотреть фильм – или, наоборот, остаться в парке из-за каких-то “своих” причин, – тогда лучше найдите другие способы наказать ребенка с помощью «принципа последствий».

Мы все должны признать, что дисциплинирование детей почти всегда кажется “некстати”. Они так часто непослушны, что мы предпочитаем заняться чем-то другим, чем найти время для дисциплины с любовью. Однако плод последовательного и регулярного дисциплинирования стоит ваших жертв. Я вам гарантирую.

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется – то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат волевых усилий.

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность – это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим – смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, режим дня. Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы – это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует отношение к труду. Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

Воинская дисциплина

Это ещё одна тема, которую нельзя обойти вниманием. Поскольку армия, войсковая служба – то, что подразумевает выработку дисциплинированности в первую очередь

Для начала – о понятии. Воинская дисциплина является точным и строгим соблюдением каждым военнослужащим тех правил и порядка, которые установлены законом, Уставом и приказами вышестоящих командиров. Основывается она на знании личной ответственности перед Отечеством и воинского долга.

Дисциплина обязывает военнослужащих соблюдать законы РФ, Конституцию и хранить верность присяге. Также они должны беречь государственное и военное имущество, справляться с трудностями и идти на всё, лишь бы защитить Родину. Помимо этого, они должны быть бдительными, хранить военную/государственную тайны и проявлять уважение ко всем остальным. Впрочем, это далеко не всё. Перечисленное, а также многое другое воспитывается во время службы – методом выработки морально-психологических ценностей, боевых качеств, сознательного повиновения начальникам и т. д.

В каких случаях говорят о чрезмерном соблюдении порядка?

Каждый человек по-своему воспринимает понятие порядок. То, что для одних неприемлемо, для других может быть нормой. О чрезмерной дисциплинированности говорят в тех случаях, когда имеет место следующее:

  • Соблюдение порядка, чистоты, пунктуальность становится смыслом жизни.
  • Человеку кажется, что окружающие, по сравнению с ним, недостаточно трудолюбивы, аккуратны, дисциплинированны и т.д.
  • Неуверенность в себе, недоверие к окружающим, слишком критичное отношение к себе и окружающим.
  • Уверенность в том, что люди не склонны к общению.
  • Частые недомогания (головные боли, запоры, болезненная напряженность мышц, боли в суставах и желудке).
  • Желание преодолеть профессиональные неудачи путем еще большего ужесточения дисциплины.
  • Убежденность в том, что расслабление и отдых для человека совершенно не нужны.
  • Постоянный психологический дискомфорт, ощущение духовной пустоты, появление депрессии.

Разумеется, эти факторы могут проявляться и в других жизненных ситуациях, однако все вместе они характерны для человека, предъявляющего к себе завышенные требования.

Строгая дисциплина в школе

Чрезмерная строгость по отношению к ребенку характерна для многих родителей. Они постоянно предъявляют ребенку слишком высокие требования, не прощают ему промахов. Желая искоренить неаккуратность и лень в ребенке, некоторые родители требуют от него критической самооценки, создавая, таким образом атмосферу страха и неуверенности. Разумеется, строгое воспитание не требует от родителей слишком больших усилий и сначала дает желаемый результат, однако впоследствии ребенок, получивший такое воспитание, становится безвольным, закомплексованным и несчастным человеком.

Школа не может существовать без дисциплины. В школе потребности и желания ребенка ограничены определенными нормами поведения. Вместе с тем школа выполняет важную общественную функцию. Однако некоторые педагоги, желая приучить детей к порядку, проявляют излишнюю настойчивость. Слишком большие нагрузки, трудные задания, угрозы и строгий тон — это причины, по которым дети неохотно посещают школу и не прилагают должных усилий для достижения хороших результатов в учебе.

Чрезмерная дисциплинированность в профессиональной сфере

У чрезмерно дисциплинированного и аккуратного работника могут проявиться вышеупомянутые симптомы. Нередко коллеги отталкивают такого человека из-за его компульсивного поведения. Если человек умеет отдыхать и расслабляться, то это не только оказывает благотворное действие на его физическое и духовное состояние, но и, как показывают исследования, увеличивает его производительность труда. Это должен усвоить каждый человек, стремящийся к намеченной цели.

Психология дисциплины

Если окружающие требуют от человека строгого соблюдения дисциплины, то вскоре он начинает ощущать психологическое напряжение. Однако если человек сам предъявляет к себе слишком высокие требования, то изменить это очень трудно.

Дисциплинированность локализуется у человека в «super-ego» — воспитанная часть психики, которая соответствует т.н. инстанции совести. «Super ego» борется с импульсами. Если этот процесс выражен очень сильно, то проявляется чрезмерная дисциплинированность.

Сущность понятия

Итак, дисциплинированность – это сознательное отношение к своим обязанностям и собственному поведению. Оно формируется параллельно выработке определённых навыков. Самым важным из которых является самодисциплина.

Это умение человека подчинять свою деятельность разумным основаниям, бороться со склонностями и влечениями низшего порядка, лишь уводящими его от исполнения определённых обязанностей. И это хорошее качество. Поскольку человек, следующий пресловутым увлечениям, не имеет сильной воли. Он чувствует лишь вялость и подавленность. А в борьбе с ленью у него получается развить чувство долга и закалить волю.

Личная дисциплинированность находится на достойном уровне у тех людей, которые имеют более-менее устоявшиеся моральные убеждения, соблюдают установленный в своей жизни режим и определённые привычки. Всё это играет свою роль в развитии вышеупомянутого качества.

О привычках

Не только режим связан с таким понятием, как дисциплинированность. Это смежные понятия, и с ними тесно переплетаются ещё и привычки. Представляющие собой определённую моральную ценность, разумеется. И способствующие развитию дисциплинированности.

Например, привычка быть активным и не сидеть на месте. Такие люди обычно грамотно распределяют свои ресурсы и многое успевают. Ещё полезна привычка доводить начатое дело до конца. Если человек не бросил его на полпути, значит, он ответственный

Это важное качество. Оно присуще людям, не боящимся нести ответ за свои действия и поступки, а также быть честными в отношении себя и других

Любая полезная привычка формируется через действие. Человек воспитывает в себе определенные качества, постоянно повторяя способ того или иного поведения. Людям, практикующим это, легче выработать дисциплинированность – так как они к этому привыкли. Хотя им зачастую и не нужно формировать данное качество. Так как их образ жизни уже сам давным-давно его выработал.

Начало

Как дисциплинировать себя? Для этого понадобится определиться с тем временем, когда изложенные в первом столбце действия начнут выполняться. Конечно, запланировать для себя можно любой срок и наметить любой день. Однако психологи рекомендуют не затягивать с этим вопросом, ведь это уже явится некоторым противовесом самоорганизации человека. Но когда срок поставлен, придерживаться его нужно непременно. В противном случае вся работа станет безрезультативной.

Например, человеку, решившему посещать спортивный зал, просто необходимо начать делать это в установленный им срок. В противном случае желание заниматься пропадет, и цель не будет достигнута. Через некоторое время, скорее всего, человек вновь решит заниматься спортом. Однако при этом его будут мучить угрызения совести, что ранее он не добился поставленной цели.

Психология самодисциплины

Психология самодисциплины одна из самых востребованных и популярных тем, касающихся саморазвития (духовного, психического, интеллектуального или физического). Все больше людей сталкивается с тем, что основным препятствием для достижений является не недостаточность знаний, практических умений или несоответствие условий и прочее, а именно недостаток самодисциплины.

Психология самодисциплины включает пять основных процессов: оценка своего состояния, сила воли, направленный труд, старание, упорство в поставленной цели.

Оценка своего состояния, уровня развития выбранного навыка, степень приближенности или отдаленности от поставленной цели и необходимые задачи, стоящие на пути ее достижения – это все те элементы реальности, которые необходимо заметить и оценить прежде, чем приступать к активным изменениям. Как позитивный, так и негативный взгляд и оценка могут дать негативные результаты эффективности достижения, так как при излишне позитивном восприятии ситуации усилий будет прикладываться меньше, чем требуется, а при негативизации больше, чем человек может осуществить без ущерба для самого себя.

Развитая сила воли – это то, что позволяет начать действовать, преодолеть накопленную инерцию старого образа жизни. Добиться качественных изменений, используя только силу воли невозможно, однако именно она дает первый толчок к действиям и созданию новых паттернов поведения, согласно ранее выбранному плану. Задача личности максимально использовать энергетический потенциал силы воли за тот короткий промежуток, пока не иссякла энергия, и придать новой деятельности инерционную заряженность. На этом этапе развития самодисциплины необходимо предупредить возможные ремиссии (худеющим — убрать всю калорийную еду, решившим бегать — обзавестись абонементом или другом, который будет вытаскивать на пробежку, тем, кто нормализует свой режим дня – поставить таймеры отключения интернета и средств связи).

Направленный труд неотъемлемый компонент самодисциплины, ведь только прилагая существенные усилия, возможно, достичь результата и перестроить свою жизнь. Если человек продолжает выполнять какую-либо деятельность, прилагая усилия в той же мере, что и раньше, то развития не происходит.

Сила самодисциплины возрастает в тот момент, когда регулярно прикладываются существенные усилия на пути к выбранной цели. Старание предполагает собой выполнение необходимых действий в определенный, обозначенный заранее период времени, независимо от того, есть ли желание, интерес или эмоциональная предрасположенность это делать. Сюда входят рутинные или однотипные дела, возможно ежедневные и занимающие мало времени, но скучные. Именно тут и кроется соблазн не выполнить их, тогда результат начинает отдаляться, а уровень трудности возрастает, самодисциплина рушится.

Упорство заключается в выполнении действий, даже когда мотивация иссякла и хочется все бросить, это возможность продолжать действовать, даже если эмоционально человек абсолютно не готов или не желает заниматься данными делами сейчас. Упорство в достижении необходимых целей проявляется в постоянном мониторинге уровня развития необходимых навыков и приближения к результату, в зависимости от чего может меняться стратегия поведения или даже отказ от выполнения данных задач. Например, лучше отменить тренировку при гриппе, чтобы восстановить силы организма и продолжить достижение потом, чем идти в зал и получить осложнения, которые могут сделать достижение выбранной цели невозможным.

Мы рассмотрели главные психологические составляющие самодисциплины, на основании которых можно спланировать пути и способы ее развития.

Организованность

Организованность или самоорганизованность – почти то же самое, что дисциплина и самодисциплина. Но есть одна разница. Организованность – это умение свою работу и время, и следовать поставленным задачам, ни на что не отвлекаясь. Организованность это умение грамотно распределять свои силы и время, это пунктуальность и прилежность. Человек, обладающий этим качеством, как правило, делает хорошую карьеру, так как умеет вовремя решать задачи, , создавать благоприятный имидж компании. Организованный человек умеет концентрироваться на главных задачах. Организованного человека ни что не отвлекает. Организованный человек, в отличие от неорганизованного – умеет управлять свои временем. Неорганизованный человек всегда опаздывает, ничего не успевает и тратит время попусту.

Например, Петя окончил школу и решил поступить в ВУЗ. Для этого он каждый день, как дисциплинированный человек, садится за стол и готовится к вступительным экзаменам. Организованный Петя отключает телефон, закрывает дверь в комнате, предупреждая своих, что он будет некоторое время занят и чтобы его не отвлекали. Организованный Петя знает, что сначала он начнет с математики, потом с русского языка, а затем с истории. За 120 минут ему необходимо сделать № количество заданий. И так он поступает каждый день, вплоть до наступления вступительных экзаменов. И я уверен, что этот Петя поступит, так как именно такие люди добиваются всего.

А теперь давайте посмотрим на Ваню – друга Пети. Он делает все наоборот. Он думает, надо бы начать готовиться к экзаменам. Садится за стол, включает компьютер, открывает word с экзаменационными вопросами, читает. Потом ему становится скучно и он открывает социальную сеть VK.COM и начинает там переписываться со всеми друзьями онлайн. Только Петя офлайн. После часовой переписки он снова читает билет и думает, а не сходить бы ему кофейку попить. Идет на кухню, разогревает чайник, и видит, как по каналу ТНТ начинается сериал «Универ». Он садится за кухонный стол, попивает кофе и смотрит универ. Через час он заканчивается, наступает вечер, и Ваня идет гулять. Прошел день, а ничего для поступления в ВУЗ не было сделано. Почему? Потому что Ваня отвлекался и не сосредоточился на главном.

Надеюсь, эти два примера объяснили Вам, что такое организованность. Организованность позволяет человеку делать все вовремя, ни на что не отвлекаясь. Я уже об этом говорил. Самодисциплина это управление собой. В сочетании два этих добродетелей ведут человека к успеху.

Для наглядности ещё пример. В одной книге, я не помню в какой именно, говорилось, что успех и не успех подчиняется одинаковым законам. Например, если человек работает менеджером по продажам, и каждый день делает звонки, то он может делать их как больше, так и меньше. К примеру, Петя делает 112 звонков в день, а Ваня 78. У кого преимущество? Думаю, это очевидно! Но это еще не все. Петя принял решение делать еще больше звонков. И теперь он делает 122. Ване стало лень, и он думает типа, ну подумаешь, сегодня на пять звонков сделаю меньше, ведь не такая уж и большая разница. Ваня прав, разница не большая. А если он в течение года будет делать все меньше и меньше звонков, то их количество дойдет до ста! А разница в 100 это уже много. Вот и получается, что Петя своими действиями идет к успеху, а Ваня к не успеху.

Твердость

Задумывались ли вы, насколько есть много вещей, которых мы боимся в отношении своего лечения? Даже когда приводится тысяча и один аргумент, человек испытывает холодящий душу страх. Многим страшно использовать новый тип лечения. Другие боятся хирургического вмешательства. Третьи просто наотрез отказываются от госпитализации. Так, многие боятся стоматологов настолько, что этому страху даже придумали название – дентофобия.

Твердость – это качество врача, которое позволит не только не идти на поводу у своих пациентов. Проявляя твердость, доктор сможет привести наиболее актуальные и сильные аргументы. Это качество позволит убедить человека принять тот или иной метод лечения. Часто твердость врача спасает жизнь пациента.

Как формируется привычка

Согласитесь, как здорово иметь полезные привычки, например, читать каждый день перед сном или есть овощи на ужин, и выполнять их не задумываясь. Как формируется привычка делать что-либо?

Начнем с самого распространенного мифа о 21 днях: якобы нужно «перетерпеть» всего 3 недели, после которых вы автоматически заживете жизнью, которую вы хотите. Это утверждение вывел пластический хирург Максвелл Мальц, который заметил, что его пациентам требуется около 21 дня, чтобы привыкнуть к новой внешности. На деле это получается не всегда.

Человек – существо разумное, поэтому он старается действовать и жить тем образом, который станет наименее ресурсозатратным и наиболее приятным. Страх, заложенный в нас природой, защищает нас от опасностей и, применительно к современной жизни, от дискомфорта. Вот почему люди быстро привыкают к вредной пище, лежанию на диване и прочему – ведь это самый быстрый и простой способ получить удовольствие.

Чем более сложную привычку вы захотите получить, тем больше времени вам потребуется. Вам нужно выработать в себе что-то типа рефлекса.

Но помните, что не стоит заставлять себя делать что-либо через силу. Если вы ну никак не можете заставить себя выйти на пробежку и превратить это в вашу дневную рутину, может стоит задуматься о другом виде спорта?

Продолжим учиться формированию привычек. Если ваша самодисциплина пока что не прокачана до уровня, когда вы можете легко контролировать себя, подключите к этому делу друзей. Поделитесь с кем-нибудь из вашего окружения, что теперь каждое утро вы бегаете, и попросите друга каждый день спрашивать вас о поддержке. Чувство ответственности и нежелание падать в глазах окружения помогут с мотивацией на привычку. В идеале, конечно, чтобы таким другом вы были сами для себя, но всему свое время – мы только начали. Также есть множество приложений, которые отслеживают формирование вашей привычки: Daily Habits, Habitica, iDoneThis, Productive, Coach.me.

Также рекомендуем: Как победить прокрастинацию: пошаговая инструкция для молодых ученых

Распространенная ошибка, которую допускают многие – стремление получить «все и сразу». Продолжим рассматривать пример с пробежками. Например, вы решили приступить завтра и сразу же пробежали 10 километров. До этого вы бегом не занимались. Разумеется, ваш организм в шоке, болят все мышцы, и мысли о следующей тренировке вселяют ужас. Всегда начинайте с малого, тогда новое дело будет даваться легче и без разочарований, а ничто не мотивирует так, как собственные успехи, даже небольшие. Этот же принцип применим к научным работам. Согласитесь, что словосочетание «написать диссертацию» немного пугает и не дает приступить? А если вы пообещаете писать всего по странице в день, то дело пойдет легче и, что удивительно, быстрее. Но не забывайте, что писать нужно каждый день.

Главный фактор при формировании новой привычки – регулярность. Пропуск одного дня отбросит вас к началу пути, особенно если вы приступили к делу относительно недавно. Что делать, когда наступают дни, когда совсем и ничего не хочется? Дайте себе послабление, но не отказывайтесь от привычки совсем на этот день. Не можете заставить себя пойти бегать? Выйдите хотя бы на пешую прогулку. Вместо книги хочется смотреть телевизор? Пообещайте себе, что после прочтения 10 страниц включите любимую программу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector