«я-концепция» личности
Содержание:
Экзистенциальная позиция
Человек выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности и благополучия
Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и совокупности отношений к партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: «хороший», «ценный», «благополучный», «в ладу с самим собой»
Сочетание этих установок определяет четыре основные экзистенциальные позиции:
- Я — ОК (+); Ты — ОК (+).
- Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).
- Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).
- Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).
Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой сценарий он подстраивает под нее.
Все дети начинают жизнь с позиции «Я+, Ты+». Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.
Каждый взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором эмоций.
- Позиция «Я+; Ты+» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
- Позиция «Я+; Ты-» — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других,нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
- Позиция «Я-; Ты+» заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от «хороших» людей, общества которых он «недостоин».
- Позицию «Я-; Ты-» называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание.
Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев.
Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.
Какую роль Я-концепция играет в жизни человека
Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека
Важность роли данной концепции, по большей части, определяется ее основными функциями:
- Я-концепция помогает достигнуть личности внутренней согласованности. Воздействия окружающей среды сравниваются с концепцией представления человека о самом себе. Если эти воздействия не соответствуют данной концепции, то они вытесняются сознанием. Механизмы психологической защиты таким образом охраняют целостность внутреннего «Я».
- Данная концепция есть ничто иное как источник установок личности и ее ожиданий. Я-концепция влияет на определение ожиданий личности, таких как уровень самооценки и характер поведения.
- Я-концепция выявляет характер становления и развития жизненного опыта личности.
Для концепции познания человеком самого себя характерны и постоянные внутренние перемены. Я-концепция не может быть однажды сформирована раз и навсегда, это перманентное состояние личности.
В течение жизни, по мере изменения жизненного опыта Я-концепция личности способна менять свою адекватность и зрелость. Таким образом, данная концепция является основополагающим фактором формирования поведения человека, а также оказывает большое влияние на его психическое состояние и мировоззрение.
Развитие каждой личности зависит от нее самой. Зная особенности своего психического состояния, можно не только добиться определенных успехов в становлении своей личности, но и влиять на развитие других.
В этом видео вы узнаете о характеристиках темперамента в Я-концепции:
Понятие и структура
Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.
На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.
Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.
Когнитивная
Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.
Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость
Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная
Она может изменяться с этапами взросления, воздействием социума, социальным статусом.
Оценочная
Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:
- определением эффективности собственной деятельности;
- сравнением действующего социального статуса;
- сопоставлением представления об идеальном Я.
Поведенческая
Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.
Факторы, влияющие на «я»-концепцию
Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа «я». Образ «я» — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования «я»-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, «я» идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе «я».
Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:
- Согласованность внешней оценки и «я»-концепции.
- Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
- Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
- Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
- Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.
Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу «я»-концепции в случаях, когда:
- оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
- оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
- эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
- индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.
Рефлективное «я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.
Г. Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:
- значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
- осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
- различные «компоненты» «я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л. И. Божович);
- значение уходит на «послесознательный уровень» (А. Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.
Структура «Я-концепции»
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).
Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»
В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).
Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»
Роль «Я-концепции» в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.
- Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
- Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
- Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
- ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
- чувством личной адекватности индивида;
- отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Развитие «я»-образа
Несмотря на устойчивость, «я»-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной «я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
Можно сказать, что заложено в «я»-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в «я»-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).
На протяжении всего взрослого периода жизни «я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Обнаружено, что динамика изменения «я»-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа «я» нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «я»-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.
Практикум
Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.
- Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и «выключите телевизор».
- Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.
- Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; «кем» он(а) был(а)?
- Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию «Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-«. Если интенция не ясна — поставьте «О».
- Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко мне» — поставьте «-«. Поставьте «+» или «О» если интенция, соответственно, «Он не ОК по отношению ко мне» или нейтральна.
- Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция?
- Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?
- Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?
- К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?
- Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций.
Николай Николаевич Bacильeв, доцент кафедры
практической психологии Вологодского государственного
педагогического университета, директор учебно-консультационного
центра «Развитие», практикующий психолог-консультант
Виды и классификации «я»-концепции (образа «я»)
«Я»-образ (образ «я», «я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.
Практически любой из образов «я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «„я“-образе», или «„я“-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «я» является различение «„я“ реального» и «„я“ идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального „я“» и «социального „я“». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «„я“-концепции»: образ тела, «социальное „я“», «когнитивное „я“» и самооценку.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
- настоящее «я»
- динамическое «я»
- фактическое «я»,
- вероятное «я»
- идеализированное «я»
2. Становление и развитие «Я-концепции»
«Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития,
который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении
всей жизни индивида. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит
ряд стадий. Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития
«Я-концепции» предложил американский психолог Гордон Олпорт.
Первая стадия — ощущение своего тела. Младенец не
осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем,
что есть «мое» и что «не мое». Однако в течение первого года жизни
младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц,
сухожилий, связок, внутренних органов чувств. Эти повторяющиеся ощущения
образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от
других объектов.
Вторая стадия — ощущение самоидентичности, когда ребенок
осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица.
Наиболее значимой отправной точкой для возникновения чувства целостности и
непрерывности «Я» с течением времени становится собственное имя ребенка. В
2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним
и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во
взаимодействии с внешним миром
Третья стадия — формирование самоуважения. Первоначально
чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает
ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение
зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в
возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок
соревновательности и выражается в восхищенном восклицании «Я победил
тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-нибудь игре. Признание сверстников
также становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.
На четвертой стадии происходит расширение границ самости.
К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не
только собственное физическое тело, но также и значительные элементы
окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются
постигать значение «мой».
На пятой ступени в возрасте 5-6-ти лет начинает
формироваться образ «Я». Это время, когда ребенок
начинает узнавать то, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и
другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок
начинает понимать различие между «Я — хороший» и «Я — плохой». В
целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания значимых для него
других людей.
Шестая стадия (между 6 и 12 годами) характеризуется
осознанным рациональным управлением собой. Индивид на этой
стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения
повседневных проблем. Ребенок еще не доверяет себе настолько, чтобы быть
морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа
ровесников, религия, учителя и другие люди всегда правы. Эта стадия развития
самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте происходит оформление
«Я-концепции», целостного чувства «Я» (постановка
перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных
задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). В этом суть данной стадии.
Однако и в зрелом возрасте это стремление развивается, потому что
развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.
Восьмая стадия в формировании «Я-концепции» связана с уникальной
способностью человека к самопознанию и самооценке.
Далее:3. Устойчивость личности Вверх:Тема 8. «Я-концепция» Назад:1. Понятие и структура
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий26.07.2010
Формирование «Я-концепции»
Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:
- С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
- От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
- В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
- В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
- От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.
Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:
- Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
- Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
- Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.