Заикание

Рекомендации родителям

Общие рекомендации:

  1. Оградите ребенка от просмотра телевизора, игр в гаджетах, всего, что перевозбуждает нервную систему.
  2. Можно слушать классическую музыку: произведения Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена оказывают положительное влияние на детскую психику.
  3. Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе всей семьей, полезными будут посещение зоопарка и других мероприятий, вызывающих у малыша восторг.
  4. Не прерывайте занятия вне зависимости от динамики. Не допускайте длительных перерывов.

Прогноз при невротической форме заикания положительный. Сложнее корректировать дефект произношения при генетическом типе патологии или другой врожденной причине. Чем старше ребенок, тем сложнее лечить логоневроз. В основе невротической формы лежит сильное психотравмирующее переживание, такое расстройство проявляется резко. Снижается речевая активность, появляется логофобия с фиксацией на трудном звуке, судороги дыхательно-голосового характера.

К особенностям неврозоподобной патологии относятся повышенная активность речи, ребенок относится к заиканию некритически или не замечает его. Речь невыразительная, монотонная, быстрая. Отмечаются слабость мимики и моторики, неразборчивый почерк. Усиление клинических проявлений отмечается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, характеризуется постоянным нецикличным течением.

Нелечебные методы коррекции нарушения речи:

  • периодический контроль со стороны специалистов;
  • коррекция круга общения среди сверстников;
  • избегать эмоционального перенапряжения: как в бытовых ситуациях, так и в процессе игры;
  • не травмировать детскую психику литературой не по возрасту или взрослыми негативными передачами;
  • продолжать занятия на дому и после достижения результатов;
  • тренировать дыхание с помощью танцев и музыки;
  • не перебивать речь ребенка, не торопить его, делая акцент на нарушениях темпа;
  • исключить авторитарное воспитание;
  • приучать малыша к режиму дня, выполнению последовательных действий;
  • не перегружать ребенка учебными материалами (чтение вслух, пересказ).

Если ваш малыш быстро говорит, перейдите всей семьей на замедленный темп. Можно придумать сказку с подходящим сценарием, иногда играть в молчанку. Под музыку можно хлопать в ладоши, маршировать. Это способствует развитию ритмики. Шепот также является лечебным средством от судорожных запинок.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон. При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Причины

Руководствуясь этиологией заикания, врачи выделяют несколько возможных вариантов проявления заболевания:

  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекции в нервной системе;
  • неустойчивость нервной системы;
  • наследственный фактор;
  • высокая активность судорог;
  • проблемы с нарушенным интеллектом.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Каждый фактор имеет под собой свою научную теорию, однако серьезного признания в медицинских кругах они не получили. Не каждому ребенку заикание передается по наследству. Травмы и инфекции не всегда вызывают заикание, а лишь увеличивают шанс возникновения.

Врачи сходятся в одном, что логоневроз является следствием проблем с нервной системой. Большое значение в формировании этого расстройства служат стрессовые ситуации у детей. К ним относят:

  • постоянные соматические болезни;
  • проблемы и скандалы в семейном окружении;
  • посещение школы или детского сада.

Эти факторы служат толчком для изменений в нервной системе. Это означает, что сильное заикание не может возникнуть из-за большого мгновенного потрясения или нервного перенапряжения. Такие причины могут выступить лишь толчком для начала работы механизма, отвечающего за проявление логоневроза.

При неверном протекании процессов нервной системы происходит прерывание нервных импульсов. Начинают возникать судороги в мышцах языка, неба, глотки и гортани. Следствием этого является резкое смыкание голосовых связок, что приводит к проблемам с плавностью и темпом в речи.

Нормы речи — https://rechudetey.ru/normy-rechi/starshe-3-let.html

Психосоматика определяет следующие варианты развития дефекта:

  • страх говорить о своих желаниях;
  • неумение защитить свои интересы и права;
  • чувство постоянной неправоты своих действий или речи.

В каких случаях следует волноваться по поводу возможности возникновения заикания?

  1. В первую очередь, если в семье уже есть заикающиеся, причем не обязательно живущие вместе с ребенком. Это могут быть дяди или тети, дедушки или бабушки, двоюродные братья или сестры. Этот факт вовсе не означает, что заикание передается по наследству, ведь генетически обусловленные наследственные заболевания нельзя преодолеть, а заикание можно. Это значит, что передается некая предрасположенность к нему (тип нервной системы, особенности речевого развития…), поэтому в таких семьях нужно быть предельно внимательными и осторожными, знать, что именно может подтолкнуть к заиканию, уметь распознать самое начало. В этот момент с проблемой еще достаточно легко справиться (для детей, у которых заикание только началось, в нашем центре разработана программа «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»).
  2. Если заикающийся взрослый живет в одной семье с ребенком, то кроме наследственной предрасположенности появляется еще фактор подражания. В этом случае кроме обычных мер профилактики нужно, конечно же, стремиться помочь взрослому, который, сам того не желая, провоцирует заикание у своего ребенка.
  3. Внимательными нужно быть с леворукими малышами и, так называемыми, амбидекстрами (теми, у кого одинаково развиты обе руки). Разнообразные научные исследования говорят в пользу того, что у таких детей проблема заикания возникает значительно чаще.
  4. К группе риска нужно обязательно отнести всех малышей, проживающих в двуязычных семьях.
  5. Проблема заикания часто возникает у детей с задержкой речевого развития: заикание на «выходе из безречия» — одна из распространенных причин заикания.
  6. Как ни парадоксально, но и ускоренное речевое развитие часто приводит к проблеме заикания.
  7. Дети с тревожными чертами характера и различными страхами. В некоторых случаях это последствия воспитания в семьях, где такими чертами обладают взрослые, а иногда это особенность психического развития ребенка.
  8. Дети, воспитывающиеся в семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, где часты ссоры или, несмотря на внешне спокойные и сдержанные отношения, в «воздухе ощущается электричество», где к ребенку могут предъявляться противоречивые требования, где ребенок становится заложником конфликтных отношений между взрослыми. В таких семьях дети живут в состоянии постоянной эмоциональной напряженности, а это также является одной из частых причин заикания.
  9. Для любого ребенка опасен, так называемый, «большой стресс», после которого заикание всегда возникает внезапно и обычно проявления его сразу достаточно тяжелы. Конечно, понятие «большой стресс» относительно (то, что для одного очень страшно, другой переживает более спокойно), но, тем не менее, нужно стараться не подвергать своего малыша испытаниям. Причем, под стрессом не обязательно подразумеваются события со знаком «минус». Яркие радостные переживания – тоже вполне могут навредить впечатлительному малышу.
  10. Нужно также не забывать, что все дети в возрастном промежутке примерно от 2-х до 5-ти лет, так или иначе находятся в группе риска возникновения заикания, даже если нет ни одной из вышеперечисленных причин.

Симптомы болезни

  1. Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
  2. Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
  3. Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.

Самостоятельный тренинг

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц.  На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя.  Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Причины

Ученые многие годы пытались выяснить, чем может быть вызвано заикание, причины его делятся на два вида:

1. Предрасполагающие:

  • Наследственность.
  • Заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия.
  • Травмы при родах или внутриутробные патологии.
  • Следствие инфекционных заболеваний.

2. Провоцирующие. Факторы провоцирующего характера имеют накопительный эффект и в результате приводят к нервному срыву, который в свою очередь вызывает заикание. Причинами могут стать:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Скудное эмоциональное развитие.
  • Сложные взаимоотношения с людьми.
  • Латентные психические нарушения.
  • Сильная травма психического характера (испуг, аффект).
  • Быстрая речь.

Когда изучалась психология заикания, были выявлены типы личности, предрасположенные к логоневрозу. Ученые установили факторы воспитания в семье, которые вызывают заикание у детей, причины и лечение определяют исходя из них. На данный момент различают три типа:

2. Психоастенический. Формируется, когда ребенок находится под гиперопекой – его держат под «стеклянным колпаком», такой человек оказывается неприспособленным к жизни, поэтому ему присуща неуверенность в себе – это весьма частый признак для определения причины заикания.

3. Неврастенический. Если родители ограничивают свободу ребёнка и формируют у него представление о том, что другие люди более ценны, чем он, это приводит к формированию заниженной самооценки при наличии больших претензий к себе.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Данные психологические причины заикания в последнее время являются основополагающими в возникновении болезни. Как справиться с заиканием, вызванным особенностями воспитания, может ответить психолог или психоаналитик. Самым действенным методом в данном случае является работа с семьей.

Рекомендации для родителей ребенка, идущего в 1-ый класс для предупреждения рецидива заикания

Рекомендации для родителей ребенка,

идущего в  1-ый класс для предупреждения рецидива заикания.

Школа — серьезное жизненное испытание как для детей, так и для родителей. Далеко не все легко справляются с ним. Понятно, что для детей с уязвимой психикой школьная ситуация окажется особенно трудной. Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе.

Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. Следует заранее сообщить о речевых трудностях ребенка. Расскажите, что логопед не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать, даже если он знает материал урока.

Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы. Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему. Заикающиеся дети, так же, как и их родители обычно предъявляют к себе завышенные требования.

Не чувствуя себя достаточно уверенно, они отказываются от устного ответа. Проследите за подготовкой к устному опросу.

Не ставьте перед собой цель добиться того, чтобы у вашего ребенка была речь оратора. Недаром в психологии существует понятие демосфенова комплекса — желание ценой сверхусилий не только преодолеть недостаток речи, но именно в этой области утвердить свое превосходство.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи

Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.

При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Основные фазы развития заикания

В своем развитии заикание проходит 4 основных стадии или фазы.

Начальный этап формируется в самые ранние годы

Человек пока еще не осознает сути проблемы, потому не считает, что с ним что-то не так. Симптоматика пока еще скудная, но уже заметна любому наблюдателю. Проблемы списываются на ранний возраст. Но стратегия «авось само пройдет» не работает. Время движется, а самоустранения нарушения так и не наблюдается. Попытки надавить на молодого пациента приводят к еще худшему результату: заикание усугубляется.

2-я фаза формируется спустя несколько лет

Количество речевых ситуаций, которые сложны или нежелательны для человека, увеличивается. Пациент стремится заменять трудные для произнесения конструкции на что-то аналогичное по смыслу. Если словарный запас для возраста достаточен, все в порядке. Удается временно достичь компенсации патологического процесса. В зависимости от этиологии логоневроза, удается справиться с проблемой или же она продолжает прогрессировать. В некоторых случаях ребенок не понимает, что с ним что-то не так, хотя и осознает, что его речь отличается от речи других. Стойкой невротизации пока еще не наблюдается.

3-я фаза развивается в ранний подростковый период

В некоторых случаях — и того раньше. К 9-10 годам. Тут возможны два варианта движения патологического процесса. Одни пациенты так и не испытывают какой-либо неловкости в общении. Стремятся к достаточной коммуникации несмотря на стойкое закрепление аномального состояния. Другие же стесняются своей проблемы, потому стремятся по-возможности отказаться от речевых контактов. Судорожный синдром становится автоматическим. Справиться с ним уже довольно трудно. Особенно, если терапия не проводилась ранее. Предложения о лечении в первом случае пациент воспринимает со скепсисом. Во втором — не стремится к терапии, поскольку боится осмеяния со стороны врача.

4-я фаза, она же конечная

Развивается далеко не всегда. В основном, до нее «добираются те пациенты, которые стесняются своей проблемы. Формируется настоящая личностная проблема. Больной боится говорить. Всеми силами избегает речевых ситуаций. Особенно непривычных для него. Складывается стойкая боязнь говорить. Это серьезно осложняет социальную жизнь пациента. Приводит к изоляции, отказу от общества, взаимодействия с социумом кроме самых элементарных действий: сходить в магазин и прочее. Тут нужна помощь уже не только логопеда-дефектолога, но и психотерапевта. Проблема становится особенно острой в поздний подростковый период и ближе к взрослому возрасту.

Общее правило одно — лечение должно начинаться как можно раньше. Так с патологическим процессом легче справиться. Можно искоренить заикание полностью. Не стоит тянуть с коррекцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector