Маска

«Ложные признания»

Театр им. Пушкина

Анонсируя весной премьеру комедии Пьера де Мариво, театр обещал «курьезные недоразумения и смешную путаницу». Спектакль по пьесе 1737 года рождения был у пушкинцев почти готов, когда грянул карантин. Евгений Писарев признался, что приступая после вынужденного отпуска к репетициям, он предложил актерам кардинально поменять стилистику и темп, замедлив его. Из условно «французского кино» режиссер, по его словам, захотел сделать «французский артхаус».

Шахматы и маски: московские театры вернулись к зрителям_3

Актеры Виктория Исакова в роли Араминты и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

На помощь пришла дополнительная подзвучка, чтобы придать интимности интонациям. К тому же декорации художник Зиновий Марголин решил в стиле модных скандинавских сериалов — строгость, холодность и простота, уход от пресловутого быта. Надо ли говорить, что «осовременивание» коснулось и костюмов, и отчасти текста, из которого режиссер убрал «все кучерявости». А стиль Мариво — это именно изысканное и вычурное письмо, у него есть даже специальное название — «мариводаж». В общем, этот спектакль вполне бы вписался в репертуар парижского театра «Одеон», а вот тех, кто хорошо знаком с творчеством Евгения Писарева, он озадачит.

Из салонной пьесы про любовь молодого адвоката, бедного красавца Доранта (22-летний Федор Левин, принятый в театр в прошлом году) к богатой вдове (блестящая, как всегда, Виктория Исакова) режиссер попытался сделать что-то «более космическое» — про беззащитность сердца, желание любви и скрытую чувственность. Публике до конца так и не ясно: влюблен ли Дорант всерьез или притворяется?

Шахматы и маски: московские театры вернулись к зрителям_4

Актеры Анна Бегунова в роли Мартон, Борис Дьяченко в роли господина Реми и Федор Левин в роли Доранта в спектакле «Ложные признания» на сцене Московского драматического театра имени А. С. Пушкина

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Спектакль обозначен как комедия, но по сути это комедия невеселая и не смешная

Звездный состав, а кроме Виктории Исаковой, заняты и другие любимцы публики — Вера Алентова, Борис Дьяченко, Андрей Заводюк, Анна Бегунова, конечно, привлечет внимание к премьере и сработает на кассу, но вот что скажет сарафанное радио — большой вопрос..

Простые рисунки на лице: идеи для девочки и для мальчика

Первым делом спросите у ребенка! Боди-арт делается для него и должен нравиться именно ему! Если малыш сам не может выбрать – будьте современными и умными родителями. Выясните, чем увлекаются дети в его компании.

Поверьте, малышу будет обидно и стыдно придти на праздник с мордочкой белки, когда все остальные будут в образах Hellow Kity и Человека-паука. Идите в ногу со временем и модой.

Популярна тематика:

  1. Животные. Кошки, бабочки и белочки для девочек и собаки, зайчики для мальчиков.
  2. Мультипликационные персонажи. Русалки, Феи девочкам, Супер-герои мальчикам (Человек-паук, Железный Человек и т.д.).
  3. Тематические рисунки. На Хэллоуин скелеты, Ведьмы; на Новый год ёлки, снеговики и снежинки; водные праздники – русалки и водяные.
  4. Пираты популярны и уместны на любом мероприятии, как для мальчиков, так и для девочек.
  5. Принцессы и разбойники.

Если на празднике необходим костюм, его можно либо дополнить боди-артом, либо сделать боди-арт основой и закончить образ парой штрихов. К примеру, Пират – нарисуйте пару шрамов, бороду, «заплатку» на глаз, сделайте из бумаги шляпу и дайте пластиковую саблю из ближайшего магазина (можете и треуголку там присмотреть, дольше продержится).

Образ готов. С девочками и того проще – цветастая бабочка на лице и пышная юбка на платье. И не надо никаких крылышек за спиной, которые мешают бегать и цепляются за все подряд.

Веселая театральная маска

Многим людям, которые себя не чувствуют настоящими художниками, тяжело представить, как нарисовать маску театральную легко. Все гораздо проще, чем кажется. Даже дошкольнику под силу такое задание. Данный атрибут в точности повторяет овал лица и имеет прорези для глаз и рта.

Приступим к выполнению работы. Изображаем полуовал. Сверху дочертим горизонтальную линию. Необходимо придать объем предмету. Для этого, углы сделаем округлыми. Прямой полосой определим середину.

Прорисуем детали. Образ делаем веселым и элементы соответствующие. Нарисуем приподнятые брови, переходящие в нос. Изобразим дугообразные глаза. Главная часть — улыбающийся рот. Под ним подбородок.

Чтобы образ был завершен, надо нарисовать щеки, в форме полуовала. Черным цветом закрасим ротовую полость. Сотрем первоначальный макет, прорисованный простым карандашом.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Многоразовая маска из ткани

Как сшить маску самой? Очень просто! Предлагаем вам простые варианты масок из ткани с выкройками. В качестве материала берутся либо спанбел, либо хороший плотный хлопок. 

Опять же, чтобы маска не была слишком скучной (а уныния и так хватает в век коронавируса) выбирайте интересные расцветки. Можно даже сшить несколько масок под определенные вещи гардероба, чтобы оставаться стильной даже во время эпидемии.

Простая маска со складками

Это универсальный и простой вариант защитной повязки. Такая маска идентична с той, что продается в аптеках.

Вам понадобится:

  • кусок хлопка высокой плотности или спанбонда (45-50 см);
  • ножницы;
  • иголка;
  • нитки;
  • две резинки по 20-30 см в длину.

Порядок действий:

1. Нарисуйте предложенную ниже выкройку на бумаге.

2. Вырежьте из ткани 2 одинаковых куска по 17 см по выкройке, прибавив по 2 см для шва с одной стороны.

3. Сложите фрагменты вдвое лицевой стороной внутрь, прошейте сверху и снизу.

4. Выверните изделие и прострочите еще раз края уже с наружной стороны.

5. Сделайте складки в виде гармошки и закрепите их швом.

6. Крепления для резинок можно сделать несколькими способами – либо пришить полоску ткани и загнуть под резинку, либо приклеить с помощью кусочка флизелина и утюга.

Для более плотного прилегания необходимо вшить тоненькую проволочку в верхнюю часть маски, которая поможет закрепить ткань на носу. Если в хозяйстве не нашлось проволоки, можно просто прострочить “защип” для носа.

Ниже предлагаем вашему вниманию видео-инструкцию пошива подобной маски-гармошки. Как сообщает автор видео – это самый простой и практичный способ.

Маска, повторяющая форму лица

Такие маски более удобные в ношении, так как они не сползают и есть место для носа. 

Вам понадобятся:

  • 50 см плотной ткани (количество ткани указано с запасом);
  • 2 резинки по 20-30 см;
  • ножницы;
  • игла (а лучше швейная машина);
  • ножницы.

Порядок действий:

1. Начертить на бумаге выкройку (на образце размеры указаны в сантиметрах).

2. Перенести выкройку на ткань – чтобы ткань была двойной, необходимо 4 детали. 2 детали точно как на рисунке, а 2 другие длиннее на 2 см. Не забудьте оставить везде по сантиметру вокруг для обработки краев.

3. Сшить маленькие части между собой посередине (по дуге), затем аналогично большие части.

4. Сложить получившиеся детали одна на другую лицевыми сторонами вовнутрь и прострочить по краям.

5. Вывернуть маску и прострочить края уже с лицевой стороны.

6. Части изделия, которые длиннее необходимы для закрепления резинки – их нужно подвернуть, вставив туда резинку. Размер резинки отрегулируйте под себя и завяжите на узелок. Прострочите по краю.

Маска физиологической формы готова. Для ребенка эти выкройки уменьшаются по краям. Для мужчин немного увеличиваются. Как видите, маску (медицинскую или защитную) сшить по выкройке совсем не сложно. 

Для наглядности публикуем видео, где подробно показано, как сшить простую медицинскую маску своими руками.

Но что делать, если подходящей ткани не оказалось дома, все магазины, кроме продуктовых, закрыты, а в ближайшей аптеке закончилась марля? В таком случае, берем то, что есть под рукой в домашнем хозяйстве.

Например, хлопковый носовой платок или льняное кухонное полотенце (конечно, же чистое, а не в жирных старых пятнах). Такая ткань будет и дышать, и довольно хорошо защитит от инфекций, поскольку является плотной. А дальше выбираем подходящий способ и шьем!

Итак, есть несколько способов пошить маску из ткани. Этот нехитрый аксессуар снизит вероятность заражения вас и вашего ребенка. И если в аптеках этот товар вы вдруг не найдете, то всегда можете сделать маску своими руками.

Античный период

Можно допустить, что маски применялись издревле в Египте и в Индии, но о них точных сведений не дошло. В Европе первые маски появились в Греции, при Вакховых празднествах. Суидас приписывает это изобретение поэту Харилу, современнику Феспия; он рассказывает также, будто Фриних впервые ввёл на сцене употребление женских масок, а Неофон Сикионский придумал характерную маску для воспроизведения раба-педагога. Гораций ставит изобретение театральных масок в заслугу Эсхилу. Аристотель в своей «Поэтике» (глава V) утверждает, что в его время предания о введении масок в театральный обиход терялись во мраке давно прошедшего.

Маски преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определённую физиономию каждой роли, во-вторых — усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Игра физиономии была совершенно немыслима на сцене таких размеров

У масок уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально маски выделывались из лубка, впоследствии — из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса, в устах же у маски помещался рупор (поэтому римляне обозначали маску словом persona, от personare — «звучать»).

Античные маски трагедии и комедииРимская мозаика. II век

Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов, 4) женщин, весьма многочисленных типов. Независимо от масок для ролей простых смертных существовали ещё маски для героев, божеств и тому подобных, с условными атрибутами (у Актеона, например, оленьи рога, Аргуса — сто глаз, Дианы — полумесяц, Эвменид -3 змеи и так далее). Особые наименованы носили маски, воспроизводившие тени, видения и тому подобное — Gorgoneia, Mormolucheia и тому подобное. Наряду с масками божеств общераспространены были маски исторические — prosopeia; они изображали черты известных личностей, умерших и живых и служили главным образом для трагедий и комедий из современного быта, вроде «Облаков» Аристофана или «Взятия Милета» Фриниха; для комедии «Всадники», однако, мастера отказались изготовить маски с изображением Клеона. Сатирические маски употреблялись для воспроизведения мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и так далее. Были ещё маски оркестрические — они надевались танцовщиками, а так как последние помещались на сцене всего ближе к зрителям, то и маски для них выписывались менее резко и отделывались более тщательно. Для воспроизведения персонажей, у которых резко менялось душевное настроение во время действия, введены были маски, на одном профиле выражавшие, например, горе, ужас и тому подобное, тогда как другой профиль обозначал радость, удовлетворение; актёр поворачивался к зрителям то одной, то другой стороной маски.

Из Греции маски перешли в римский театр и удержались на сцене до падения Римской империи. По свидетельству Цицерона, актёр Росций играл без маски, причём с полным успехом, но пример этот почти не находил подражателей. Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.

Употребление масок не ограничивалось одним театром. В погребальных церемониях у римлян принимал участие Архимин, который, надев на себя маску, воспроизводящую черты усопшего, разыгрывал и добрые, и злые деяния покойного, представляя мимически нечто вроде надгробного слова. Солдаты иногда устраивали под масками комические шествия, как бы окружая фиктивную триумфальную колесницу в насмешку над военачальниками, им ненавистным.

Рисунки для срисовки маски (34 фото)

Еще задолго до возникновения кинематографа, когда люди захотели не только слушать истории, рассказанные менестрелем, но и следить за действием, видеть перед глазами героев и сопереживать им, а не образам в голове, тогда, скорее всего, и зародился театр, а люди стали одевать маски… Они могли вместе танцевать и веселиться. Маски делались очень красивые, блестящие, богато украшенные камнями и бусинами. Костюмы тоже были очень красивы. Карнавальная маска — элемент таких дней — предмет нашего урока. В этой подборке мы покажем, как можно просто рисовать маски. Для этого нужно просто использовать рисунки для срисовки. В этом разделе предлагаем нарисовать самые узнаваемые и яркие маски Далее предлагаем посмотреть рисунки для срисовки маски.

Карнавальная маска.

Рисунок Леди Баг.

Рисунок карандашами маска.

Рисунок фломастерами маска Джейсона.

Рисунок карнавальная маска.

Маски на Хэллоуин.

Маска котика.

Маска зайчика.

Театральные маски.

Рисунок маска.

Карнавальные маски.

Рисунок театральные маски.

Рисунок для срисовки маска.

Рисунок маска овечки.

Карнавальные маски.

Рисунок маска клоуна.

Рисунок маски.

Карнавальные маски.

Рисунок для срисовки маски.

Рисунок для срисовки маска.

Рисунок венецианские маски.

Рисунок карнавальная маска.

Карнавальная маска.

Рисунок маска «Пилы».

Маска зайчика.

Рисунок девушка с маской.

Рисунок карандашом маска.

Театральные маски.

Карнавальная маска.

Маска супер-героя.

Театральные маски.

Рисунок карандашом маски.

Карнавальные маски.

Маска фараона.

(Еще никто не голосовал)

Татуировка «Японская маска самурая»

Самая распространенная татуировка в японском стиле – маска самурая. Человек, выбравший для себя такую татуировку, открыто заявляет о положительном отношении к японской философии, ее культуре и традициям. Татуировку с изображением маски самурая используют реже, чем изображение самого самурая. Маска выглядит очень устрашающе. Раньше данные маски использовали самураи, чтобы внушить страх своему противнику. Исходя из этого, человек, который на свое тело наносит татуировку с изображением маски самурая, пытается внушить страх окружающим, очень скрытен и всегда готов вступить в бой. Часто такую татуировку набивают на спину. Также для изображения масштабных тату подойдет живот или бедро. Если вы решили нанести небольшое изображение, тогда для него вполне подойдет плечо. При нанесении татуировки с самурайской маской надо помнить одно небольшое условие: японское тату — не для всеобщего обозрения, ведь самураи скрывали под маской свое истинное настроение.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Плачущая театральная маска

Многие люди прекрасно знают, что маски являются символом театра. Она шла к нам через праздники, связанные с переодеванием и яркими шествиями. Самые известные в нашей стране — это Рождество и Масленица. Это описание без труда поможет нарисовать театральную маску карандашом.

Для начала работы наметим макет рисунка. Опираясь на него, создадим овал лица. Добавим объем атрибуту. Проведем изогнутую линию сверху. По краям сделаем изгиб. Отметим середину вертикальной полосой.

Приступим к мимике. Брови и глаза рисуем с опущенными вниз концами. Добавим нос, четко по центру. Рот изобразим широким у края и узким в средней части. Прочертим подбородок, края которого также смотрят вниз.

На заключительном этапе сотрем простой карандаш. Сделаем рисунок более насыщенным. Для этого возьмем черный цвет и закрасим внутреннюю область рта. От крыльев носа проведем линии, по направлению вниз.

Как сделать

Если маска козленка нужна ребенку, то делать ее нужно вместе с ним и превратить изготовление поделки в развивающую игру. Вместе с ребенком вы должны сделать самую красивую поделку в группе, предложив ему интересный вариант изготовления.

Поэтапная сборка

Как сделать маску козленка из бумаги своими руками – пошаговая инструкция представляется следующим образом:

  1. По размеру и форме лица ребенка нарисовать шаблон, который выглядит, как перевернутая груша. В верхней части сделать два надреза длиной около 2 см. Выполнить разрезы для глаз.
  2. Внизу нарисовать нос козленка, сделав надрезы.
  3. Надрезы вверху и внизу склеить, придав объем.
  4. Вырезать из бумаги рожки козленку, ушки, приклеить на нужные места. Прорезать дырочки по бокам для закрепления завязок.
  5. Приготовить ленты для завязок, закрепить их в прорезях.

Для завершения образа нужно маску раскрасить красками или карандашами, оклеить кусочками цветной бумаги.

Разновидности

Делают поделки для карнавала не только из бумаги, но и более сложных материалов, где придется просить помочь родителей. Для работы используют следующие материалы:

  • бумага – белая офисная или цветная, картон, гофрированные заготовки, упаковочная бумага и прочее;
  • ткань – хлопок, фетр и прочее;
  • пряжа – можно на готовый шаблон приклеить мелко нарезанные кусочки нитей соответствующего цвета, в результате чего получится характерная мохнатая маска;
  • поролон – рекомендуется использовать поролоновую ткань, из которой также вырезается шаблон с последующим украшением;
  • вата – преимущественно используется для придания «кучерявости» на голове (для козлят);
  • мягкий пластик;
  • пенопласт;
  • гипс и прочее.

Некоторые предприимчивые родители используют простую белую картонную тарелку. На нее приклеивают заранее вырезанные рожки, носик, глазки, рот и бородку. Такая маска козла на голову надевается с вырезанием отверстий для глаз. Иногда ее просто оставляют на лбу ребенка, чтобы он не ударился во время игр.

Объемная поделка

Выполнить козленка можно иными способами. Очень интересная получается объемная маска козленка на голову из бумаги в стиле папье-маше. Для ее изготовления необходимо приготовить материалы: бумажные обрезки, можно газеты, пластилин, тонкая белая бумага и обычный набор инструментов.

Пошаговая инструкция выполнения представляется следующим образом:

  1. Вылепить из пластилина основу на того человека, которому она нужна.
  2. Полученный макет положить в холодильник на 4 часа для придания ей жесткости.
  3. Измельчить на кусочки приготовленную бумагу или газеты. Приготовить посуду с водой.
  4. Сбрызнуть пластилиновую основу водой и покрыть ее в один слой бумажными кусочками.
  5. Развести клей ПВА с водой в соотношении 1:1. После того, как бумага подсохнет, кисточкой промазать первый слой и наложить второй. Таким образом покрыть мордочку козленка бумагой в 4 слоя.
  6. Порвать на кусочки белую бумагу и таким же способом покрыть поверхность в 3 слоя.
  7. Дать просохнуть бумаге в течение суток и убрать пластилиновую основу, аккуратно срезая ее острым ножом. Подравнять края ножом или ножницами.
  8. Готовую маску нужно раскрасить. К этой работе можно привлечь детей.
  9. Чтобы она не падала с головы, нужно прикрепить к ней резинку. Для этого проколоть по бокам дырочки и продеть в них резинку по размеру головы ребенка.

После этого, маску козленка можно использовать для маскарада или иных целей. Иногда организовываются домашние спектакли дома.

Шаблоны для вырезания

Родителям, которым некогда самостоятельно изготавливать поделку, рекомендуется воспользоваться готовыми вариациями. Здесь речь идет о шаблонах масок козла, которые требуется только распечатать и приклеить на картон. Они могут быть черно белыми для самостоятельного окрашивания красками или цветными, для чего необходимо использовать цветной принтер. Далее родителям достаточно только продеть в отверстия ленты и закрепить маску на голове ребенка.

Изготовление поделок не представляет сложностей, если к работе подойти с ответственностью, фантазией и весельем. Нужно привлекать детей к игре и изготовлению масок, чтобы их внутренний мир развивался.

Маска театральная.

Маска – с древних времен важный атрибут театрального действия. Часто является эмблематическим изображением театрального искусства в целом. Театральная маска исторически вышла из обрядовой маски. Традиционно существует как в форме накладки на лицо (театр Древней Греции, буддистский мистериальный театр, комедия дель арте и пр.), так и в форме маски-грима (японский театр Ноо и Кабуки). Изображает «чужое лицо» или представляет «безличность», «безымянность», скрывая лицо/часть лица под нейтральной повязкой.

Театральная маска дает возможность сыграть обобщенный, не индивидуализированный образ, отобразить универсальную эмоцию. Эмблематика маски позволяет распознавать различные группы персонажей. Так, например в древнегреческом театре плачущая и смеющаяся маски – знаки трагических и комических персонажей.

Интерес к театральной маске вновь возникает в театре 20 в. (В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, Е.Б.Вахтангов, Дж.Стрелер, А.Мнушкин и др.). Активное использование в спектаклях 20 в. масок старинного театра (античного театра, комедии дель арте, восточного театра и др.) и создание новых масок (в театральных опытах экспрессионистов, дадаистов, кубистов и пр.) связано прежде всего с отказом от эстетики натуралистического театра. С помощью масок современный театр подчеркивает выразительность подвижного тела актера (по контрасту со статичностью маски, скрывающей лицо), помогает освободиться от всевозможных запретов (в том числе от социальных и сексуальных) и добиться сценического гротеска. Часто используется в современной театральной практике прием публичного «надевания» и «срывания» масок, делающий саму ситуацию «трансформации», «изменения», «перевоплощения» актера видимой для зрителя. Таким образом, достигается отстранение исполнителя от персонажа, подчеркивается существующая граница между «игрой» и «жизнью».

Как нарисовать маску зайца на новый год

Этот урок нам поможет понять, как нарисовать маску зайца на новый год.
Инструменты и материалы:

  • Простой карандаш;
  • Черный маркер;
  • Ластик;
  • Лист белой бумаги;v
  • Цветные карандаши (серый, розовый, зеленый).
  • Шаг 1

    Рисуем овал лица маски зайца. Верхняя часть будет более округлая, чем нижняя. Разделим маску на две части с помощью осевой линии.

  • Шаг 2

    Добавим два уха и нарисуем серединку в форме перевернутой капли. Снизу очертим щеки и область рта.

  • Шаг 3

    Внизу посередине нарисуем носик и место роста усов. С каждой стороны будет по три линии.

  • Шаг 4

    Добавляем большие отверстия для глаз. Сверху нарисуем по три ресницы, а еще выше маленькие брови. Между ушами добавим небольшой чубчик.

  • Шаг 5

    Черным маркером обведем контуры. Линию глаз сделаем толще, а нос зарисуем (оставляя блик).

  • Шаг 6

    Прорисуем маску зайца серым цветом, делая плавные переходы от светлого к темному.

  • Шаг 7

    Внутренняя часть ушей будет розовой. Внутренняя верхняя часть отверстий для глаз будет зеленой.

  • Шаг 8

    Мы знаем, как нарисовать маску зайца на новый год.

Автор урока: HelenaArch

Европа средних веков

Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и так называемой итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Так, маска полишинеля — весьма древняя и ведёт начало от ателланских игр; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. С XVI века эта маска, видоизменённая, переходит во Францию вместе с характерными масками, обозначавшими типы матаморов, лакеев и так далее.

Во Франции в Средние века — например, при процессионном шествии в празднество Лиса — употреблялись маски, и подобным переодеванием не брезгал даже Филипп Красивый. При годовых празднествах в честь шутов, происходивших в церквах, были в ходу маски, отличавшиеся безобразием; руанский синод, воспретивший эту потеху в 1445 году, упоминает о личинах чудищ и звериных харях.

В области частного быта употребление масок возникло в Венеции и практиковалось во время карнавала; во Франции оно имело место при въезде Изабеллы Баварской в Париж и празднествах по поводу её бракосочетания с Карлом VI (1385). При Франциске I мода на венецианские маски (loup) из чёрного бархата или шёлка настолько привилась, что маска составляла необходимую почти принадлежность туалета. Безобразия, какие учинялись под покровом масок, побуждали Франциска I, Карла IX и Генриха III стеснять их употребление. В 1535 году парламентским эдиктом у торговцев конфискованы все маски и дальнейшее их приготовление воспрещено; в 1626 году два простолюдина были даже казнены за ношение масок во время карнавала[источник не указан 2274 дня]; в знатной среде, однако, маски не выходили из обихода до самой Великой французской революции.

Так как в молодости Людовик XIV охотно принимал участие в придворных балетах, но во избежание нарушения этикета являлся замаскированным, то этот обычай распространился и на балетных танцовщиков вообще, которые с масками расстались лишь в 1772 году. В Италии в XVIII столетии и начале XIX маскировались все, не исключая священнослужителей, являвшихся под покровом масок деятельными участниками карнавала и усердными посетителями театров и концертов. Члены совета десяти, чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ во всей Европе употребляли маски из вполне понятных побуждений; равным образом иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в маску. Карл I английский был обезглавлен замаскированным палачом. В Риме некоторые монашеские ордена при погребениях облекались в странный костюм при маске.

Ридотто в Палаццо ДандолоФранческо Ладзаро Гварди, XVIII в.

Во все времена и во всех странах маска, надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под маской, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома. Так, например, на одном из придворных балов у Людовика XIV, замаскированный паралитиком и обёрнутый в одеяло, висевшее безобразными лохмотьями и пропитанное камфарой, пригласил на танец герцогиню Бургундскую — и та, не считая возможным нарушить обычай, пошла танцевать с отвратительным незнакомцем.

К концу XIX века маски на Западе употреблялись почти исключительно во время карнавала. Во Франции обычай этот регулировался ордонансом 1835 года. Замаскированным воспрещалось носить оружие и палки, рядиться в неприличные костюмы, наносить прохожим оскорбления или держать вызывающие и непристойные речи; по приглашению полицейской власти замаскированный немедленно должен был отправиться в ближайший участок для удостоверения личности, а нарушители закона направлялись в полицейскую префектуру. Совершение проступков и преступлений под масками преследовалось в обычном порядке, но самый факт замаскирования здесь рассматривался как обстоятельство, усиливающее вину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector