И. с. тургенев отцы и дети (статья). *** (н. н. страхов, 1862)

Страхов отцы и дети статья краткое содержание конспект

Важно

Противники же базаровщины радуются, думая, что Тургенев умышленно исказил дело, что он написал карикатуру на молодое поколение: они не замечают, как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность, его непреклонная и последовательная своеобразность, принимаемая ими за безобразие.

Напрасные обвинения! Тургенев остался верен своему художническому дару: он не выдумывает, а создает, не искажает, а только освещает свои фигуры.

Подойдем к делу ближе. Система убеждений, круг мыслей, которых представителем является Базаров, более или менее ясно выражались в нашей литературе.

Страхов отцы и дети статья конспект краткий

Писарев в нашей литературе, так именно прямотою и откровенностью своего изложения. Конечно, не менее знаменит своею откровенностью г. Чернышевский; но он откровенен более в отношении к своей личности, например, открывает нам, как он думает о своем характере, о своем уме, о своем значении в литературе и т.
д. Прямодушие г. Писарева совершенно другого рода. Оно состоит в безутайном и ничем не ограничиваемом проведении своих убеждений до края, до последних выводов. Г. Писарев никогда не лукавит с читателями; он договаривает свою мысль до конца.

Благодаря этому драгоценному свойству роман Тургенева получил блистательнейшее подтверждение, какого только можно было ожидать.

Г. Писарев, человек молодого поколения, свидетельствует о том, что Базаров есть действительный тип этого поколения и что он изображен совершенно верно.

«Все наше поколение, — говорит г.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений

Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Конспект статьи н

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н.

Н.

Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное достижение Тургенева-художника.

Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства.

Современная Тургеневу критика, за исключением статьи Н.

Н.

Так выражается г. Писарев и на этом основании приписывает г. Тургеневу коварный умысел уронить и опошлить своего героя в глазах читателей.

По мнению г. Писарева, Тургенев поступил весьма несправедливо; «можно быть крайним материалистом, полнейшим эмпириком и в то же время заботиться о своем туалете, обращаться утонченно-вежливо со своими знакомыми, быть любезным собеседником и совершенным джентльменом

Это я говорю, — прибавляет критик, — для тех читателей, которые, придавая важное значение утонченным манерам, с отвращением посмотрят на Базарова, как на человека mal ?lev? и mauvais ton11

Он действительно mal eleve и mauvais ton, но это нисколько не относится к сущности типа…».

Рассуждения об изяществе манер и о тонкости обращения, как известно, предмет весьма затруднительный.

Аркадий знакомится с Одинцовой, ему кажется, что он влюблен в нее. На самом деле, это не так – его чувство просто надумано.

А вот Базаров заинтересовался Одинцовой всерьез, и мечты его вовсе не о том, как он читает ей стихи под луной, а о чем-то большем.

Приехав к Анне Сергеевне домой, друзья знакомятся с ее младшей сестрой Катей, с которой сближается Аркадий.

Базаров уезжает от Анны Сергеевны, так как не желает становиться «рабом своей страсти», желает оставаться независимым от всего.

2 вариант

Проблема недопонимания, которая возникает постоянно между детьми и отцами является бесконечной и неразрешимой. Однако на стыке веков или в моменты коренных изменений общества, на плечи молодёжи ложится груз бремени того, что нужно через имеющийся опыт создавать собственное видение жизни. В «Отцах и детях» конфликт между поколениями разрастается далеко вне рамок простой семейной неурядицы. Это больше конфликт в обществе, где на сторону одних встают дворяне и аристократы, а на другую – интеллигенция, представляющая революционные направления, которая жаждет демократии.

Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью. Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.

Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения. Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.

«Отцы и дети» в русской критике

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность и для последующих поколений.

В романе с исключительной остротой сказалась характерная черта таланта Тургенева, владевшего, по словам его современников, особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. Злободневность романа заключалась не только в изображении нового человека, но и в том, что Тургенев запечатлел картины острой, непримиримой борьбы враждебных друг другу общественных лагерей —«отцов» и «детей». Фактически это была борьба между либералами и революционными демократами.

Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов — вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность его основного конфликта.

Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: весь этот огромный материал умещается в рамках совсем небольшого романа. Писатель не дает развернутых полотен, широких картин, не вводит большого числа действующих лиц. Он отбирает лишь самое характерное, наиболее существенное.

Образ Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он — главное действующее лицо. Все основные персонажи романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и рельефнее оттеняют те или иные черты его облика. При этом в романе не освещается история жизни героя. Взят лишь какой-то один период этой истории, показаны лишь ее поворотные моменты.

Художественная деталь — точная, впечатляющая — помогает писателю кратко и убедительно рассказать о людях, о жизни страны в один из переломных периодов ее истории.

Меткими штрихами, используя многозначительные детали, Тургенев изображает кризис крепостнического хозяйства. Познакомив нас со своими героями, писатель набрасывает картину жизни народа. Мы видим «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами» («деревеньки», «избенки» — самая форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями». Крестьянские коровенки, «исхудалые, шершавые, словно обглоданные», жадно щиплют первую травку. А вот и сами мужики — «обтерханные, на плохих клячонках». Хозяйство их скудное, нищенское — «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна»…

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина голодной дореформенной деревни, представшая перед нами в начале романа, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. И сразу же возникает горькое раздумье: «Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

Этот вопрос тревожит героев романа. Николай Петрович Кирсанов толкует «о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины…». Павел Петрович Кирсанов возлагает надежды на мудрость правительства и на патриархальные нравы, на народную общину.

Но мы чувствуем: сам народ не доверяет помещикам, враждебно к ним относится, в нем копятся мятежные силы, и пропасть между крепостными и крепостниками все углубляется. Как характерны жалобы Николая Петровича на наемных рабочих, на служащих из вольноотпущенных, на крестьян, которые не хотят платить оброк; а как отчужденно, неприветливо встречают в Марьине молодого барина («толпа дворовых не высыпала на крыльцо»).

Картину предреформенной России довершает горькое, как бы ненароком оброненное замечание автора: «Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее».

И вот на фоне этой нищеты, рабской, неустроенной жизни вырисовывается могучая фигура Базарова. Это человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи.

Что мы приобретаем благодаря отцу?

Психологическая задача отца — защита и признание. Если отец готов защитить малыша от крикливой тетки, больших ребят или злой собаки — это породит в нем уверенность: «Мир на моей стороне. Я защищен». Впоследствии такой человек будет сам отстаивать себя — с любыми людьми, посягающими на его границы. И речь сейчас идет не столько о физической самообороне, сколько об уважении своих прав — например, не делать того, что не хочешь.

Увы, мы чаще встречаемся с тем, что отец номинально присутствует, но не выстраивает никаких эмоциональных отношений с ребенком. Отцы работают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И… всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.

Но для ребенка присутствие в его жизни отца также важно, как и матери. Как было сказано выше, без веры отца в своего ребенка он (ребенок) не сможет почувствовать свои права и мужество настаивать на них

В глубине души он остается робким и испуганным, мечтающим о том, чтобы кто-то более сильный защитил его.

Признание — вторая важнейшая задача. Именно отец формирует у ребенка ощущение «Я смогу, у меня получится». Признание — это не что-то особенное. Это всего лишь решение взять детей с собой на рыбалку (своеобразное посвящение в мужскую компанию повышает их самоуважение), или согласиться ответить на их вопросы (признание их ценности), или подбодрить, когда у них что-то не получается (помогает им ощутить веру в себя). Из таких простых вещей ребенок способен сделать вывод, что он ценен, уважаем — а значит, его уважает весь мир.

Проблемы начинаются, если отец конкурирует с детьми, не делая скидку на возраст; обвиняет, контролирует, обесценивает.

Поле конкуренции может быть самое разное — интеллект, например. «Ну-ка, скажи, сколько будет девятью восемь»? — спрашивает он у первоклашки. Получив неверный ответ, радостно называет правильный, всем своим видом демонстрируя, что именно он в семье самый умный. Другое конкурентное поле — игра, спорт. Некоторые отцы, не скрывая злорадства, обыгрывают своих отпрысков, выражая в этой неравной борьбе свое превосходство.

Случается и так, что как бы ребенок ни старался, чтобы он ни делал, он не может заслужить уважение отца. Хорошо учится — «Можешь лучше», делает успехи в спорте — «Ты еще не олимпийский чемпион», старается помогать по дому — «Мало помогаешь». Рана непризнания может потом болеть всю жизнь. Даже достигнув больших успехов на каком-либо поприще, такой человек будет продолжать слышать теперь уже «внутреннего» отца: «Ты недостаточно хорош».

Ребенок может искать признания у других людей — учителей, приятелей, в последующем — коллег. Но непризнание отца всегда будет напоминать изнутри, что все это — временно. Нужно каждый день доказывать, что ты достоин — этой работы, этого положения в обществе, этого круга. И даже добившись признания, такой человек в глубине души ждет разоблачения — так говорит критикующий и обесценивающий отец внутри него.

Человек, которому посчастливилось иметь признающего его ценность отца, не нуждается в каждодневном доказательстве того, что он достоин уважения. Он уважает сам себя, не лезет из кожи вон, и не заглядывает в чужие глаза, надеясь разглядеть там интерес к себе. И, увы, это огромная редкость.

Особенно тяжелые последствия наступают, если отец проявляет насилие — физическое, эмоциональное, сексуальное. Тогда и мир, который получает в наследство ребенок — это очень опасное место, где сильный всегда прав и может сделать с тобой все, что захочет. Насилие отца опасно еще и тем, что, несмотря ни на что, он остается важнейшей фигурой, которая, в представлении ребенка, любит его. Так любовь навсегда оказывается связанной с насилием. Впоследствии он сам может проявлять насилие в любви или, например, создавать пары с подавляющими людьми. В его понимании, или «картине мира», как говорят психологи, если нет насилия, то нет и любви.

Трагедия такого наследия заключается еще и в том, что непризнанный и незащищенный ребенок не может психологически вырасти. Другими словами, под оболочкой взрослого продолжает жить маленький мальчик или девочка, которые по-прежнему ищут защиты и признания у архетипических носителей власти и авторитета — государства, начальника, президента, Бога.

Детали в произведении

Школьник, которому необходимо подготовить собственную критику «Отцов и детей», может отметить краткие и меткие детали в произведении. Они позволяют писателю четко прорисовывать характер персонажей, события, описываемые в романе. С помощью таких штрихов Тургенев изображает кризис крепостничества. Читатель может увидеть «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Это говорит о скудости жизни. Может быть, крестьянам приходится кормить голодный скот соломой с крыш. «Крестьянские коровенки» также изображаются тощими, исхудалыми.

В дальнейшем Тургенев больше не рисует картину сельской жизни, однако в начале произведения она описана настолько ярко и показательно, что к ней невозможно что-то добавить. Героев романа тревожит вопрос: этот край не поражает ни богатством, ни трудолюбием, и ему необходимы реформы и преобразования. Однако каким образом их можно исполнить? Кирсанов говорит о том, что какие-то меры должно предпринимать правительство. Все надежды этого героя – на патриархальные нравы, народную общину.

2 вариант

Тематика конфликтов и разногласий между двумя поколениями весьма частое явление в художественной литературе. В романе И.С. Тургенева «Отцы и Дети» это практически фундаментальная тема, на которую и опирается автор. Тургенев повествует нам о жизни главных героев, через которых читатель может отчётливо проследить разногласие между старым и новым поколением, между отцами и детьми. В лице прошлого поколения мы узнаём консервативное мышление, которое заточает человека в большие рамки и не всегда даёт ему развиваться. В то же время либеральное и свободное мышление нового поколения характеризуется более высоким уровнем развития, а также обуславливается прогрессивными воззрениями. Вся эта ситуация является ключевой проблемой конфронтации между отцами и детьми!

Пример такого конфликта можно наблюдать между главным героем Павлом Петровичем, который является одним из богатых аристократов, и молодым врачом Евгением Базаровым с нигилистскими взглядами. Вместе со своим знакомым он приезжает на некоторое время к своему отцу Николаю Петровичу. Как раз-таки Павел является его родным братом. При самой первой встрече и у Евгения, и у Павла складываются друг о друге неприятные впечатления. Эта возникшая неприязнь держит читателя в напряжении в течении всего рассказа. Она постепенно перерастает в конфликт идеологий и взглядов на мир.

Базаров придерживается к нигилизму, тем не менее все его характерные качества являются более положительными, чем у его оппонента. Он стремится к личностному развитию, отлично отстаивает свою точку зрения. Павел Петрович, человек подразумевающий под собой отца, верен старым взглядам и принципам и ни за что их не предаёт. Он не желает меняться ни при каких условиях. Его ценности обычные, традиционные – любовь, честь, личное достоинство. Всё это является полной противоположностью Базарова. Но даже при таких взглядах Павел Петрович намного далёк от простого народа, чем тот же самый незаурядный Базаров.

Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» является очень поучительным. Кроме того, проблематика отношений между родителями и детьми остаётся актуальной по сей день. Такая литература учит молодое поколение находить точки соприкосновения со старшим и жить с ними в гармонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector