«отцы и дети» тургенева и «что делать?» чернышевского: история полемики
Содержание:
- Актуальность
- Вариант 5
- Роман «Отцы и дети» в русской критике: мнение Достоевского
- Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?
- Критика Н. Н. Страхова: «Отцы и дети» (роман И.С.Тургенева)
- СПАДИЛО.РУ
- Базаров и Николай Кирсанов
- Идейный конфликт П.П. Кирсанова и Базарова
- Спор о любви и отношении к женщине
- Второстепенные персонажи
- Наука и искусство
- Базаров и его мнимые единомышленники
- Споры Базарова и Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»
- Сочинение Базарова и Кирсанов. Сравнительная характеристика
Актуальность
Критика «Отцов и детей» содержала в себе большое количество разногласий, которые доходили до самых полярных суждений. И это неудивительно, ведь в центральных персонажах этого произведения читатель может ощутить дыхание целой эпохи. Подготовка крестьянской реформы, глубочайшие общественные противоречия того времени, борьба социальных сил — все это нашло отражение в образах произведения, составило его исторический фон.
Споры критиков вокруг романа «Отцы и дети» длились долгие годы, и при этом запал не становился слабее. Становилось очевидным, что роман сохранил свою проблематику и злободневность. В произведении раскрывается одна из важнейших характерных черт самого Тургенева – это умение видеть те тенденции, которые зарождаются в обществе. Великий русский писатель сумел запечатлеть в своем произведении борьбу двух лагерей – «отцов» и «детей». Фактически это было противостояние между либералами и демократами.
Это интересно: Красивые слова про любимого: изучаем тщательно
Вариант 5
Роман Тургенева И.С. «Отцы и дети» издан в ХIХ веке. Но своей актуальности он не потерял и в настоящее время. События, описываемые в произведении, происходят летом , в Марьино – родовом поместье Кирсановых. Описывая главных героев романа, Тургенев не просто наделяет их характерными чертами. Он на примере действующих персонажей показывает не только противоречие между молодым поколением и старым. На примере Евгения Базарова и Павла Кирсанова показаны разногласия, существующие в обществе.
Кирсанов Павел Петрович, как представитель старшего поколения олицетворяет собой всё консервативное. Потомственный дворянин, лощёный аристократ, он и в деревне безупречно одет, держится достаточно уверенно. Умный и хорошо образованный, он знает себе цену. Придерживаясь либеральных взглядов, считает, что монархия – идеальный государственный строй. И, что прогресса в жизни государства и общества можно добиться при помощи либеральных реформ. Родившийся аристократом, Павел Петрович считает, что именно дворянское сословие является движущей силой государства. По его мнению, именно дворяне способны принести пользу своей Родине.
Ему в противовес показан Евгений Базаров. Незнатного сословия, разночинец, слишком просто и небрежно одетый. Речь Базарова разительно отличается от речи Кирсанова. Он говорит прямо и несколько грубовато. Прослыв нигилистом, отвергает всё старое и косное. Всё патриархальное Евгению чуждо. Он отвергает традиции предков, как ненужный хлам. Аристократов считает трутнями, не приносящими никакой пользы обществу.
Первый ожесточённый спор между Кирсановым и Базаровым возник на их разногласии по поводу общественного устройства России.. Кирсанов в прошлом имел блестящую военную карьеру. Личная жизнь у него не сложилась. Потеряв интерес к жизни, Павел Петрович приехал доживать свой век в деревню, к брату. Либерал в душе, он, пытается наладить хозяйство и ввести новшества. Предметом его гордости является тот факт, что крепостных в их имении не бьют кнутом.
Базаров – сын обедневшей дворянки и бывшего военного врача. Медицина и естественные науки – вот его жизненный интерес. Всё, чего он достиг в жизни, досталось ему годами учёбы и самообразования. Разделяя взгляды нигилистов, Базаров не приемлет ни либерализма, ни консерватизма. Считая, что мир устроен на материальной основе, Евгений отвергает всё духовное. Он нетерпим к религии. По его мнению, будущее за образованием и наукой. Любовь и дружба для него – ненужные эмоции. Искусство и литература – бессмысленные занятия, не приносящие существенной пользы.
Два антипода – Кирсанов и Базаров. Каждый имеет свой взгляд на жизнь и свою цель в жизни. Оба с упорством отстаивают свои взгляды. Каждому из них видится свой жизненный путь единственно правильным. Оба считают, что способны принести пользу обществу. На самом деле Павел Петрович не способный к действию, проводит свою жизнь в праздности. Евгений, отрицая и разрушая своими догмами всё «старое», не способен предложить что-то взамен.
Разные взгляды на жизнь и всё, чем эта жизнь наполнена, приводит наших героев на дуэль.
Роман «Отцы и дети» в русской критике: мнение Достоевского
Очень своеобразную позицию занял по отношению к главному герою и Ф. М. Достоевский. Базарова он считал «теоретиком», который слишком сильно оторвался от реальной жизни. И именно поэтому, считал Достоевский, Базаров и был несчастен. Другими словами, он представлял собой героя, близкого к Раскольникову. При этом Достоевский не стремится к детальному анализу теории тургеневского героя. Он верно отмечает, что всякая отвлеченная теория неминуемо должна разбиться о реалии жизни, а потому принести человеку муки и страдания. Советские критики считали, что Достоевский свел проблематику романа к комплексу этико-психологического характера.
Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?
Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь. Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу. В действительности же Кирсанов сторонится крестьян. Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном. Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец.
Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому. Хотя Евгений грубоват и насмешлив к дворовым, те его понимают и уважают.
Критика Н. Н. Страхова: «Отцы и дети» (роман И.С.Тургенева)
Статья Н. Н. Страхова посвящена роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Проблематика критического материала касается:
смысла самой литературно-критической деятельности (автор не стремится поучать читателя, но думает, что сам читатель этого хочет);
стиля, в котором должна писаться литературная критика (она не должна быть слишком сухой и привлекать внимание человека);
разлада между творческой личностью и ожиданиями окружающих (так, по мнению Страхова, было с Пушкиным);
роли конкретного произведения («Отцов и детей» Тургенева) в русской литературе.
Первое, что отмечает критик, — что от Тургенева также ожидали «урока и поучения». Он ставит вопрос о прогрессивности или ретроградности романа.
Он отмечает, что карточные игры, небрежный стиль одежды и любовь к шампанскому Базарова — это некоторый вызов обществу, причина недоумения у читательской аудитории. Страхов также заметил: на само произведение есть разные взгляды. Более того — люди спорят, кому же симпатизирует сам автор — «отцам» или «детям», виновен ли сам Базаров в своих бедах.
Конечно же, нельзя не согласиться с критиком, что этот роман — особое событие в развитии русской литературы. Более того, в статье говорится, что у произведения, возможно, есть таинственная цель и она достигнута. Получается, что статья не претендует на роль 100% истины, но пытается разобраться в особенностях «Отцов и детей».
(Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)
Основные герои романа — Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, молодые друзья. У Базарова есть родители, у Кирсанова — отец и молодая незаконная мачеха Фенечка. Также по ходу романа друзья знакомятся с сёстрами Локтевыми — Анной, в замужестве Одинцовой, на момент разворачивающихся событий — вдовой, и юной Катей. Базаров влюбляется в Анну, а Кирсанов — в Катю. К сожалению, в конце произведения Базаров погибает.
Однако для публики и литературной критики открыт вопрос — существуют ли в реальности люди, аналогичные Базарову? По мнению И. С. Тургенева, это вполне реальный тип, хотя и редкий. Но для Страхова Базаров всё же является плодом авторского воображения. И если для Тургенева «Отцы и дети» — отражение, собственное видение русской действительности, то для критика, автора статьи сам писатель — следит «за движением русской мысли и русской жизни». Он отмечает реалистичность и жизненность книги Тургенева.
Важным моментом являются комментарии критика относительно образа Базарова.
Дело в том, что Страхов подметил важный момент: Базарову придаются черты разных людей, поэтому каждый реальный человек чем-то на него похож, по мнению Страхова.
Статья отмечает чуткость и понимание писателем своей эпохи, глубокую любовь к жизни и окружающим людям. Более того, критик защищает писателя от обвинений в вымысле и искажении действительности.
Вероятнее всего, целью романа Тургенева было в общем и в целом осветить конфликт поколений, показать трагизм человеческой жизни. Именно поэтому Базаров стал сборным образом, не был списан с конкретного человека.
По мнению критика, многие люди несправедливо рассматривают Базарова как главу молодёжного кружка, но и такая позиция ошибочна.
Также Страхов считает, что в «отцах и детях» нужно ценить поэзию, не уделяя излишнего внимания «задним мыслям». По сути, роман создан не для поучения, но для наслаждения, считает критик. Однако И. С. Тургенев всё-таки недаром описал трагическую смерть своего героя — видимо, в романе всё же был поучительный момент. У Евгения остались старенькие родители, которые тосковали по сыну — может быть, писатель хотел напомнить, что нужно ценить своих близких — и родителям детей, и детям — родителей? Этот роман мог быть попыткой не только описать, но и смягчить или даже преодолеть вечный и современный ему конфликт поколений.
СПАДИЛО.РУ
Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.
Происхождение Базарова
Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.
Нигилизм Базарова
Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.
Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл
ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.
Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.
Значимость героя для общества
Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.
Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.
Любовь в жизни Базарова
Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.
Развенчание теории Базарова
Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.
Базаров и Николай Кирсанов
Отец Аркадия соединил в себе лучшие качества российской аристократии. Прекрасное воспитание, доброта, деликатность – основные черты характера. Кирсанов любит музыку, видит прекрасное и ценит все хорошее, что дарит ему судьба. Автору жалко уходящего в прошлое дворянства. На смену ему идет нигилизм, но есть ли ему место в жизни. Может ли он заменить интеллигентность и образованность старого сословия. Базаров против мечтаний, он лишен сентиментальности и чувствительности. Автор уверен в другом. Семья, любовь победят черствый расчет. Благородство не даст бесчувственности заполнить сердца людей. Возможно, поэтому и Кирсановых есть будущее. Оба поколения создают семьи, а Базаров остается только в памяти тех, с кем спорил.
Образы представителей двух поколений вызывают разнородные чувства. Для кого-то Базаров становится любимым персонажем на многие годы. Кто-то признает правоту старших. Написать сочинение «Отцы и дети: соперники или союзники» на примере романа великого классика можно, используя предложенную информацию. Рассуждения помогут обосновать свое мнение, доказать точку зрения на проблему многих веков.
Идейный конфликт П.П. Кирсанова и Базарова
Спор поколений в романе «Отцы и дети» особенно явно проявляется в столкновении взглядов на существующий порядок вещей Павла Петровича и Евгения.
Можно выделить четыре круга вопросов, по которым спорят эти герои. Рассмотрим их.
Первый вопрос — это отношение к дворянству. Павел Петрович считает, что аристократы — это те, кто способствует развитию общества. Базаров, напротив, говорит, что аристократы не способны действовать и не приносят пользы обществу. Дворянство, по его мнению, не может содействовать развитию России.
Второй вопрос, вызывающий противоречие между героями, — это отношение к не признает никаких авторитетов и ничего не принимает на веру. Он независим, обладает самостоятельным мышлением, для него важна суть проблемы, а не отношение к ней других. Однако как бы ни был практичен Базаров, человеческие чувства ему тоже свойственны. Он влюбился в и не смог не объясниться с ней.
Однако, как справедливо отмечает Павел Петрович, крайним проявлением нигилизма может стать отрицание и таких понятий, которые нельзя подвергать сомнению. Базаров отвергает религию и мораль, а утверждает обязательность революционных действий во благо народа.
Разнятся взгляды двух героев на простой народ и его судьбу. Павел Петрович прославляет патриархальность крестьянской семьи, религию. Базаров считает, что крестьяне невежественны и не способны понять своих интересов. Должно отличать предрассудки народа от его интересов. Кирсанов много говорит о необходимости служения отечеству, но при этом живет спокойно и сыто. Базаров ближе, чем Кирсанов, к простому народу по своему общественному положению: он разночинец и должен работать. Нужно отметить, что Евгений не любит бездействия. Работа увлекает его, он не уважает праздности и лени.
Последний вопрос, вызывающий разногласия двух персонажей, — это отношение к
природе и искусству. Павел Петрович благословляет все прекрасное. Базаров способен видеть в вещах и явлениях только полезное. Природа для него — это мастерская, где хозяин — человек. Он отрицает достижения культуры и искусства, поскольку в них нет практической пользы.
Спор о любви и отношении к женщине
Павел Кирсанов, судя по своим речам, настоящий джентльмен и последний романтик. Он всегда уважительно и страстно рассуждает о дамах. Однако его биография свидетельствует лишь о блестящих любовных похождениях в молодости. Встретив такую же, как и сам, княгиню Р, охотницу за страстями, он не распознает в ней потребительского интереса к себе, и его личная жизнь терпит фиаско.
Кирсанов в угоду своему эго способен лишь обозначить свое отношение к женщине (дуэль из-за Фенечки), однако полюбить этот внутренне опустошенный человек уже не может.
Молодой Евгений Васильевич, наслушавшийся нигилистской чуши, вначале декларирует свою отрешенность от чувств, любви и т. п. Однако это не более чем ребячество. Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство. Настоящее, непоказное, природное благородство проявляется в нем, когда он, одновременно умирая, прощается и объясняется в любви Одинцовой. Спор Кирсанова и Базарова (таблица наглядно сопоставляет внутреннюю природу оппонентов) проигран обоими. Правда, с небольшой поправкой. Внесем ясность: любовь женщины не панацея для мужчины, она лишь увеличительное стекло для его недостатков либо достоинств.
Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила.
Второстепенные персонажи
Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно. |
|
Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына. |
|
Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету. |
|
В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия. |
|
Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником. |
|
Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского. |
|
Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова. |
|
Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго. |
|
Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком. |
|
Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни. |
Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.
Наука и искусство
В чем заключается проблема отцов и детей? В восприятия окружающего мира и его истории. Новое поколение пытается отрицать значимость искусства. Стихи, романы – это одно из проявлений чувственности, от которой прячутся Базаровы. Нигилизм – своего рода стена, через которую не может пробиться красивая поэзия, восхваляющая природу, человека, культуру. Нигилисты доказывают, что обществу нужны ученые. Химик полезнее поэта в 20 раз
Важно для Базарова, что дважды два четыре, все остальное «пустяки». Природа для людей – это не место отдыха и вдохновения
Природа – мастерская, в которой нужно трудиться.
Конфликт поколений привел к идеологическому спору двух культур. Аристократическая культура имеет богатый опыт, огромное наследие. В культуре много положительного: дисциплинированность, безупречность внешнего вида, медлительность, точность формы и содержания. Демократическая культура, по философии Базарова, противоположна по основным позициям. Нет смысла соблюдать правила за столом, искусство становится чепухой, стихи романтическим бредом.
Особый спор вызывает отношение к Богу. Атеизм нигилистов категоричен, никакой веры в душе они не признают, лишают человека даже возможности верить в возможность Высших сил. Базаровы все объясняют законами естественных наук.
Базаров и его мнимые единомышленники
Базаров и его мнимые единомышленники.
Нас не так мало, как вы полагаете.
Базаров Е.В
Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.
Один из них — его друг Аркадий Кирсанов
, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову. Из-за этого у него даже возникает конфликт с отцом. Но позже различия между отцом и сыном сглаживаются. А.К. становится все более похожим на своего отца. Он готов вступать в компромиссы с жизнью. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга.
Ситников
– псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Нигилизм позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситников — сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать» Несмотря на это он говорит, что обязан Базарову своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий. Услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова — путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Кукшиной.
Кукшина Авдотья Никитишна
– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно»
Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич — «гениальный» господин, написавший какую-то статью
Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, — но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания.
Базаров к Ситникову и Кукшиной относиться чисто потребительски:. Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы».
В тургеневском романе Базаров концентрирует в себе как лучшие, так и худшие черты русской революционной молодежи конца 50-х — начала 60-х годов XIX века — самого кануна эпохи Великих реформ.Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.
Споры Базарова и Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургеневу было присуще извечное желание разобраться во всем, что происходило в его стране. Это видно и в романе «Отцы и дети», отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века. В книге писатель отразил не только противоречия разных поколений, но и, в большей степени, — борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.
Сюжет романа построен на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических направлений – дворян-либералов и революционеров-демократов. На фоне этого противоборства Тургенев поднимает важные вопросы развития общества: социально-экономические, нравственные, культурные и многие другие. Эти вопросы обсуждают в своих спорах герои романа.
Базаров — яркий представитель революционной демократии, выразитель новых мыслей, идей, рождённых новым временем. Он противопоставляется в романе либеральному дворянству, представленному Павлом Петровичем Кирсановым. Их резкие расхождения во взглядах мы замечаем уже в первом споре героев.
Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу — «английской свободе«, коей является конституционная монархия. Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому считает аристократов неспособными к действию. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду — действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: «Вас всего четыре с половиной человека«. На это Базаров ему лаконично отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела«.
Под “отрицанием всего» Базаров прежде всего имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Проповедуют же нигилисты, в первую очередь, необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза.
Базаров утверждает, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. На что Кирсанов возражает ему, указывая на религиозность и патриархальность русского мужика. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семейный уклад жизни. Но споря с ним, Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, что он темен и невежественен. Базаров считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, Евгений непримиримо выступает против барства и рабства народа.
Еще один немаловажный вопрос, затрагиваемый в спорах «отцов и детей», — отношение к искусству и природе. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа— не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а «Рафаэль гроша медного не стоит». И в то же время, герой Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить.
Главный идейный противник Базарова в лагере «отцов» — Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл его «уездным аристократом», потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек.
На чьей стороне автор? По возрасту, характеру, образу жизни Тургенев был «отцом», но будучи либералом по убеждениям, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса«. И все же герой в конце романа умирает. В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не встретив единомышленников или «родственных элементов«, Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал «фигуру сумрачную, дикую,… сильную… и все-таки обреченную на погибель потому, что она все- таки стоит еще в преддверии будущего«.
Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. «Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев (в письмах) смысл изображенной им ситуации.
Сочинение Базарова и Кирсанов. Сравнительная характеристика
А.С. Тургенев создал роман «Отцы и дети» в 1862 году. В нём он описал актуальную проблему конфликта поколений.
Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность. Основное противостояние ему оказывает Кирсанов Павел Петрович — представитель старого поколения отцов. Он аристократ, хорошо образован, любит искусство и всё английское. Он не может терпеть развязности ни в себе, ни в других.
С самого начала герои противопоставлены даже по внешнему виду, одежде. Павел Петрович описан как человек средних лет, с гладко выбритым лицом, без признаков старости, в английском сьюте. «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом,» — казалось, всё в нём было идеально. Базаров же описан как молодой человек в небрежно широком плаще, с щетиной, длинными волосами и красными рабочими руками.
Взгляды их расходились во всём. Евгений терпеть не мог аристократом, которые только «сидят сложа руки и уважают себя». Ему нужны деятельные люди, от которых будет польза. Кирсанов же наоборот, являясь аристократом, говорит про англичан, что они уважают права других и не отступают от своих прав, он уважительно к ним относится. Изречения Базарова его оскорбляют.
Взгляды Базарова в сфере искусства доходят до абсурда: «Рафаэль гроша медного не стоит». Он не видит практической пользы в музыке, живописи, скульптуре. Такая прямота, практичность раздражают Павла Петровича, который привык читать художественную литературу и наслаждаться музыкой.
Про нигилистов Кирсанов отзывается нелестно, считает их болванами, которые вдруг нашли себе более модное название. В нигилизме он видит оправдание невеждам. Базаров же гордится тем, что он нигилист, чувствует себя уверенно, видит своё призвание в том, чтобы «место расчистить», а кто будет строить что-то новое его не волнует.
Но в одном эти личности похожи. Оба мужчины оказались жертвами несчастной любви. Любимая Павла Петровича умерла, и он погас внутри. А Базаров оказался отвергнут Анной Одинцовой и не смог признать своих чувств, пока не оказался на смертном одре.
Таким образом, 2 абсолютно противоречивые личности как нельзя лучше иллюстрируют конфликт между поколениями в критическом проявлении.