Кто такой индивид

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Свойства личности в психологии

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

Психические свойства личности

В психические свойства входят такие психические процессы:

  1. Способности. Под этим понятием подразумевают особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать. Качество жизни человека зависит от того, насколько им осознаются собственные способности и применяются на практике. Неиспользование способностей приводит к их уменьшению и к появлению депрессивного состояния и неудовлетворенности.
  2. Направленность. Эту группу составляют такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
  3. Эмоции. Под эмоциями понимают психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям. Большая часть эмоций отражает удовлетворение — неудовлетворение потребностей и достижение — недостижение целей. Небольшая часть эмоций связана с получением информации (интеллектуальные эмоции) и с соприкосновением с предметами искусства (эстетические эмоции).

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

  1. Воля. Волевые качества – это способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими. Волевое решение принимается на основе анализа разных потребностей, после чего некоторые потребности ставятся выше других. Результатом такого выбора становится ограничение или отторжение одних желаний и выполнение других. Во время выполнения волевых действий человек может не получать эмоционального наслаждения. Здесь первое место занимает удовлетворение морального плана от того, что получилось преодолеть низшие желания и потребности.
  2. Характер. Характер складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Чем лучше человек понимает отрицательные и положительные черты своего характера, тем эффективнее он сможет взаимодействовать с социумом. Характер не является константой и поддается корректировке в течение жизни. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств. Работа над своим характером называется самосовершенствованием.
  3. Темперамент. Под темпераментом подразумевают устойчивые характеристики, обусловленные строением нервной системы. Различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждый из этих видов имеет свои положительные характеристики, которые следует учитывать при выборе профессии.

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.

Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.

Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.

Глубина

Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Социальные свойства личности

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой

Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов

Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG – игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу – эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Динамическая структура личности по к. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических процессов

Биопсихические свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально — психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Индивид (от лат. Individuum — неделимое), первоначально — лат. Перевод греческого понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.

Человек — совокупность всех общественных отношений.

  1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
  2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;
  3. сущностное понимание человека;
  4. целостное понимание человека.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Ляля — Стр 3

Формирование развитой личности в тысячах трудящихся, которых существующий порядок вещей как бы фатально обрекал на полное обезличение,— одно из самых величественных явлений в истории. Таково первое замечательное завоевание рабочего движения. Уже в начале прошлого века в его рядах появляется масса независимых, самоотверженных натур, выкованных из такого человеческого материала, который по оценкам объективистской буржуазной статистики годился только на то, чтобы быть резервом роста преступности, пьянства и распущенности. Освободительное рабочее движение, объединяющее наиболее передовых, наиболее сознательных представителей пролетариата, спасает весь этот класс от деградации и обесчеловечения, от осуществления наиболее пагубных объективных тенденций капиталистического хозяйственного развития. В результате систематических правозащитных акций в ряде капиталистических стран устраняются крайние формы обнищания и эксплуататорского гнета (повышается заработная плата, сокращается рабочий день, узакониваются права рабочих на образование, социальное обеспечение и т. д.).

Благодаря освободительному рабочему движению буржуазное общество принуждается к осознанию того, что задатки личности и индивидуальности имеются у каждого, даже самого забитого, представителя трудящейся массы.

Мы хорошо понимаем смысл педагогического требования: задатки личности должны быть признаны за каждым. Из ребенка нельзя вырастить волевого, стойкого, ответственного человека, если уже заранее не авансировать ему уважения к его личному достоинству.

Точно так же обстоит дело и в общественно-исторической практике, хотя здесь правило упреждающего уважения признается далеко не всегда. Излюбленный аргумент политических реакционеров всех времен — ссылка на личностную незрелость народных масс.

О какой личной свободе крестьян может идти речь, разглагольствовали помещики-крепостники, если крестьяне — это всего лишь «большие дети», которые не доросли до самостоятельности и свыклись со своим подопечным положением? Допустима ли политическая независимость отсталых народов, вторили им колонизаторы, если народы эти еще не вкусили гражданской культуры?

Прогрессивная социальная философия уже в конце XVIII столетия нащупала убедительный ответ на подобные риторические вопросы, подсказанные вполне определенным классовым или кастовым интересом. С предельной ясностью его формулировал В. Гумбольдт, талантливейший представитель немецкого раннебуржуазного либерализма: «…Ничто не способствует в такой мере достижению зрелости, необходимой для свободы, как сама свобода. Это утверждение отвергнут, конечно, те, кто так часто пользовался недостатком зрелости в качестве предлога для того, чтобы продолжать угнетение. Однако мне представляется, что данное утверждение, безусловно, вытекает из самой природы человека. Недостаток зрелости, необходимой для получения свободы, может проистекать только из недостатка интеллектуальных и моральных сил,.. это требует работы, а работа — свободы, пробуждающей самодеятельность» (В. Гумбольдт. Язык и философия культуры. М., «Прогресс», 1985, стр. 137).

Аналогичным образом рассуждали Д. Юм и А. Смит, Ж.-Ж. Руссо и Э. Ж. Сьейес, И. Кант и И. Г. Фихте, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Ни один из народов, населяющих Землю, ни один из классов, составляющих эти народы, не может считаться «граждански несовершеннолетним». В современном мире нет общественных групп, члены которых были бы индивидами, не способными стать индивидуальностями и личностями. Презумпция всеобщей правоспособности — один из важнейших общедемократических принципов, закрепленных ныне в формулах международного права. Он безоговорочно разделяется и нашей, марксистской теорией. Особенно активно мы проводим его сегодня, когда в нашей собственной идейно-политической жизни приобрел такое острое звучание вопрос о гласности и демократии как необходимых условиях развития демократической культуры, правосознания и социально ответственного поведения каждого члена общества.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру. Говорят так: “личностью не рождаются, личностью становятся”. Процесс становления личности называется социализация.

Признаки, характеризующие личность:

  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, не развитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

TheDifference.ru определил, что разница между индивидом и личностью заключается в следующем:

Взаимодействие с социумом. Чтобы оставаться индивидом, человеку достаточно просто быть собой. А вот личностью он может стать лишь через социальное взаимодействие, которое проявляется либо в сотрудничестве, либо в противостоянии. Достаточность. Всякий человек рождается индивидом, а вот личностью он становится только в процессе сознательной жизни. Количество. Индивидов в мире – около 7 миллиардов, а личностей, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких десятков миллионов. Признание. Каждый человек является равным в правах с другими людьми, то есть его право на индивидуальность – неотъемлемо. Однако личности выражают себя несколько ярче, получая определённые социальные привилегии (авторитет, власть, признание). Осознанность. Чтобы оставаться индивидом, достаточно просто жить, вписываясь в рамки социума либо изолировавшись от него. Путь к становлению личности – это осознанное действие, доступное лишь избранным.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род.

Человечество отличается от всех иных общностей природного мира только ему свойственным способом жизнедеятельности. Благодаря этой особенности человек на всех этапах исторического развития во всех точках земного шара сохраняет свой определенный онтологический статус.

Человечество — это абстрактный философско-соци- альный образ, состоящий из конкретных своих представителей — людей. Отдельный представитель человечества обозначается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. п. Поэтому понятие «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», не учитывая при этом его биологические и социальные особенности, такие как возраст, пол, социальный статус, образовательный и культурный уровень и т. п.

Однако для того чтобы отразить все вышеперечисленные социальные достоинства человека, в которых отражен его социальный статус, чаще всего используется термин «личность». С точки зрения социальной философии личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт общественных отноше- ний, результат исторического развит ия. Главной особенностью личности выступает наличие в ней автономности, выражающейся в некоторой степени независимости от общества, способности отстаивать в нем своп идеалы. Личность владеет собой, что становится свидетельством ее высокой внутренней самоорганизации, возникшей благодаря рассудительности, адекватной самооценке и самоконтролю. Высокая самоорганизация личности возникает благодаря ее самосознанию, которое трансформируется в жизненную позицию. Последняя представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.

О понятии индивидуальность

Манера поведения, привычки и реакция на всё происходящее у каждого из них будет разная. Определение слова индивидуальность – это наличие ряда неповторимых качеств каждого человека, его своеобразные особенности, которым обладает только лишь он. В число таких отличительных характеристик можно смело включить не только интересы персоны, но и её привычки, переживания и даже настроение, которое постоянно меняется. И это уже не говоря о талантах, наклонностях и способностях, благодаря которым личность можно назвать целостной, то есть уникальной. Человек демонстрирует свою индивидуальность через поведение в социуме, при этом учитываются разные реакции на какие-то события, а также ситуации в целом. Следует отметить, что ключевое влияние на развитие персоны оказывают СМИ.

Ряд телепередач выступают ключевыми параметрами стандартизации и развития личности в одностороннем порядке. Способность к мышлению и анализированию медленно подавляется и не так-то просто оказывается «правильно» расставить акценты и сделать свои выводы. Такое мышление в первую очередь очень опасно для подростков, их личность ещё до конца не сформировалась и человек находится на стадии социализации. Истиной может стать любая авторитетная теория, которую заявили во всеуслышание с пропагандой поддержки.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он – индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector