Пирамида потребностей маслоу: характеристика 5 основных ступеней и ее применение в жизни человека
Содержание:
- Виды потребности в общении
- Классификация соц.потребностей человека
- Виды потребностей в общении
- Дефицит микроэлементов.
- Классификации потребностей
- Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
- Как превратить питание в мощный инструмент поддержки своего тела?
- Определение
- Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
- Иерархия потребностей – 5 ступеней
- Классификация потребностей человека
- Классификация потребностей
Виды потребности в общении
В состоянии тревоги и глубокого переживания даже малообщительные люди становятся разговорчивыми. Внутренний конфликт, страхи, борьба и жуткое волнение – все это способствует быстрому появлению новой темы для разговора. В зависимости от того, что хочет человек получить в результате, общение разделяется на следующие виды:
Безопасность.
Страх сковывает и одновременно побуждает человека испытывать сильную потребность в общении. Незнакомые люди начинают увлекательную беседу лишь из-за появления волнения и переживаний. Такая потребность далеко не в каждом случае дает хорошие результаты, ведь так мы можем наговорить много всего лишнего, чего в обычных бы обстоятельствах никогда бы не делали!
Доминирование.
Такая потребность для начала разговора возникает у людей, которые по характеру и особенностям властные, с яркими чертами лидерства. Оно направлено на подчинение другого вашим взглядам, мыслям, вкусам и чувствам. Доминирование в общении приносит удовлетворение в тех случаях, когда другой человек испытывает потребность в подчинении. Если же сталкиваются в разговоре два лидера с потребностью в доминировании, то конфликта не избежать. Затруднительно общение и двух других противоположностей – людей, нуждающихся в подчинении.
Выражение индивидуальности.
Выразить свой характер, необычный склад ума, отношение к жизни – все это стремится человек, который испытывает потребность в общении ради обращения внимания других на его же индивидуальность. Такие люди во время беседы крайне уязвимы и ранимы, ведь отрицание или высказывание другой позиции его собеседником вызывает возмущение, недоумение и даже глубокое разочарование.
Престиж.
Быть признанным в обществе, получить похвалу и заслужить уважение – желание многих людей. Часто такая потребность ярко проявляется в общении. По разговору становится понятно, какие мотивы у человека, что он хочет этим сказать и почему он выбрал именно такой способ общения. Если не контролировать такую потребность, то можно потерять друзей и даже испортить с ними отношения.
Чтобы общение было гармоничным, приятным и доставляло истинное удовольствие обеим сторонам, важно в первую очередь думать об интересах другого. Познание
Познание.
Благодаря общению мы получаем новые знания, информацию по разным вопросам, исследуем темы и углубляемся в профильные темы. Потребность в общении часто возникает в тот момент, когда нам требуется получение ответа на возникший вопрос. Удовлетворение наступает в тот момент, когда мы достигаем цели.
Покровительство.
Покровительство – это форма заботы о других людях. Некоторые стремятся начать разговор, чтобы оказать необходимую помощь и поддержку. Однако при неумеренном желании покровительствовать проявляется и стремление к самоутверждению, поэтому во всем важна уравновешенность.
Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе.
Классификация соц.потребностей человека
Существует множество разделений человеческих стремлений. Самая известная из них – пирамида А.Маслоу. Она имеет несколько уровней от наиболее простых нужд к высоким. Ученый утверждал, что реализация желаний низкой категории приводит к возникновению тех, что находятся на ступень выше.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Согласно теории, все влечения личности – врожденные и организованы в конкретную иерархию по приоритетности. Она имеет такой вид:
- Физиологические: еда, питье, отдых, сон.
- Защищенность: стабильность, упорядоченность, безопасность, освобождение от страха и тревожности, хаоса.
- В чувстве необходимости, любовных проявлениях: дружба, семья, собственный круг общения.
- В уважении окружающих: известность, незаменимость, признание, самоуважение, репутация, положение в социуме.
- В самореализации: профессия в зависимости от способностей и интересов, развитие умений и навыков.
Однако Маслоу предвидел и исключения из правил. У некоторых нужда в самоутверждении может стоять выше, чем раскрытие потенциала и занятие любимым делом. Также в список социальных потребностей входят первичные и вторичные.
Врожденные
Их еще называют физиологическими. Без реализации таких запросов человек просто не сможет существовать. К ним относится голод и жажда, необходимость дышать чистым и свежим воздухом, регулярно высыпаться, удовлетворять половое влечение.
Также сюда включают безопасность и уверенность в завтрашнем дне, экономическую стабильность. Все это заложено в людях на генетическом уровне.
Приобретенные
Они обладают психологической природой и появляются только с увеличением жизненного опыта. Это желание стать успешным, занять высокое положение в обществе, получить всеобщее признание и уважение, создать семью. Вторичные потребности также имеют классификацию:
- Социальные. Стремление общаться с людьми, проявить навыки и знания в общественной жизни, добиться достойного места. Все это развивается в зависимости от представлений личности о структуре социума.
- Идеальные. Влечение к самостоятельному развитию: получение новой информации, изучение действительности, познание смысла жизнедеятельности.
- Духовные. Проявляются, когда индивид стремится сделать жизненный опыт богаче, раздвинуть рамки кругозора, развить собственные творческие способности, осознать прекрасное. Это заставляет интересоваться мировой культурой, работать не ради прибыли, а для своего роста и желания познать себя через труд.
Несмотря на то что соц.потребности считаются вторичными, они более значимы для людей. Например, студент сильно хочет спать, но вместо этого он готовится к предстоящему экзамену. Мама ухаживает за малышом, забывая поесть.
Таких ситуаций можно привести множество. Ведь каждый стремится быть активным и полезным в обществе, установить позитивные межличностные взаимоотношения, заслужить уважение и признание окружающих.
В случае когда не удается реализовать эти влечения, появляется чувство бесполезности, ненужности. Это оказывает на него сильнейшее психологическое воздействие.
Виды потребностей в общении
Нужды человека бывают первостепенными и вторичными. Никто не сможет выдержать слишком долго без пищи, отдыха или сна. Люди, попавшие в такую катастрофическую ситуацию, вскоре просто погибнут. Невозможность осуществления необходимых социальных потребностей не так трагично и не приводит к смерти, но весьма негативно влияет на психику и ухудшает психологическое здоровье. В подобном состоянии у человека может снизиться требовательность к себе, появиться равнодушие и нежелание поддерживать хорошее физическое состояние собственного организма.
Выраженную потребность в общении называют аффилиацией. Особенно ярко это стремление проявляется в моменты тревожности, грозящей опасности, остром чувстве одиночества. Также это означает, что человек нуждается в дружеских и доверительных отношениях, ему хочется быть в обществе других людей, позитивно настроенных по отношению к нему.
Индивидуальная потребность в общении
Потребности даже одного индивида в общении могут сильно различаться и иметь следующие виды, такие как:
- Признание человека сильной личностью. Окружающие должны подтверждать его убеждение в том, что он уникален и неповторим, успешно реализует свой творческий потенциал.
- Доминирование. Индивид пытается активно влиять на взгляды и образ жизни других людей, контролировать их поведение. Потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, если ситуация начинает изменяться в нужную сторону. Стремление к доминированию заметно осложняют такие обстоятельства как взаимоотношения двух доминантных личностей, так как в их общении возможны частые конфликты. У ведомых людей нет желания доминировать, и это служит причиной непродуктивности их совместной работы или деятельности.
- Престиж. Эту тягу может удовлетворить лишь высокая общественная оценка или признание значимости человека для отдельной социальной группы, кооператива или организации. Под влиянием его авторитета, решения и мотивы поведения людей изменяются.
- Забота о другом человеке. Реализация подобной потребности помогает выработать серьезное отношение к жизни. Способствует формированию таких черт характера как гуманизм и самоотверженность.
- Потребность в помощи других людей. Высказанная или другим каким-либо способом продемонстрированная просьба заведомо предполагает принятие заступничества, содействия или поддержки. Это приносит моральное удовлетворение человеку, откликнувшемуся на нее. Отказ в данной ситуации нежелателен.
Дефицит микроэлементов.
99% населения Земли испытывают нехватку хотя бы одного микроэлемента. Около 70% в 2 или 3-х и 50% – больше 3-х микроэлементов
К сожалению, на дефицит витаминов и минералов мы обращаем внимание, когда уже появляются явные признаки неблагополучия:
— Частые простуды и ослабленный иммунитет при недостатке цинка
— Беспокойство, нервозность, быстрая утомляемость и головные боли, если в организме не хватает магния.
— Тусклые волосы, розоватая шелушащаяся кожа на ладонях, слоящиеся ногти говорят о нехватке витаминов В.
— Нарушенный жировой обмен, пониженный уровень холестерина в крови говорит о недостатке хрома: как только уровень хрома снижается – неиспользованная глюкоза преобразуется в жир. А это первый этап ожирения.
— По последним данным, симптом дырявого кишечника, целиакия, низкая энергия, заболевание Крона (воспалительное заболевание кишечника) и ожирение связаны с низким уровнем витамина D3.
— Железо – это наша кровь, кислород, иммунитет. Недостаток железа у женщин может стать причиной ановуляция (отсутствие овуляции) и низкого качество яйцеклеток, которое снижает вероятность беременности на 60%.
— К2 Делает кости плотнее и снижает возможность переломов. При его дефиците могут возникнуть обширные внутренние кровотечения, окостенение хрящей, отложение солей на стенках сосудов
Классификации потребностей
С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.
Автором первой классификации потребностей принято считать Эпикура, которые еще в 3 тыс. до н.э. поделил желания (или потребности) человека на такие группы:
- естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
- естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
- желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).
Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».
Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом. Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:
- потребность человека в связях (принадлежность к группе);
- потребность в самоутверждении (чувство значимости);
- потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
- потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
- потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).
Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Основные группы | Потребности | Описание |
Дополнительные психологические потребности | в самоактуализации (самореализации) | максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности |
эстетические | потребность в гармонии и красоте | |
познавательные | стремление узнавать и познавать окружающую действительность | |
Основные психологические потребности | в уважении, самоуважении и оценке | потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п. |
в любви и принадлежности | необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными | |
в безопасности | необходимость в защите, стабильности и безопасности | |
Физиологические потребности | физиологические или органические | потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п. |
Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.
Пирамида потребностей по Маслоу и примеры
Согласно учениям Абрахама Маслоу человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.
Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.
5 ступеней по Маслоу
Пирамида Маслоу из 5 ступеней:
- Физиологические: еда, вода, сон, воздух, размножение.
- Безопасность: здоровье, стабильность, личная безопасность, имущество, сохранность жизни.
- Социальные: дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
- Признание: самооценка, уважение окружающих, уверенность в себе.
- Самореализация (потребность в созидании – стремление в выявлении и развитии личностных возможностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.
Пять ступеней потребностей по Маслоу
7 уровней потребностей
Работа Маслоу над изучением основных потребностей привела к расширению стандартной пирамиды. Основные потребности, обеспечивающие выживаемость остались неизменны.
- Физиологические – низший уровень
- Безопасность.
- Любовь – необходимость на уровне чувств и эмоций ощущать любовь.
- Уважение – одобрение, признание со стороны социума.
- Познавательные способности – необходимость познавать новое, развиваться, знать больше.
- Эстетика – желание жить в гармонии, красоте, порядке.
- Самореализация – потребность в деятельности, проявлении себя, достижении своих целей, реализация планов – высшая ступень.
Взаимосвязь между нуждами разного уровня определяется личностными качествами человека. В расширенной версии пирамиды Маслоу потребности высшего уровня могут перекликаться между собой.
Несоответствие потребностей и возможностей ведёт к проблемам физического и психологического характера
Важно уделять особое внимание себе, прислушиваться к своим внутренним желаниям
Узнайте больше по теме: Психические заболевания
Как превратить питание в мощный инструмент поддержки своего тела?
Функциональное питание
ставит целью не только заботу о том, чтобы вы не были голодными. Оно еще и предполагает налаживание работы тела, как одной единой системы.
Еда здесь рассматривается как:
- Энергия , которая влияет на эмоциональное состояние и хорошее самочувствие.
- Информация для наших генов , что может стать сигналом для включения или выключения генов, которые определяют наши слабые места.
- Питание , но которое утоляет не только физический, но и эмоциональный и ментальный голод.
- Налаженная связь : со своим телом (умение слышать, чувствовать, доверять ему и получать от него ответы), с окружением, с природой вокруг и с сезонными природными циклами.
Главная цель функционального питания
– напитать тело, учитывая индивидуальные потребности вашего организма и его состояние на данный момент. Не ограничивать себя, а наоборот дать телу все что необходимо, чтобы оптимизировать его работу и чувствовать сытость на физическом, клеточном и ментальном уровне
Чтобы помочь наладить работу организма и по максимуму напитать его полезными веществами – я создала программу «Готовим с Надей»
Программа поможет отойти от привычного, минимального набора продуктов и блюд и рассмотреть новые продукты, очень богатые минералами, витаминами и в тоже время безумно вкусные, если их правильно приготовить.
Возьмем цветную капусту. Это замечательный источник серы, которая поддерживает фазы детоксикации печени и помогает выводить тяжелые металлы, излишние эстрогены и те вещества, которые попадают в организм от чистящих средств и косметики.
Большинство людей думают, что цветную капусту можно либо пожарить в кляре, либо приготовить на пару. Но тогда это будет либо совсем нездоровое блюдо, либо уже диетическое питание для человека с больным ЖКТ, которому больше ничего есть нельзя. Но на самом деле из цветной капусты можно приготовить множество вкуснейших блюд: рис, лепешки, салат, суп-пюре и даже пиццу!
Определение
Что такое самовыражение? Самовыражением в психологии называется перенос во внешний мир внутреннего состояния, переживаний, эмоций. Это внешнее проявление всего, что происходит внутри человека. У некоторых людей этот процесс происходит осознанно, другие же делают это неосознанно.
Самовыражение по праву считается одним из факторов, провоцирующих развитие общества. Развиваться человечество будет только в том случае, если имеет место контакт или столкновение отличающихся друг от друга взглядов, мнений, умений и способностей.
У всех людей разные способы самовыражения. Причина тому — влияние различных внешних и внутренних или врожденных факторов. От них зависит то, насколько человек будет оригинальным в презентации своего внутреннего мира. Чем больше свободы, уверенности в себе, смелости показывает человек, тем более уникальной и неординарной личностью он считается. Если место этих качеств занимают шаблоны и стереотипы, на оригинальность и творческий подход к решению проблем можно не рассчитывать.
Потребность в самовыражении
Визуальное отображение внутреннего мира во внешней среде — такая же важная потребность, как и выживание. По мнению ученых, после того, как человек удовлетворяет базовые потребности в еде, одежде и крове над головой, приходит очередь самовыражения. Процесс начинается с изучения себя и окружающего мира. Как только они становятся понятными, возникает необходимость самореализации. Говоря простыми словами, самовыражение — это стремление заявить миру о своем существовании, почувствовать себя его частью, начать взаимодействовать с ним.
Интересно, что для многих людей иметь возможность самовыражения гораздо важнее удовлетворения физических потребностей. Ради нее они готовы недоедать, остаться без средств к существованию или подвергнуть себя смертельной опасности. Такие люди никогда не согласятся с обыденностью, скучной, серой жизнью. Возможность творить для них — это и есть сама жизнь.
Желание реализоваться, презентовать окружающим свой внутренний мир объясняется стремлением раскрыть заложенный внутри нас потенциал. Одинаковое воспитание, привитие одних и тех же правил поведения, одинаковые нормы обучения в школе делают человека среднестатистическим, таким же, как и все остальные. Такое положение вещей лишает его возможности презентовать себя, из-за чего часто он начинает бунтовать, идти против общества. Только одни делают это в творчестве, а другие с помощью эпатажных и порой шокирующих выходок.
В некоторых случаях потребность в самовыражении снижается. Так происходит вследствие каких-либо психологических травм, например, когда над человеком насмехались, высмеивали его творчество или вовсе отвернулись.
Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.
У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным
Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг
Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.
Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!
Иерархия потребностей – 5 ступеней
Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.
5 уровней пирамиды Маслоу
Физиологические потребности
Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.
Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.
Потребность в безопасности
Здесь играет роль инстинкт самосохранения
Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”
Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…
Потребность в любви, дружбе, принадлежности
С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет
Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями
В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.
Потребность в самореализации
На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.
Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.
Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:
- Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
- Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
- Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
- Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
- Эстетические – красота, вкус.
- Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.
Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.
Рисунок пирамиды Маслоу из 7 уровней
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
- вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
- чистая вода для утоления жажды;
- комфортные условия жизни;
- безопасность и уверенность в своём будущем;
- удовлетворение сексуальных потребностей.
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее
Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Классификация потребностей
Все желания имеют множество градаций в зависимости от признака.
По происхождению бывают:
- врождённые;
- простые приобретённые – в основе лежит личный опыт;
- сложные приобретённые – строятся на своих умозаключениях.
Приобретённые в детстве потребности и те, которые появляются у человека во взрослом возрасте относятся к культурным. Формируются под воздействием социума, в соответствии с условиями жизни человека, часто являются вариативными – на их появление повлияло общество, культурные ценности и привычки.
Типы по уровню сложности:
- биологические – основаны на жизнедеятельности организма;
- социальные – связанные с жизнью и взаимодействием с членами социума;
- духовные (идеальные) – появляются, как желание познавать окружающий мир и самого себя.
Классификация:
- По сферам деятельности: необходимость перерывов от работы, трудовой деятельности, деловой и дружеской связей, приобретении знаний.
- По объекту: биологические, блага и услуги, этические, эстетические, духовные.
- По субъекту: индивидуальные, групповые, общественные, коллективные.
- По значимости: второстепенные и доминирующие, периферические и центральные.
- По роли: естественные (природные) и обусловленные культурой.
- По критерию постоянства: ситуативные и устойчивые.
- По интенсивности переживания: слабые и сильные.
- По характеру осознаваемости: осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые.
Коммуникативные потребности лежат в основе развития человека
Также разделяют по характеру деятельности:
- нацеленная достижение желаемого в еде;
- направленная на оборону;
- познавательная;
- сексуальная;
- игровая;
- коммуникативная.
Градация происходит исходя достигаемых целей:
- покой, восстановление сил и работоспособности;
- когниция;
- коммуникация;
- биологическая;
- трудовая.
При этом список можно продолжать, выявляя всё новые личностные потребности, характеризующие индивида.
Социальные потребности определяют принадлежность человека к обществу
По теории Симонова и Ершова существует 3 группы потребностей:
- Витальные – обеспечивают существование человека как вида и как индивида. Самая яркая биологическая потребность – необходимость в экономии сил.
- Социальные – определяют как желание справедливости, относиться к социальной группе, лидерства, соблюдать нормы, быть в центре внимания.
- Познавательные – получение знаний о мире вокруг нас, жажда найти новую информацию, необходимость определить новые способы достижения цели.