Увлечения подростков

Содержание:

Обучение подростка: развитие положительных качеств

Прежде всего необходимо развить организованность, способность разумно управлять своим временем, прививать умение определять перед собой реалистичные цели и определять пути их достижения

Очень важно, чтобы подросток не опускал рук при столкновении с неудачами и провалами. Он должен понимать, что ничто не дается сразу, приходится преодолеть много трудностей, прежде чем добиться желаемого

В этом возрасте старшеклассники очень чувствительны к критике в свой адрес. Они не могут понять, что отвергаются их отдельные поступки, а не они как личность в целом. Следовательно, порицание должно быть направлено именно на какой-то поступок, а не на них.

Ребенок должен научиться анализировать свое поведение, действи. Ведь в подростковом возрасте формируется способность к рефлексии. Основные его переживания связаны именно с открытием, познанием собственного внутреннего мира. Он старательно пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я?», «Какое место займу в этой жизни?», «Каковы мои достоинства?».

Рекомендации для родителей:

  1. Признайте его право на собственное мнение и самостоятельность (в разумных пределах).
  2. Воздержитесь от нотаций. Они никак не воспринимаются им, впрочем, как и любым другим человеком, прекрасно знающим как необходимо поступать. Это лишь увеличит дистанцию между вами.
  3. Учитесь уступать и находить общие точки соприкосновения. Будьте гибкими в процессе поиска компромисса, но если то или иное решение уже было вами принято, оставайтесь непреклонны.
  4. Постарайтесь не употреблять обидных высказываний в сторону ребенка, которые могут, словно ярлыки закрепиться в его сознании.Одна из основных задач подросткового кризиса состоит в его самоутверждении, в познании себя. Цель этой внутренней ломки состоит в обретении личностной автономии, способности не просто принимать решения, но и отвечать за них. Подростковый возраст – своего рода связующее звено меж детством и этапом взрослости, поэтому развитие личности подростка особо-важный аспект, на который стоит бросить все силы, чтобы ваше чадо выросло здоровым и счастливым человеком!

В качестве основных приобретений данного возраста выступают:

  • Чувство взрослости;
  • Формирование самосознания;
  • Тяга к другому полу;
  • Половое созревание;
  • Развитие волевых качеств;
  • Склонность к рефлексии;
  • Потребность в самоопределении и самосовершенствовании.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности

Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.


Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.


Типы тревожных детей – характеристика

Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.


Способы снижения тревожности на групповых занятиях

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.


Общение с детьми – развеивает страхи

Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода

Признаки пубертатного периода

Пубертатный возраст вносит в жизнь ребенка новые, неизвестные ему до этого времени, состояния, и характеризуется этот период следующими особенностями:

  • ухудшение памяти;
  • чрезмерное напряжение;
  • изменения в поведении ребенка из-за новых друзей и страха ударить в грязь лицом;
  • нервозность;
  • поиск себя в этом мире;
  • отказ от общепринятых правил.

Пубертатный возраст у девочек

Подростковый возраст охватывает период с 8 до 17 лет у девочек. Физически организм перестраивается, подготавливая девочку к рождению ребенка. Эмоционально подросток проходит через много переживаний. Помочь может мать, если с ней у девочки выстроены доверительные отношения. Часто подростковый период называют нежным возрастом и это оправданно. Из маленькой девочки формируется взрослая, осознанная девушка, часто очень обидчивая и капризная, но чувственная.

Пубертатный период у девочек происходит в несколько этапов:

  1. В течение 5 лет постепенно увеличиваются молочные железы. Это сложный и долгий процесс, не стоит волноваться, если бюст не растет быстро.
  2. В лобковой зоне и подмышечной впадине начинают появляться волосы.
  3. Организм начинает скачкообразно расти.
  4. Меняются формы тела. Вес может резко увеличиваться и даже могут появиться жировые отложения. Но в этот период врачи не рекомендуют прибегать к диетам.
  5. Кожа меняет свой запах, потоотделение усиливается в области подмышек.
  6. На лице может появляться угревая сыпь, так же прыщики наблюдаются в области груди и спины.
  7. Начинают появляться вагинальные выделения.
  8. Пробуждается сексуальное желание.
  9. Происходит первая в жизни девочки менструация и цикл постепенно начинает налаживаться.

Пубертатный возраст у мальчиков

Пубертатный период у мальчиков характеризуется психологическими и физическими изменениями:

  1. Половые органы: пенис и яички значительно увеличиваются в размерах, и кожа в этой области приобретает красный оттенок.
  2. Периодически происходит поллюция – неконтролируемый выброс спермы.
  3. Пубертатный скачок роста примерно на 7-8 сантиметров в год и набор массы тела.
  4. Фигура теряет детскую хрупкость и начинает приобретать мужские очертания.
  5. На лобке, груди, лице и под мышками начинают расти волосы.
  6. Кожа становится пористой и грубой. Сальные железы работают активно и поэтому могут появляться угри.
  7. Ломается голос, связки удлиняются, гортань изменяется.

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни

Как помочь пережить тяжелый период

Изменения на уровне физиологии наряду с психологическими проблемами во время кризиса подросткового возраста достаточно тяжелы для взрослеющего ребенка. Родителям требуется приложить максимум своих усилий, сопряженных с деликатностью ситуации. Каждый ребенок – уникален, поэтому и подход к нему в период подросткового возраста должен быть уникальным.

Необходимо набраться терпения и попробовать следовать представленным советам:

Ненавязчиво войти в окружение ребенка. Основная задача – стать настоящим другом подростку. Родителю придется противопоставить уверенности в непонимании со стороны взрослых спокойный и доброжелательный подход.

Можно дать понять подростку свои слабости и недостатки, обнажить свои комплексы. Войдя в окружение ребенка, родитель сможет участвовать в жизненных ситуациях, которыми тот будет делиться, и помогать в разрешении проблем при необходимости.

Проявление интереса к увлечениям и занятиям ребенка. Поддержка и похвала не станут лишними для формирующейся личности. Также полезны будут разговоры о мыслях и рассуждениях подростка, его точках зрения на различные вопросы. Не лишним будет интересоваться его мнением в решении вопросов семейного характера.

Предоставление свободы

Для подростка особенно важно личное пространство, в идеале – собственная комната. Свобода и право выбора – это основополагающий принцип в общении и отношениях с ребенком переходного возраста

Необходимо удержать себя от желания контролировать действия, вещи и чувства подростка.

Пренебрежение данным советом способно привести к появлению неприятностей в общении. Лучшее в общении с подросшим ребенком – поиск компромиссов и ненавязчивое направление хода его мыслей в нужное русло.

  • Недопустимость критических замечаний. Если без них не обойтись, то значительно лучше указать на критичность поступка, чем на недостаточно хорошие качества самого человека. Подростки слишком остро реагируют на негативные замечания в свой адрес, поэтому необходимо высказываться мягко, а иногда и в сопровождении с похвалой.
  • Признание личности. Подросток – полноценный человек с личными интересами и мнением. Не стоит пытаться навязать свои умозаключения.
  • Похвала. Особенно важна для ребенка в этом возрасте ввиду формирования психических процессов и осознания собственной личностной ценности.

Терпеливое отношение к эмоциональным выпадам со стороны ребенка. Не нужно забывать, что бурная реакция на непозволительное поведение подростка со стороны родителя способно подорвать его авторитет и привести к нарушению доверительности отношений. Необходимо проводить беседы в спокойной обстановке и спокойным тоном.

Как для ребенка, так и для его родителей, подростковый возраст, является сложным временем. Однако его особенности – это временные явления, которые во многом зависят от правильности восприятия ребенка родителями и окружающими людьми.

Родители в силах помочь пережить своему ребенку кризисный период и помочь ему сформировать необходимую целостность своей личности и жизненные установки, соответствующие общепринятым моральным нормам.

Оформление статьи: Натали Подольская

Особенности развития человека в подростковом возрасте

Прежде чем рассмотреть основные особенности человека в подростковом возрасте, необходимо разобраться, что означает термин «подросток». Данным определением принято обозначать стадию развития личности в промежутке 11-12–16-17 лет. Непосредственно это время обозначают как период взросления, когда ребенок постепенно переходит во взрослую жизнь.

Достигается это за счет интенсивных психологических и физических изменений в организме, которые затрагивают практически все органы и системы. Наблюдается полное изменение сознания ребенка, вырабатывается собственная жизненная позиция и свои взгляды на жизнь. Одними из первых изменения претерпевают внешность подростка, его физическое развитие.

Как меняется внешность подростка?

Уже начиная с 11-12 лет (у девочек возможно и раньше) мамы начинают замечать кардинальные изменения во внешности своего ребенка. Подросток начинает быстро расти. Темпы увеличения длины тела и массы физиологи нередко сравнивают с теми, что наблюдаются в процессе внутриутробного развития и у детей с момента рождения до 2 лет.

Из-за того, что кости скелета растут быстрее, чем прибывает мышечная масса, фигура и внешность подростка приобретают некую угловатость, непропорциональность. Наблюдается интенсивный рост волос в подмышечных впадинах и в интимных местах. Все эти внешние изменения являются лишь отражением происходящих внутри организма перестроек.

Изменение внутренних органов подростка

Рассматривая анатомические особенности человека в подростковом возрасте, врачи отмечают значительное увеличение объема легких и размеров сердца. Все это необходимо для достаточного снабжения растущего организма кислородом. В результате таких резких изменений сердечно-сосудистая система нередко реагирует на происходящее скачками артериального давления, частыми головными болями.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте затрагивают и изменения в желудочно-кишечном тракте. Ускорение процессов обмена, обусловленное быстрым темпом роста, требует большего количества питательных веществ. В результате могут возникнуть некоторые отклонения в работе органов пищеварения

При этом важно вовремя обратить внимание на наблюдающиеся симптомы и обратиться к врачу. Заподозрить отклонение, учитывая все физиологические особенности человека в подростковом возрасте, можно по следующим признакам:

  • повышенная утомляемость;
  • слабость;
  • нарушение аппетита;
  • боли в эпигастральной области.

Физиологическое развитие подростка

В целом все особенности физиологического развития подростка неразрывно связаны с изменением гормонального фона. Примерно в 11-13 лет наблюдается увеличение концентрации эстрогенов в крови у девочек и тестостерона в кровяном русле мальчиков. Это и провоцирует появление вторичных половых признаков:

  1. У девочек – оволосение лобка, набухание и постепенное увеличение объема грудных желез, увеличение жирового слоя в области ягодиц и бедер.
  2. У мальчиков – появление волос на груди, лобке и в подмышечном пространстве, увеличение размера полового члена, развитие эректильной функции.

В яичниках у девочек начинают созревать первые яйцеклетки. Достигая доминантных размеров, фолликул лопается, и созревшая половая клетка выходит в брюшную полость. Происходит овуляция. У мальчиков в яичках начинают образовываться сперматозоиды, которые в составе семенной жидкости присутствуют еще в небольшом количестве. Однако уже сейчас оплодотворение становится возможным. В связи с этим специалисты советуют уделять больше внимания подросткам в плане правильного полового воспитания.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса подросткового возраста: как помочь ребенку

Многие родители несправедливо обвиняют детей в отсутствии помощи, упрекают их в бездействии и бесполезном проведении своего времени, аргументируя это отсутствием проблем и забот. Это не совсем верный подход к проблеме занятости и досуга. Нежелание ребенка выполнять какие-либо действия или работу по дому продиктовано совсем иными причинами.

Это желание разобраться в собственной личной жизни, так как эта проблема детей подросткового возраста на данный момент является главной, а потом уже желание заниматься общественными делами. То, что не является причиной беспокойства для взрослого человека, становится непреодолимым препятствием для подростка.

Как же помочь ребенку подросткового возраста, чтобы избежать проблем в будущем? Для этого следует с самого раннего детства оценивать возможности ребенка объективно. Стоит ли хвалить ребенка? Однозначного ответа не даст никто: сколько людей, столько и мнений

Но бесспорно то, что всегда нужно поощрять ребенка за истинную победу (не важно, морального или физического плана). Старайтесь говорить ему правду и оценивать его объективно

Не бойтесь обидеть любимое чадо, справедливая критика всегда полезна, она лучше любой, даже самой сладкой лести. Но не переборщите с нотациями, не развивайте у ребенка комплекс собственной неполноценности и ничтожности. Помните: правильно построенное общение поможет ребенку легче и менее болезненно пережить период перехода к взрослой жизни.

Многие родители могут заметить явное бездействие и апатию со стороны подростка, причины которых банальны: болезни, плохое самочувствие и, наконец, просто усталость

В данной ситуации важно правильно дифференцировать причину нежелания что-либо делать. Зная о данных психологических проблемах подросткового возраста , родители должны правильно реагировать на подобные вещи

Не стоит читать нотаций и упрекать.

Почему трудно быть родителем подростка


В желании подростка доказать свою самостоятельность многие родители видят признак неуважения. До этого ребенок был управляем, а теперь «вышел из-под контроля». Потерю власти над своим чадом многие переживают болезненно, пытаются поставить его на место, чем только усугубляют ситуацию.

Потерю контроля над ситуацией родители могут воспринимать с тревогой не столько из-за того, что им хочется всегда быть главными и всеми командовать, как может показаться подростку, а из-за тревоги за свое чадо. Они просто боятся, что, не имея достаточно жизненного опыта, он наделает ошибок, которые потом трудно будет исправить, а может, и невозможно. Родителям непросто смириться с тем, что пришло время «разорвать пуповину» – им это по-настоящему больно.

Дополнительная сложность в том, что эмоциональное состояние у подростка неуравновешенное, они обидчивы, иногда агрессивны.

Стоит сказать, что и сами родители в это время могут переживать кризис, но только не подросткового, а зрелого возраста, и тоже находиться в эмоциональном возбуждении.

Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности

Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

Воспитание волевого поведения ребенка

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства – гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.


Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.


Возрастные особенности воли у детей разного возраста

Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает  осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.


Виды агрессии у детей

Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?


Что такое тревожность – определение

Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение

В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.

Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:

  1. Чувство взрослости. Пограничное состояние — вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
  2. Критичность мышления. Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
  3. Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость. Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
  4. Потребность в самоутверждении. Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector