Детский и подростковый суицид: неуслышанный крик о любви

Любовь как профилактика

Раз гарантий нет и быть не может, единственным «страховочным поясом» станут искренние и доверительные отношения с родителями. Интересоваться делами ребенка, поддерживать и помогать, не строить разговор с позиции «я старше, тебе полагается меня слушать». Если что-то явно идет не так, можно обратиться к психологу.

– Подростки обычно сопротивляются попытке его куда-то направить, но это можно делать не директивно, – говорит Надежда Ченцова. – Подростку может быть интересно поговорить с психологом – взрослым, но не родителем, не учителем, которому он ничего не должен. С другой стороны, если проблема очень запущенная, ребенок может быть запуган и откажется. Но для родителей это не повод сложить руки, можно самому обратиться за консультацией.

— Спросите, что не так, предложите помощь – эти фразы ни к чему не обязывают. Если у ребенка и родителя есть дела, которыми они занимаются вместе, например, ходят в кино или делают что-то по дому – отлично, заведите в это время непринужденный разговор. Если ребенок доверяет родителю, о серьезной проблеме он расскажет.

— И еще один важный аспект: то, что замалчивается, имеет шанс воспроизвестись. Например, один из членов семьи был алкоголиком или покончил с собой. И детям о нем не рассказывают, будто и не было такого человека. Как ни странно, в следующем поколении может появиться человек, который повторит судьбу родственника. Так работает семейное бессознательное. Все члены семьи «заряжены» этой темой, боятся ее, а то, чего мы боимся, в большой степени на себя и навлекаем. Тотальное скрывание «позора семьи» наносит молодежи вред. Мне близки идеи психологов семейного подхода, которые считают, что каждый человек – это не только личность, но и член семейной системы, которая является пригнанным механизмом. Часто болезни или плохое поведение ребенка – это отражение дисфункции семьи, ведь дети самые уязвимые ее члены.

28.03.2015

Тема статьи кажется вам важной?

  
  взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения с родственниками, о подростках

Причины суицида подростков

Самоубийство редко встречается у детей до наступления половой зрелости и является в основном проблемой подросткового возраста, особенно в периоде от 15 до 19 лет и уже во взрослом возрасте. Однако дети-подростки тоже иногда совершают самоубийства, и эту потенциальную проблему нельзя упускать из виду. В нашей стране самоубийства и социально опасное поведение являются третьей по значимости причиной смерти среди подростков. Это приводит к 2000 смертей в год. Также вероятно, что ряд смертей, связанных с несчастными случаями, например, в результате использования автотранспортных средств и огнестрельного оружия, фактически является самоубийством.

Гораздо больше молодых людей пытаются совершить самоубийство, чем на самом деле кончают с собой. По данным статистики:

  • 17% учеников старших классов серьезно задумывались о попытке самоубийства в прошлом году.
  • 13% составили план самоубийства в прошлом году.
  • 8% студентов пытались покончить жизнь самоубийством один или несколько раз в прошлом году.
  • 29% бисексуальных подростков пытались покончить с собой, по крайней мере один раз в предыдущем году по сравнению с 6% гетеросексуальных старшеклассников.

Зачастую попытки самоубийства связаны, по крайней мере, с некоторой амбивалентностью в отношении желания умереть и получить помощь, привлечь к себе внимание. Среди подростков число мальчиков, совершивших самоубийство, превышает число девочек более чем в 4 раза

Тем не менее, девочки в 2-3 раза чаще пытаются совершить самоубийство

Среди подростков число мальчиков, совершивших самоубийство, превышает число девочек более чем в 4 раза. Тем не менее, девочки в 2-3 раза чаще пытаются совершить самоубийство.

Диагностика суицидального поведения

Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.

1. Личностные факторы.

  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в собственных силах;
  • острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
  • необходимость понимания и поддержки от окружающих;
  • трудности в принятии решений;
  • несамостоятельность;
  • неадекватная реакция на неудачи;
  • склонность к самобичеванию;
  • неумение выстраивать отношения в обществе;
  • инфантильность.

2. Ситуационные факторы:

  • неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
  • частая смена жилья, учебы, работы;
  • систематическое употребление спиртных напитков;
  • участие в сектах;
  • значимые юбилейные даты;
  • попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.

На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:

  • позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
  • боязнь причинить себе боль;
  • сильная привязанность к кому-либо;
  • родительские обязательства;
  • повышенное чувство долга и ответственности;
  • принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
  • наличие мечты и планов на будущее.

Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.

Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:

  • оценка по шкале депрессии;
  • оценка по шкале агрессии;
  • методика для выявления и предупреждения самоубийств;
  • анализ рисунков;
  • изучение личных страниц в соцсетях;
  • метод незаконченных предложений;
  • психологические игры.

Почему растёт тревожность

В значительной мере факторами развития тревожности оказываются отчужденность человека от его актуального состояния, так называемого «здесь-и-сейчас», и культурно-обусловленный «диктат успеха».

Первый фактор связан с неспособностью взрослых находиться в настоящем: типичное «учись хорошо, а то не поступишь, будешь нищим, станешь дворником» — пример высказывания, не порождающего ничего, кроме тревоги. Вместо обращения к реальной актуальной ситуации взрослый рисует негативное будущее.

Тревога растет и потому, что в большинстве семей гласно или негласно существует запрет на выражение эмоций – иногда всех, иногда некоторых, признанных «негодными». Но невыраженная эмоция не становится несуществующей. Задача здоровой семьи – научить ребенка выражать все чувства, а не запретить им проявляться.

Второй фактор тревожности – активно тиражируемая идея успеха. Понятия преуспевания, престижа, достижений, причем понимаемых узко, примитивно-гедонистически, меркантильно, становятся прессингом, выдержать который способен далеко не каждый. При этом утрачена идея аскетизма – не только в религиозном смысле, но и в целом как способности к самоотречению, терпению, отказу от чего-то.

По меткому выражению психолога К. Кеннета, массовая культура очарована полуфабрикатами и супергероями — обещаниями всего того, что избавляет от труда. Для подростков это особенно трудно. Этот возраст нацелен на достижения, самопрезентацию, открытие себя. Если вместо поддержки и принятия подросток встречает морализаторство, указания, сравнения, критику, обещания неудач, он попадает в зону риска.

Факторы риска

Суицидальные мысли не всегда приводят к суицидальному поведению, но они являются фактором риска суицидального поведения. Несколько факторов обычно взаимодействуют до того, как мысли о самоубийстве становятся суицидальным поведением. Очень часто, есть основное расстройство психического здоровья и стрессовое событие, которое вызывает аномальное поведение. Стрессовые события включают:

  • Смерть любимого человека.
  • Самоубийство в школе или другой группе сверстников.
  • Потерю парня или подруги.
  • Переезд из привычного окружения (например, школы или района), смену друзей.
  • Унижение со стороны членов семьи или друзей.
  • Издевательства в школе, особенно для нетрадиционных меньшинств.
  • Неудачу в школе.
  • Проблемы с законом.

Однако, такие стрессовые события довольно распространены среди детей и редко приводят к суицидальному поведению, если нет других основных проблем. Наиболее распространенными основными проблемами являются следующие:

  • Депрессия. Дети или подростки с депрессией испытывают чувство безнадежности и беспомощности, которые ограничивают их способность обдумывать альтернативные решения насущных проблем.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками. Употребление алкоголя или наркотиков снижает запреты на опасные действия и мешает предвидеть последствия.
  • Плохой контроль собственной импульсивности. Подростки, особенно те, которые имеют поведенческие расстройства и импульсивное поведение, могут действовать не задумываясь.

Другие психические расстройства и физические отклонения также могут увеличить риск самоубийства. Они включают тревожность, шизофрению, травмы головы и посттравматическое стрессовое расстройство. Дети и подростки, пытающиеся покончить жизнь самоубийством, иногда злятся на членов семьи или друзей, не могут терпеть гнев и обращают гнев на себя. Они могут хотеть манипулировать или наказывать других людей («Они будут сожалеть после моей смерти»). Проблемы с общением с родителями могут привести к риску самоубийства.

Обратите внимание

Иногда суицидальное поведение возникает, когда ребенок подражает действиям других. Например, широко оповещаемое в СМИ самоубийство знаменитости, часто сопровождается другими самоубийствами или попытками самоубийства среди подростков. Подобным образом подражательные самоубийства иногда происходят среди школьников.

Самоубийство чаще встречается в семьях, в которых часто встречаются расстройства настроения, особенно если в семье есть история самоубийств или других насильственных действий.

Профилактика подросткового суицида

Заниматься профилактикой суицида нужно с раннего возраста, выстроить доверительные и дружеские отношения с малышом. Формирование личности в ребенке — это один из важнейших этапов воспитания. Что для этого следует делать?

  • Необходимо заложить в основу своеобразный стержень — жизнь прекрасна. Не бывает безвыходных ситуаций, все можно решить даже если это нелегко.
  • Интересоваться каждым увлечением ребенка и поддерживать во всех его начинаниях. К примеру, если ребенок интересуется рисованием, отложите дела и порисуйте вместе. И ребенку хорошо, и вы отвлечетесь от взрослых забот.
  • Рекламировать ребенку различные спортивные секции. Это поможет занять его свободное время, и он не так будет подвержен суицидальным пропагандам. Будет стараться добиваться хороших результатов, изучать правила интересующего вида спорта. Например, для мальчика можно выбрать футбол. Этим видом спорта ребенок может по-настоящему увлечься, ходить на тренировки, смотреть матчи по ТВ, ходить на стадионы, смотреть как играют профессиональные команды. Несомненно увлечется он и разнообразием бутс и футбольных форм. И, кстати, вы тоже можете ему в этом составить компанию, выехав на выходных в парк погонять мячик. Девочке можно предложить занятия восточными танцами. Ведь многие девчонки любят все яркое и блестящее, а костюмы там именно такие. Еще можно аргументировать свое предложение тем, что танцы делают великолепную фигуру.
  • Давайте подросткам свободу и доверяйте им. В подростковом возрасте ребята начинают чувствовать себя взрослыми и говорить им, что они — еще дети, не очень хорошо. Это может обидеть. Старайтесь просто аккуратно выяснить, куда ваше чадо направляется и с кем.
  • Знакомьтесь с друзьями детей, проявляйте уважение к выбору друга. Ребенок обязательно это оценит. Да и вам полезно знать, в каком окружении он находится.
  • Старайтесь не кричать и не наказывать подростка. Разговаривать с ним на уровне взрослого самостоятельного человека.
  • Если вдруг замечаете за ребенком замкнутое поведение, внутренние или психологические переживания — немедленно обратитесь к психологу, сначала лучше это сделать без подростка.
  • Делайте акцент на его успехах и достижениях, хвалите, говорите как бы вы без него обходились, как радуются за него родные, как любите его.

Наберитесь терпения, ведь воспитание ребенка — это тяжелейший и кропотливый труд. Уделяйте максимальное количество внимания вашему чаду. На выходные ходите в парки, кино, играйте в подвижные или настольные игры, пусть ребенок видит в вас верного товарища, с которым можно не только поговорить, но и весело и непринужденно провести время. И тогда у него никогда не будет возникать даже малейшей мысли о суициде, у него попросту не будет времени на эти глупости.

Профилактика подросткового суицида

Чтобы уменьшить численность подростковых суицидов, профилактика должна проводиться на всех уровнях. В первую очередь это касается взаимоотношений и обстановки в семье. Родители должны любить и поддерживать своего ребенка в любой ситуации

Здесь следует уделять внимание не только материальным благам, но и душевному общению, когда ребенок рассказывает о событиях в своей жизни, увлечениях

С самого детства следует поддерживать ребенка в собственных проявлениях, интересах и потребностях. Его увлечения и хобби должны одобряться. Это позволит ему найти множество друзей, которые будут иметь подобные устремления. Возможность самореализоваться будет способствовать тяге к жизни.

Уделить внимание необходимо обучению ребенка справляться с жизненными проблемами. Это можно сделать как на собственном примере, так и путем просмотра кинофильмов и прочтения книг, где герои борются с трудностями, стремятся к жизни, стараются преодолеть все неприятности

Родители должны участвовать в жизни ребенка и помнить о том, что он воспринимает проблемы чрезмерно. Если взрослым кажется что-то незначительным, то подросток может воспринимать это катастрофически. Следует помогать ребенку правильно анализировать ситуацию и не поддаваться собственным эмоциям, не спешить с решениями и давать себе и окружающему миру время.

Подходы к профилактике подростковых суицидов в России

— В недавнем докладе ЮНИСЕФ были слова о некоем «новом подходе» к профилактике подростковых суицидов в России. В чем он заключается?

— Прежде всего, это комплексная работа. В работе служб по работе с подростком есть давняя практика: решать проблему отдельного подростка комплексно.

Сейчас социальные службы разбирают ситуацию, в основном, в неблагополучных семьях. Но нестабильность и разлад могут наступить и во вполне благополучной семье.

Было много случаев, когда в так называемой благополучной семье кончал с собой подросток, а все разводили руками: как же так? Ведь все было так хорошо… Потом выяснялось, что в этой семье были:

  • конфликты
  • недопонимание
  • шли настоящие войны

а ребенок не знал, куда ему пойти. Когда родители заняты только деньгами и карьерой, они начисто забывают о ребенке. Или того хуже, ребенок для них — оружие в их внутрисемейных войнах, которое переходит то к одной стороне, то к другой.

Нередко подростки кончают с собой из- за проваленного экзамена

Комплексная работа с каждым отдельно взятым случаем — это и есть новый подход, о котором было сказано в докладе ЮНИСЕФ.

— Вы упомянули помощь религиозных организаций. В чем она заключалась? Каковы фунции служителя культа в профилактике суицида?

— Роль религиозных организаций здесь не в том, чтобы кого-то сделать верующим. Служитель культа как раз вырабатывает у подростка позитивную жизненную стратегию.

Но хочу сказать, что доверять в сфере профилактики суицидов надо только только традиционным религиям России:

  • православию
  • исламу.

Секты, наоборот, могут подстегнуть подростка совершить суицид.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Как предотвратить психические расстройства и попытки суицида у подростков

Золотая середина

Ответственных родителей волнует вопрос, где найти золотую середину, как не перейти границы дозволенного, как в процессе воспитания ребёнка не нанести психологических травм.

Взрослым необходимо иметь хотя бы полчаса в день, чтобы поговорить со своим ребёнком. Причём происходить это должно не сквозь стены и не через коридор. Надо уметь смотреть ребёнку в глаза

И самое важное – разговаривать с ребёнком тогда, когда он сам того захочет, а не в тот момент, когда это будет удобно вам, родителям

Ещё один важный момент: взрослые должны жить интересами ребёнка

Ему очень важно, что мама, например, послушала ту музыку, которую он любит. Непросто отмахнулась, мол, что за музыка такая, а с интересом послушала

В общем, дети должны чувствовать, что всё делается именно для них. Этот момент и является той золотой серединой, которую надо стараться достичь. И тогда есть шанс, что подросток не будет, словно альпинист, искать, за что зацепиться, кому доверить свои переживания.

Очень часто причиной суицида у подростков, является заниженная самооценка. Часто, именно в семье скрываются причины, по которым у подростка формируется заниженная самооценка. Ни в коем случае нельзя указывать ребёнку на его слабые стороны. Наоборот, необходимо думать, как сделать, из существующего минуса, плюс.

Формировать самооценку нужно поступками и действиями

Важно не перехвалить ребенка и во всём знать меру. Все проблемы идут из детства

Но родители, когда понижают самооценку, делают это по незнанию. А ровесники чаще всего делают это намеренно и, к сожалению, не думают о результатах такого поведения.

Часто другие дети пытаются поднять собственную самооценку за счёт других. Они насмехаются над своими одноклассниками, провоцируют драки, а затем перекладывают вину на обижаемого подростка. Часто взрослые не разбираются кто виноват. И только дети с высокой самооценкой могут справиться с такой ситуацией.

Парасуицид — в отличие от истинного суицида, парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не истинное желание самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни.

Парасуициды встречаются не так часто. Если подростку есть кому доверить свои мысли, эмоции, значит, он больше не пойдет на такой страшный шаг. Парасуициды – это нехронический диагноз. Любой кризисный момент, который был в жизни человека и с которым он успешно справился, остаётся в прошлом. Подростки чаще всего имеют расстройство поведения и эмоций.

Это первый шаг на пути к эмоциональному расстройству. Далее ребёнок начинает накручивать себя, мол, он особенный, не такой, как другие

Важно уметь обдумать различные варианты ситуации и понять, что именно не так. Но проанализировать проблему и найти путь её решения смогут только те семьи, в которых заложена традиция доверия, привычка рассказывать друг другу обо всём

Как не надо общаться с детьми

Сейчас семья, школа, общество в целом в один голос транслируют идентичные лозунги: будь успешен, улыбайся, не напрягайся, будь модным, выгляди хорошо. На поддержку нет времени, понимание заменяется на фразу «все будет хорошо», провал карается

Но чтобы дети не уходили из жизни добровольно, очень важно, чтобы их родители умели:

  • любить ребенка таким, какой он есть, позволять ему быть самим собой, а не исполнителем маминых и папиных амбиций;
  • не считать себя правым и непогрешимым; чаще вспоминать собственное детство, чтобы уметь ставить себя на место ребенка;
  • извиняться за свои ошибки и неправоту. Помните слова Д.В. Винникотта: хорошая и плохая мать отличаются не наличием ошибок, а тем, что они с ними делают;
  • уметь слушать, признавать события жизни ребенка не менее важными, чем события жизни взрослого;
  • считаться с мнением ребенка, учитывать его в реальных делах семьи, советоваться с ним;
  • не унижать, не запугивать, не насмешничать, не применять насилия; не ругать публично, не сравнивать с другими детьми (если есть необходимость сравнить, сравнивайте ребенка с ним самим в другие периоды его жизни);
  • при возникновении у ребенка неудач общаться с ним так, как общались бы с другом, попавшим в беду – поддерживая, разрешая выразить эмоции, помогая, а не превращаясь в испуганного или карающего родителя;
  • быть правдивым, рассказывать о разных сторонах жизни;
  • обеспечить ребенку право на приватность, собственную территорию, вкусы, ошибки, решения;
  • уметь самому просить о помощи, не стесняться быть «слабым» и позволять это ребенку, но и не выручать его в тех делах, где он сам может справиться;
  • быть примером в делах, а не на словах, не превращать религию в наказание для близких, помнить, что вера – это милосердие и любовь, а не назидание и ритуал.

Но даже если дома все прекрасно, никого нельзя считать застрахованным от детского суицида

Поэтому если вы видите любые непонятные или тревожные симптомы в поведении ребенка, важно немедленно обратиться за помощью к специалистам

Подготовила Дарья Менделеева

Выявление суицидального поведения

Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Поведение суицидентов бывает разным, но его неестественность всегда бросается в глаза.

Чаще всего решивший покончить с собой становится замкнутым и молчаливым, стремится оградиться от всех. Он теряет интерес к окружающему, плохо реагирует на внешние раздражители. Ему присуща безэмоциональность, неадекватные поступки и высказывания.

Нередко проявляется непривычная агрессивность, расчетливость и хладнокровие. Некоторые становятся гиперактивными, беспричинно веселыми, суетливыми. Приподнятое настроение быстро сменяется вялостью. Пропадает аппетит. Из-за ночных кошмаров возникают нарушения сна.

Человек, склонный к суициду, начинает часто говорить о смерти и самоубийстве. Он прямо или косвенно намекает на свое решение уйти из жизни. Появляется интерес к книгам и фильмам с мотивами смерти. Потенциальный самоубийца постоянно просматривает депрессивные изображения и слушает грустную музыку. Он часто находится В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидент ищет в интернете и печатных изданиях информацию о способах самоубийства. В его личных вещах можно найти большое количество таблеток или отравляющих веществ. Подготовка к смерти также заключается в приведении в порядок дел, примирении с врагами, раздаривании вещей, имеющих личную ценность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector