Мораль и моральные нормы

Как появилась мораль, ее сущность

Термин «мораль» имеет латинское происхождение. В буквальном переводе он означает «нрав», «обычай». На протяжении многих веков с момента появления его содержание видоизменялось. В основе понятия лежат законы и традиции государства. Изменение общественного уклада жизни, эволюционное развитие общества влекли за собой трансформацию содержания морали.

В современном обществе это понятие используется в качестве презентации допустимых действий человека. При этом законодательно установленные принципы в отношении людей с различным гражданством на территории одной страны будут действовать по-разному. К «своим» относятся более снисходительно, чем к чужакам. В действующем законодательстве РФ предусмотрено взыскание с гражданина компенсации, если он причинил кому-то моральный ущерб.

Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.

Сообщения исследователей относительно возникновения и развития нравственности у человека можно объединить в 3 подхода:

  • Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
  • Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
  • Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.

Чувство вины и стыда

Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан

Хотят ли русские быть честными?

От проблем политических произошел переход к проблемам общего состояния российского общества.

-На митинге на проспекте Сахарова Акунин предложил создать движение «Честная Россия», — напомнила присутствующая в зале психолог Татьяна Павловна Гаврилова. — Но хотят ли русские быть честными?

Если при Карамзине в России воровали, то сейчас ее уничтожают. Количество людей, которые участвуют в расхищении, сопоставимо с количество православных.

Ценность может лежать в голове и быть знаемой, а может направлять. Так, у детей есть знаемая норма: воровать нельзя, а рука тянется. Гаврилова напомнила пример из описанного писателем В. Г. Короленко обсуждения среди молодых революционеров: можно ли украсть на революцию? Только один молодой человек ответил, что рука бы не поднялась.

Так вот, если у нас рука не поднимается украсть — то мы идем вперед, а если мы можем украсть, соврать — то мы никуда не идем, подытожила психолог.

Александр Сосланд с этим выступлением не согласился. С его точки зрения, честность вообще неотделима от определенных практик и процедур. Зафиксировать честность — это уже некая процедура. Норма всегда охраняется — в том числе и практикой насилия. Уже выяснение того, кто врет, а кто не врет — это сложная процедура, соотносимая с новыми критериями истины.

«Сказать, что это нечто данное, что вся нация нравственна или безнравственна — это возвышенное празднословие. Надо разбираться с каждым отдельно взятым человеком. Обобщение будет нечестным», — уверен Сосланд.

Ключевые различия между моралью и нравственностью

Основные различия между моралью и нравственностью заключаются в следующем:

  1. Мораль имеет дело с тем, что является «правильным или неправильным». Нравственность имеет дело с тем, что является «добром или злом».
  2. Мораль — это общие ориентиры, созданные обществом.  Например, мы должны говорить правду и не лгать. И наоборот, нравственность является ответом на конкретную ситуацию. Например, нравственно ли утверждать правду в конкретной ситуации?
  3. Термин «мораль» происходит от греческого слова «mos», которое относится к обычаям, а обычаи определяются группой лиц или неким авторитетом. С другой стороны, нравственность происходит от русского слова «нрав», которое относится к характеру, а характер является атрибутом.
  4. Мораль диктуется обществом, культурой или религией. А нравственность выбирается самим человеком, который управляет его жизнью.
  5. Мораль связана с принципами добра и зла. Наоборот, нравственность подчеркивает правильное и неправильное поведение
  6. Поскольку мораль оформлена и разработана группой, нет возможности думать и выбирать. Индивид может либо принять, либо отказаться. И наоборот, человек свободен думать и выбирать принципы своей жизни в нравственности.
  7. Мораль может варьироваться от общества к обществу и от культуры к культуре. В отличие от нравственности, которая остается неизменной независимо от культуры, религии или общества.
  8. Мораль не имеет никакого отношения к бизнесу. В то время как нравственность широко применяется на работе.
  9. Мораль выражается в форме высказываний. Но нравственность не выражается в форме высказываний.

Мораль имеет всеобщий характер?

Полностью всеобщей она, не бывает никогда. Каждому известно, что мораль меняется в зависимости от эпохи и места. Но мораль способна обрести всеобщий характер, не встречая на этом пути противоречий, и фактически так оно понемногу и происходит. Если оставить в стороне некоторые особенно болезненные архаизмы, больше отягощенные религиозными или историческими условиями, нежели собственно моральными оценками (половой вопрос и положение женщины), то придется признать, что содержание, вкладываемое в понятие «хороший человек», не слишком отличается — а в дальнейшем будет отличаться еще меньше — от того, что под этим выражением понимают в Америке или Индии, Норвегии или Южной Африке, Японии или странах Магриба. Это человек скорее искренний, чем лживый, скорее щедрый, чем эгоист, скорее храбрый, чем трус, скорее честный, чем жуликоватый, скорее мягкий и склонный к состраданию, чем грубый и жестокий. Эти понятия сформировались не вчера. Уже Руссо, восставая против релятивизма Монтеня, против собственного видения его релятивизма, призывал людей к нравственной конвергенции, способной преодолеть культурные различия: «О Монтень! Ты, кичащийся искренностью и правдолюбием, ответь мне откровенно и правдиво, насколько откровенным и правдивым может быть философ, есть ли на земле такая страна, где преступлением считалось бы хранить верность тому, во что веришь, быть милосердным, доброжелательным и щедрым, где добрый человек подвергался бы презрению, а вероломство было в чести?» Монтень не нашел страны, да он ее и не искал. Достаточно перечитать все, что он написал об американских индейцах, с которыми мы обошлись столь чудовищно, — об их отваге и постоянстве, об их «доброте, свободолюбии, честности и чистосердечии» («Опыты», книга III, глава 6). Человечность не принадлежит никому в отдельности, и релятивизм Монтеня есть в то же время и универсализм, в чем нет никакого противоречия (ведь мораль относится ко всему человечеству, и «у каждого человека есть все, что свойственно всему роду людскому», книга III, глава 2). Да и вся история человечества, на каком бы континенте она ни протекала, говорит о том же.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Антропология

Племенная и территориальная

Селия Грин (Celia Green) различает племенную и территориальную мораль. Последняя определяется как преимущественно негативная и запретительная: она отделяет территорию человека, включая его собственность и тех, кто от него зависит, с установкой, что эта территория не должна нарушаться или отторгаться. В то же время территориальная мораль разрешительна, поскольку позволяет человеку делать все на своей территории, если он не нарушает территорию других. По контрасту, племенная мораль инструктивна, поскольку накладывает коллективные нормы на отдельного человека. Эти нормы в значительной мере произвольны, зависят от культуры и ‘гибки’, в то время как территориальная мораль нацелена на правила, считающиеся универсальными и абсолютными, такие как кантовский ‘Категорический императив’ и ранжированный абсолютизм Нормана Гейслера. Грин связывает развитие территориальной морали с появлением понятия частной собственности и оформлением разницы в общественном статусе.

Внутри группы и вне её

Некоторые исследователи отмечают, что иногда применяются различные правила морали к людям в зависимости от их принадлежности к «своей» или «чужой» группе (человек определяет группу как «свою», если он психологически себя к ней относит в культурном, этническом или каком-то другом смысле). Некоторые биологи, антропологи и эволюционные психологи считают, что эта дискриминация по признаку «свой-чужой» появилась из-за того, что она повышает шансы группы на выживание. Эта точка зрения получила подтверждение в некоторых простых компьютерных моделях эволюции. В этих моделях такая дискриминация имеет иногда следствием неожиданно тесное сотрудничество с представителями своей группы, а также иррациональную враждебность по отношению к представителям чужой группы. Г. Р. Джонсон (Gary R. Johnson) и В. С. Фалгер (V. S. Falger) утверждают, что национализм и патриотизм являются формами этого разграничения на своих и чужих. Джонатан Хайдт заметил, что экспериментальное наблюдение над внутригрупповым критерием укрепляет моральные оценки консерваторов, и в гораздо меньшей степени либералов.

В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали. Случается, что определённый выбор стиля жизни и принятые правила поведения в определённом узком сообществе кажутся человеку более справедливыми, чем моральные нормы общества в целом.

Сравнение культур

Кристофер Петерсон (Christopher Peterson) и Мартин Селигман (Martin Seligman) применяют антропологический взгляд на культуры в зависимости от территории и времени. Они приходят к выводу, что некоторые ценности превалируют во всех культурах, среди тех, которые они изучали. Главными такими ценностями они называют мудрость/знание; храбрость; человечность; справедливость; сдержанность и широту взглядов. Каждая из них в свою очередь делится на другие части, например человечность включает любовь, доброту и ум.

Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars), автор книги Пешеход умер?, ставил социальные эксперименты над представителями различных культур с различными моральными дилеммами. Одна из них — должен ли пассажир машины лгать, чтобы выгородить друга-водителя в случае, если тот сбил пешехода. Тромпенаарс обнаружил, что различные культуры дают совершенно различные ответы (от «нет» до «почти разумеется»), а в некоторых культурах ответ зависит от того, умер ли пешеход —>.[источник не указан 2617 дней]

Джон Ньютон (John Newton), автор книги Complete Conduct Principles for the 21st Century, сравнивает восточную и западную культуры с точки зрения морали. Цель своей книги он определяет так: «…гармонично смешать лучшее в культурах Востока и Запада, чтобы получить новые и лучшие принципы для человеческого общества в новом веке, популяризировать этические теории Китая в Западном мире. Автор надеется, что это поможет решить проблемы человеческого общества в XXI веке, включая те, что каждая культура по отдельности решить не в состоянии».

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Философия

Мораль и этика

Этика (также известная как философия морали) — ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово «этика» «обычно используется как синоним слову ‘мораль’ и иногда в более узком смысле — для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей». Похожим образом, некоторые этические теории, особенно деонтология, различают ‘этику’ и ‘мораль’: «хотя человеческие мораль и этика сводятся в конечном счёте к одному и тому же, существует традиция, в которой ‘мораль’ используется для систем типа кантовской, основанных на понятии долга, обязательств и принципов поведения, в то время как для слова ‘этика’ приберегается подход, подобный аристотелевским практическим рассуждениям , основанным на понятии добродетели, в принципе избегающим отделения «моральных» соображений от прочих практических соображений[нет в источнике]». Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию.

Дескриптивная и нормативная мораль

  • В дескриптивном смысле «мораль» обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения.
  • В нормативном смысле «мораль» претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое существует), что может быть ценным независимо от ценностей или нравов каких-то конкретных людей или культур. Ветвь философии, относящаяся к морали с этих позиций, называется нормативной этикой.

Реализм и анти-реализм

См. также: Моральный универсализм, Моральный абсолютизм, Моральный релятивизм, Моральный нигилизм

Философские теории о природе и происхождении морали (называемые теориями метаэтики) в целом делятся на два класса:

  • Моральный реализм — класс теорий, считающих, что существуют конкретные утверждения, описывающие объективные факты, касающиеся морали. Например, хотя в этих теориях признается, что силы социального конформизма существенно влияют на принимаемые человеком «моральные» решения, в них тем не менее отрицается, что эти культурные нормы и обычаи определяют морально оправданное поведение. Это считается точкой зрения этического натурализма, хотя не все моральные реалисты её разделяют.
  • Моральный анти-реализм, с другой стороны, считает, что утверждения относительно морали либо ложны (теория ошибок), либо не пытаются отражать реальные факты, ограничиваясь субъективными оценками (этический субъективизм) и описанием чувств и пожеланий (некогнитивизм).

Некоторые формы этического субъективизма, формально представляющие собой течения анти-реализма, тем не менее считаются реализмом с точки зрения морального универсализма. Например, универсальный прескриптивизм есть универсалистская форма некогнитивизма, которая считает, что мораль выводится из диктуемых обстоятельствами требований поведения, а теория божественного вмешательства и теория идеального наблюдателя — универсалистские формы этического субъективизма, утверждающие, что мораль выводится из божественных законов и гипотетических законов идеального рационального поведения соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector