5 метафор в литературе
Содержание:
- Как создать метафору?
- Троп
- Какие бывают метафоры?
- Что такое метафора?
- Сожаление о прошлом
- 5 метафор
- Метафора Айсберга
- Словообразовательные метафоры
- Что же обозначает собой метафора?
- Виды метафор.
- Примеры
- Что мы узнали?
- Функции метафоры
- Теории
- Где брать идеи
- Как пользоваться Картой метафор?
- Что такое троп
- Метафоры в искусстве.
- Почему метафоры работают
- История метафоры
Как создать метафору?
Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».
Метафора «Горит восход»
Самые длинные слова в русском языке
На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:
Или другое — Лермонтова:
Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.
Метафора «Плакала трава»
Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.
Троп
Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?
Троп (от греческого τρόπος — оборот) — это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.
Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений. Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.
К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.
Какие бывают метафоры?
В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.
Диафора (резкая метафора) — это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».
Метафора «Цветок Луны»
Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.
Эпифора (стёртая метафора) — это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.
Метафора «Лес рук»
К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:
Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.
Метафора «Твои глаза — океан»
Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»
Что такое метафора?
Метафоры — это слова или целые выражения в переносном значении, в которых собираются свойства далеких друг от друга предметов: оттенки, формы, предназначения, происхождение, характер. Они делают речь живой, насыщенной, яркой, сочной. С помощью аналогии они помогают добиться эффекта глубины описания: ясные очи, золотые лучи, тяжелый взгляд, бархатная ночь. Без метафор мы были бы вынуждены беспрерывно выдумывать все новые слова и перегружать свою память тяжелым грузом. А наше общение было бы похоже на цитирование словаря или пересказ нормативных актов.
Термин происходит от греческого слова «metaphora» и переводится как «перенос». Основанная на ярких, неожиданных аналогиях метафора создает некое «ощущение подобия», которое вызывает в воображении ассоциации, создает образы. Благодаря этому человеческий мозг быстрее находит взаимосвязь между описанным предметом и своим личным опытом.
Большинство людей воспринимает метафоры как поэтическое или литературное средство украшения речи, которое мало используется для бытового общения. Это не совсем верно. Метафоры используются везде: для объяснения материала на уроке, разрешения конфликта, ведения переговоров, публичных выступлениях.
Метафора помогает понять характер человека или его поступки: душа поет, душа болит, железные нервы
Она удерживает внимание на самых важных вещах: перекресток жизни, излить душу, вывернуться наизнанку. Она прекрасно работает в школьном образовании и общении с детьми: селезенка – это депо крови, снег похож на белое покрывало.
Она помогает отточить чувство юмора: во время сна кора мозга мирно дрыхнет, а на вахту заступает подкорка.
Метафора усиливает конкурентные преимущества человека по сравнению с собеседником. Человек, умеющий образно говорить, быстро адаптируется и производит впечатление в любой компании, добивается желаемого.
Сожаление о прошлом
Published on 13.04.2016, by admin
in Метафоры.
У испанского художника Сальвадора Дали был свой уникальный способ наслаждаться мгновением. Когда его одолевала скука, он шел в свой сад на вершине скалы. Срывая прекрасный безукоризненный персик, нагретый солнцем. Держал его на ладони, любуясь золотистой кожицей плода. Нюхал его. Теплый нежный запах обволакивал художника. Потом он откусывал один кусочек. Его рот наполнялся сладким соком. Он наслаждался им очень неспешно, смакуя, а потом выплевывал сок и швырял персик в море, плескавшееся внизу. Дали говорил, что это был момент совершенства и такие мгновения давали ему гораздо большее наслаждение, чем если бы он съел целую корзину персиков.
5 метафор
Существует несколько видов метафор:
- По восприятию выразительности различают резкую и стертую. В резкой сведены далеко стоящие друг от друга понятия и их сравнение очевидно. Стертыми называют метафоры, прочно интегрированные в естественный язык. Например: «крылья огня» — резкая метафора, а «крыло самолета» — стертая.
- Развернутая выражена не одной единицей (словом или выражением), а последовательно раскрывается в фрагменте текста. Таким образом, одна метафора влечет за собой новые, связанные с нею по смыслу. Например: «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» В. Маяковский.
- Реализованная метафора — это акцентирование на буквальном (прямом) значении слов, состaвляющиx мeтaфору. Благодаря этому, порой, достигается комический эффект: Если ушел в себя, с пустыми руками не возвращайся».
- Метафора-формула — скрытые сравнения, устоявшиеся в форме фразеологизмов:«рука помощи», «теплый прием».
- Преувеличение (гипербола) используется для усиления и подчеркивания мысли:«вырос до небес».
Между некоторыми видами сложно провести границу, т.к. различия, например стертой и метафоры-формулы, весьма условны.
Метафора Айсберга
Метафора Айсберга — суть состоит в том, что часто видимая часть айсберга, что на поверхности, очень мала по сравнению с той, что погружена в воду. Эта метафора широко используется для объяснения различных социальных явлений.
Метафору айсберга часто применяют для описания человеческого разума, где поверхностная часть является сознательной, а бóльшая, погруженная — подсознанием.
Эта метафора заставляет людей понять, что часто существует гораздо больше правды, чем могут увидеть наши глаза. С ней мы также можем научиться тому, что ещё есть очень много за пределами поверхностного и оно часто имеет гораздо бóльшую ценность, чем то, что находится на поверхности и видимо для всех.
Этот пример показывает, как применение метафор обогащает наш язык.
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
Смотрите «Словарь словообразовательных метафор русского языка». Составитель С.Б. Козинец
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Что же обозначает собой метафора?
Метафора (от древнегреческого слова μεταφορά «переносное значение»). В нашем литературном языке обозначает собой слово или целое выражение, которое было употреблено в переносном значении. В его основе лежит сравнение какого-либо предмета с другим, основанном на общем признаке. Как гласит история этот термин ввёл в обиход Аристотель.
Условно все метафоры разделены на 2 группы. Это «Олицетворяющие» и «Овеществляющие».
«Олицетворяющие«, по мнению языковедов, самые древние в нашем языке:
- «зеркало озера»,
- «золотые руки»,
- «год улетел»,
- «мороз сковал речку»,
- «время стало»,
- «тоска загрызла»,
- «серебряные волосы».
Это называют олицетворением, которое выделено в отдельный вид выразительных способов.
«Овеществляющие«:
- «глубокая печаль»,
- «бойкий спор»,
- « железный характер»,
- «тонкие мысли»,
- «горькая правда»,
- «сладкие уста»,
- «ручка дверей».
Их можно смело назвать эпитетами.
Предлагаем Вашему вниманию небольшой Видео-урок Елены Красновой:
Разные способы выражения чувств
Метафора в нашей обыденной речи делает её более эмоциональной и выразительной, а вот стихи сделать более живыми, яркими и красочными. Красивая метафора вызовет у читателя нужный отклик, породит много разных ассоциаций. Сама по себе она воздействует не только на разум,но и на чувства, наше подсознание. Не зря поэты уделяют подбору нужных метафор в своём тексте столь много времени.
Все поэты, в своём творчестве, очень редко ограничиваются одной фразой-метафорой. Их очень много. Они чётко формируют запоминающийся образ. К сожалению, бывают как оригинальные, так и банальные слова. Не избежали этой участи и метафоры. Такие клише , как: пустить корни, лес ног, носок ботинка и прочие вошли прочно в наш обиход. На в поэзии они не придадут стихам образности. Необходимо очень тщательно подходить к их выбору и не опуститься до полной банальщины.
Такие русские поэты как Есенин, Маяковский, Лермонтов очень часто использовали в своём творчестве выразительные метафоры. «Белеет парус одинокий» можно сказать, стало обозначением одиночества. Необходимо описывать, а не называть чувства. Читатели должны проникнуться нашим образом. В таком случае поэту удаётся воздействовать эстетически.
Она должна быть ярчайшей, отвлечённой от сущности, неожиданной. Иначе откуда взять образность в своём тексте? Тем не менее она должна иметь реалистичные корни. Не превратиться в красивый набор слов и букв, а вызывать красивые ассоциации.
Виды метафор.
Лингвисты разделяют метафоры на 6 видов:
Стертые (эпифоры)
Они так давно вошли в наш лексикон, что даже не относятся к художественной речи:
Горлышко бутылки.
Рукав реки.
Ревущий океан.
Ножка стула.
Золотые руки.
Резкие (диафоры)
Они объединяют контрастные слова для усиления эффекта от иносказания:
Взрыв эмоций.
Медоточивые уста.
Горькая правда.
Преувеличения
С их помощью мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего:
Огромный, как скала.
Я тебе тысячу раз напоминал.
Я уже сто лет не ел.
Олицетворение
Когда неодушевленному предмету приписываем черты характера или поведение человека:
Луна спряталась за тучку.
Ветер выл сильнее волка.
«Ревет и стонет Днепр широкий…», — Т. Шевченко.
Замена (метонимия)
Замена одного слова смежными понятиями:
Столовое серебро – вместо посуда из серебра.
Пью зверобой – вместо пью настойку зверобоя.
Выпил три бутылки молока – вместо выпил литр молока.
Развернутые
Они, как правило, используются в литературе и могут разворачиваться на протяжении целого предложения или абзаца:
«…Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован,
Легкой цепью пуховой…», – писал в стихотворении «Чародейкою зимою» Ф. И. Тютчев.
Меткие метафоры преобразовались в афоризмы, которыми многие описывают свою жизнь. Или ставят статусы в соцсети:
Не умеешь петь, не пей.
Единственный способ жить хорошо – уходить оттуда, где плохо.
Бояться нужно не смерти, а пустой жизни.
Примеры
Метафоры часто используются в различных художественных произведениях, а также в разговорной речи.
Приведем примеры метафоры в литературе: флейта водосточных труб
(В. В. Маяковский), багровый костер заката
(И. А. Бунин), синий плат небес
(С. А. Есенин), утро года
(А. С. Пушкин).
В разговорной жизни используются такие метафоры: золотые руки, бездна горя, струны души, горы своротить, завяла любовь
.
Метафоры могут использоваться не только в художественном и разговорном стиле, но и в публицистическом и научном (например: гласные звуки
).
Что мы узнали?
Метафора (с греч. «перенос) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др. В русском языке есть развернутая метафора – ряд связанных и дополняющих друг друга метафор. Особенность метафоры заключается в том, что назван только предмет, с которым сравнивают, а о предмете, который сравнивается, воспринимающий информацию должен догадаться. Метафоры часто используются в различных художественных произведениях (флейта водосточных труб, утро года), а также в разговорной речи (золотые руки, завяла любовь).
Функции метафоры
Задачи, которые можно решить с помощью использования метафор, разнообразны:
- Оценочная — помогает автору передать свое отношение к называемому предмету или объекту.«Души сиреневая цветь» у С. Есенина создает яркий образ юности как лучшего периода в жизни.
- Эмоционально-оценочная — апеллируя к эмоциям адресата речи, метафора воздействует на его суждения. «Заплакать бы ожогом ржавых слез» (И. Северянин) — душевные переживания сравниваются с физической болью, вызывают сочувствие и жалость у читателя.
- Номинативная (назывная) — служит для обозначения того, чему нет названия или оно малоизвестно. Это отражается в названиях растений, животных, профессиональных терминах.«Синдром теннисного локтя» употребляется вместо понятного только медикам наименования «латеральный эпикондилит», т.к. заболевание наиболее распространено среди теннисистов.
- Познавательная — подключает образное мышление, используя аналогии и символы, помогает выразить мысль четко и лаконично.«Клетки — это кирпичики, из которых состоят все живые организмы».
Таким образом, метафора — полезный инструмент не только в руках писателей и поэтов, но также педагогов, психологов, маркетологов и многих других.
Важно! Метафору путают с метонимией. Но механизм появления у них разный
Образное значение придается именам других литературных героев. Троп употребляется в общем значении, а не в единственном числе. Например: Аудитория настороженно притихла.
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
- Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
- Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
- Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
- Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Борис Пастернак, 1928
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Где брать идеи
Чтобы научиться подбирать идеальные метафоры, нужно тренироваться. Начни с самых очевидных площадок:
Справочники идиом и фразеологизмов. Придется поискать, брать первую попавшуюся банальщину нельзя.
Рекламные плакаты и ролики Каннских львов (и не только). Но это для вдохновения, а не копирования.
Гугл-картинки и пинтерест. Начать рыться и зайти далеко.
Книги фантастов (Жюль Верн), сказочников (Роальд Даль) и футуристов (Маяковский про Петербург, к примеру).
Поэзия — от Шекспира до Вани Якимова и детской поэзии Веры Полозковой.
Фильмы и .
Картины кубистов и супрематистов — придумывай на что они похожи.
Еще можно поиграть в ассоциации с кем-то или с самим собой. Берем листок бумаги и выписываем все, что приходит в голову по выбранной теме. Скорее всего, первое, что придумается, будет клише — это первичные и привычные ассоциации, идеи первого порядка.
Суперзвезда в мире презентаций, к которой обращаются Hyperloop и Salesforce, Нэнси Дуарте в статье для Harvard Business Review говорит, что важно выписать их на листок, как бы вынуть из головы, чтобы освободить место для мыслей посвежее. Для интереса можно установить таймер на несколько минут и писать-писать-писать, пока время не выйдет
Когда покажется, что ассоциаций на бумаге достаточно, начинай вычеркивать. Оставляй все самое необычное и безумное
Для интереса можно установить таймер на несколько минут и писать-писать-писать, пока время не выйдет. Когда покажется, что ассоциаций на бумаге достаточно, начинай вычеркивать. Оставляй все самое необычное и безумное.
Как только останется несколько хороших вариантов, появится соблазн остановиться. Не надо. Продолжай выманивать ассоциации в другую плоскость. Чем необычнее метафора, тем прочнее она осядет в сознании людей.
Если хочется найти фундаментальную метафору, вокруг которой построится вся презентация, можно попробовать писательские приемы. Например, пойти по пути Рэя Брэдбери, когда он придумывал метафоры для «451 градус по Фаренгейту». Детский автор Сара Бауман разобрала по шагам, как он это делал.
Когда метафора утверждена, самое время потестить визуальное решение. Одно дело — придумать сравнить новый план безопасности компании со злой сторожевой собакой, а метаболизм — с огнем. Другое — увидеть, как это все выглядит.
Метафоры всегда нужно проверять «руками» — добавлять на слайд, крутить, уточнять, допиливать. Но это уже другая история.
Как пользоваться Картой метафор?
Ниже мы приведем основные правила пользования Картой метафор. Изучив их, вы сможете провести собственное исследование метафорических связей.
- Как мы уже говорили, на домашней странице представлена круговая визуализация, демонстрирующая все значения английского языка. Каждый код (например, 1А, 1В и т.д.) указывает на различные семантические области.
- На левой стороне экрана вы увидите зеленый бокс — информационную таблицу. С его помощью вы можете облегчить себе доступ к данным Карты.
Основные функции:Кey: позволяет открыть и закрыть всплывающее окно с информацией о цветовых кодах областей значений.Download: позволяет скачать визуализацию в svg формате (или сами данные в формате csv).Rotate: Если вам неудобно читать длинные названия категорий по вертикали, вы можете повернуть круг с помощью круговых стрелок. Это еще и очень красиво.History: При нажатии этой кнопки вы увидите всплывающее окно со списком страниц карты, на которых вы уже были. Metaphor Strenght: Вы можете выбрать тип связи между понятиями, нажав на одну из кнопок «Strong», «Weak» или «Both». Ссылки помечены как сильные («Strong»), если они показывают систематическое доказательство метафоры, и как слабые («Weak»), если они показывают только ограниченное доказательство.Change view: С помощью этой функции вы можете выбрать формат просмотра, нажав на один из вариантов, указанных в всплывающем окне (круг, таблица, карточки, временная линия).
3. Нажмите на любой код круговой визуализации (например, 1A The Earth). Желтые линии покажут метафорические связи от одной области значения к другой. Желтые круги у каждого кода обозначают, сколько связей имеет область — чем жирнее круг, тем больше связей.
4. После нажатия на одну из областей значения в зеленом боксе слева появится кнопка «Show categories». Нажмите на нее, чтобы посмотреть более мелкие области значений, входящие в выбранную категорию.
5. Если вы нажмете на одну из желтых линий, соединяющие различные категории, вы увидите всплывающее окно с информацией о том, сколько метафорических связей существует между выбранными категориями, период их становления, тип связи, а также примеры самих метафор. Нажав на один из них, вы попадете на страницу Исторического тезауруса английского языка, где сможете найти детальную информацию о понятии.
6. В зеленом боксе вы также увидите кнопку, представляющую собой букву i в черном круге. Кликнув на нее, вы увидите окно с содержанием данной категории (на основе подзаголовков Исторического тезауруса).
7. Открыв вкладку Browse на главной странице, вы увидите список всех категорий, расположенных на Карте, сгруппированных по областям Внешний мир, Внутренний мир, Социальный мир. Открывайте их последовательно, чтобы увидеть содержание каждой в иерархическом порядке.
8. Откройте категорию 1J Matter — самую крупную категорию на Карте. Вы увидите все подкатегории, содержащиеся в ней, и число метафорических связей в каждой подгруппе. Кликнув на одну из них, вы откроете таблицу со всей информацией о других областях значений, метафорически связанных с этой группой. Напоминаем,что вы можете использовать функцию Change view, чтобы изменить формат на круговую визуализацию, карточки или временную линию.
9. Вкладка Search поможет быстро найти на Карте необходимое вам понятие. Однако имейте в виду, что Карта оперирует не словами, а областями значений. Поэтому если вы введете в строку поиска «brother», вы увидите список семантических областей, в которые может входить данное понятие. Если же вы, к примеру, введете слово «education», карта найдет такую область значения, и вы сможете посмотреть все другие области, имеющие с ней метафорические связи.
10. Вкладка Advanced Search предлагает расширенные условия поиска. Но разработчики советуют ее продвинутым пользователям Карты.
Что такое троп
Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, сопоставляются два предмета или явления, которые связаны между собой по смыслу.
Слово «троп» произошло от др. греч. τρόπος «оборот». Используют его для усиления образности языка и художественной выразительности речи. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве, да и в повседневной речи.
Основные виды тропов:
- метафора;
- метонимия;
- синекдоха;
- эпитет;
- гипербола;
- дисфемизм;
- каламбур;
- литота;
- сравнение;
- перифраз;
- аллегория;
- пафос;
- олицетворение;
- сарказм;
- оксюморон;
- ирония;
- эвфемизм.
Метафоры в искусстве.
Чаще всего метафоры используются в литературе для художественной красоты. Но используются они и в других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке, кино.
В архитектуре самым ярким примером метафорического изображения считаются Атланты и Кариатиды, поддерживающие крыши, балконы. Опоры в виде человеческих фигур сделаны не просто так. Мужские фигуры ассоциируются с силой, женские – со стройностью.
В живописи визуальные иносказания считаются загадкой для зрителя. Например, о картинах «Постоянство памяти» С. Дали и «Черный квадрат» Малевича и сегодня спорят искусствоведы. А полотна Н. Рериха или Босха переполнены образами и иносказаниями.
В киноиндустрии меткие метафоры используют для названий фильмов. Это «Человек дождя», «Горячие головы» или «Грязные танцы»
В самих кинолентах тонкие иносказания передают настроение и тональность, привлекают внимание к незаметным элементам, намекают и интригуют
В рекламе метафоры усиливают желание покупателя, вызвать приятные ассоциации именно с этим продуктом:
Аромат жизни – дезодорант.
Жизненная сила – Черный Жемчуг.
Материнская любовь – шоколадки Киндер.
Магия цвета – краска для волос.
Вкус природы – леденцы.
Почему метафоры работают
Сила метафоры в том, что она обращается к правому полушарию мозга, то есть к эмоциям. Устанавливает связь между предметом или идеей из презентации и воспоминаниями аудитории.
Если не стимулировать правое полушарие, аудитория может умереть со скуки под дождем цифр и фактов, которыми выстреливает докладчик. Поэтому используй метафору, когда кажется, что презентация слишком сильно тянет в левое полушарие с его причинно-следственными связями.
Кроме того, в мозгу активизируется больше нейронов, когда мы на что-то смотрим, чем когда что-то слушаем. Грубо говоря, при прослушивании непрерывной речи слова влетают в сознание и сразу вылетают, чтобы освободить место следующим
Чтобы взгляд задержался и внимание активизировалось, нужно изображение. Мы хорошо запоминаем то, что увидели однажды, но часто вынуждены «переслушивать», чтобы отложить в памяти
Важный момент: метафора должна быть достаточно интуитивной (основываться на предварительном знании), чтобы аудитория быстро считала сообщение. С каждой лишней секундой на обработку образа лектор теряет аудиторию.
История метафоры
Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.
сравнениеобразное сравнение
- За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
- Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперёк горла,
Пухлые taxi и костлявые пролётки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе. — это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;
По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жёстких фраз пяты. — в этом же стихотворении, наоборот — сам человек уподобляется улице.
учений Аристотеля
Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.
В общем — метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой — передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.