Что такое пассивный и активный словарный запас

В чем разница

К пассивному запасу относятся те слова, которые вы изучаете в процессе работы со словами, понимаете их, однако еще пока не можете использовать в своей ежедневной речи. Например, можно встретить частое использование слова «talk» — в активном словаре. В пассивном находиться слово «chat», однако используется оно редко.

Либо можно объяснить на примере русского языка. Так должно быть понятнее. Взять, например, слово «светофор». Вы знаете это слово и легко сможете использовать его там, где это уместно. Но взять, к примеру, слова «калейдоскоп» или «концептуальный». Вы знаете значения этих слов, распознаете их в тексте и при желании сумеете объяснить их значение другому человеку. Но в своей повседневной речи вы их либо не используете, либо используете очень редко.

Такой феномен наблюдается не только в английском языке, но и в других языках тоже. Есть редко используемые (пассивные) слова и часто употребляемые (активные). Слова могут переходить из активного в пассивный, если их не использовать, и наоборот — из пассивного в активный, если вы начинаете использовать его довольно часто.

От уровня знаний каждого студента зависит и его словарный запас. Насколько больше у него слов в активе, тем речь его будет качественнее и разнообразнее. Поговорим более подробно об индивидуальном словаре.

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе — бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее — сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается — это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить… Ты убедишься, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.

Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Пчёлы или муравьи тоже помогают один другому, но они каждый день, каждый год по велению инстинкта делают одно и то же, выполняют одну работу. А люди способны каждый день выполнять самые разные дела: плести сети, как пауки, копать подземелье, подобно кротам, плавать лучше рыб, строить дома из глины, куда более сложные, чем гнездо ласточек или жилище термитов. Всё это делать позволяет людям разум, а разум пользуется для своих целей языком. Можно сказать, что труд и речь создали теперешнего разумного человека.

Главное в нашей речи—это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Когда ты сфотографируешь своего друга, на фото получится, конечно, человек. Но это будет именно этот человек, именно Вова Чайкин или Женя Лапина.

А когда я скажу слово «человек», в этом слове будет всё: и «вот этот человек» (если я сказал «смотри, по дороге идёт человек»), и «любой человек мира» (если я произнесу слова «человек нам дороже всего»).

Если ты нарисуешь воду, ты можешь нарисовать её только какую-нибудь: бегучую или стоячую, льющуюся водопадом или капающую мелким дождиком. Ты не можешь нарисовать «воду вообще», всякую воду. А произнеся слово «вода», ты назвал именно любую воду, какая есть в мире: солёную и синюю в океане, холодную и чистую, текущую на кухне из крана, ту, которую дворник пускает вдоль улицы из шланга, и ту, особо чистую, что продают в аптеках… Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать о чём угодно.

Речь человека прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если Главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видишь, речь — это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой, или, как говорят учёные, средство коммуникации.

Но есть у человеческой речи и другое, ничуть не менее важное назначение: она служит людям на протяжении всей жизни человечества в области ИСКУССТВА. Когда тебе весело, ты запеваешь песенку

А ведь песня — это особая, связанная с музыкой речь. И когда человеку тяжко, он тоже выражает свои чувства в песне, в её словах. Поэт пишет стихи, где рифмы играют, переливаясь и звеня. Стихи то забавные и остроумные, то глубокие, как море, и могучие, как ураган. А любые стихи, даже самые гениальные,— речь

Когда тебе весело, ты запеваешь песенку. А ведь песня — это особая, связанная с музыкой речь. И когда человеку тяжко, он тоже выражает свои чувства в песне, в её словах. Поэт пишет стихи, где рифмы играют, переливаясь и звеня. Стихи то забавные и остроумные, то глубокие, как море, и могучие, как ураган. А любые стихи, даже самые гениальные,— речь.

Математическая формула, открывающая нам самые главные законы мира,— речь. Лукавая эпиграмма — словесная КАРИКАТУРА, от которой плохо приходится недругу,— речь. Колыбельная песня, под которую ты засыпал в детстве,— речь, и великие сочинения лучших людей мира, что учат нас правде и добру,— МАРКСА, ЭНГЕЛЬСА, ЛЕНИНА —тоже речь, речь гениальная, возвышенная, мудрая.

А если она так важна, так необходима, так всемогуща, значит, каждый человек должен сделать всё, что может, чтобы овладеть ею в совершенстве. Изучай же и оберегай наш язык, великолепную человеческую речь.

<— РЕФЛЕКС РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ —>

Что такое рассуждение?

Тип речи, исследующий проблему, называется рассуждение. Рассуждая, автор пытается доказать или опровергнуть какую-то мысль. Оно состоит из мыслей, доводов, суждений, размышлений, связанных логически.

Рассуждение имеет несколько разновидностей. Рассуждение-доказательство предполагает поиск ответа на вопрос: «Почему?». Например, утверждая, что «Ревизор» Гоголя актуален в наше время, автор объясняет почему, он так считает. Такая разновидность стилистически универсальна.

Рассуждение-объяснение в качестве основной мысли имеет утверждение, истинность которого очевидна. Автор ограничивается раскрытием смысла выдвинутого утверждения, объясняет, как он его понимает. Текст отвечает на вопрос: «Что это такое?» Чаще используется при написании научных, деловых текстов.

Рассуждение-размышление в центр ставится вопрос: «Как быть?». Автор ищет ответ на мучающий его вопрос. Сомнения в правильности его поступков, суждений порождают внутренний диалог с самим собой. Доказательства зачастую противоречат друг другу.  Часто встречается в публицистике, художественных произведениях.

Композиционная структура рассуждения

Вид рассуждения влияет на его композицию. Все тексты-рассуждения имеют одинаковую структуру:

  1. Тезис – утверждение или отрицание чего-то. Предложение, которое нуждается в доказательстве.
  2. Доказательства, аргументы.
  3. Примеры.
  4. Вывод.

Тезис – Ранняя осень – самое лучшее время года! Доказательства – Уже нет летней жары, но морозы еще не наступили. Яркое разноцветье лесов дарит ощущение праздника. Воздух становится легким и прозрачным. И на душе тоже так легко, что кажется, что еще чуть-чуть и ноги оторвутся от земли, и ты полетишь, кружась в танце, вместе с осенними листьями. Вывод – Только ранней осенью может быть так легко и хорошо!

Тезису может предшествовать вступление. Доказательства и примеры могут находиться в одной части и перемежаться. Могут отсутствовать примеры, или наоборот, примеры могут заменять доказательства. Иногда авторы опускают вывод.

Рассуждение-размышление имеет особенность: они строятся по такому же плану, но содержат целую систему вопросов и ответов. Используя такой прием, автор пытается установить истину. Например: «Сегодня я поссорился с другом. Правильно ли будет подойти к нему и помириться? Не будет ли это унизительно? Захочет ли он меня слушать?»

Для рассуждения важна четкая формулировка тезиса и убедительность доказательств.

Языковые средства рассуждения

Языковые средства, используемые в рассуждении, зависят от его разновидности. В доказательстве и объяснении используются вводные слова со значением порядка мыслей, способствующие оформлению текста.

В размышлении – вводные слова, обозначающие разную степень уверенности. Здесь преобладает абстрактная лексика, присутствуют риторические вопросы и восклицания. Для всех разновидностей характерно использование вводно-модальных слов, глаголов разных форм.

Между тезисом и доказательствами устанавливается логическая и грамматическая связь. Здесь более сложный синтаксис по сравнению с описанием и повествованием. Используется большое количество предложений, осложненных причастными, деепричастными оборотами. Присутствуют конструкции противопоставления и сопоставления.

Типы речи в чистом виде встречаются редко. Обычно в одном тексте сочетаются разные типовые фрагменты. Чтобы определить тип речи, нужно ориентироваться на типовое значение фрагмента: сменяющиеся действия или статичная картина. Можно воспользоваться методом исключения и применить к нему основные признаки каждого из трех типов.

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей — например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная — это передающий знания монолог. Примеры — всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Это интересно: считаем словарный запас

Часто родители ведут дневник развития ребенка, в который записывают все, что ребенок умеет делать, говорить и т.п. На основе этих данных можно легко подсчитать активный словарный запас ребенка.

Что можно учесть при расчете объема запаса?

√ Четкопроизносимые, понятные всем слова («мама», «папа», «дед», «дай»);

√ Сокращенные слова («диван» — «ван», «собака» — «ака»);

√ Слова, имеющие такое же ударение и количество слогов, как и настоящее («собака» — «балАка»);

√ Звукоподражательные слова («мяу», «тра-та-та», «кря-кря» и т.п.);

√ Многозначные слова. Многие дети под одним и тем же словом или буквосочетанием понимают разные вещи. Например, ребенок говорит «ба», но означать это может «бабушка», «банан» или «барабан» в зависимости от ситуации. Посчитать нужно каждое из этих слов.

Полученную цифру можно сравнить с таблицей норм. Разные авторы выдвигают различные возрастные нормы, и это лишь один из вариантов (автор — А. М. Бородич).

И не пугайтесь, если ваш малыш не «укладывается в норму», вы ведь знаете, что все дети развиваются по индивидуальному графику. Конечно, если у вас есть сомнения в уровне развития речи ребенка, лучше проконсультироваться со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой вид связи характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми местоимениями : «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом главное слово – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово — глагол: «остановить поезд », «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Индивидуальный словарь

Любой язык чрезвычайно многообразен, и знать язык — это не значит знать все его слова и выражения. Это просто невозможно, ведь даже в родном языке иногда диву даешься, сколько еще неизведанного, и это не говоря уже о специфических названиях и терминах, касающихся определенных профессий, названий птиц, цветов, медицинских терминов и так далее.

Знать язык — значит владеть определенным словарным запасом, достаточным для общения в разных ситуациях. Это сугубо индивидуальная вещь, которая зависит от потребностей каждого отдельного человека, но и, конечно же, от разного уровня.

Можно знать немного слов, но мастерски ими пользоваться и создавать сложные лексические конструкции. А можно и при огромном словарном запасе не суметь донести свои мысли. Если говорить о сухом количестве, то вот приблизительные требования к тому, сколько слов человек должен знать на определенном уровне владения английским языком:

  • Starter — 500–600 слов
  • Elementary — 1000–1300 слов
  • Pre-Intermediate — 1400–1800 слов
  • Intermediate — 2000–2500 слов
  • Upper-Intermediate — 3000–4000 слов
  • Advanced — 4000–7000 слов
  • Proficiency — 7000–12000 слов

И еще один интересный момент. Десять тысяч слов — это не в два раза лучше, чем пять тысяч. А две тысячи — не вдвое лучше одной. Ведь слова не равны между собой по ценности. Одни употребляются чаще, а другие реже. Выучив несколько тысяч слов, вы уже будете понимать до 80% написанного в текстах на английском. И за пределами 10 тысяч слов каждое слово все еще расширяет ваш словарный запас, но уже не так сильно, как слова из первой тысячи. Подробнее об этом мы писали в статье 1000 самых важных английских слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector