Сказки, которые сочинили ученики

Сказки-крошки, или творческая игра

Мой любимый сказочный гений Ж.Родари в своей гениальной предлагает несколько способов, как развить в себе и детях талант сказочника. О некоторых способах мы уже говорили ранее в статье  «Сказка из сказки» и наш вариант сказки-переделки «Карлсон и три медведя».

Как самому придумать сказку-крошку

А сегодня предлагаем вам наши вариации сказок по еще одной технике Родари. Эта техника — просто гениальный способ для сказок-крошек. Состоит она в том, что «сказочнику» предлагается несколько слов, в нашем случае два совершенно разных слова, вокруг которых и нужно придумать сказочный сюжет.

Безусловно, часто получается полная несуразица, но и она прекрасна! Ведь такая игра имеет массу преимуществ:

  • она развивает творческое мышление
  • учит фантазировать
  • учит формулировать мысль и развивает дикцию
  • способствует поиску нестандартных решений

Эта игра в сказки из слов была нашей любимой забавой перед сном. Сказки, которые я представлю вам ниже были придуманы нами, когда Арсению было всего 4 годика. Сначала я давала ему пару слов, а затем он предлагал мне два слова, из которых нужно было придумать сказку.

Вот, что у нас получилось:

Сказка Арсения «Сундук с сокровищами и почта»

Был-жил (именно был-жил, это не опечатка. Именно так начинает все истории мой сынишка) сундук с сокровищами. Он был доверху набит чем-то интересным и ценным, так он думал. Но никто этого не видел. Ведь он был спрятан где-то в лесу. Надоело сундуку сидеть в темноте и решил он выбраться. Пришел на почту и отправил себя, как посылку. Вскоре он попал в семью, в которой были мама, папа и Малыш. Когда малыш открыл сундук и увидел его сокровища и богатства, то бы очень счастлив.

PS: На вопрос какие там были сокровища, сынок сказал: игрушки всякие и бусы для мамы

Сказка-крошка «Машина и яйца»

Одна веселая и забавная пожарная машинка выехала на прогулку. Она катилась по тропинке, заглядываясь то на небо, то куда-то вдаль. Вдруг ей навстречу, прямо под колеса побежали зайцы, еноты, белки… Машинка в ужасе еле успела остановиться перед зверями. И только остановившись, она увидела, что случилось: впереди прямо на дороге лежало гнездо с яйцами, упавшее с дерева. А вокруг него летала и кружилась птица-мать.

Машинка аккуратно подняла лестницу, а два зайца подняли гнездо и поднявшись по лестнице посадили его на ветку, подальше от дороги. Птица поблагодарила своих друзей и успокоившись, обняла свое сокровище. А машинка поехала дальше. Вдруг кому-то еще нужна помощь.

 Мама, расскажи сказку про доктора, который не умел лечить людей

(Хмммм… доктор, который не умеет лечить людей… Пришлось сделать акцент на слове «людей»)

В одной поликлинике работал молодой доктор. К нему часто приходили люди лечиться. У кого-то горло болело, кто-то переел клубники и покрылся пятнами, а кто-то съел слишком много пирожных и у него болел живот. Но вот незадача: хоть доктор и успешно закончил университет никак не получалось у него лечить людей. То краснел он с головы до пят, то язык немел так, что слова выговорить не мог… Вообщем отправлял он каждый раз своих пациентов к доктору в соседний кабинет. А люди со временем и вовсе перестали к нему заглядывать.

Возвращался он как-то домой, понурив голову. И вдруг увидел котенка. Он сидел у края дороги и жалобно мяукал. Доктор подошел к нему и хотел взять на руки. Но малыш сразу же громко замяукал, словно заплакал. Тогда он внимательно и нежно осмотрел его и обнаружил перелом лапки. Он аккуратно взял его и отнес в больницу. Там сам наложил котенку гипс, дал вкусное лекарство и угостил молоком.

Вскоре котенок был здоров и быстро бегал на всех лапках. Он остался жить у доктора. А сам доктор с тех пор понял, что он не может лечить людей, но отлично лечит животных! И стал отличным ветеринаром!

Вот такие сказки-крошки у нас получились. Главное — обязательно записывайте сразу свои семейные сказки. Я жалею, что многие наши сказки не были записаны, а теперь, увы, забыты. Но, зато, рождаются новые! И каждая сказка — мамина или ребенка — это маленькое чудо! Обязательно пишите сказки вместе!

В завершении предлагаю посмотреть любимый мультфильм по мотивам:

В поисках вдохновения и рождения новых сказок посмотрите и другие мои статьи:

Моя книга «Сказки-крошки для крошек»

Как придумать самоисполняющуюся сказку, или волшебство своими руками

Жили-были цифры… или как придумать математическую сказку

Все мои сказки живут в рубрике «Сказочное королевство».

Отличных сказочных путешествий!

С любовью,

Людмила Поцепун

Линия поведения главного персонажа

Это один из самых важных компонентов при составлении сказки. Описывая своего главного героя, рассказчик имеет возможность поведать миру о себе самом. Конечно, слушатели будут воспринимать образ героя целостно. Но для удобства сочинения можно выделить в нем несколько компонентов, при помощи ответов на следующие вопросы:

  • Как персонаж относится к самому себе? Какой он – злой или добрый, красивый или уродливый, храбрый или боязливый?
  • На чем основываются его действия? Какова его мотивация?
  • А как главный герой подходит к решению трудностей? В чем заключаются его методы достижения желаемой цели?

Анализируя героя сказки в образе животного, можно многое понять о том, кем является сам рассказчик. В разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Эти же модели поведения можно метафорически изобразить с помощью образов животных, которые будут являться олицетворением различных характеров из мира людей

Также при сочинении сказки важно обратить внимание на то, насколько адекватно относится главный герой к другим персонажам

Как придумать сказку (правила)

Придумать сказку — отличное творческое задание, которое развивает у школьников воображение, фантазию, речь и творческое мышление. Придумывание сказочной истории погружает ребенка в мир волшебства, позволяет попасть в сказочный мир, стать творцом и развить такие качества, как доброта, мужество, смелость.

Сочиняя, школьники не только выполняют домашнее задание, но и пробуют себя в роли писателя, рассказчика. Особенно нравятся детям задания на придумывание волшебных сказок

Радость, удовольствие от своего творчества и заслуженное внимание и интерес к сказке у товарищей — вот главная радость для детей

Кроме того, сказки, придуманные детьми, помогают взрослым понять внутренний мир ребенка, увидеть его спрятанные эмоции, страхи или скрытые желания. А для детей — сочинение сказки позволяет вернуться в мир волшебного детства.

Очень интересными бывают и рисунки школьников, сделанные к придуманным сказкам.

Помните, что в сказке должно:

  • вступление (завязка)
  • основное действие,
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих сделает вашу сказку полной и позволит получить хорошую оценку.

Вот несколько коротких сказок, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе.

Маленькая Фея

На берегу большого озера в красивом домике жила маленькая Фея. У нее была волшебная палочка.

С ее помощью Фея помогала несчастным и делала вокруг своего домика все красиво. На другом берегу жил злой Маг. Ему не нравилась Фея, потому что она добрая. Он хотел уничтожить ее. Маг превратился в серого волка и побежал на другой берег озера. Фея заметила хромающего волка и выбежала из своего домика, захватив с собой лекарство. Волк начал скулить, но Фея почувствовала что-то неладное. Она достала свою волшебную палочку и прочитала заклинание. Волк опять превратился в мага. Он начал бросать в нее огненные шары. Маленькая Фея решила не применять свое колдовство и спряталась за дерево. Она достала из кармана клубок ниток, быстро натянула его между деревьями и позвала Мага. «Я тут! Я тут! – кричала Фея, завлекая Мага. Злой волшебник не заметил западни, споткнулся и растянулся на траве. Фея мгновенно сорвала одуванчик, ведь она знала, что если подуть на Мага, то он взорвется. Она так и сделала. Фея собрала все свои силы и дунула. Маг исчез. В лесу начался настоящий праздник, все пели и веселились!

Волшебный мишка

Расскажу я вам сказку интересную преинтересную, волшебную — преволшебную. Был у меня плюшевый мишка: старый, ухо оторвано. Но любила я его больше всех игрушек.

Был мой мишка самый обычный, а тут вдруг стал разговаривать!  Сказал он, что может исполнить три желания, но только самые добрые.

Моя подружка Лена мечтала о кукле Бэби Бон, и мишка тут же исполнил её мечту.

Мне очень хотелось завести собаку, и она тут же появилась! А третье желание я загадывать не стала, пусть останется про запас. А мой мишка исчез!  Но я надеюсь, что он обязательно вернётся, когда я решусь загадать своё третье желание.

Мишка мне это обещал!

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь – мало получишь».

Методика детского писателя

Писатель Джанни Родари, произведения которого любят дети во всем мире, выделял несколько примеров создания волшебных историй. Они помогут каждому, что хочет создать сказку собственного сочинения. Хорошее сказание, по мнению Джанни Родари, должно содержать в себе следующие элементы:

  • Запрет на определенные действия, или же строгое предписание.
  • Нарушение этого предписания.
  • Вредительство одного или нескольких героев по отношению к другим.
  • Временный отъезд главного персонажа.
  • Встреча с тем, кто одаривает героя волшебными дарами.
  • Необычные, сверхъестественные умения, которыми обладает враг главного героя.
  • Борьба добра и зла.
  • Победа светлых сил.
  • Возвращение главного героя в родной дом.
  • Ложный герой, самозванец, приписывающий себе чужие заслуги.
  • Тяжкие испытания, путь, наполненный трудностями.
  • Изобличение самозванца.
  • Наказание виновных.
  • Счастливая свадьба.

Окончание сказки про Енота

Короткая сказка про животных, придуманная детьми, должна содержать в себе поучительный момент – ведь с помощью сказки ребенок учится отличать добро и зло, хорошее и плохое. В данной сказке главный герой усваивает свой урок в конце истории. Остался Енот снова в одиночестве. «Не нужен мне этот Новый год, — стал он ворчать. — Мне и без ваших праздников хорошо. Вот посижу тут в яме, погреюсь. А там, глядишь, и снега достаточно выпадет, чтобы мне выбраться наружу. Да и ветвей тут немало, чтобы ночлежку устроить». Но, конечно, не по нутру было Еноту пропускать новогоднее празднество. Спорил он, спорил сам с собой с полчаса, и наконец решил просить Мышь о помощи.

Лучше, если сказки про животных, придуманные школьниками (5 класс) будут иметь хороший конец. Подошел он к земляному мышиному ходу, и стал звать: «Мышь! Мышь! Я передумал. Мне все-таки очень хотелось бы попасть на Новый год». Мышь тут как тут явилась, и говорит: «А будешь ли ты петь веселые частушки на празднике, или опять станешь ворчать?» «Нет, конечно, — ответил полосатый Енот. — Я буду развлекать друзей и сам радоваться, мне бы только попасть к застолью!» Тогда Мышка позвала своих крестниц – десять маленьких мышат, и наказала им по подземным ходам подняться наверх, да прихватить крепкую бечевку. Крестницы поднялись, спустили веревку Еноту и быстро достали бедолагу из ямы. Еще бы, ведь они питаются вкусным швейцарским сыром, а от него сил прибавляется ого-го!

Выбрался Енот на поверхность и стал помогать Мышке печь пирог. Вместе они успели испечь к празднеству такой огромный пирог, которым удалось накормить всех зверей. И понял Енот, что нужно ему быть добрее.

Ответы к стр. 30

  • Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем:
    особенности волшебной сказки;
    построение сказки (присказка, зачин, концовка);
    сказочные герои;
    сказочные ситуации;
    волшебные превращения;
    сказочные помощники.
  • Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет много зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников.
  • Самое главное – это определить характер, внешность, поступки внешних героев.
  • Все события и сказочные ситуации, которые будут происходить в сказке, надо детально продумать, определить их последовательность, не забывая о троекратных повторах.
  • Вопросы, которые могут помочь:
    Какая беда случилась с героем (колдовство, похищение, преследование)?
    Кто и как помогает герою?
    Что происходит с героем, с какими врагами он сталкивается? (Надо не забыть о волшебных превращениях)
    Чем заканчиваются приключения героя?
  • Надо определить, от чьего имени будет написана сказка.
  • Желательно соотнести основную мысль сказки с пословицей или поговоркой.

Жила-была девочка Маша. Она была маленькой, но очень ответственной и аккуратной. Её лучшими друзьями была кукла Даша, игрушечный единорог Малыш и кот Барсик. Из всех своих игрушек Маша не любили только большого зелёного тролля со злыми глазами. Но и троллю она тоже не нравилась. И он задумал ужасную пакость.
Было поздно. Маша легла спать и закрыла глаза. Сквозь сон она услышала какие-то шорохи и хриплое бормотание. Маша села на кровати и хотела посмотреть, что случилось. Вдруг кровать быстро стала увеличиваться в размерах да и вся комната тоже. Маша по одеялу спустилась на пол. Она стала маленькой, как её игрушечный пупсик. А из-под стола к ней ковылял большой зелёный тролль, бормоча на ходу заклинания. Маша вскрикнула от испуга и в ту же минуту рог Малыша воткнулся в бок тролля. Но единорог был слишком маленький.
– Беги, Маша! – успел крикнуть Малыш, когда Тролль одной рукой поднял его в воздух и швырнул под шкаф.
Держась за бок одной рукой, тролль зашагал к Маше. И девочка побежала… Но её ноги еле двигались – очередное колдовство тролля. Он был уже близко, когда кулаки куклы Даши преградили ему путь.
– Не бойся, Маша! – крикнула кукла.
Но тролль отшвырнул её и сказал Маше:
– Никто тебя не спасёт!
Вдруг в темноте засветились два огромных зелёных глаза. Маша испугалась, тролль тоже. Одно дело ожившие игрушечные помощники Маши, другое – настоящий живой кот. Огромный кот пустил в ход острые когти и зубы. Затем Барсик повернулся к Маше и сказал:- Вставай, Маша! Пора идти в садик.
Маша открыла глаза и увидела маму. Барсик лежал на кровати и мурлыкал. Тролля нигде не было видно. Девочка достала Малыша и Дашу, посадила их рядом с Барсиком и обняла всех троих. Потом побежала в садик.

Главный герой = главный секрет успеха сказки

Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.

Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!

На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.

Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.

Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.

Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете

Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них

Немного «геройских» вопросов «на засыпку»

Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.

Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.

Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки

Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?

Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.

Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.

Сказки для детей

Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.

Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.

Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.

Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.

Сказки для взрослых

Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?

Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.

Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.

Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов.  Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?

Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.

Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».

И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Немного волшебства своими руками и словами

Очень часто нас окружают чудесные вещи, но в повседневной суете мы их совсем не замечаем. А ведь волшебство совсем-совсем рядом…

В детские годы мы искренне верим в чудо и желаем, чтобы с нами случилось какое-то волшебное приключение. Но вырастая, становясь более практичными, взрослые забывают о своих мечтах. Почему так происходит? Почему вера в чудеса с возрастом нас покидает? Мы часто прислушиваемся к негативным суждениям, окружающих нас со всех сторон. Пропускаем через себя и нам кажется, что мир вокруг сер и не весел. Тем более, из чувства солидарности нам наш внутренний человечек запрещает радоваться, когда вокруг уныние.

Все вышеописанное происходит ни больше ни меньше, как в нашем подсознании. Мы сами ставим себе барьеры и стараемся не отличаться от большинства окружающих.

А что будет, если хотя бы в мечтах, разрешить себе то, что действительно хочет наш внутренний творческий ребенок? А если эти мечты записать на бумагу и провести через сюжетную линию? Тогда получится самая настоящая самоисполняющаяся сказка.

Выбрать жанр.

Когда появились сказки, определить невозможно, так как они относились к устному народному . Их рассказывали маленьким детям, чтобы образумить, воспитать, донести назидательную мысль. С тех времен все истории для детей разделились на три категории (жанра).

  • Волшебные
    – в сюжете присутствуют волшебные предметы или события (скатерть-самобранка, превращения).
  • О животных
    – главными героями выступают животные, наделенные человеческими качествами (жизнь зверей в рукавичке).
  • Социально-бытовые
    – фигурируют люди разных сословий, поднимаются бытовые или общественные проблемы (история о каше с топором).

Жанры могут пересекаться, но основную жанровую линию лучше определить заранее.

Особенности современной сказки

В литературной сказке обязательно присутствует элемент чего-то необыкновенного – магические предметы, вымышленные миры и существа, необычные события и т.п. Люди там могут летать, животные – разговаривать, мебель – оживать… Происходящая небывальщина ограничивается лишь фантазией автора.

Как правило, в сказочной книжке присутствует злодей, строящий козни главному герою и его друзьям. В финале добро, как водится, торжествует: зло наказано, а все положительные персонажи начинают жить долго и счастливо.

Однако в наш век пост-постмодернизма многие сказочники (прежде всего, те, работы которых ориентированы на подростков) стараются избегать этой традиционной схемы. Они переосмысливают классические сюжеты и меняют привычные правила игры.

Так, отрицательные герои в некоторых историях вовсе отсутствуют. Канонический пример – книги о Муми-троллях и Простоквашино. Ведь нельзя всерьез считать злодеями Морру и почтальона Печкина.

Кроме того, отрицательные персонажи нередко становятся основными действующими лицами, с точки зрения которых подается все происходящее. Они, как правило, вызывают сочувствие и симпатию, в отличие от приторных и всегда правильных положительных героев.

Правда, все это обычно не относятся к совсем детским сказкам. Они осовремениваются, чтобы быть интересными сегодняшним детям, но при этом следуют традиции – победа добра над злом, гарантированный хэппи-энд, четкая мораль и т.д.

Ребенок от полугода до года

Ребенок растет и развивается, у него появляются новые навыки и умения. Так, хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются и те, к которым притронуться нельзя. В этом проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Общение ребенка со взрослым приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Начиная со второго полугодия жизни, малыш больше не соглашается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неудачах, хвалил за достижения. Каждой маме хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При таком общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания

Но и этого недостаточно — малышу очень важно, чтобы взрослый активно взаимодействовал с ним во всех его занятиях

С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть небольшой: десять-двенадцать коротких предложений, с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания об интересующем его предмете, а также обогащается широким спектром общих знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоционального контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста. Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.

Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обыграно в форме сказки.

Пришел малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!

— Привет! — говорит малыш.

— Привет! — отвечает будильник. (Будильник можно «оживить» покивать им ребенку, например)

— Что ты делаешь? — спрашивает малыш.

— Я хожу: тик-так, тик-так, тик-так — вот послушай! (можно поднести будильник к уху ребенка)

— А что ты еще умеешь?

— Я умею будить — громко петь, хочешь послушать?

— Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание)

— А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).

— Пока-пока!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector