Гуманизм
Содержание:
Марксистский (социалистический) гуманизм
Основная статья: Марксистский гуманизм
Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».
В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».
Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».
Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.
Отличительные черты марксистского гуманизма:
- утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;
- провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;
- признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;
- «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».
Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию различий между людьми умственного и физического труда, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.
Термин
Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в своё время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку лат. humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.
Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чём-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».
Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, как отметил Л. Баткин, впервые применил в 1808 году педагог Ф. Нитхаммер; после труда Г. Фогта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.
Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая своё отличие от университетских учёных, а также связь с древними традициями античных ораторов.
Критика
Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён». Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:
Также гуманизм критиковали проживавшие в США православные архиепископы Андрей (Рымаренко) и Аверкий (Таушев), принадлежавшие к РПЦЗ.
Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек.
Факты о гуманизме
С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.
- Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
- Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
- Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.
Кто такие гуманисты?
Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.
Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни
Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.
Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)
Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.
Что такое гуманизм
За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.
Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.
Происхождение слова
Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.
Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.
Определение в Библии
«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.
Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.
С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.
Значение понятия в философии
На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.
Его можно описать через следующие установки:
- ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
- изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
- люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.
Гуманизм и гуманность
Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.
Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.
Классификация
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит
- Гуманизм — интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities).
- Древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа, Конфуция.
- Классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
- Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
- Атеистический гуманизм — гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
- Коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс.
- Натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
- Нормативный гуманизм — позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.
Известные гуманисты
Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.
Франческо Петрарка (1304—1374)
Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.
Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.
Лоренцо Валла (1407—1457)
Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.
Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.
Эразм Роттердамский (1466—1536)
Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.
Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.
Джордж Якоб Холиок (1817—1906)
Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.
Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.
Пол Куртц (1925—2012)
Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.
Елизавета Глинка (1962—2016)
Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.
Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.
Основные задачи гуманистической педагогики
В настоящее время педагоги считают, что этого недостаточно для достижения главной цели гуманистической педагогики.
Есть большая разница между полученными знаниями и повседневными привычками человека.
Теоретические ценности нужно уметь реализовывать в практической жизни индивида. Гуманистическое воспитание имеет определенную дуальность.
С одной стороны, человек должен обладать определенными моральными принципами по отношению к себе и окружающему его обществу.
С другой индивид должен обладать критическим этическим познанием себя, других людей и физического мира. Иначе можно увязнуть в решении псевдопроблем, которые не имеют смысловой ценности для человека и человечества в целом.
На что же направлена современная гуманистическая педагогика?
На что направлена гуманистическая педагогика?
Современная наука о воспитании ставит перед собой задачу установить согласие между личностью и её мировоззрением, имеющимися знаниями и применением их в повседневной жизни человека.
Этическая сторона воспитания призвана укрепить гармонию между духовными основами жизни человека и его поступками.
На практике такое воспитание позволяет развить уникальность и самобытность каждого ученика, на которые не влияют политические и социальные условия.
При возникновении же нестандартных ситуаций его это не поставит в тупик и не лишит творческого отношения к жизни.
Человек реализует себя и свою жизнь по собственному усмотрению, то есть занимается самореализацией, не мешая при этом другим личностям искать свой путь.
Самореализация помогает осуществить на практике теоретические идеи свободы и равенства.
Поняв ценность и важность каждой личности, человек не допускает рост напряженности в межличностных отношениях
Виды гуманизма
Идеи гуманизма зародились еще много лет назад, поэтому имеют древние истоки происхождения. Пройдя такой пусть развития, концепция обрела различные виды и формы.
Сегодня выделяются следующие основные виды человеколюбия (гуманизма):
- литературный;
- культурный;
- философский;
- религиозный;
- светский.
Литературный гуманизм представляет собой поддержание гуманитарных и литературных наук. Данный вид гуманизма зародился еще в эпоху Возрождения.
Культурный гуманизм – зародившись еще в Древней Греции, распространился по всей территории Европы. Он представлен в виде рациональной и наглядной традиции, положившая начало в научных подходах, политологии и этике на западе.
Философский гуманизм – любое видение мира, которое направлено на максимальное удовлетворение нужд и потребностей человека.
Религиозный гуманизм – концепция, имеющая весьма своеобразные представления. По ее принципу, Бог существует и все люди должны жить и развиваться по указанным религиозным учениям.
Светский гуманизм. Данный вид гуманизма является современной интерпретацией, которая построена на атеистической концепции. В его основе лежит научная направленность и рациональный подход человека к развитию.
Принципы светского гуманизма заключаются в следующем:
- чтобы понимать законы мира в целом, и решать имеющиеся проблемы населения Земли, необходимо подходить ко всему с научной точки зрения;
- вера в то, что только благодаря развитию технологий возможно дальнейшее улучшение качества жизни человека;
- уверенность в том, что только демократический подход и многообразие взглядов общества послужат гарантией защиты прав и свобод человека в будущем;
- необходимость разделения таких структур, как церковь и государство;
- толерантность во всех ее проявлениях – представителям другой расы, народов, веры и т.д.;
- неприкосновенность и конфиденциальность личной жизни;
- приветствие моральных установок, направленных на сострадание и помощь обществу;
- сохранение экологии планеты для следующего поколения;
- возможность проявления творческого потенциала каждого индивида;
- воспитание детей, основанное на нравственности и морали;
- помощь всем нуждающимся.
Концепция и деятельность
Винченцо Катена. «Портрет итальянского гуманиста Джанджорджо Триссино», 1510. Учёный поэт изображён с книгой — атрибутом знания
Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причём «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врождённым качеством, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессансе царила идея окультуривания, «возделывания» души путём изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение учёных античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.
Современные учёные уточняют толкования: Пауль Кристеллер понимает под ренессансным гуманизмом «профессиональную область» деятельности примерно между — гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) на основе классической греко-латинской образованности. Таким образом, как отмечает Баткин, подобные границы гуманизма не совпадают со средневековым квадривиумом, отличаются от традиционной номенклатуры свободных искусств и показывают серьёзный разрыв между гуманизмом и тогдашним университетским образованием (за рамками раннего гуманизма остаются юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология, философия в понимании натурфилософии).
Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).
Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.
Классификация
В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит:
- Гуманизм — интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities).
- Древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора, Сократа, Конфуция.
- Классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
- Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
- Атеистический гуманизм — гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
- Коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс.
- Натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
- Нормативный гуманизм — позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.[источник не указан 422 дня]
Ю. Н. Харари по критерию толкования термина «человечество» выделяет:
- либеральный гуманизм (видящий высшую ценность в отдельном человеке);
- социалистический гуманизм (видящий высшую ценность в коллективе, а не отдельной личности);
- эволюционный гуманизм (видящий высшую ценность в виде Homo Sapiens и считающий, что человеческий вид подвержен изменениям и может развиваться либо деградировать).
Идеи позднего гуманизма
В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.
Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.