Визуальный контакт
Содержание:
- Почему так трудно установить зрительный контакт?
- Ключевые фигуры
- О чем говорит взгляд собеседника?
- Методики установления позитивного зрительного контакта
- Общие принципы эффективного контакта глазами
- Вербальные средства общения людей: что это такое, чем отличается от невербального?
- История
- Визуальная коммуникация
- Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия
- Анализ образа
- Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
- Развитие пристального взгляда
Почему так трудно установить зрительный контакт?
Но с другой стороны… синхронизироваться с другими, поделиться своими чувствами, проявить внимание, создать связь… это не так просто — особенно для мужчин!
В то время как люди по нашим глазам могут понять, что мы думаем и чувствуем, с нашей стороны, раскрытие того, что происходит в наших головах, может заставить нас чувствовать себя уязвимыми.
Мы избегаем зрительного контакта, когда не хотим, чтобы люди видели больше того, что мы хотели бы показать. Такая скрытность может быть вызвана несколькими причинами.
Итак, почему установить зрительный контакт так тяжело? 3 основные причины:
1. Сокрытие обмана
Если вы целенаправленно скрываете правду от кого-то, вы можете колебаться смотреть в глаза, потому что боитесь, что ваши глаза вас выдадут. Вы не хотите создавать близкую связь, как описано выше.
Вот почему люди иногда избегают вашего взгляда, когда лгут вам. Это еще раз подтверждает, что те, которые поддерживают зрительный контакт считаются более надежными.
2. Маскировка эмоций
Есть моменты, когда вы не пытаетесь лгать, а просто не хотите показывать свои истинные чувства. Гнев, страх и удивление — это эмоции, которые труднее всего скрыть. Их ярче всего выдают наши глаза. При этом, это те эмоции, которые мы не хотим показывать окружающим.
Поэтому избегание зрительного контакта может говорить о нежелании показывать свои чувства и эмоции.
3. Неуверенность
Наконец, одна из наиболее распространенных причин, по которой люди избегают зрительного контакта, заключается в простой неуверенности.
Зрительный контакт требует силы духа, и кто-то, возможно, не захочет, чтобы люди присматривались к нему поближе.
Люди с более высокой самооценкой чаще смотрят в глаза при общении. В то время как те, у кого самооценка заниженная, будут редко смотреть в глаза и будут первыми, кто отведет взгляд.
Когда человек не может смотреть кому-либо в глаза, он не чувствует, что достоин находиться на одном уровне с собеседником.
Эта неуверенность чаще всего кроется в неудовлетворенности своей внешностью или состоянием ума.
Не так давно было проведено исследование, в ходе которого студентам ВУЗов показывали лица людей, которые смотрели с фотографий прямо на них или же отводили взгляд. Затем студенты оценили фото по тому, хотелось бы им пообщаться с людьми на них или нет.
Студенты, которые оценили людей с прямым взглядом как тех, с кем хотелось бы пообщаться, оказались более эмоционально устойчивыми, чем остальные.
Другое исследование показало, что люди, которые страдают от депрессии, с меньшей вероятностью будут смотреть в глаза людям.
Также люди избегают зрительного контакта, когда говорят саркастически. Сарказм часто используется теми, кто слишком неуверен, чтобы демонстрировать несогласие или высказывать свое мнение напрямую.
Таким образом, отсутствие зрительного контакта в разговоре с кем-либо — повод задуматься.
Ключевые фигуры
Одним из наиболее видных исследователей визуальной коммуникации стал английский писатель Олдос Хаксли. В своём романе-антиутопии «О дивный новый мир» Хаксли исследовал античеловеческие аспекты научно-технического прогресса. Он описывал «видение» как сумму таких слагаемых, таких как получение ощущения, отбор и восприятие.
Макс Вертгеймер, ставший основателем гештальт-психологии, придавал особое значение простоте, как основному свойству деления визуальных групп по признаку цвета, формы и так далее. «Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма» или «фигура». В своей единственной теоретической книге «Продуктивное мышление» Вертгеймер выводит принципы того, как объекты воспринимаются зрительно. В 1910 году психолог, стоя на железнодорожной платформе, наблюдал за серией источников света на путях. Ряд лампочек то вспыхивал, то гас, но наблюдателям казалось, что свет «переходит» с одного уровня на другой. После этого случая Макс Вертгеймер решил заняться изучением зрительного восприятия. Основным выводом проделанной им работы стала знаменитая фраза: «Целое есть нечто большее, чем сумма его частей». То есть, зрительное восприятие напрямую зависит от реципиента. Сегодня принципы гештальт-психологии активно используются в графическом дизайне.
Лев Манович, эксперт по теории новых медиа, проследил, как культурное развитие изменилось под влиянием новейших технологий. Визуальные коммуникации, по его мнению, сегодня чаще всего происходят в социальных медиа, что даёт почву для изучения нового этапа культуры.
«… Я спрашивал, что такое Instagram: это окно в другую реальность, сообщение или медиа? Я бы сказал, что медиа не просто передают сообщение, а влияют на содержание. Ссылаясь на Маклюэна, я хотел задать вопрос: если Instagram — это визуальное окно в реальность, и миллионы людей фотографируют свою жизнь, позируя, подбирая фильтры, показывая какую-то версию своей жизни, насколько мы можем использовать это как инструмент визуальной антропологии? Насколько Instagram подходит для изучения культурной, экономической, социальной жизни в разных странах?»
О чем говорит взгляд собеседника?
Взгляд человека способен рассказать очень многое как об отношении к вам, так и о мыслях, которые посещают собеседника во время разговора. На это влияют сразу несколько факторов: продолжительность зрительного контакта, направление взгляда и даже сужение или расширение зрачков. Обо всем этом вы узнаете в данной статье.
Наблюдения психологов показывают, что при личных контактах собеседники не способны смотреть друг на друга постоянно, а лишь не более 60% общего времени. Однако время зрительного контакта может выходить за эти пределы в двух случаях: у влюбленных и у агрессивно настроенных людей. Поэтому если малознакомый человек долго и пристально смотрит на вас, чаще всего это говорит о скрытой агрессии.
Длительность визуального контакта зависит от расстояния между собеседниками. Чем больше расстояние, тем более длительные контакты глаз возможны между ними. Поэтому общение будет более эффективным, если партнеры сидят по разные стороны стола — в этом случае увеличение расстояния между ними будет компенсироваться увеличением длительности контакта глаз.
Женщины дольше смотрят на тех, кто им симпатичен, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им. Как показывают наблюдения, женщины чаще мужчин используют прямой взгляд, а потому они менее склонны воспринимать пристальный взгляд как угрозу. Даже наоборот, женщина считает прямой взгляд выражением интереса и желания установить контакт. Хотя отнюдь не все прямые взгляды мужчин женщины воспринимают благосклонно, многое зависит и от самого человека.
Не следует думать, что прямой взгляд является признаком честности и открытости. Умеющий врать человек может фиксировать взгляд на глазах собеседника, а также контролировать свои руки, не позволяя им приближаться к лицу. Однако если врун не настолько тренированный, например ребенок, то обман можно легко узнать: руки его так и тянутся к лицу, загораживают рот и нос, а глаза бегают по сторонам.
Сужение и расширение зрачков не подчиняется сознанию, а поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас. Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления необходимо наблюдать в динамике, потому что размер зрачка зависит также от освещенности. При ярком солнце зрачки у человека узкие, в темном помещении зрачки расширяются.
Теория нейролингвистического программирования утверждает, что по движению глаз собеседника можно узнать, какие именно образы сейчас в сознании человека и чем он занят в данный момент: придумывает или вспоминает.
Если партнер смотрит налево вверх или просто вверх, значит он погружен в зрительные воспоминания. Такой взгляд можно наблюдать у человека, отвечающего на вопрос «как выглядит сторублевая банкнота».
Взгляд по направлению направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, что он никогда не видел. Например, попробуйте представить вашего близкого друга в скафандре космонавта.
Взгляд налево в сторону говорит о слуховых воспоминаниях. Например, вспомните звуки рояля. Если взгляд направлен направо в сторону — это признак слухового конструирования. Например, представьте, как разговаривают инопланетяне.
Взгляд налево вниз — внутренний разговор с собой.
Взгляд направо вниз или просто вниз выдает кинестетические представления. Например, эмоциональные и осязательные. Именно туда направлен ваш взгляд, когда вы вспоминаете свои ощущения от мягкой теплой кровати, в которой лежали.
Для левшей картина полностью противоположна.
Умение непринужденно и незаметно наблюдать за глазами собеседника, а также анализировать результаты окажут вам неоценимую помощь как в ежедневных разговорах, так и в случае важной деловой беседы
Методики установления позитивного зрительного контакта
Правило малого треугольника. Малый треугольник образуют оба глаза и рот – сконцентрировав внимание на этой области, можно проследить мельчайшие изменения мимики и даже изменения дыхания.
Правило большого треугольника. Большой треугольник образуют оба плеча и голова – анализируя наклон головы, движения плеч и положение шеи можно узнать внутреннее эмоциональное состояние собеседника.
Лист А4. Расположить (мысленно) перед лицом оппонента лист формата А4 в вертикальном положении и сконцентрироваться на этой области – позволяет считать общее состояние и настроение.
Длительность. С периодичностью необходимо прерывать визуальный контакт, иначе это будет выглядеть как агрессия. Можно отвести взгляд, чтобы что-то вспомнить, обдумать
Но нельзя при этом опускать его вниз – признак низкой самооценки и неуверенности в себе.
Практика. Начать лучше с близких, родственников и друзей. С ними можно легко увеличивать время визуального контакта. Потом можно перейти на коллег, соседей, продавцов или даже прохожих на улице. Постоянная практика позволит быстрее научиться выбирать правильные методики, комбинировать их и быстро «считывать» собеседника. Результат практических занятий может считаться положительным тогда, когда при прямом взгляде на незнакомца, человек не испытывает дискомфорт.
Владея техникой «считывания», можно не только понять отношение собеседника, но и его глубинные эмоции, тайны, настроение и скрытые мысли. А это, в свою очередь, не только поможет наладить общение и произвести правильное впечатление на окружающих, но и убережет от неловких ситуаций.
24 июня 2020
Общие принципы эффективного контакта глазами
Итак, что нужно делать для качественного зрительного контакта?
1. Поддерживать взаимность
Как правило, когда вы смотрите в глаза людям в первый раз, они отводят взгляд. Но большинство людей просто ждут разрешения на взаимность. Исследования показали, что, как только один человек в разговоре инициирует зрительный контакт, другой через некоторое время следует его примеру.
Но не нужно быть навязчивым. Чтобы зрительный контакт был эффективным, он должен быть желанным и уместным. Когда зрительный контакт нежелателен, взгляды воспринимаются как недоверчивые и пристальные.
Зрительный контакт приводит к физиологическому возбуждению. Он усиливает префронтальную активность мозга и активизирует симпатическую нервную систему, ускоряя частоту сердечных сокращений, потоотделение и дыхание. Причем это происходит не только, когда вы прямо смотрите кому-то в глаза, но и когда вы чувствуете, что кто-то смотрит на вас.
Такое возбуждение может быть позитивным — если вы и прекрасная женщина и смотрите в глаза своему собеседнику, это создает более интенсивную связь. Но когда кто-то подозрительно смотрит на вас, вам становится жутко, вы сразу чувствуете угрозу.
Если вы сделали 2-3 попытки инициировать зрительный контакт с кем-то, и не получили взаимность, откажитесь от этой идеи.
2. Держать расстояние
Когда вы говорите с человеком, с которым не так хорошо знакомы, откиньтесь или отступите немного назад, чтобы увеличить расстояние между вами.
Дополнительное пространство между снижает напряженность зрительного контакта, это позволит вашему собеседнику чувствовать себя более комфортно. Также это поможет удерживать дистанцию в отношениях.
И наоборот, когда кто-то говорит с вами о чем-то важном и личном, наклонитесь вперед, когда смотрите ему в глаза, показывая, что вы уделяете разговору все свое внимание. 3. Переключаться между глазами
Переключаться между глазами
3. Переключаться между глазами
Сосредоточьте взгляд на одном глазу собеседника и иногда переключайте внимание между глазами. . Когда вы сидите рядом с кем-то, вы не можете одновременно смотреть на оба его глаза
Если вы попытаетесь это сделать, ваш взгляд станет отталкивающим и похожим на лазер
Когда вы сидите рядом с кем-то, вы не можете одновременно смотреть на оба его глаза. Если вы попытаетесь это сделать, ваш взгляд станет отталкивающим и похожим на лазер.
Возможно, вы никогда не задумывались об этом, но когда вы смотрите кому-то в глаза, вы смотрите ему только в один глаз.
Вероятно, у вас уже есть привычка фокусироваться на определенном глазу собеседника. Но во время разговора хорошо переключать взгляд с одного глаза на другой
Так ваш взгляд выглядит более естественным и ярче указывает на ваше внимание и интерес.
Не переводите взгляд между глазами слишком часто — вы ведь не хотите выглядеть так, как будто смотрите матч по пинг-понгу.
Есть предположение, что, так как вы не можете смотреть в оба глаза человека одновременно, вы должны смотреть на его переносицу. Но в этом случае ваш взгляд будет искусственным.
4. Не перегибать
Долгий зрительный контакт — это хорошо… но до определенного момента. Примерно каждые 5-10 секунд отводите на мгновение взгляд от глаз собеседника. Повторяйте это снова и снова в течение разговора. Найдите естественный ритм — не считайте секунды в своей голове.
Если вы не знаете, как найти этот ритм, используйте «метод треугольника». Посмотрите на один глаз человека, затем на другой его глаз, затем на его рот. И так далее.
Отводите взгляд, когда вы пытаетесь собраться с мыслями.
Вполне нормально и целесообразно нарушать зрительный контакт и отводить взгляд от кого-то, когда вы что-то вспоминаете, обдумываете или собираетесь с мыслями.
Когда вы отводите взгляд, смотрите в сторону, а не вниз. Взгляд вниз свидетельствует о низкой самооценке, стыде или страхе. Наверняка это не то, что вы хотите показать своему собеседнику.
5. Практиковать зрительный контакт
Научиться качественному зрительному контакту — это то, что вы можете сделать относительно быстро и легко. Это просто требует практики.
Начните с увеличения времени вашего зрительного контакта с близкими и друзьями. Затем увеличьте зрительный контакт со своими коллегами и знакомыми.
Когда вы начнете чувствовать себя комфортно, пристально вглядываясь в людей, работайте над тем, чтобы смотреть в глаза продавцам и официантам. После этого начните смотреть в глаза незнакомцам, и вскоре вы станете настоящим экспертом по зрительному контакту!
Вербальные средства общения людей: что это такое, чем отличается от невербального?
Вербальные средства общения людей
Содержание и речевое выражение мысли является главным — это вербальная коммуникация. Приемы вербального средства общения людей объединяют следующими факторами:
- Соблюдение коммуникативной нормы — речевого этикета и культуры речи
- Установление контакта посредством бесконфликтного общения
- Содержания речи и стиля общения
- Объем и расположение информации
Невербальное общение, как и вербальное, это средство передачи информации. Чем отличается вербальная коммуникация от невербального общения?
Разница между данными видами контакта в их средствах. Невербальные средства общения без помощи слов дополняют, а иногда и заменяют речевой обмен информацией. Вербальные средства общения это устная и письменная речь. К средствам невербального общения относятся:
- Окулесика. Передача информации взглядом, который способен сократить психологическую дистанцию — направление движения глаз, частота визуального контакта, длина паузы.
- Кинесика. Сочетает экспрессивно-выразительные движения — мимика, походка, поза, жесты.
- Тактильное поведение. Этот метод общения построен на рукопожатии, похлопывании, поцелуях.
- Хронемика. Использование времени при общении (опоздания).
- Проксемика. В общении учитываются расстояние и территориальное расположение — ориентация и дистанция.
- Сенсорика. Восприятие органами чувств — ощущение звука, вкуса, тепла собеседника.
- Паравербальное общение определяется проксодическими и экстралингвистическими средствами: интонация, громкость, пауза, вздох, плач, кашель, тембр, смех.
Невербалика отражает характеристики личности человека: настроение, эмоциональный фон, отношение к окружающим. Эту непроизвольную коммуникацию можно поделить на элементы (позы, жесты, мимику, взгляды), которые трудно изучить. Их воспринимают интуитивно.
Человек приспосабливается вербальным общением и поведением к жизненным обстоятельствам. Невербальное общение раскрывает внутренний мир человека и формирует психическое состояние.
История
Визуальная коммуникация берёт своё начало ещё в древних временах, когда первобытные люди оставляли рисунки на стенах пещер. Позже стала развиваться письменность. Так появились египетские иероглифы, первые алфавиты и идеограммы. С развитием живописи визуальные коммуникации стали приобретать новый смысл: теперь они были призваны не только зрительно сообщать информацию, но и следить за реакцией аудитории (тем самым контролируя её). Новый виток в истории зрительного общения относится к появлению фотографии. Она стала носителем универсального кода, который считывался зрителем без особой подготовки или специальных знаний. Следующим этапом развития визуальных коммуникаций стали новейшие технологии. Компьютер полностью изменил процесс зрительного общения. Интернет, социальные медиа и СМИ добавили визуальным коммуникациям ещё одну функцию — раскрытие потенциала личности через содержимое, которым она делится в Сети.
Визуальная коммуникация
Важно помнить, что глаза являются одним из многих компонентов, составляющих невербальную коммуникацию. Есть тон, высота и скорость речи, то, как мы держим свое тело, даже дыхание, чтобы рассмотреть.
Когда мы пытаемся расшифровать чей-то взгляд, мы полагаемся на элементы невербальной коммуникации, а не только на глаза
Как правило, люди не очень эффективно интерпретируют то, что предлагают глаза. Покажите им все лицо, и интерпретация будет более точной.
Рядом с крепким рукопожатием самый распространенный совет может быть это смотреть людям в глаза, когда вы с ними разговариваете.
В западной культуре твердо придерживаются мифа, что зрительный контакт означает уважение, но не передает его. Он передает взаимодействие.
Вот почему люди часто отворачиваются, когда вы поднимаете трудный вопрос—они не хотят заниматься этой темой. Вот почему жутко, когда незнакомец смотрит на тебя в поезде—ты не хочешь общаться с незнакомцами.
Вы можете испортить отношения, настаивая на зрительном контакте («Смотрите мне в глаза, когда я кричу на… э-э, я имею в виду, разговариваю с… вами!») во время негативных взаимодействий. Но, наоборот, вы также можете строить отношения, глядя людям в глаза во время позитивных взаимодействий.
Когда зрительный контакт происходит в обоих глазах человека, то это лишь одна часть. Хотя каждый человек просто смотрит друг другу в глаза, он может чувствовать себя, как будто они смотрят глубже.
Таким образом, можно почувствовать себя, как будто другой человек может увидеть, что внутри, и поэтому будет в курсе того, что происходит. Это не столько о том, как другой человек смотрит на других, как о том, что другой человек думает о нем.
Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия
Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.
1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).
2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?
- Мягкий на ощупь бархат
- Музыкант играющий на скрипке
- Лекарство
- Взлетающий самолет
Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.
3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева»
Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?
5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.
Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?
Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.
Визуал
Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.
Аудиал
Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.
Кинестет
Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.
Дигитал
Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа
Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности
Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью
Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.
Анализ образа
Визуальная коммуникация происходит после анализа зрителем предлагаемого образа. Интерпретация изображения всегда субъективна. Мартин Лестер (недоступная ссылка), профессор кафедры коммуникаций в Университете штата Калифорния, представил шесть основных точек зрения, с которых участники коммуникации (реципиенты) рассматривают визуальную информацию.
Индивидуальная точка зрения
Личное восприятие происходит в том случае, если зритель воспринимает увиденное через призму собственных мыслей и соображений. Индивидуальная оценка формируется под влиянием личностных убеждений, ценностей, моральных ориентиров. Иногда образы могут быть восприняты неверно, и менять мнение реципиента очень тяжело.
Критическая точка зрения
Эта перспектива отличается от личного восприятия тем, что образ воспринимается сразу группой реципиентов, будучи подвергнутым критике с нескольких сторон и точек зрения. Значение образа, его информационный посыл определяется в контексте диалога критиков, зрителей и создателя образа.
Историческая точка зрения
Историческая точка зрения подразумевает под собой развитие и изменения, которые произошли с подачей образа при визуальной коммуникации. К примеру, изображения, созданные с помощью компьютерных технологий, будут разительно отличаться от тех, что были созданы вручную.
Техническая точка зрения
Техническая перспектива обозначает, что на восприятие образа влияет использование света, позиция и презентация изображения. Правильное использование вышеперечисленных элементов помогает образу выглядеть в глазах зрителя привлекательней, чем он есть на самом деле.
Этическая точка зрения
С этой точки зрения, создатель изображения, зритель и само по себе изображение должны вписываться в рамки принятой этики. Это утверждение неоднозначно, так как этика многогранна.
Культурная точка зрения
В культурной перспективе образ должен быть символичным. Использование определённых слов, соотносящихся с изображением, использование уже знакомых героев и так далее, помогает образу раскрыться в культурном ключе.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
- Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
- Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
- Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
- Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.
Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.
Развитие пристального взгляда
У младенцев взгляд развивается скачкообразно:
- В течение до 7 часов после родов ребенок начинает проявлять повышенный интерес к лицу матери и даже способен имитировать мимику ухаживающих за ним людей.
- В возрасте 6-10 недель ребенок начинает направлять взгляд более осознанно, способен смотреть прямо на родителя и удерживать взгляд с расширением глаз.
- Примерно в возрасте 3-х месяцев ребенок может следить за передвижениями родителя на расстоянии.
- К 9-10 месяцу у ребенка развивается способность следить за взглядом взрослого. Это означает, что он уже понимает, что его глаза предназначены для того, чтобы смотреть и видеть.