Знакомство с таким понятием как эйдитизм
Содержание:
Учебные игры для детей
«Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите малышу подвигаться в танце. Как только мелодия закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.
«Что там?». Предложите малышу послушать и запомнить то, что происходит «в телевизоре». Попросите рассказать, что он услышал
По сигналу внимание ребенка переключается с телевизора на вас и наоборот. Затем малыш должен рассказать, что и где происходило
«Цепочка действий». Предложите ребенку последовательность действий, которую необходимо выполнить шаг за шагом. К примеру, дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести в зал. Поставь их в вазу».
«Запомни и повтори». Назовите малышу несколько чисел и попросите повторить. При этом количество чисел необходимо увеличивать. Сумма слов составляет от одного до десяти. Назовите числа в произвольном порядке, попросите их повторить «задом наперед», то есть в обратном порядке. Назовите слова в произвольном порядке, а затем попросите повторить наоборот.
«Словарная семерка». Прочитайте 7 слов: кот, дом, трамвай, самолет, девочка, мама, пылесос. Попросите малыша запомнить и повторить эти семь слов. Если ему тяжело, дайте ребенку лист бумаги и цветные фломастеры. Предложите к каждому из названных слов сделать рисунок, который помог бы впоследствии вспомнить эти слова.
«Семерка фраз». Назовите семь фразовых словосочетаний.
- Мишка замерз.
- Зайчонок бежит.
- Волк злится.
- Бабуля спит.
- Дедушка ловит рыбу.
- Мама читает.
- Дети гуляют.
Попросите малыша послушать, запомнить и повторить эти фразы. Если ребенку тяжело выполнить это задание, попросите в каждой из фраз нарисовать схему. Пусть он после этого в точности воспроизведет все словосочетания. Если возникнут трудности, помогите подсказками. Отметьте, какую помощь оказывают на него рисунки. Неплохой результат опроса — 6-7 фраз.
«Фантазия». Возьмите картинки, где изображены определенные события. Пусть малыш придумает три предложения по этим рисункам. Затем ему потребуется их повторить.
«Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или любого другого литературного произведения. Затем попросите пересказать то, что услышал. Если малыш затрудняется, повторно перечитайте ему отрывок опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе). Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул из услышанного. Попросите провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть он повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.
Функции визуальной памяти
Основные задачи визуальной памяти – это фиксирование и запоминание зрительных образов для дальнейшего использования. Работу ЗП можно рассмотреть на примере распознавания знакомого лица среди других людей. Алгоритм действия следующий:
- визуальное восприятие лица при первом знакомстве;
- помещение полученного образа в долговременную память;
- зрительное восприятие лица при следующей встрече;
- сравнение картинки с той, что хранится в памяти.
При совпадении человек знакомый, при не совпадении – нет.
Внимание! За ЗП отвечает отдел головного мозга, расположенный в задней его части, – затылочная доля
Доля мозга, отвечающая за ЗП
Как развить фотографическую память
Фотографическая память — способность за считанные секунды запоминать визуальную информацию
Если человек обращает на что-то пристальное внимание, то запоминает этот объект быстрее, чем те вещи, на которых взгляд останавливался мимолетно. Научите малыша концентрировать внимание с помощью игры:
Возьмите несколько интересных предметов и разложите их на столе. Пусть ребенок рассматривает их какое-то время, пытаясь запомнить как можно больше мелких деталей. Затем малыш должен повернуться к столу спиной и перечислить мельчайшие подробности: цвет, количество, форму предметов, их расположение.
Для следующего упражнения понадобится карандаш и несколько листков бумаги. Смысл игры в том, что на одном листе вы рисуете фигурку, а на втором малыш пытается повторить за вами
Играя с ним на улице, не забывайте обращать внимание на изменения в природе, рекламные щиты и яркие вывески. Возвратившись домой, попросите малютку нарисовать то, что он запомнил.
Для хорошей памяти ребенок должен правильно питаться. Включите в его рацион продукты, которые влияют на развитие памяти. А это: лосось, тунец, сельдь, грецкие орехи, шпинат, брокколи, фасоль, тыква, банан, дыня, зеленый чай и абрикос.
Диагностика
Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:
- измерение объёма,
- определение длительности сохранения информации,
- исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.
Объём:
- классический тест по методу Джекобса,
- измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова,
- частичное воспроизведение, метод Сперлинга,
- перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко,
- определение отсутствующего звена по методу Бушке,
- подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.
Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.
Процесс запоминания:
- удержанные члены ряда по методу Эббингауза,
- уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса,
- удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера,
- антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда,
- мысленный лабиринт Персона,
- пиктограммы, метод Выготского,
- двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.
Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.
https://youtube.com/watch?v=qRsghXWhtEE%27
Для изучения процесса воспроизведения используются методы:
- последовательного воспроизведения,
- заданного эталона,
- реконструкции,
- сбережения.
В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.
Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.
Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:
Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.
По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Как правильно развивать слуховую память у малышей?
Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах
На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?
Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания
Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности
Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.
Как измерить память у ребенка
Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.
Зрительная память
Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.
Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.
Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.
Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.
Слуховая память
Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.
Тест на узнавание
Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.
Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.
Виды
В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.
Аудиальная / слуховая
Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.
Визуальная / зрительная
Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.
Тактильная / кинестетическая
Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.
Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.
По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).