Метод незаконченных предложений
Содержание:
- Интерпретация
- Психология насилия над ребенком
- “Незаконченные предложения” тест Сакса-Леви
- Порядок реализации метода незаконченных предложений
- Достоинства:
- Критика
- Интерпретация и анализ результатов
- Как появилась методика Сакса-Леви и в чем заключается суть теста
- Что можно выяснить?
- SSCT: Sack’s Sentence Completion Test
Интерпретация
В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук. Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость — бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими. Если подросток дал подобные продолжения предложенным фразам, значит, он уверен в себе, и он способен преодолевать препятствия.
Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким. Моя мечта — уехать на необитаемый остров. Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента. Невооруженным глазом видно, что он — нереалистично мыслящий глубокий интроверт, отвергающий общество.
Психология насилия над ребенком
- Конвенция ООН о правах ребенка принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Перре М., Лайрейтер А.-Р., Бауманн У. (Perrez M., Laireiter A.- R., Baumann U.) Глава 17. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология. Под ред. М. Пере, У. Бауманна. – СПб.: Питер 2002. – С. 358-392.
- Практическое руководство по психологии посттравматического стресса / под общей редакцией Н.В. Тарабриной. – Часть 1. Теория и методы. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. – 208 с.
- Фромм Э. (Fromm E.) Душа человека. – М.: «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 c.
- Durkgeim E. (Durkheim E.) Sociology and its scientific field // Emile Durkheim: A Collection of Essays / Ed. K. Wolff. N.Y., 1960.
Часть 2. Методология психологического исследования, позволяющая выявлять группы риска детей, переживших опыт насилия, а также наиболее уязвимых в отношении различных форм насилия
“Незаконченные предложения” тест Сакса-Леви
Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов. Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_
Инструкция “На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами”.
Бланк теста
- Думаю, что мой отец редко
- Если все против меня, то
- Я всегда хотел
- Если бы я занимал руководящий пост
- Будущее кажется мне
- Мое начальство
- Знаю, что глупо, но боюсь
- Думаю, что настоящий друг
- Когда я был ребенком
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является
- Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
- По сравнению с большинством других семей моя семья
- Лучше всего мне работается с
- Моя мать и я
- Сделал бы все, чтобы забыть
- Если бы мой отец только захотел
- Думаю, что я достаточно способен, чтобы
- Я мог бы быть очень счастливым, если бы
- Если кто-нибудь работает под моим руководством
- Надеюсь на
- В школе мои учителя
- Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
- Не люблю людей, которые
- Когда-то
- Считаю, что большинство юношей (девушек)
- Супружеская жизнь кажется мне
- Моя семья обращается со мной, как с
- Люди, с которыми я работаю
- Моя мать
- Моей самой большой ошибкой было
- Я хотел бы, чтобы мой отец
- Моя наибольшая слабость заключается в том
- Моим скрытым желанием в жизни
- Мои подчиненные
- Наступит тот день, когда
- Когда ко мне приближается мой начальник
- Хотелось бы мне перестать бояться
- Больше всех люблю тех людей, которые
- Если бы я снова стал молодым
- Считаю, что большинство женщин (мужчин)
- Если бы у меня была нормальная половая жизнь
- Большинство известных мне семей
- Люблю работать с людьми, которые
- Считаю, что большинство матерей
- Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
- Думаю, что мой отец
- Когда мне не везет, я
- Больше всего в жизни я хотел бы
- Когда я даю другим поручение
- Когда буду старым
- Люди, превосходство которых над собой я признаю
- Мои опасения не раз заставляли меня
- Когда меня нет, мои друзья
- Моим самым живым воспоминанием детства является
- Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
- Моя половая жизнь
- Когда я был ребенком, моя семья
- Люди, которые работают со мной
- Я люблю свою мать, но
- Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Обработка и интерпретация результатов Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных сне семей: 1) несчастливые, недружелюбные 2) нервные, не очень дружелюбные 3) все одинаковы Будущее кажется мне: 1) мрачным, плохим, странным 2) туманным, неприглядным 3) неясным, неизвестным |
-2-10
-2-10 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений
Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений
№ | Группы предложений | № заданий | |||
1 23456789101112131415 | Отношение к отцуОтношение к себеНереализованные возможностиОтношение к подчиненнымОтношение к будущемуОтношение к вышестоящим лицамСтрахи и опасенияОтношение к друзьямОтношение к своему прошломуОтношение к лицам противоположного полаСексуальные отношениеОтношения к семьеОтношение к сотрудникамОтношение к материЧувство вины | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 |
Исследованию методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
Порядок реализации метода незаконченных предложений
Особенности процедуры диагностики:
-
иссследование проводится как в группе, так и в индивидуальном порядке, может проходить в письменной или устной форме. Ответы в устной форме допускаются исключительно при индивидуальном тестировании;
-
при письменном варианте проведения теста начала предложений либо озвучивают, либо предоставляют в письменном виде на бланке;
-
тестирование начинается с установления взаимопонимания с ребёнком для получения искренних ответов;
-
истинная цель исследования, как правило, остаётся скрытой от тестируемого, основными мотивами, на которые ориентируют ребёнка, являются развитие памяти и внимания;
-
исследуемого просят отвечать в быстром темпе, продолжать фразы не раздумывая, первыми словами, которые приходят в голову;
-
детям, не владеющим техникой письма достаточно уверенно, предлагается устный вариант тестирования, тогда психолог сам фиксирует ответы ребёнка в бланке или проводит аудиозапись беседы;
-
письменное тестирование лучше проводить с детьми раннего подросткового возраста (10–12 лет). При карточном способе проведения тестирования исследуемый записывает на отдельном листе бумаги только финальную часть фразы, при использовании бланков продолжение фиксируется прямо в бланке.
При карточном способе проведения тестирования дети записывают на отдельном листе бумаги только финальную часть фразы
Тест М. Ньюттена в интерпретации А. Б. Орлова (диагностика мотивации учебной деятельности)
Инструктаж ребёнка: «Давай поиграем в увлекательную игру. Правила игры очень простые: я начинаю предложение, а ты заканчиваешь. Нужно отвечать очень быстро, но предложение должно быть законченным по смыслу. Давай проведём небольшую тренировку. Например, я начинаю предложение с такой фразы: «Мой друг (подруга)…»
Если ребёнок долго обдумывает свой ответ, то стоит напомнить правила ещё раз и повторить попытку: «Я очень хотел бы…»
При необходимости стоит вновь пояснить инструкцию, привести примеры. В оригинальном варианте автор рекомендует фиксировать время реакции с помощью секундомера, но такие меры могут вызвать психологическое напряжение и волнение со стороны ребёнка. Практикующие психологи рекомендуют незаметно отслеживать ход секундной стрелки на часах и отмечать в соответствующей графе точкой интервал в три секунды.
Стимульный материал:
- Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…
- Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
- Больше всего я люблю, когда учитель…
- Больше всего я не люблю, когда учитель…
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Я не люблю школу за то, что…
- Мне радостно, когда в школе…
- Я боюсь, когда в школе…
- Я хотел бы, чтобы в школе…
- Я не хотел бы, чтобы в школе…
- Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
- Если я невнимателен на уроке, я…
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
- Я всегда могу проверить, правильно ли я…
- Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
- Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
- Мне всегда интересно, когда на уроках…
- Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
- Если нам не задают домашнего задания, я…
- Если я не знаю, как решить задачу, я…
- Если я не знаю, как написать слово, я…
- Я лучше понимаю, когда на уроке…
- Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Тест Сакса для младших школьников в интерпритации В. Михала
Адаптированный вариант теста Сакса для детей, предложенный В. Михалом, включает 23 предложения для выявления уровня социализации и степени понимания самого себя. Иными словами, тест направлен на диагностику отношения ребёнка к членам семьи, школьному окружению, своим способностям, а также обнаружение целей, ценностей, внутренних противоречий и переживаний. Ответы фиксируются дословно
Порядок предложений в протоколе можно менять, но важно не озвучивать последовательно все предложения отдельной тематической группы
Стимульный материал:
- Я думаю, что людей больше…
- Ребёнок в семье…
- Мы любим маму, а…
- Бываем среди детей, но…
- Мой брат (сестра)…
- Я достаточно ловкий, чтобы…
- Отцы иногда…
- Дети, с которыми я играю…
- Чтобы наш папа…
- Мои близкие думают обо мне, что я…
- Если бы мой брат (сестра)…
- Мои друзья меня часто…
- Я хочу, чтобы у меня не было…
- Больной ребёнок…
- Я думал, что мама чаще всего…
- Если бы не было школы…
- Я весь трясусь, когда…
- Когда думаю о школе, то…
- Если бы все ребята знали, как я боюсь…
- Я был бы очень счастлив, если бы я…
- Я самый слабый…
- Мой учитель (учительница, учителя)…
- Всегда мечтаю…
Достоинства:
1) МНП достаточно прост по технике реализации;
2) является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП как нормальных, так и клинических случаев;
5 стр., 2180 слов
Методика завершения предложения
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio — бросание вперед…) — один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые …
3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;
4) пригоден для индивидуального и группового использования.
Критика
Тест незаконченное предложение Сакса-Леви, в основе которого лежит концепция проективных методик и методе свободных ассоциаций, широко используется в клинической и повседневной практике и, по мнению многих исследователей и экспертов, является эффективным средством для выявления проблем индивидуального и межличностного характера, внутренних переживаний, а также склонности к болезням, связанным с нервным расстройством. Однако у метода есть ряд недостатков.
Алексей Пахомов, кандидат психологических наук и преподаватель РУДН, в работе «Методика „незаконченные предложения“ Сакса-Леви как учебное пособие» обозначил ряд негативных сторон теста. Во-первых, неоднозначные формулировки некоторых из вопросов теста могут подтолкнуть респондента к использованию не конкретных личностных установок и категорий, а абстрактных понятий, имен и фамилий знакомых ему людей, клише и устойчивых речевых форм, фактической информации — всего, что затрудняет последующий анализ ответов и составление психологического портрета испытуемого. Во-вторых, необходимо максимально адаптировать тест под конкретные категории респондентов для более полного понимания ими формулировок, а следовательно — для более глубоких и честных ответов. В-третьих, по законам психометрии каждый из 15-и секторов должны иллюстрировать 9 незаконченных предложений, а не 4. В противном случае полученный характер (положительное, отрицательное и нейтральное отношение) установок по секторам оказывается недоработанным.
Интерпретация и анализ результатов
Методика незаконченных предложений помогает учителю выявить проблемы с учёбой и выбрать подходящую стратегию создания ситуации успеха для каждого ребёнка
Если тест с помощью незаконченных предложений проводится в упрощённом варианте, то есть без выставления эмоциональной оценки самим школьником, то педагог сам выставляет баллы +1, 0, -1 за каждый ответ исходя из положительного, нейтрального или отрицательного содержания дополненного предложения. Если же методика реализовывалась полностью, то нужно математически подсчитать сумму баллов и оценить результат. При этом таблица интерпретации будет одинаковой.
Баллы | Значение |
+20 и более | Очень положительная установка |
от +19 до +12 | Положительная |
от +11 до +5 | Нейтральная |
от +4 до -10 | Отрицательная |
от -9 и менее | Крайне отрицательная |
Если тест проводится для детей постарше, то используются 56 вопросов, а таблица результатов расширяется пропорционально. После общей оценки учитель исследует ту сферу, за которую ребёнок выставил 0 или -1. Если отрицательный результат выставлен за учебную деятельность, то нужно помочь ребёнку «догнать» учебный материал (с помощью дополнительных занятий, кружков). В случае проблем в семье необходимо провести беседу (беседы) с родителями. Если же отрицательные оценки ребёнок поставил самому себе, то имеет смысл обратиться к профессиональному психологу, который сможет найти подходящую коррекционную программу для работы с малышом. Главное, не упустить момент, так как любые нарушения в шкале самооценки могут привести к серьёзным расстройствам личности.
Методика незаконченных предложений — это тест, имеющий ключевое значение для выработки правильной стратегии психологической работы с детьми. Но если говорить о более практичном применении, то по методике незаконченных предложений можно узнать о тех ведущих сферах деятельности и жизни малыша, которые нуждаются в коррекции. Вот почему учителя начальных классов обязательно должны пользоваться тестом в работе с детским коллективом.
Как появилась методика Сакса-Леви и в чем заключается суть теста
Тест незаконченных предложений создали Джозеф Сакс и Сидней Леви в 1950 году. В английском варианте метод называется SSCT (Sack’s Sentence Completion Test). Благодаря тесту становится возможным определение характера взаимоотношений человека с окружающим миром (семьей, партнерами, коллегами, начальством, подчиненными, друзьями и т.д.) и самим собой, выявление поведенческих особенностей индивида.
Данная методика является вариантом техники словесных ассоциаций, но уменьшает количество самих ассоциаций, давая возможность качественнее определять тон, контекст, качество установок, специфические области внимания или объекты, отражая общую площадь поведенческого мира тестируемого.
«Изначально МЕТОД использовали в работе с учениками старших классов и взрослыми, но сейчас широко применяют и в повседневной практике в работе с детьми дошкольного возраста…»
Анкету адаптируют для детей, добавляя или убирая вопросы. Метод актуален в клинической психологии, реабилитационных мероприятиях.
Данная проективная психологическая методика относится к аддитивным. Ее суть заключается в 60 незаконченных предложениях, которые поделены на 15 основных групп (но в процессе выполнения теста вы не видите разбивку по группам). Тестируемому нужно закончить предложения так, как кажется верным в данный конкретный момент – без длительных раздумий и невнятных описаний.
Каждая из групп характеризует систему отношений в семье человека, его отношения с представителями противоположного и своего пола, родителями, особенности интимной близости, взаимодействие с подчиненными, коллегам, вышестоящим руководством. Отдельные группы демонстрируют испытываемые тестируемым опасения и страхи, чувство вины, деструктивные эмоции, отношение к прошлому и будущему, жизненные цели и стремления, достижения и ошибки.
«Каждая ГРУППА ПРЕДЛОЖЕНИЙ характеризуется по одному и тому же принципу – система определяется как положительная, безразличная, отрицательная»
Это дает возможность выявить у тестируемого больные места, определить точки для работы, найти дисгармоничные системы отношения и действовать в этом поле. Актуально, на моя взгляд, как для психолога в работе с пациентами, так и для неспециалиста для личного самосовершенствования.
Результаты теста Сакса-Леви позволяют составлять психологический портрет человека, выявлять положительные, нейтральные, отрицательные установки в разных сферах личной и общественной жизни, взаимодействии с собой и миром. Тест дает возможность выявлять психические расстройства.
Так, в советской патопсихологии эту методику использовал Г.Г
Румянцев, который продемонстрировал ее важное значение для реабилитационных мероприятий и утверждал, что тест дает возможность определять характеристики, свойственные больным шизофренией
Это интересно: Муж изменил с подругой — объясняем детально
Что можно выяснить?
Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность
Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту — это важно
По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.
Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры. В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта. Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности. Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.
SSCT: Sack’s Sentence Completion Test
Итак, перед вами список из 60 незаконченных предложений. Возьмите лист бумаги и приступайте: пишем номер предложения и слова, которыми мы его заканчиваем. Можно сделать проще – распечатать бланк и дописать все. Завершать предложения нужно первым, что приходит в голову – не анализируя и не раздумывая.
Тест Сакса-Леви «Неоконченные предложения» – закончить каждую строку 1-3 и более словами:
1. Думаю, что мой отец редко…
2. Если все против меня, то…
3. Я всегда хотел…
4. Если бы я занимал руководящий пост…
5. Будущее кажется мне…
6. Мое начальство…
7. Знаю, что глупо, но боюсь…
8. Думаю, что настоящий друг…
9. Когда я был ребенком…
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…
12. По сравнению с большинством других, моя семья…
13. Лучше всего мне работается с…
14. Моя мать и я…
15. Сделал бы все, чтобы забыть…
16. Если бы мой отец только захотел…
17. Думаю, я достаточно способен, чтобы…
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
20. Надеюсь на…
21. В школе мои учителя…
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
23. Не люблю людей, которые…
24. Когда-то…
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…
26. Супружеская жизнь кажется мне…
27. Моя семья обращается со мной как с…
28. Люди, с которыми я работаю…
29. Моя мать…
30. Моей самой большой ошибкой было…
31. Я хотел бы, чтобы мой отец…
32. Моя наибольшая слабость заключается в…
33. Моим скрытым желанием в жизни является…
34. Мои подчиненные…
35. Наступит тот день, когда…
36. Когда ко мне приближается начальник…
37. Хотелось бы мне перестать бояться…
38. Больше всех люблю тех людей, которые…
39. Если бы я снова стал молодым…
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
42. Большинство известных мне семей…
43. Люблю работать с людьми, которые…
44. Считаю, что большинство матерей…
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если…
46. Думаю, что мой отец…
47. Когда мне начинает не везти, я…
48. Больше всего я хотел бы в жизни…
49. Когда я даю другим поручение…
50. Когда буду старым…
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
52. Мои опасения не раз заставляли меня…
53. Когда меня нет, мои друзья…
54. Моим самым живым воспоминанием детства является…
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
56. Моя половая жизнь…
57. Когда я был ребенком, моя семья…
58. Люди, которые работают со мной…
59. Я люблю свою мать, но…
60. Самое худшее, что мне случилось совершить – это…
Результаты теста – группы и ответы:
1. Отношение к отцу – 1, 16, 31, 46
2. Отношение к себе – 2, 17, 32, 47
3. Нереализованные возможности – 3, 18, 33, 48
4. Отношение к подчиненным – 4, 19, 34, 49
5. Отношение к будущему – 5, 20, 35, 50
6. Отношение к вышестоящим лицам – 6, 21, 36, 51
7. Страхи и опасения – 7, 22, 37, 52
8. Отношение к друзьям – 8, 23, 38, 53
9. Отношение к прошлому – 9, 24, 39, 54
10. Отношение к лицам противоположного пола – 10, 25, 40, 55
11. Личная жизнь – 11, 26, 41, 56
12. Отношения в семье – 12, 27, 42, 57
13. Отношение к сотрудникам – 13, 28, 43, 58
14. Отношение к матери – 14, 29, 44, 59
15. Чувство вины – 15, 30, 45, 60
Пример интерпретации результатов:
13. Отношение к коллегам на работе и в школе – оценка -4
Пункты:
13. На работе я лучше всего лажу ни с кем. 0
28. Люди, с которыми я работаю, меня раздражают. -2
43. Люблю работать с людьми, которые ни с кем не хочу работать. 0
58. Люди, которые работают со мной, ненавидят меня. -2
Заключительная интерпретация: Не может найти общего языка с коллегами и ненавидит их.
Сама оценка ни о чем не говорит, но в общем анализ ответов в группе предложений может рассказать о многом, согласитесь. Казалось бы, всего 4 предложения, но как ярко видно проблемы и конфликты, с которыми необходимо работать.
Вне кабинета специалиста, как мне кажется, количественный метод интерпретации результатов не актуален, а вот качественный – очень даже хорош. Просто проанализировать предложения и ответы, в соответствии с группами и сферами. И понять себя чуть-чуть лучше. L
YOU MIGHT ALSO